Урок обобщения по изученным темам раздела Природа и человек

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ИЗУЧЕННЫМ ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

ЦЕЛИ: 1. Провести обобщение и систематизацию знаний по теме «Природа и человек».

2.Формирование у учащихся углубленного понимания огромного разнообразия природных особенностей России, оказывающих влияние на жизнь и хозяйственную деятельность ее населения; умения работать в группах.

2. Воспитание любви к родной природе; чувство коллективизма, взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карты атласов, настенные карты «Физическая карта России», «Природные зоны», картины с изображением природы различных природных зон, комплекты матрешек, схема ПТК, карточки с заданиями для групп.




Ход урока.

Вступительное слово.

- Ребята, мы закончили изучать с вами раздел «Природа и человек», где знакомились с важнейшими особенностями природы нашей страны (рельефом и полезными ископаемыми, климатом, почвами, растительным и животным миром), ПТК и влиянием на них человека.

Сегодня на уроке мы обобщим знания по изученному разделу.

Для того, чтобы наш урок проходил более интересно, мы с вами будем работать в группах (2 группы по 3 человека). Консультанты будут мне помогать в выставлении оценок в конце урока.

Задания, которые вам я буду предлагать, могут быть как разными, так и одинаковыми.

ЗАДАНИЕ 1.

(Каждая команда получает конверт, в котором находятся компоненты ПТК.)

- Ребята, вы получили конверты с одинаковым заданием. Вам необходимо собрать схему ПТК. Будьте внимательны, т.к. кроме природных компонентов ПТК здесь есть и другие. Кто быстрее и правильнее соберет схему, получает балл.

- Проверьте, совпадает ли ваша схема со схемой на магнитной доске.

- Как вы думаете, какой из природный компонент в образовании ПТК является главным?

(Ответы учащихся.

Наиболее главным компонентом является климат, т.к. изменение, например, количества солнечной радиации, поступающей на земную поверхность приводит к тому, что изменяется растительный мир, это, в свою очередь, ведет к изменению почвенного покрова, животного мира и т.д.)

- Почему человека мы рассматриваем как один из компонентов ПТК?

(Ответы выслушиваются у двух команд.

Неотъемлемой частью ПТК стал человек, т.к. для него ПТК - это среда жизни, здесь он занимается хозяйственной деятельностью, использует и преобразует природные ресурсы, да и сам природный комплекс.)

ЗАДАНИЕ 2.

- Итак, мы разобрались с вами со схемой ПТК, вы правильно указали составляющие его компоненты. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете эти природные компоненты.


«Тайна в конверте»

- Вы получаете по конверту, в которых содержатся по 2 отрывка из текста с описанием какого-то из природных компонентов. Ваша задача - узнать о каком природном компоненте идет речь.

1 КОНВЕРТ.

1. Этот природный компонент играет огромную роль в природе, жизни и деятельности человека. Без него нет жизни. Русский ученый - климатолог Александр Иванович Воейков писал, что это «… продукт климата».

Однако он связан не только с климатом, но и другими компонентами природы.

(Вода, внутренние воды. В природе постоянно осуществляется круговорот воды. Вода все время переходит от одного природного компонента в другой, перенося с собой различные химические вещества: с суши на море, с моря на сушу, из почвы в растения, из растений в воздух и т.д.)

2. Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определенным условиям существования. Его распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.

(Животный мир.)

2 КОНВЕРТ.

1.Этот природный компонент определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни человека и природе. Он предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот природный компонент приспособился к определенным условиям существования, поэтому его распространение зависит от климатических условий и характера почв.

(Растительность).

2.Этот природный компонент влияет на формирование климата, от него зависят характер и направление течения рек, с ним связаны и особенности распространения растительного и животного мира. Он существенно влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Географы называют его «каркасом природы».

(Рельеф).

ЗАДАНИЕ 3.

- Любимая поговорка географов при сравнении по размерам природных комплексов - это «От кочки до географической оболочки».

Сейчас вы получите наборы природных комплексов, которые различны по своим размерам, а также комплекты матрешек. Ваша задача - установить соответствие между размерами ПК и матрешками, т.е. самому крупному ПК вы должны поставить в соответствие самую большую матрешку и т.д. до самой маленькой.

1 группа. 2 группа

Тайга Смешанные леса

Евразия Географическая оболочка

Восточно - Европейская равнина Овраг

Географическая оболочка Евразия

- Объясните, почему вы поставили самую большую матрешку на карточку с надписью «географическая оболочка»?

(ГО можно сравнить с устройством матрешки. Самая «крупная» матрешка - это и есть ГО, т.е. вся земная поверхность, которая состоит из множества разнообразных природных комплексов. Далее более мелкие части - это материки и океаны, затем физико-географические страны, затем природные зоны и более мелкие их части).

ЗАДАНИЕ 4.

- В формировании ПТК большая роль отводится почве, которую В.В.Докучаев, наш земляк, великий русский ученый, основатель почвоведения назвал - «зеркалом ландшафта».

