Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Приемы педагогической техники»

Применение технологии критического мышления, на уроках географии

(обобщение опыта )

Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географииКонспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии

Автор: учитель географии и биологи: директор КГУ «ОСШ№17» Нуржанова Люция Сабитовна

Актау-2015-2016г

Содержание

  1. Введение

  2. Значение новых технологий в образовательном процессе

  3. Применение технологии критического мышления на уроках географии

  4. Основные этапы деятельности

  5. Необходимость наличия навыков критического мышления

  6. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

  7. Сравнительный анализ по качеству экспериментального класса с параллельными классами.

  8. Краткосрочное планирование урока география в 5 б классе ( планирование урока )

7. Использованная литература





Введение

Задачи работы:

1. Повысить качество преподавания географии в школе№1 г.Актау ,

2. Повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету.

3. Развить способности детей через использование новых технологий

4. Создать условия для успешной самореализации учеников.

5. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося - это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, и какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.

Само слово "технология" происходит от греческих слов "техно" (искусство, мастерство, умение) и "логос" (слово, учение, наука). Но отношение к этому слову разное. Для некоторых учителей - технологии - это нечто серое, твёрдое, машинное, мёртвое. В моём понимании технология - символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств - костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие ученика.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику своей работы передо мной раскрылся исключительно большой научно-методический потенциал, появилось ещё больше возможностей использования различных форм и методов работы.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. География рождает мысли и чувства добрые, великие.

На своих уроках я использую следующие новые технологии и их элементы, учитывая возрастные особенности детей

1.Технологии развития критического мышления

2.Технологии исследовательского обучения (обучение учащихся основам исследовательской деятельности).

Значение технологии критического мышления в образовательном процессе

Критическое мышление - это направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Оно включает в себя самостоятельное осмысление материала. Критическое мышление отождествляется творческим мышлением, которое предполагает продуцирование новых идей, выходящих за рамки жизненного опыта, а критическое мышление - это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

На современном этапе учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала. Заучивание учащимися учебного материала затруднено тем, что объем его очень большой, сложный по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает вопрос: Как помочь усвоить этот материал? Ценность технологии КМ в том, что она развивает не только критическое мышление, но и логическое.

Применение технологии критического мышления на уроках географии

Развитие логического мышления на своих уроках провожу через умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию и т.д. по средствам чтения и письма.

Изучая технологию КМ, я столкнулась с проблемой недостаточного разработанного диагностического инструментария для определения эффективности использования технологии КМ. На мой взгляд, основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

1. Оценка (Где ошибка)

2. Диагноз (В чем причина)

3. Самоконтроль (Каковы недостатки)

4. Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).

5. Прогноз (Постройте прогноз).

На основе данных показателей я составила анкету «Критичность мышления»

Анкета

А - всегда- 100%; Б - иногда-50%; В - не могу - 0%

Оценка

1. Я могу найти ошибку в своих или чужих суждениях.

Диагноз

2. Могу найти причину ошибочных суждений

Самоконтроль

3. Могу увидеть недостатки в своих суждениях

Критика

4. Могу опровергнуть какие-либо доводы, привести контраргументы

Прогноз

5. Могу сделать прогноз какого-либо явления, процесса.

Для определения уровня развития критического мышления, в конце года провожу анкетирование, с целью выявления самооценки и даю задания, позволяющие объективно оценивать уровень развития критического мышления. Например:

6 класс

1. Найдите ошибку и укажите причину ошибочных суждений:

А) Для совершения самого длинного кругосветного путешествия нужно выбрать только определенный меридиан.

Б) Для определения местоположения какого-либо объекта, достаточно указать в каких широтах он находится.

В) Горные породы

магматические осадочные

глубинные излившиеся строительные топливные

Верно ли построен кластер?

2. Опровергните следующие суждения:

Осадочные породы делятся на обломочные, песок, гальку, известняки.

7 класс

1. Найдите ошибку и укажите причину ошибочных суждений; приведите контраргументы:

В отличие от Тихого океана в Индийском мало глубоководных желобов, это можно объяснить географическим положением океана.

