- Преподавателю
- География
- "Календарно-тематическое планирование по природоведению и географии 5-9 класс (по учебнику линиии Д. И. Трайтак и А. Е. Андреева; по географии 6 класс по О. А. Климановой, и второй файл по Т. П. Герасимовой и Н. П. Неклюковой; 7 класс - В. А. Коринская, И. В. Душина; 8"
"Календарно-тематическое планирование по природоведению и географии 5-9 класс (по учебнику линиии Д. И. Трайтак и А. Е. Андреева; по географии 6 класс по О. А. Климановой, и второй файл по Т. П. Герасимовой и Н. П. Неклюковой; 7 класс - В. А. Коринская, И. В. Душина; 8"
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жумабаева Н.А. |
Дата | 23.10.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
| «Утверждаю» Директор МКОУ «__________________ СОШ» _______________/________________ «____»________________20___г.
|
Календарно-тематическое планирование
по физической географии
(начальный курс) 6 класс.
на 2011-2012 учебный год
(68 часов, 2 часа в неделю)
Учитель: ____________________________________________
Плановых контрольных уроков ____, зачётов____, тестов____, практических работ_____.
Административный контроль____уроков (даты_____________________________________)
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Физической географии» (начальный курс) в 6 классе
Программа
Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.
Основная литература
Учебник
Атлас
-
Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2007.
-
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.
Дополнительная литература
-
Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2007.
-
Нагорная И.И. География 6 класс Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Воробцова Т.Н. География 6 класс Поурочные планы. - Волгоград.: Учитель - АСТ, 2002.
-
Петрова Н.Н. Тематическое и поурочное планирование по географии 6 класс. М.: АСТ-Астрель, 2002.
-
Большой справочник школьника. М.: Дрофа, 2005.
№
урока
Тема урока
Практическая
работа
+ Т/Р
Тип урока
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Оборудование урока
Д/З
§
Дата
Введение (3 урока)
1. (1)
География - наука о земной поверхности.
Ввод-ный
Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
Знать: предмет изучения географии.
Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
Записи на доске, изображения природных объектов (рисунки, фотографии)
§1, запись в тетради
2. (2)
Развитие географических знаний о Земле.
К/К: нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана,
Х. Колумба
КБ, икт
Знать: основные этапы познания планеты
Рисунки атласа (с.1,3); схема на доске, портреты путешественников, кроссворд, презентация «Великие географические открытия»
§ 2, записи в тетради
3. (3)
Земля - планета Солнечной системы.
КБ
Глобус, схемы годового движения Земли и положения Земли в дни солнцестояния; таблица «Общие сведения о Земле», рис.4с.8 учебника
§3, зад.3 с.9 (в тетради), на с.3 атласа отметить Северный и Южный полюса, экватор и ось.
Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (15 уроков)
Тема 1. План местности (7 уроков)
4. (1)
План местности. Условные знаки.
Построение плана-маршрута движения от дома до школы.
Чтение условных знаков
№1: Топографический диктант
Т/Р: Необитаемый остров в подарок. Рассказ с использованием УЗ (условных знаков).
НМ
Изображение поверхности земли на глобусе и карте.
План местности. Географическая карта.
Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического
изображения.
Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.
Составление плана местности.
Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.
Топографическая карта, рисунки атласа с.6,7
§4, усл. знаки, составить рассказ с использованием условных знаков
5. (2)
Масштаб. Измерение расстояний по плану.
Определение расстояний с помощью линейного масштаба
КБ, икт
Топографический план, рис.6 учебника, форзац учебника, задание на доске, презентация «Масштаб и план»
§5, зад.15 с.12, зад.6 с.14 (письменно в тетради)
6. (3)
Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
№2: Работа с компасом по ориентированию.
Определение направлений и расстояний.
П
Глобус, компас, карточки с заданиями, рисунки в атласе, рис.7,8 учебника
§6, вопрос 3 с.16 (устно)
7. (4)
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Определение относительной и абсолютной высоты.
№3.: Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. (построение холма) (Т/Р для см/р)
КБ, икт
Нивелир, карточки для проверки домашнего задания, рисунки учебника на с.18,19,20, мультимедиа-программа
§7, опишите рельеф на плане с.Новинки (атлас с.9)
8. (5)
Съемка местности.
НМ
Рисунки на доске, визирная линейка, компас, планшет, рисунки учебника № 13,14,15; «План-памятка»
§8(1)
9. (6)
Полярная съемка. Маршрутная съемка.
№4: Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относит. высоты. (устно)
П
Рисунки на доске, визирная линейка, компас, планшет, рисунки учебника № 13,14,15; «План-памятка»
§8(2,3);
4-7 повторить
10. (7)
Составление плана школьного двора.
