Конспект урока Атмосферное давление

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - География

Класс - 6

Тема урока - Атмосферное давление

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Дать представление о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путём доказать существование атмосферного давления, совместно с учащимися убедиться в существовании атмосферы.

Продолжать развития умения выделять главное при работе с учебником, стимулировать любознательность к новому.

Изучать природу с целью правильного понимания природных явлений, продолжать формировать у учащихся творческое начало.

Словарь урока: атмосферное давление, барометр, миллиметр ртутного столба

Ресурсы урока: стакан воды, барометр, лист бумаги, учебник 6класс.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА1

1 этап. Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Объясните, что общего у этих понятий:

- тропосфера;

-температура воздуха;

- амплитуда температуры воздуха;

- атмосферное давление.

Проверяет усвоение понятий.

Предположите, что объединяет эти слова?

С какими понятиями вы, ещё не встречались?

(Атмосферное давление)

Деятельность учащихся

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия).

Формулируют название темы урока (Атмосферное давление.)

Записывают тему урока в тетрадь.

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Ребята, вытяните руки вперёд, ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет? Странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причём масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, гружённого кирпичом т.е. около 10 тонн.

- А кто - нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Деятельность учащихся

- Выполняют действия, заданные учителем.


Потому, что внутри тела у человека есть тоже давление.

4 этап.

Целеполагание

Сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой; научить определять атмосферное давление; развивать умение находить причинно- следственные связи между атмосферным давлением, температурой воздуха и абсолютной высотой.

5 этап. Планирование

1.Что такое атмосферное давление?

2.Как его измерить?

3.Как атмосферное давление изменяется с высотой?

6 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Деятельность учителя

Мы с вами уже говорили, что воздух - это смесь различных газов. Для определения веса воздуха необходимо знать его массу. Но давайте сначала узнаем, имеет ли воздух вес?

(Учитель рисует на доске весы с двумя уравновешенными одинаковыми пустыми колбами и объясняет условия опыта.)

Одну из колб нагревают на спиртовке. Равновесие нарушается. Нагретая колба поднимается вверх, т.е. становится легче. Почему это происходит?

В колбах был воздух. При нагревании воздух в одной колбе расширился и вышел из нее. В колбе воздуха стало меньше. Опыт доказывает, что воздух имеет вес.

Это интересно.

  • Масса воздуха, проходящая через лёгкие при дыхании, составляет 20-30 кг в сутки.

  • В небольшой комнате воздух имеет масс 30-40 кг.

  • В вагонах пассажирского поезда находится воздух массой около 2 тонн.

Итак, мы с вами выяснили, что атмосфера - это воздушная оболочка Земли, которая давит на все предметы, находящиеся на планете. Это давление воздуха называется атмосферным.

Опыт. Перевёрнутый стакан.

Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем листком бумаги. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Воду удерживает давление воздуха. Оно распространяется во все стороны одинаково, значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Атмосферное давление измеряют с помощью барометра.



Ребята, посмотрите на рис.72 на стр.115. Почему давление воздуха неодинаково? Почему давление в точке 4 самое низкое?


Атмосферное давление на уровне моря на 45º широты при температуре воздуха 0ºС, как правило, 760мм рт.ст.

Это давление принято за нормальное атмосферное давление.

Ребята, масса 1 куб.м воздуха на уровне океана равна 1 кг 300г, на высоте 12 км - 310г, а на высоте 40 км - 4 г.

- Почему воздухоплавателям, альпинистам при подъёме вверх становится трудно дышать?

Деятельность учащихся

Зарисовывают опыт в тетрадь.









Выполняют опыт в группах и самостоятельно делают вывод о существовании атмосферного давления.

Записывают в тетрадь, что такое атмосферное давление.



Опережающее задание: один учащийся делает сообщение о приборе барометре.

Работа с текстом учебника:

Зачитывание опыта итальянского учёного Э.Торричелли.

Из этого опыта учащиеся делают вывод, что при подъёме в горы на 10,5 м атмосферное давление падало на 1мм рт.ст.

Дети делают вывод: столб воздуха в точке 4 самый маленький, значит,и давление на поверхность Земли он будет оказывать наименьшее.

Кроме того, с увеличением высоты плотность воздуха уменьшается, т.е. молекул воздуха в 1 куб.м становится меньше.



Дети работают в группах. Самостоятельно в тетради записывают вывод о изменении атмосферного давления и от температуры воздуха.

7 этап. Включение нового знания в систему знаний

Выпишите номера правильных суждений________________________________

1.Воздух не имеет вес и поэтому не давит на поверхность Земли и на все предметы на ней.

2.Давление воздуха атмосферы на земную поверхность называется атмосферным давлением.

3.Атмосферное давление измеряется с помощью прибора барометра.

4.Единица измерения атмосферного давления миллиметр ртутного столба.

5.Атмосферное давление(АД) при подъёме на 10,5 м (100 м) уменьшается на (1 мм рт. ст.)10мм рт. ст.

6.Атмосферное давление изменяется при изменении температуры воздуха.

7. Тёплый воздух тяжёлый, а холодный - лёгкий

8.Рефлексия и оценивание

Деятельность учителя

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели достигнуты. В ходе нашего урока вы показали себя хорошими наблюдателями, экспериментаторами.

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Зачем мы сегодня на уроке проделывали опыт «Перевёрнутый стакан»?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Какова цель урока?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

  • Что для тебя было легко (трудно)?

  • Доволен ли ты своей работой?

  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?

Наш урок подошёл к концу.

Все молодцы! Даниил, Ульяна, Иван и Михаил получают оценки «5», Артур, Алексей получают оценки «4», т.к. не очень активно работали на уроке.

Деятельность учащихся

Цели урока достигнуты.

Нам понравился опыт с перевёрнутым стаканом.

Интересное было сообщение о барометре.

Атмосферное давление.

Доказать, что АД существует и меняется с высотой и температурой.

Это подтверждает существование АД.

Атмосферное давление.

Сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой; научить определять атмосферное давление; развивать умение находить причинно- следственные связи между атмосферным давлением, температурой воздуха и абсолютной высотой.

«Ветру»

Познакомиться, что такое ветер? С видами ветров, учиться определять силу ветра, скорость, направление ветра, строить розу ветров.

Легко выполнять опыт, работать с учебником, а затем делать вывод.

Работой мы довольны.

Хотел похвалить Ульяну, Михаила за хорошую работу в группе.

9 этап. Домашнее задание

§38,

Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Ветер на службе у человека»





1

© 2010-2022