2. Каковы экологические последствия опустынивания, уничтожения дождевых лесов?

8 класс.

1. Найдите ошибку, укажите причину ошибочных суждений, приведите контраргументы.

А) Черноземы являются менее плодородными почвами, чем серые лесные, так как в степях значительно меньше опад, чем в широколиственных лесах.

Б) Так как западные части России получают большее количество осадков, поэтому она лучше обеспечена водами.

2. Сделайте прогноз: как изменился бы климат Западно-Сибирской равнины, если бы на территории России не было бы Уральских гор?

Приведу пример одного из уроков в 6 классе по теме «Водяной пар в атмосфере. Облака»

В результате данных приемов методики КМ учащиеся:

1. Мыслят самостоятельно;

2. Добиваются результата;

3. Выносят свои суждения;

4. Работа в экспертных группах позволяет каждому проявить себя в поиске информации и поделиться ей в рабочей группе.

Таким образом, все учащиеся задействованы в работе и каждый осмысливает полученную информацию.

Вывод:

Технология развития критического мышления позволяет сформировать школьника, умеющего критически мыслить, который умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.






Основные этапы деятельности


Этапы исследовательской деятельности

Задачи данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовитель

ный

Создание мотивационной ситуации для успешной организации исследовательской деятельности

1. Постановка проблемы.

2. Выделение основополагающего вопроса

1. Распознавание проблемы и определение темы исследования

2. Формулирование целей и задач работы

Планирование

1. Организация исследовательской деятельности

2. Выбор наиболее рационального способа решения исследовательской задачи

1. Помогает сформулировать гипотезу с помощью логически построенного диалога

2. Обсуждает план работы с учащимися индивидуально или в группах

2. Управляет процессом овладения способами получения знаний

1. Выдвижение гипотезы

2. Выбор уже известного приёма исследовательской деятельности или разработка нового алгоритма действий

3. Выбор источников информации

Исследование

Проведение исследования по данной проблеме

1. Организует работу учащихся индивидуально или в группах

2. Оказывает помощь и консультации учащимся

3. Направляет деятельность учащихся в методически правильное русло

4. Ориентирует в поле необходимой информации

5. Вдохновляет учащихся в их исследовательской деятельности

1. Самостоятельная работа учащихся индивидуально или в группах

2. Изучение теории, связанной с выбранной проблемой

3. Получение консультаций учителя

4. Работа с картографическими, статистическими, текстовыми и другими источниками

географической информации

5. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение

6. Обсуждение результатов исследования

7. Подтверждение или опровержение гипотезы

Оформление результатов исследования

Создание конечного продукта

1. Даёт рекомендации по выбору формы предоставления результатов

2. Обучает приёмам оформления результатов исследовательской деятельности

3. Ненавязчиво контролирует ход работы

1. Выбирает наиболее рациональную форму и способ предоставления результатов

2. Получает консультацию учителя по правилам оформления результатов

3.Самостоятельно оформляет результаты исследовательской деятельности

Представление отчета

Публичное предоставление отчёта по результатам исследования

1. Принимает итоговый отчёт

2. Обобщает и резюмирует полученные результаты

3. Подводит итоги

1. Демонстрируют итоги работы

2. Поясняют полученные результаты

3. Формулируют и аргументируют основные выводы

Самоанализ

Рефлексия деятельности и результатов

1. Осуществляет организацию работы учащихся по самоанализу и самооценке

2. Оценивает уровень знаний учащихся по данной теме

3. Определяет соответствие работы общим требованиям

4. Оценивает личные достижения учащихся

1 .Анализируют процесс работы

2. Называют трудности и причины их возникновения.

3. Определяют степень удовлетворённости итогом выполненной работы

4. Выясняют, реализованы ли их личные цели.

Курс географии построен таким образом, что при изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их характеристики во многом повторяются, сходны цели изучения, используемые приёмы деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно обеспечивает не только тренинг в применении приёмов исследовательской деятельности, но и позволяет обдумывать и искать новые варианты решения поставленной задачи. Таким образом, у детей формируется опыт творческой деятельности.