(урок-практикум)
№5: Составление схематического плана школьного двора.
П
Тренога, планшет с компасом, визирная линейка, рулетка, пирамидки для пометок и реперов
Оформить план школьного двора
Тема 2. Географическая карта (8уроков)
11. (1)
Форма и размеры Земли.
Глобус- модель Земли.
НМ
Изображение поверхности земли на глобусе и карте.
План местности. Географическая карта.
Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения.
Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности.
Знать: форму и размеры Земли.
Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.
Глобусы; рисунок в атласе с.11, рисунок на доске
§9, вопр.4 с.25 (устно), в к/к (карта полушарий) указать меридиан, экватор, ось, СП, ЮП
12. (2)
Географические карты. Их значение в жизни человека.
КБ
Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.
Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки; определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
Физическая карта полушарий; физическая карта России, политическая карта мира, экономическая России, рисунок атласа с.13, глобус
§10, вопрос 2 (устно), вопрос 6 (письменно)
13. (3)
Градусная сеть на глобусах и картах.
№6: Правила оформления к/к..
Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сети.
НМ
Карта полушарий, глобус, рисунок атласа с.12, физическая карта России, экономическая карта России. Политическая карта мира
§11, подготовиться к географическому диктанту по определениям § 3-11
14. (4) 15. (5)
Географические координаты.
Определение координат своей местности.
№7: Определение геогр. координат точек и точек по геогр. координатам. Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта, направления и расстояния от своего нас. пункта до ближайшего моря, озера, реки
П
Карта полушарий, глобус, физическая карта России.
Карта и атласы Омской области
§12, 13, зад. 4 (на ¼ альбомного листа)
16. (6)
Географические координаты
(урок-практикум)
№8: Определение географических координат точек и точек по географическим координатам.
НМ
П, икт
Карта полушарий, глобус, физическая карта России, раздаточные листы с заданиями для практической работы, мультимедиа-программа
-
17. (7)
Изображение высот и глубин на физических картах.
Определение max и min высоты Омской области.
№ 9: Определение по карте высот и глубин объектов.-
КБ
Физическая карта полушарий, глобус, карты атласа, записи на доске. Карта и атласы Омской области
§14; зад.2,3,4 (письменно в тетради)
18. (8)
Обобщение: План и карта.
№ 10: Характеристика карты своей местности
Т/Р: Сочинение: Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?
ОКК
Контрольные тесты в 2 варианта. Карты атласа. Атлас Омской области
§15
сочинение
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки. (40 уроков)
Тема 1. ЛИТОСФЕРА (8 уроков)
19. (1)
Земля и её строение.
НМ, икт
Литосфера, строение земной коры.
Геология.
Внутреннее строение Земли.
Состав земной коры.
Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли.
Разнообразие форм рельефа. Главные формы рельефа.
Рельеф дна океанов.
Человек и земная кора.
Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.
Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.
Уметь: работать с контурной картой
Схема на доске, рисунки учебника, физическая карта полушарий, презентация «Строение земной коры»
§16; индивидуальные зад.: подготовить сообщения о горных породах и минералах
20. (2)
Горные породы и минералы, слагающие земную кору.
№11: Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)
Урок- сказка с элементами П/Р
На доске плакат дворец «Литосфера», ключ. Раздаточный материал («Горные породы и минералы»), рисунки и фото учебника
§17, зад.5 с.44 (в тетради)
21. (3)
Движение земной коры. Землетрясения.
НМ
Картины, отображающие землетрясения, атлас с.27, таблица: «Крупные землетрясения»
§18,в к/к указать сейсмические пояса; подготовить сообщения: Гейзеры; Горячие источники
22. (4)
Вулканы. Горячие источники, гейзеры.
к/к - обозначение вулканов
КБ, икт
Физическая карта мира, рисунки и фото вулканов, гейзеров; таблица «Крупные извержения вулканов», презентация «Вулканы. Извержения вулканов»
§19, вопрос 4
23. (5)
Рельеф суши. Горы.
№ 12: Описание горной страны по типовому плану. к/к - горы, отдельные вершины
НМ
Тесты, физическая карта мира, геологическая карта мира, фото и рисунки гор.
§20, вопр. 3,5,8
24. (6)
Равнины суши.
Изучение рельефа
Омской области
№13: Описание равнины по типовому плану
к/к - крупные равнины Изучение рельефа своей местности.
НМ
Физическая карта мира, фото и рисунки равнин. Карта и атласы Омской области
§21, вопр.3,5,6
25. (7)
Рельеф дна Мирового океана.
№14: Описание рельефа дна океана по типовому плану.
