- Преподавателю
- География
- Исследовательская работа учащихся «Редкие и исчезающие виды растений Тункинского района»
Исследовательская работа учащихся «Редкие и исчезающие виды растений Тункинского района»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | КАМИНСКАЯ Т.Г. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РБ
Тункинский район
МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция
«Семь чудес моего края»
Тема: «Виртуальный маршрут «Редкие и исчезающие виды растений Тункинского района»
Автор: Натоко Елена, ученица 6 класса
МБОУ «Горхонская СОШ» Тункинского района
Домашний адрес: с. Кырен, ул.Пушкина, 20
Телефон: 89500678919
Руководитель: Каминская Татьяна Георгиевна
Телефон: 89024528116
с. Кырен
2014г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………3стр.
1 Теоретическая часть проекта…………………………………………....4стр.
2 Практическая часть проекта……………………………………………..4стр.
Заключение …………………………………………………………….6стр.
Литература
Приложение
Введение
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо
и где и как я могу эти знания применить»
Гуляя по парку, в лесу, на реке в любое время года я удивляюсь прелестью нашей природы, её творением. Много интересного и запоминающего можно увидеть в уголках нашей живописной природы: звон колокольчика сливается с пением птиц, шум и напевы шелеста листьев, сказочные следы неизвестных животных и птиц.
Мы могли бы бесконечно восхищаться её творением, если бы не одно обстоятельство - многие дары природы занесены в Красную книгу. Это обозначает, что им всем угрожает исчезновение с земли. Учёные подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 150 видов животных. Причём более половины вымерших видов исчезли за последние пятьдесят лет и почти все по вине человека. Красный цвет книги - это сигнал опасности. А знаем ли мы какие растения находятся под охраной? Это я и решила выяснить.
Цель: проанализировать ситуацию в Тункинском районе с растениями, находящимися на грани исчезновения, составить виртуальный маршрут по Тункинской долине «Редкие и исчезающие виды растений».
Задачи:
-
Изучить Красную книгу Республики Бурятия.
-
Выяснить какие растения находятся на грани исчезновения.
-
Провести анкетирование среди учащихся и выявить объем знаний по данной проблеме.
-
Расширить представления об охране природы.
-
Провести акцию с обращением к землякам и молодому поколению.
Я использовала следующие методы:
-
Исследование
-
Анализ
-
Сравнение
-
Опрос
-
Анкетирование
-
Беседа
1 Теоретическая часть проекта.
Обозначив для себя тему, цель и задачи проекта я приступила к разработке собственной стратегии решения данной проблемы.
-
собрать необходимый материал
-
посетить школьную библиотеку
1-й этап: определили круг источников по проблеме:
СМИ, Интернет, Красная книга Республики Бурятия
Документы и материалы:
-
Республиканский закон «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия»
-
Каталог видов (Красной книги по состоянию на 2010г).
-
Публикации о Красной книге.
Изучив различные источники информации я выяснила следующее: Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: защити! Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица земли.
Сейчас люди поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся большая работа по охране природы. Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России создана в 1974 году. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растёт. Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном или растении, можно сразу определить, в каком положении оно находится. В 1988 году вышла Красная книга Бурятии, в которую включено 134 вида растений. В 2002 году вышло новое издание Красной книги Бурятии, включающее уже 164 вида растений.
2 Практическая часть проекта
2-й этап: на данном этапе я занималась конкретизацией исследования и решения проблемы посредством социологического опроса - мною было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов, заданы 3 вопроса:
Вопрос: «Что вам известно о Красной книге?»
Результаты опроса:
-
Не владеют информацией - 25%
-
Частично владеют - 75%
Результаты опроса показали не владение информацией по заданному вопросу, следовательно, данный социологический опрос установил неполные знания учащихся по данной проблеме.
Вопрос: «Какие растения Республики Бурятия находятся на грани исчезновения?»