Необходимость наличия навыков критического мышления

В отличие от западных учащихся, азиатские ученики очень часто характеризуются недостаточными навыками индивидуальной позиции и критического мышления. Их воспринимают как ориентированных на групповое мнение, стремящих к гармонии, подчиняющихся иерархии и отличающихся некритическим мышлением. В то время когда западные учащиеся обычно характеризуются индивидуалистичным, антагонистичным, горизонтальным поведением и критическим мышлением.

Одной из основных причин такого различия может быть стиль воспитания.

Изменения происходящие в мире а тем более в нашей молодой стране, Казахстане, требует от учеников развития самостоятельности и уверенности в себе, что включает в себя навыки свободного мышления, необходимость мыслить широко и глубоко, наличия лидерских качеств.

В Казахстане ученики обладают всеми навыками, просто для их развития нужны методики, способствующие их выявлению. Обучая их пассивному запоминанию информации из учебников, как делают большинство казахстанских школьных учителей, мы не позволяем и проявлять способности к свободному и критическому мышлению.

Например, работая в младших классах мы не раз сталкиваемся с такой ситуацией на уроках, при опросе домашнего задания. Где дети часто привыкли заучивать тексты учебника, я как преподаватель остаюсь

недовольной работой моих детей, и это было замечено мною именно после окончания курсов. Моя цель это не заучивать как часто это делает ребенок, а заставить ученика думать, думать критически и анализировать. И я признаюсь, что есть дети которые идеально владеют материалом, но они не осознают его значение.

На самом деле ученики не виноваты в том, частично эта проблема создана казахстанской системой образования, и стилем преподаванием, используемым многими казахстанскими учителями.

Пришло время изменить отношения к процессу преподавания и обучения. Так как многие учителя получали образование в советское время и продолжают оставаться в центре процесса обучения, и ученики в таких классах в основном изучают материал через запоминания.

И современным учителям необходимо воспитать независимых, способных, к критическому мышлению учеников, обладающих необходимыми навыками для решения сложных задач и нахождения разумных решений.

Джон Дьюи являеться одним из первых исследователей в сфере образования, который признал, что направленность образовательной программы на формирования навыков мышления учеников, была бы эффективна не только для самих учеников, но и для общества, и для всего демократического устройства. Эдвард Глейзер (1941) предположил, что способность к критическому мышлению состоит из трех элементов:

  1. Осуществления мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапазон формирования своего опыта.

  2. Значения методов логического исследования и рассуждения.

  3. Практические навыки в применении данных методов.

Современное образовательные программы, направленные на развития критического мышления у детей и взрослых, изучение проблем и принятия решений индивидуально или в группах, по прежнему опираются на названные три стержневых компонента. ( Руководство стр 186)

Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционны. Формы урока РКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Я в своей работе применяла все формы РКМ, кроме эссе.







Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Мозговая атака.

Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии
Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией (обратная связь).

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Групповая дискуссия

Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии
Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии

Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эссе.Конспект по географии Применение технологии критического мышления, на уроках географии

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы - «источники информации», «что осталось не раскрыто»..

Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Сравнительный анализ по качеству экспериментального класса с параллельными классами.



























Успеваемость среди 8-х классов Успеваемость среди 10-х классов



Среди 8-х классов экспериментальный класс 8А, 8В классы успеваемость составляет 56% кач и

Классы

% кач

%успеваемость

8А,8В

56%

100%

43,5%

100%

успеваемость в этих классах составляет 100%. Если сравнить с 8Б классом, а там я проводила чаще традиционные уроки % качества ниже составляет 43,5% .

Успеваемость в 10А,10В составляет 25% качество, и 100% успеваемость. В этих классах чаще всего проводилась групповая форма работы. А 10Б 76% качество, и 100% успеваемость. В классе 10Б чаще проводила традиционные уроки.

классы

%кач

% успев

10А

25%

100%

10Б

100%

100%


Мониторинг успеваемости среди 10-х классов

Примерные уроки по экспериментальному классу

Краткосрочное планирование урока география в 5 б классе

Учителя географии Нуржанова Л.С.

