Рабочая программа по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу географии России.Природа. для 8 класса

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В курс географии России включены темы по изучению географии своей местности, т. е. Алтайского края ( УМК - Ревякин В. С. География алтайского края. Барнаул, XXI век, 2004.)

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности.
В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географи­ческих особенностях природы, населения и хозяйства разных терри­торий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целост­ности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую кар­ту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобрете­ния новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, по­зитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию геогра­фических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окру­жающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адап­тации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

  • тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного) уровня;

  • ориентация на комплексный подход в решении разнообразный экологических, экономических, социальных задач;

  • показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействия природы и общества».

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. На уроках географии сами школьники создают модели: строят графики и диаграммы, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей. Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа

Календарно-тематическое планирование по географии России 8 класс

№ п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Практические работы

№ недели

Введение. Наша Родина на карте мира. (3 ч)


1

1

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний.

1

2

1

Географическое положение России. Моря, омывающие территорию России.

Обозначение на контурной карте границ России, соседних государств, крайних точек.

1

3

1

Россия на

карте часовых поясов.

Определение поясного времени для разных пунктов России.

2

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.(29 ч.)

222

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (6 ч)


4

1

Особенности рельефа России. Горы и равнины.

Геологическое строение территории России.

Взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа. Обозначение на контурной карте гор и равнин, литосферных плит, древних платформенных участков, зон сейсмичности.

2

5

1

Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры.

3

6

1

Минеральные ресурсы России.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

3

7

1

Развитие форм рельефа. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы.

4

8

1

Древние и современные оледенения. Деятельность ветра. Изменения рельефа человеком.

4

9

1

Закономерности формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности.

5

Тема 2. Климат и климатические ресурсы. (6 ч)

5

10

1

Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны.

5

11

1

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории.

Чтение и анализ климатических карт, характеристика климата отдельных территорий.

6

12

1

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода северного полушария.

6

13

1

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

7

14

1

Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

7

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. (6 ч)


15

1

Разнообразие внутренних вод России. Виды вод суши на территории страны

8

16

1

Реки. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток.

Составление характеристики одной из рек.

8

17

1

Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Объяснение опасных природных явлений на территории страны, их зависимость от рельефа и климата.

9

18

1

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

9

19

1

Водные ресурсы. Искусственные водоёмы.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

10

20

1

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

10

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. (6 ч)

11

21

1

Почвы - особый компонент природы. Докучаев В. В.-основоположник почвоведения.

11

22

1

Образование почв и их разнообразие.

11

23

1

Закономерности распространения почв.

12

24

1

Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель.

Выявление условий почвообразования основных типов почв, оценка их плодородия

12

25

1

Изменение почв в процессе хозяйственной деятельности . Борьба с эрозией и загрязнением почв.

13

26

1

Особенности почв своего региона и своей местности.

Знакомство с образцами почв своей местности.

13

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (6 ч.)

14

27

1

Растительный мир России. Видовое разнообразие.

14

28

1

Животный мир. Охрана органического мира

14

29

1

Особенности растительности и животного мира природных зон.

15

30

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

15

31

1

Природно-ресурсный потенциал России.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

16

32

1

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия.

16

33

1

Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

17

Раздел II. Природ18ные комплексы России. (33 ч.)


Тема 1. Природное районирование. (8 ч.)


34

1

Разнообразие природных комплексов России.

17

35

1

Моря как крупные природные комплексы.

18

36

1

Природные зоны России.

18

37

1

Разнообразие лесов России.

19

38

1

Безлесные зоны на юге России.

19

39

1

Высотная поясность.

20

40

1

Природные ресурсы зон их использование экологические проблемы.

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

20

41

1

Природная зона своей местности, её экологические проблемы

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

21

Тема 2. Природа регионов России. (18 ч)


42

1

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Обозначение на контурной карте названий всех географических объектов, указанных в § 27, написать названия крупных городов.

21

43

1

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов.

22

44

1

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

Обозначение на контурной карте основных природных ресурсов Русской равнины.

22

45

1

Кавказ - самые высокие горы России.

Обозначение основных географических объектов Кавказа, месторождения полезных ископаемых.

23

46

1

Природные комплексы Северного Кавказа.

23

47

1

Урал - «каменный пояс Русской земли».

Обозначить на контурной карте названия разных частей Урала, его самой высокой вершины, месторождения полезных ископаемых.

24

48

1

Своеобразие природы Урала.

24

49

1

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

25

50

1

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

Обозначение на контурной карте всех крупных природных географических объектов З.С. равнины, определение географической широты крайних северной и южной точек региона.

25

51

1

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых З. С. равнины.

26

52

1

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. История освоения.

Обозначение на контурной карте месторождения полезных 27ископаемых, написать названия ос28новных форм рельефа Вост28очной Сибири; названий центров областей и краев, столиц республик, входящих в состав Восточной Сибири.

26

53

1

Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири.

27

54

1

Природные комплексы Восточной Сибири. Крупнейшие реки.

27

55

1

Жемчужина Сибири - Байкал. Природные уникумы.

28

56

1

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Стр. 233 таблица 9 заполнить в тетради

28

57

1

Дальний Восток - край контрастов.

Обозначить на контурной карте границу региона, написать названия омывающих его морей, заливов, проливов, островов, полуостровов, а также названия вулканов, гор, равнин, рек и озер.

29

58

1

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

Обозначить на контурной карте географические объекты Дальнего Востока, указанные в § 43, подчеркнуть названия тех, которые связаны с именами исследователей края.

29

59

1

Муссонный климат. Реки и озёра.

30

60

1

Причины своеобразия природных зон. Природные уникумы.

30

61

1

Природные ресурсы Дальнего востока, освоение их человеком.

31

Тема 3. География своей местности. География Алтайского края.

32

62

1

Географическое положение, территория и границы Алтайского края.

31

63

1

Политико-административное устройство Алтайского края.

32

64

1

Климат, времена года. Природные условия жизни и деятельности.

32

65

1

Природные ресурсы. Использование и охрана природных ресурсов. Природные территориальные комплексы.

33

66

1

Озера Алтая.

33

Раздел III. Человек и природа. (5 ч.)


67

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов одного из регионов России.

34

68

1

Воздействие человека на природу.

34

69

1

Рациональное природопользование.

35

70

1

Экологическая ситуация в России.

35

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по географии

В результате изучения географии ученик должен

Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных объектов и явлений по различным источни­кам информации.

Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • особенности быта и религии отдельных народов.

Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных комплексов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация» , «агломерация», «мегаполис »; «трудовые ресурсы»;

Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

Учебно-методическое обеспечение по географии России 8 класс


  1. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Баринова И. И. География России. Природа. 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» - М.: Дрофа, 2010.

  3. Баринова И. И. Тесты по географии: 8 класс: к учебнику И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» - М.: Экзамен, 2010.

  4. Атлас. География России 8-9 класс (с комплектом контурных карт).

  5. Жижина Е. А., Никитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии 8 класс. - М.: ВАКО, 2011.

  6. Ревякин В. С. География Алтайского края. - Барнаул, XXI век, 2004.



© 2010-2022