НМ
Физическая карт а мира, геологическая карта мира, карта океанов
§22, вопр. 1-11 на с. 67-68
26.(8)
Контрольная работа по теме: «Литосфера»
ОКК
Тексты контрольной работы, контурные карты.
Тема 2. ГИДРОСФЕРА (15 уроков)
27. (1)
Гидросфера и ее части.
Мировой круговорот воды.
Т/Р: Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта.
(сочинение, отд. лист)
НМ, икт
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины е происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.
Физическая карта России и полушарий, глобус, картины моря и океана, схемы учебника, презентация «Гидросфера - водная оболочка Земли»
§23, вопр.7 (письменно)
28, 29 (2,3)
Мировой океан и его части.
№15. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. (на К\К)
к/к - океаны, моря, острова, полуострова, проливы, заливы
НМ, икт
Физическая карта России и полушарий, глобус, таблица 4 с.73 (учебник), презентация «Мировой океан и его части»
§24, вопр. 3,
к/к
30. (4)
Свойства океанической воды.
№16: Характеристика карты океанов (устно)
КБ
Физическая карта полушарий, глобус
§25
31. (5)
Волны в океане.
НМ, икт
Рисунок «Ветровые волны», рисунки в учебнике, физическая карта полушарий; рисунки приливов и отливов, цунами, текст на доске, мультимедиа-программа
§26
32. (6)
Океанические течения.
к/к - основные течения
КБ
Карта океанов, физическая карта полушарий
§27, выучить схему течений по карте океанов, §28 (самостоятельное изучение), повторить §23-27
33. (7)
Контрольная работа по теме: «Мировой океан»
ОКК
Тексты контрольных работ, распечатки контурной карты для каждого ученика
34. (8)
Воды суши. Подземные воды и их роль в жизни человека.
НМ с элем. беседы
Физическая карта России. Полушарий. Стакан, воронка, песок, глина
§29, учить определения
35. (9)
Река и ее части.
к/к - основные речные системы
НМ, икт
Физическая карта полушарий и России, «схема речной системы», презентация-повторение «Источники пресной воды»
§30, к/к
знать определения
36. (10)
Характер реки.
Питание рек.
№17: Характеристика реки по типовому плану. (ЛОК)
П
Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки порогов, водопадов, равнинных и горных рек.
§30, определить координаты водопадов: Анхель, Ниагарски, Виктория
37. (11)
Озера.
№18: Характеристика озера по типовому плану. (ЛОС)
к/к - основные озера
П
Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки озёр
§31, вопр.3 (письменно)к/к
38. (12)
Ледники.
И
Физическая карта полушарий и России, фото и рисунки ледников, айсбергов
§32, вопр.3 (письменно; подготовить сообщения (3 ученика)
39. (13)
Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы
к/к - каналы
КБ, икт
Физическая карта полушарий и России, изображения каналов, водохранилищ, прудов, мини-презентация «Обобщение: Вода на Земле»
§33,34
40. (14)
Внутренние воды Омской области. Особенности вод своей местности (Омской области).
№19: Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.
И
Карта и атласы Омской области
записи в тетрадях,
41. (15)
Контрольная работа по теме: «Воды суши»
ОКК
Тексты контрольной работы, контурные карты.
Тема 3. АТМОСФЕРА (12 уроков)
42. (1)
Атмосфера и ее строение.
НМ, икт
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).
Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.
Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать погоду и климат своей местности.
Глобус, колба, весы, спиртовка, презентация «Атмосфера Земли»
§35, провести опыт и записать в тетрадь результаты измерения темпер-ры в течении дня.
43. (2)
Температура воздуха.
П
Демонстрационный термометр, рисунки учебника
§36, вопр.3 (письменно)
44. (3)
Годовой ход температуры воздуха
№20: Составление графика температур. Определение средних температур
КБ
Задание на доске, текст с пропущенными понятиями и знаками, карточки с графиками
§37, вопр.4. послушать прогноз погоды по телевизору или радио. Обратить внимание на давление
45. (4)
Атмосферное давление.
НМ
Ртутный барометр, барометр-анероид, стакан с водой, воронка
§38, ответить на вопросы в конце параграфа устно
46. (5)
Ветер.
№21: Построение «розы ветров»
И, икт
Свеча, папиросная бумага, таблицы: «Типы ветров», «Постоянные ветры», схемы «Бризы», «Циклоны», презентация «Ветер»
§39, подготовить сообщения об урагане и смерче
47. (6)
Водяной пар и облака.
Определение степени облачности, формы облаков
КБ
Картины облаков, текст игры «Узнай слово», «Роза ветров»
§40
48.(7)
Атмосферные осадки.