г. Актау

Предмет

география

Четверть 4

Класс 5б

Урок по естествознанию

Форма группы:ABC (исследуемые ученики)

Дата: 12.05.15г

Тема занятия:

Грибы и микроорганизмы . Значения и разнообразие

Ссылки, ресурсы:

1.Видеоматериал. ( слайды )

3. Фотографии. 4. Бумага А 3 для кластера, маркеры, стикеры 5. Учебник естествознания

Общие цели:

Создать условия для расширения знаний учащихся о грибах, их многообразии и значении

Задачи:

  • 1 изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, одноклеточных грибов - дрожжей;

  • дать понятие о съедобных и ядовитых грибах;

  • раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, формирование способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности.

Результаты обучения:

Способствовать развитию критического, диалогического обучения через групповые формы работы

Знать: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, одноклеточных грибов - дрожжей

Навыки работы в рабочей тетради конспект по учебнику.

ТМ


Действия учителя

Действия учеников

Орг. Момент (этап побуждения)


Актуализация знаний по теме «Грибы и микроорганизмы . Значения и разнообразие»

3 мин

5 мин

«Мозговой штурм» опрос дом задания по пройденной теме. Выявить готовность учащихся к уроку. ( 3-5мин )

Физкульминутка(5 мин)

Фронтальный опрос по пройденной

по цв.стикерам

Правила группы. ( показать на интерактивной доске)

1.Не опаздывать.

2.Взаимовыручка.

3.Взаимоуважение.

4.Хорошее настроение.

5.Правило поднятой руки

6 Выбор руководителя

7. наблюдатель за временем


10 мин

Просмотр слайды или видиоролик « Разнообразие живых организмов »

Групповая работа обсуждения 5 минут ( вопросы по пройденной теме)

"Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Если я правильно понял, то …?",

"Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". и т д

5мин

Обсуждения в группах.

Метод « Матрешка » каждая каманда выбирает вопросы

Обсуждение в группах что мы можем сказать каков животный мир Предметы вокруг нас .

Вопросы:

  1. Что изучает природоведение?

  2. Что такое природа?

  3. Назовите признаки живых организмов.

  4. Когда началось развитие жизни на Земле?

  5. Что является единицей строения живых организмов?


Вывод по просмотренному видиролику

Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств - больших групп.

1. Бактерии.

2.Простейшие.

3. Грибы.

4. Растения.

5. Животные

Изучение нового материала

13 мин

Самостоятельное изучение

материала по тексту учебника выписать основные тезисы самостоятельное изучение текст.

Использования «шести шляп» учебника. Работа Работа в группах на кластерах - (10 12мин)

Обсуждение в группах , раздаю постеры готовим презентацию. Самостоятельно выявляют предметы окружающие нас

Знание и понимание

5 мин

Самостоятельная работа с учебником состовление кластеров

Прочитай внимательно текст, подчеркивая ключевые слова. Другим цветом отметь то, что нужно сделать: описать, объяснить, схематизировать, проанализировать и т.д

Применение

Анализ

Синтез

8 мин

Защита постеров

Оценивание

10 мин

Обсуждение в группах

Оценивание в группах и внесение замечаний учителем ( организованность в группах)

Обсуждение постеров и взаимооценка учащихся оценивания по критериям вынесенный учителем

Рефлексия последующее задание и чтение

3 мин

Д/З по изученной теме

На стикерах по теме.

Д/з прочитать текст учебника. Дополнительный материал для одаренных и талантливых детей







Использованная литература

Alexander, R.J. (2001). Culture and Pedagogy: international comparisons in primary education

[Культура и Педагогика: международные сравнения в начальном образовании].

Oxford, Blackwell Publishers.

«Педагогический диалог» (2012). Издатель: Центр педагогического мастерства при сотрудничестве с Факультетом образования Кембреджского университета.

Glaser, E. M., (1941). An Experiment in the Development of Critical Thinking [Эксперимент

в Развитии критического мышления]. New York, Bureau of Publications, Teachers

College, Columbia University

Wolfe, S. & Alexander, R.J. (2008). Argumentation and dialogic teaching: alternative

pedagogies for a changing world [Аргументация и диалогическое преподава-

ние: альтернативные педагогики для изменяющегося мира]. online at www

«Руководство для учителя» стр 186







© 2010-2022