• Преподавателю
  • География
  • "Календарно-тематическое планирование по природоведению и географии 5-9 класс (по учебнику линиии Д. И. Трайтак и А. Е. Андреева; по географии 6 класс по О. А. Климановой, и второй файл по Т. П. Герасимовой и Н. П. Неклюковой; 7 класс - В. А. Коринская, И. В. Душина; 8"

"Календарно-тематическое планирование по природоведению и географии 5-9 класс (по учебнику линиии Д. И. Трайтак и А. Е. Андреева; по географии 6 класс по О. А. Климановой, и второй файл по Т. П. Герасимовой и Н. П. Неклюковой; 7 класс - В. А. Коринская, И. В. Душина; 8"

Развёрнутое годовое календарно-тематическое планирование уроков с пояснительными записками по природоведению по учебнику линиии Д.И.Трайтак и А.Е.Андреева; по географии 6 класс по О.А.Климановой, и второй файл по Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой; 7 класс - В.А.Коринская, И.В.Душина; 8 - И.И.Баринова; 9 - В.П.Ром, В.Я.Дронов. Планирование составлено в соответствии с двухчасовым ведением курса в каждом классе. В каждом курсе отражена тематика практических работ по географии. Материал будет особенн...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________________/________________

«____»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «__________________ СОШ»

_______________/________________

«____»________________20___г.


Календарно-тематическое планирование

по физической географии

(начальный курс) 6 класс.

на 2011-2012 учебный год

(68 часов, 2 часа в неделю)


Учитель: ____________________________________________

Плановых контрольных уроков ____, зачётов____, тестов____, практических работ_____.

Административный контроль____уроков (даты_____________________________________)




Календарно-тематическое планирование учебного материала

по «Физической географии» (начальный курс) в 6 классе


Программа

Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.

Основная литература


Учебник

Атлас


  • Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2007.

  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.

Дополнительная литература

  • Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2007.

  • Нагорная И.И. География 6 класс Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2007.

  • Воробцова Т.Н. География 6 класс Поурочные планы. - Волгоград.: Учитель - АСТ, 2002.

  • Петрова Н.Н. Тематическое и поурочное планирование по географии 6 класс. М.: АСТ-Астрель, 2002.

  • Большой справочник школьника. М.: Дрофа, 2005.


урока

Тема урока

Практическая

работа

+ Т/Р

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудование урока

Д/З

§


Дата

Введение (3 урока)


1. (1)

География - наука о земной поверхности.


Ввод-ный

Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать: предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

Записи на доске, изображения природных объектов (рисунки, фотографии)

§1, запись в тетради


2. (2)

Развитие географических знаний о Земле.

К/К: нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана,

Х. Колумба

КБ, икт

Знать: основные этапы познания планеты

Рисунки атласа (с.1,3); схема на доске, портреты путешественников, кроссворд, презентация «Великие географические открытия»

§ 2, записи в тетради


3. (3)

Земля - планета Солнечной системы.


КБ

Глобус, схемы годового движения Земли и положения Земли в дни солнцестояния; таблица «Общие сведения о Земле», рис.4с.8 учебника

§3, зад.3 с.9 (в тетради), на с.3 атласа отметить Северный и Южный полюса, экватор и ось.


Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (15 уроков)

Тема 1. План местности (7 уроков)

4. (1)

План местности. Условные знаки.

Построение плана-маршрута движения от дома до школы.

Чтение условных знаков

1: Топографический диктант

Т/Р: Необитаемый остров в подарок. Рассказ с использованием УЗ (условных знаков).

НМ

Изображение поверхности земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта.

Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического

изображения.

Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.

Составление плана местности.

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

Топографическая карта, рисунки атласа с.6,7

§4, усл. знаки, составить рассказ с использованием условных знаков


5. (2)

Масштаб. Измерение расстояний по плану.

Определение расстояний с помощью линейного масштаба

КБ, икт

Топографический план, рис.6 учебника, форзац учебника, задание на доске, презентация «Масштаб и план»

§5, зад.15 с.12, зад.6 с.14 (письменно в тетради)


6. (3)

Стороны горизонта. Ориентирование на местности.

2: Работа с компасом по ориентированию.

Определение направлений и расстояний.

П


Глобус, компас, карточки с заданиями, рисунки в атласе, рис.7,8 учебника


§6, вопрос 3 с.16 (устно)


7. (4)

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Определение относительной и абсолютной высоты.

3.: Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. (построение холма) (Т/Р для см/р)

КБ, икт

Нивелир, карточки для проверки домашнего задания, рисунки учебника на с.18,19,20, мультимедиа-программа


§7, опишите рельеф на плане с.Новинки (атлас с.9)


8. (5)

Съемка местности.