№22: Построение диаграммы осадков. (ЛОС)
П
Физическая карта полушарий; карты атласа, картины облаков, рисунки типов осадков, роза ветров
§41, описать t0 С, кол-во осадков, направлений ветра территорий: Вост.-Евр. равнины, Амазонс. низм., пуст.Виктория
49. (8)
Погода. Типы погоды. Погодные условия Омской области (наблюдение)
№23: Построение диаграммы типов погод. (ЛОС)
П
Физическая карта России и полушарий, календарь погоды, тексты на партах учащихся. Карта и атласы Омской области
§42, подготовить сообщения об уникальных явлениях погоды
50. (9)
Климат.
Климат нашей местности (Омской области)
№24: Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности
П
Физическая карта России и полушарий, текст на доске для проверки д/з, Карта и атласы Омской области
§43,вопр.4 (письменно), инд.зад.: подготовить мини-сообщения: «Причины изменения климата», «Воздействия человека на климат»
51. (10)
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
НМ
Карточки с заданиями, карты из атласа «Климатическая карта Евразии», «Климатическая карта мира»
§44,повторить основные понятия §36,38,39,41
52. (11)
Климатообразующие факторы.
НМ
Физическая карта полушарий, карты атласа, табл. В атласе: «Фенологические сроки наступления времён года», кроссворд «Атмосфера»
§45, подготовиться к контрольной работе по теме: «Атмосфера»
53. (12)
Контрольная работа по теме: «Атмосфера».
ОКК
Тексты контрольной работы
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. БИОСФЕРА. ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ (5 уроков)
54. (1)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера.
КБ, икт
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь меду ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки, понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.
Таблица «Разнообразие живого», карта «Растения и животные мира», таблица «Высотная поясность», презентация «Биосфера»
§46, вопр.4 с.145 (письменно)
55. (2)
Природные зоны Земли. Природные зоны Омской области.
Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
НМ, икт
Рисунки «растения и животные сообществ», карты: Природные зоны Земли, Климатическая карта мира, Карта растительности и животного мира, Почвенная карта мира. Карта и атласы Омской области, презентация «Растения и животные Омской области»
§47
56. (3)
Организмы в Мировом океане.
НМ
Текст с вопросами для проверки д/з, рисунки организмов в мировом океане, карта «Мировой океан»
§48
57. (4)
Воздействие организмов на земные оболочки.
НМ
Схема на доске, карта «Физическая карта полушарий», «Растительный и животный мир Земли»
§49, подготовиться к тестированию по теме «Биосфера»
58. (5)
Природный комплекс.
Воздействие человека на ПК.
№25: Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
НМ
Тест «Биосфера», схема «Природный комплекс», карта полушарий
§50, вопр.4 (письменно в тетради)
Раздел 3. Население Земли (5 уроков)
59. (1)
Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли.
Численность жителей Омской области.
НМ
Человечество - единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы.
Знать: численность населения Земли, основные расы. Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
Карты «Физическая карта мира», «Численность и плотность населения», Карта и атласы Омской области, таблицы для д/з
§51,52; выполнить задания к таблице «Государства и столицы мира»
60. (2)
Основные типы населенных пунктов.
НМ
Схема «Типы населенных пунктов», «Политическая карта мира»
§53
61.(3)
Государства на карте мира.
Г.Омск на государственной карте.
№26: Обозначение на к/к крупнейших государств и их столиц
П
«Политическая карта мира»
Закончить работу в к/к, один учащийся готовит ответ на вопрос: «Почему человек - часть биосферы?»
62.(4)
Человек-часть биосферы. Охрана природы.
№27: Описание ГП страны
П, икт
Презентация «Что мы оставим нашим потомкам?..»
§54, подготовиться к контрольной работе по теме: Население Земли
63. (5)
Контрольная работа по теме: Население Земли.
ОКК
Раздел 4 . Влияние природы на жизнь и здоровье человека (1 урок)
64. (1)
Стихийные природные явления
НМ, икт
Физическая карта мира, презентация «Стихии природы», кроссворд
§55, повторить
Раздел 5 . Повторение и обобщение основных знаний курса «Физическая география» (2 урока)
65. (1)
Обобщение знаний по курсу «Физическая география»
Урок-игра
Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.
Называть меры по охране природы.
Физическая карта полушарий, карточки с заданиями.
Подготовиться к итоговому тестированию по курсу «Физическая география»
66. (2)
Итоговое тестирование по курсу «Физическая география»
ОКК
Тексты с тестовыми заданиями
* 2 часа резервное время
Условные обозначения:
к/к - контурная карта
Т для см/р - тетрадь для самостоятельных работ
ЛОК - лист опорного конспекта
Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, О - открытие, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений,
икт - урок с применением ИКТ