Результаты опроса:
-
Не владеют информацией - 76%
-
Частично владеют - 24%
Результаты опроса показали не владение информацией по заданному вопросу, следовательно, данный социологический опрос установил неполные знания учащихся по данной проблеме.
Вопрос: «Какие меры предпринимают люди, чтобы сберечь природу?»
Наиболее часто встречающие меры, которые указали ребята:
-
Бережное отношение ко всему живому.
-
Соблюдение правил поведения в природе.
-
Создание заповедников.
-
Посадка леса.
-
Запрет на охоту редких животных.
-
Запрет на охоту редких растений.
Это социологическое исследование показало, что учащиеся предлагают духовное решение вопроса, обеспокоены этой проблемой и предлагают конкретные пути улучшения данного положения.
Далее с участниками социологического исследования провела блиц-опрос:
«Что лично Вы можете сделать для охраны природы». Анализ опроса показал, только бережное отношение к природе может решить данную проблему сохранения растительного мира Тункинского района.
Подводя итог, я пришла к выводу, что это наша общая забота, и только совместными усилиями мы сможем сберечь природу родного края.
Также на данном этапе я посетила школьную библиотеку и проанализировала Красную книгу Республики Бурятия. Выбрав все редкие и исчезающие виды растений, произрастающие на территории Тункинского района, я решила составить виртуальный маршрут экскурсии по Тункинской долине «Редкие и исчезающие растения», чтобы ребята знали эти растения. Каждому исчезающему виду посвятила отдельную страницу. (Приложение)
Заключение
Давление цивилизации на живую природу привело к исключительно высоким, небывалым в истории Земли темпам исчезновения с лица планеты биологических видов животных, растений, грибов. Опасность сокращения биоразнообразия нередко трактуется с экономических позиций (обеднение генофонда уменьшает возможности развития биотехнологий), исходя из этических, эстетических, социально-педагогических принципов. Ведение Красной книги- это постоянная работа по мониторингу редких и исчезающих видов, по реализации упомянутых организационно-правовых гарантий.
Существенна роль Красной книги и как популярного научного справочника. В ней собраны сведения о тех аспектах биологии редких и исчезающих видов, которые отражают причины их редкости и исчезновения, о тех лимитирующих факторах, которые обусловливают эти явления, тех направлениях деятельности, которые способствуют сохранению этих видов.
-
Тункинский район - край с уникальной природой. Создание Красной книги - еще один шаг к сохранению разнообразия нашего региона.
-
Чтобы сохранить нам мир растений и животных, необходимо объединение всех людей.
-
Для того чтобы списки видов, приведенных в Красной книге, не удлинялись, а сокращались, нужно постоянно повышать культуру поведения человека в природе.
Мы обязаны сохранить это богатство!
Литература.
-
Артамонов В.Н. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР). Кн.1. - М.:Агропромиздат, 1989. - 383 с.
-
Тихомиров В.Н., Александрова К.И., Куликова М.В. Красная книга Липецкой области. Растения, грибы, лишайники. - М., 2005. - 510 с.
-
Особо охраняемые ландшафты Липецкой области (каталог). Липецк-1994 г.
4. « Красная Книга Республики Бурятии» Т.Г.Бойков, кандидат биологических наук Новосибирск "Наука", оформление, 2002.
-
В.Волина «Мир животных» Феникс, 2006г.
-
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова «Окружающий мир» М., 2010г.
-
В.Калашников «Чудеса природы. Животный мир» М., 2004г.
-
В.Калашников «Удивительный мир растений» М., 2003г.
-
gifpark/su/Gifs/ANIMALS/Ins19.gif
-
gifpark/su/Gifs/ANIMALS/f17.gif
-
gifpark/su/Gifs/ANIMALS/199.gif
-
gifpark/su/Gifs/ANIMALS/h77.gif
-
gifpark/su/Gifs/ANIMALS/h58.gif
Приложение