НМ

Рисунки на доске, визирная линейка, компас, планшет, рисунки учебника № 13,14,15; «План-памятка»

§8(1)


9. (6)

Полярная съемка. Маршрутная съемка.

4: Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относит. высоты. (устно)

П

Рисунки на доске, визирная линейка, компас, планшет, рисунки учебника № 13,14,15; «План-памятка»

§8(2,3);

4-7 повторить


10. (7)

Составление плана школьного двора.

(урок-практикум)

5: Составление схематического плана школьного двора.

П

Тренога, планшет с компасом, визирная линейка, рулетка, пирамидки для пометок и реперов

Оформить план школьного двора


Тема 2. Географическая карта (8уроков)

11. (1)

Форма и размеры Земли.

Глобус- модель Земли.


НМ

Изображение поверхности земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта.

Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения.

Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.


Знать: форму и размеры Земли.

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.


Глобусы; рисунок в атласе с.11, рисунок на доске

§9, вопр.4 с.25 (устно), в к/к (карта полушарий) указать меридиан, экватор, ось, СП, ЮП


12. (2)

Географические карты. Их значение в жизни человека.


КБ

Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

Физическая карта полушарий; физическая карта России, политическая карта мира, экономическая России, рисунок атласа с.13, глобус

§10, вопрос 2 (устно), вопрос 6 (письменно)


13. (3)

Градусная сеть на глобусах и картах.

6: Правила оформления к/к..

Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сети.

НМ

Карта полушарий, глобус, рисунок атласа с.12, физическая карта России, экономическая карта России. Политическая карта мира

§11, подготовиться к географическому диктанту по определениям § 3-11


14. (4) 15. (5)

Географические координаты.

Определение координат своей местности.


7: Определение геогр. координат точек и точек по геогр. координатам. Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта, направления и расстояния от своего нас. пункта до ближайшего моря, озера, реки

П

Карта полушарий, глобус, физическая карта России.

Карта и атласы Омской области

§12, 13, зад. 4 (на ¼ альбомного листа)


16. (6)

Географические координаты

(урок-практикум)

8: Определение географических координат точек и точек по географическим координатам.

НМ

П, икт

Карта полушарий, глобус, физическая карта России, раздаточные листы с заданиями для практической работы, мультимедиа-программа

-


17. (7)

Изображение высот и глубин на физических картах.

Определение max и min высоты Омской области.

9: Определение по карте высот и глубин объектов.-

КБ

Физическая карта полушарий, глобус, карты атласа, записи на доске. Карта и атласы Омской области

§14; зад.2,3,4 (письменно в тетради)


18. (8)

Обобщение: План и карта.

10: Характеристика карты своей местности

Т/Р: Сочинение: Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?

ОКК

Контрольные тесты в 2 варианта. Карты атласа. Атлас Омской области

§15

сочинение


Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки. (40 уроков)

Тема 1. ЛИТОСФЕРА (8 уроков)

19. (1)

Земля и её строение.


НМ, икт

Литосфера, строение земной коры.

Геология.

Внутреннее строение Земли.

Состав земной коры.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли.

Разнообразие форм рельефа. Главные формы рельефа.

Рельеф дна океанов.

Человек и земная кора.

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.

Уметь: работать с контурной картой

Схема на доске, рисунки учебника, физическая карта полушарий, презентация «Строение земной коры»

§16; индивидуальные зад.: подготовить сообщения о горных породах и минералах


20. (2)

Горные породы и минералы, слагающие земную кору.

11: Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)

Урок- сказка с элементами П/Р

На доске плакат дворец «Литосфера», ключ. Раздаточный материал («Горные породы и минералы»), рисунки и фото учебника

§17, зад.5 с.44 (в тетради)


21. (3)

Движение земной коры. Землетрясения.


НМ

Картины, отображающие землетрясения, атлас с.27, таблица: «Крупные землетрясения»

§18,в к/к указать сейсмические пояса; подготовить сообщения: Гейзеры; Горячие источники


22. (4)

Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

к/к - обозначение вулканов


КБ, икт

Физическая карта мира, рисунки и фото вулканов, гейзеров; таблица «Крупные извержения вулканов», презентация «Вулканы. Извержения вулканов»

§19, вопрос 4


23. (5)

Рельеф суши. Горы.

12: Описание горной страны по типовому плану. к/к - горы, отдельные вершины

НМ

Тесты, физическая карта мира, геологическая карта мира, фото и рисунки гор.

§20, вопр. 3,5,8


24. (6)

Равнины суши.

Изучение рельефа

Омской области

13: Описание равнины по типовому плану

к/к - крупные равнины Изучение рельефа своей местности.

НМ

Физическая карта мира, фото и рисунки равнин. Карта и атласы Омской области

§21, вопр.3,5,6


25. (7)

Рельеф дна Мирового океана.

14: Описание рельефа дна океана по типовому плану.


НМ

Физическая карт а мира, геологическая карта мира, карта океанов

§22, вопр. 1-11 на с. 67-68


26.(8)

Контрольная работа по теме: «Литосфера»



ОКК


Тексты контрольной работы, контурные карты.



Тема 2. ГИДРОСФЕРА (15 уроков)

27. (1)

Гидросфера и ее части.

Мировой круговорот воды.

Т/Р: Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта.

(сочинение, отд. лист)

НМ, икт

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.






Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины е происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

Физическая карта России и полушарий, глобус, картины моря и океана, схемы учебника, презентация «Гидросфера - водная оболочка Земли»

§23, вопр.7 (письменно)


28, 29 (2,3)

Мировой океан и его части.

№15. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. (на К\К)

к/к - океаны, моря, острова, полуострова, проливы, заливы

НМ, икт

Физическая карта России и полушарий, глобус, таблица 4 с.73 (учебник), презентация «Мировой океан и его части»

§24, вопр. 3,

к/к


30. (4)

Свойства океанической воды.

16: Характеристика карты океанов (устно)

КБ


Физическая карта полушарий, глобус


§25


31. (5)

Волны в океане.


НМ, икт

Рисунок «Ветровые волны», рисунки в учебнике, физическая карта полушарий; рисунки приливов и отливов, цунами, текст на доске, мультимедиа-программа

§26


32. (6)

Океанические течения.

к/к - основные течения


КБ

Карта океанов, физическая карта полушарий

§27, выучить схему течений по карте океанов, §28 (самостоятельное изучение), повторить §23-27


33. (7)

Контрольная работа по теме: «Мировой океан»


ОКК

Тексты контрольных работ, распечатки контурной карты для каждого ученика



34. (8)

Воды суши. Подземные воды и их роль в жизни человека.


НМ с элем. беседы

Физическая карта России. Полушарий. Стакан, воронка, песок, глина

§29, учить определения



35. (9)

Река и ее части.

к/к - основные речные системы

НМ, икт

Физическая карта полушарий и России, «схема речной системы», презентация-повторение «Источники пресной воды»

§30, к/к

знать определения


36. (10)

Характер реки.

Питание рек.

17: Характеристика реки по типовому плану. (ЛОК)

П

Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки порогов, водопадов, равнинных и горных рек.

§30, определить координаты водопадов: Анхель, Ниагарски, Виктория


37. (11)

Озера.

18: Характеристика озера по типовому плану. (ЛОС)

к/к - основные озера

П


Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки озёр


§31, вопр.3 (письменно)к/к


38. (12)

Ледники.


И

Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки ледников, айсбергов

§32, вопр.3 (письменно; подготовить сообщения (3 ученика)


39. (13)

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы

к/к - каналы

КБ, икт

Физическая карта полушарий и России, изображения каналов, водохранилищ, прудов, мини-презентация «Обобщение: Вода на Земле»

§33,34


40. (14)

Внутренние воды Омской области. Особенности вод своей местности (Омской области).

19: Изучение подземных и поверхностных вод своей мест­ности как части мирового круговорота воды в природе.


И

Карта и атласы Омской области

записи в тетрадях,


41. (15)

Контрольная работа по теме: «Воды суши»



ОКК

Тексты контрольной работы, контурные карты.



Тема 3. АТМОСФЕРА (12 уроков)

42. (1)

Атмосфера и ее строение.


НМ, икт

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

Глобус, колба, весы, спиртовка, презентация «Атмосфера Земли»

§35, провести опыт и записать в тетрадь результаты измерения темпер-ры в течении дня.


43. (2)

Температура воздуха.


П

Демонстрационный термометр, рисунки учебника

§36, вопр.3 (письменно)


44. (3)

Годовой ход температуры воздуха

20: Составление графика температур. Определение средних температур

КБ

Задание на доске, текст с пропущенными понятиями и знаками, карточки с графиками

§37, вопр.4. послушать прогноз погоды по телевизору или радио. Обратить внимание на давление


45. (4)

Атмосферное давление.


НМ

Ртутный барометр, барометр-анероид, стакан с водой, воронка

§38, ответить на вопросы в конце параграфа устно


46. (5)

Ветер.

21: Построение «розы ветров»

И, икт

Свеча, папиросная бумага, таблицы: «Типы ветров», «Постоянные ветры», схемы «Бризы», «Циклоны», презентация «Ветер»

§39, подготовить сообщения об урагане и смерче


47. (6)

Водяной пар и облака.

Определение степени облачности, формы облаков

КБ

Картины облаков, текст игры «Узнай слово», «Роза ветров»

§40


48.(7)

Атмосферные осадки.

22: Построение диаграммы осадков. (ЛОС)

П

Физическая карта полушарий; карты атласа, картины облаков, рисунки типов осадков, роза ветров

§41, описать t0 С, кол-во осадков, направлений ветра территорий: Вост.-Евр. равнины, Амазонс. низм., пуст.Виктория


49. (8)

Погода. Типы погоды. Погодные условия Омской области (наблюдение)

23: Построение диаграммы типов погод. (ЛОС)

П

Физическая карта России и полушарий, календарь погоды, тексты на партах учащихся. Карта и атласы Омской области

§42, подготовить сообщения об уникальных явлениях погоды


50. (9)

Климат.

Климат нашей местности (Омской области)

24: Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности

П

Физическая карта России и полушарий, текст на доске для проверки д/з, Карта и атласы Омской области

§43,вопр.4 (письменно), инд.зад.: подготовить мини-сообщения: «Причины изменения климата», «Воздействия человека на климат»


51. (10)

Распределение солнечного света и тепла на Земле.


НМ


Карточки с заданиями, карты из атласа «Климатическая карта Евразии», «Климатическая карта мира»

§44,повторить основные понятия §36,38,39,41


52. (11)

Климатообразующие факторы.


НМ

Физическая карта полушарий, карты атласа, табл. В атласе: «Фенологические сроки наступления времён года», кроссворд «Атмосфера»

§45, подготовиться к контрольной работе по теме: «Атмосфера»


53. (12)

Контрольная работа по теме: «Атмосфера».




ОКК

Тексты контрольной работы



Тема 4. Разнообразие и распространение организ­мов на Земле. БИОСФЕРА. ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ (5 уроков)

54. (1)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера.


КБ, икт

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь меду ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки, понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

Таблица «Разнообразие живого», карта «Растения и животные мира», таблица «Высотная поясность», презентация «Биосфера»

§46, вопр.4 с.145 (письменно)


55. (2)

Природные зоны Земли. Природные зоны Омской области.

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

НМ, икт

Рисунки «растения и животные сообществ», карты: Природные зоны Земли, Климатическая карта мира, Карта растительности и животного мира, Почвенная карта мира. Карта и атласы Омской области, презентация «Растения и животные Омской области»

§47


56. (3)

Организмы в Мировом океане.


НМ

Текст с вопросами для проверки д/з, рисунки организмов в мировом океане, карта «Мировой океан»

§48


57. (4)

Воздействие организмов на земные оболочки.


НМ

Схема на доске, карта «Физическая карта полушарий», «Растительный и животный мир Земли»

§49, подготовиться к тестированию по теме «Биосфера»


58. (5)

Природный комплекс.

Воздействие человека на ПК.

25: Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

НМ

Тест «Биосфера», схема «Природный комплекс», карта полушарий

§50, вопр.4 (письменно в тетради)


Раздел 3. Население Земли (5 уроков)

59. (1)

Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли.

Численность жителей Омской области.


НМ

Человечество - единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы.


Знать: численность населения Земли, основные расы. Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

Карты «Физическая карта мира», «Численность и плотность населения», Карта и атласы Омской области, таблицы для д/з

§51,52; выполнить задания к таблице «Государства и столицы мира»


60. (2)

Основные типы населенных пунктов.


НМ

Схема «Типы населенных пунктов», «Политическая карта мира»

§53


61.(3)

Государства на карте мира.

Г.Омск на государственной карте.

26: Обозначение на к/к крупнейших государств и их столиц

П

«Политическая карта мира»

Закончить работу в к/к, один учащийся готовит ответ на вопрос: «Почему человек - часть биосферы?»


62.(4)

Человек-часть биосферы. Охрана природы.


27: Описание ГП страны


П, икт

Презентация «Что мы оставим нашим потомкам?..»

§54, подготовиться к контрольной работе по теме: Население Земли


63. (5)

Контрольная работа по теме: Население Земли.


ОКК




Раздел 4 . Влияние природы на жизнь и здоровье человека (1 урок)

64. (1)

Стихийные природные явления


НМ, икт



Физическая карта мира, презентация «Стихии природы», кроссворд

§55, повторить


Раздел 5 . Повторение и обобщение основных знаний курса «Физическая география» (2 урока)

65. (1)

Обобщение знаний по курсу «Физическая география»


Урок-игра


Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

Называть меры по охране природы.

Физическая карта полушарий, карточки с заданиями.

Подготовиться к итоговому тестированию по курсу «Физическая география»


66. (2)

Итоговое тестирование по курсу «Физическая география»


ОКК

Тексты с тестовыми заданиями



* 2 часа резервное время

Условные обозначения:

к/к - контурная карта

Т для см/р - тетрадь для самостоятельных работ

ЛОК - лист опорного конспекта

Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, О - открытие, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений,

икт - урок с применением ИКТ

© 2010-2022