Докажите, что это действительно так.

(Почва отражает самые главные особенности природы данной территории. Она определяет растительный покров, и сама от него зависит, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях рельефа и климата создают облик ландшафта.)

- А сейчас задания по карточкам.

1 КАРТОЧКА.

1. О каком важном свойстве почвы идет речь:

- способность почвы обеспечивать растения усвояемыми веществами, влагой и др. и давать урожай благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств называется …

(Плодородием)

2. На какие показатели почвы и процесса почвообразования главным образом влияют:

- материнские горные породы… (структуру, механич. и химический состав)

- климат … (скорость почвообразования)

- живые организмы … (образование гумуса)

- растительность … (образование гумуса, химич. элементы почвы).

3. Назовите основные типы почв России. Какие почвы преобладают в нашей местности?

(тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, бурые почвы пустынь и серо-бурые).


2 КАРТОЧКА.

1. О каком понятии идет речь:

- совокупность мероприятий, направленных на повышение естественного плодородия и увеличение площади земель, вовлеченных в сельско-хозяйственный оборот страны …

(мелиорация)

2. Перечислить и охарактеризовать почвенные горизонты:

А1 - верхний горизонт - пронизан корнями, мало микроорганизмов;

(гумусовый) накопление гумуса мощностью до 20 см.,

Цвет темный, зависит от перегноя.

А2 - горизонт вымывания - мощность 15-20 см., цвет светлый.

Формируется в условиях сильного увлажне-

ния. Мало боковых корней, микроорганизмов.

В - горизонт вмывания - много минеральных частиц (ил, глина),

плотный, мощность до 1 метра.

С - материнская порода - гумуса нет. От этого горизонта почвы насле-

дуют минеральные вещества.

3. Как на состояние почв влияет интенсивная вырубка лесов?

(Снижается уровень грунтовых вод, уменьшается масса травы, увеличивается водная и ветровая эрозия).

ЗАДАНИЕ 5.

- Конечно, почвы - важнейший компонент ПТК любого ранга: от самого большого до самого маленького.

Ну что ж побываем в одном из таких комплексов.

По описанию вам необходимо узнать название природного комплекса.


  1. группа

«Эта северная окраина моей страны протянулась вдоль побережий от Мурманска до Чукотки. Вошло в обычай считать природу этой зоны суровой и скудной, но знатоки утверждают, что она обильна и красива. В краткие летние месяцы она превращается в цветущий и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. В суровой зоне фантастически обильна жизнь. И мхи, и лишайники устилают ее сплошными коврами, птиц на лето прилетают легионы, земля кишит грызунами - леммингами - это превосходная добыча для песцов.

Растения приспособились к краткости срока вегетации. Окраска меха зверей и перьев птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время сменяется пестрой. Жизнь здесь крайне уязвима, и ее легко подорвать…»


  1. группа

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою монотонную, скрипучую музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, трава поникла, жизнь замерла…

На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят…»

- О каких природных комплексах шла речь в предложенных вам отрывках из художественных произведений?

(Природные зоны - тундра и степь)

- Определите, в чем сходство и различие между этими природными зонами. Первая группа находит сходство, вторая - различие.

(Сходство: безлесые пространства, небольшое количество осадков.

Различие: тундра находится на севере России, степь - на юге.

В тундре - нехватка тепла, в степи - избыток.

В тундре - избыточное увлажнение, в степи - недостаточное.

В тундре - почвы неплодородные, в степи - черноземы.

В тундре - естественные ландшафты, в степи - измененные человеком).

- Объясните, почему в этих природных зонах не растут деревья?

(В тундре прохладное лето, длительная и холодная зима, высокая влажность. В таких условиях семена не прорастают, деревья расти не могут.

В степях влаги недостаточно, уровень грунтовых вод низкий, засоленность почв, грунтов, поэтому леса только можно встретить в поймах рек.)

- Чем занимается здесь население?

(В тундре развито оленеводство, охота, промысел морских зверей, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

В степях - земледелие, животноводство: КРС, свиноводство, овцеводство, птицеводство).


ЗАДАНИЕ 6.

-Какие еще природные зоны имеются на территории России? Покажите их на карте.

А сейчас представьте себя в роли географических детективов. Я буду предлагать вам на обозрение различные объекты, привезенные из природно-хозяйственных зон. Ваша задача - определить, к какой природно-хозяйственной зоне относится данный объект, воссоздать облик ландшафта, объяснить, чем занимаются люди на данной территории.

1. Лед в банке (арктические пустыни)

2. Лимон (субтропики)

3. Шишка ели (смеш. лес)

4. Семечки подсолнечника (степь)

5. Клюква (тундра)

6. Желудь (широколиственные леса)

7. Веточка лиственницы (тайга).

3АДАНИЕ 7.

- Что ж, детективы из вас получились неплохие. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием «Географическая дуэль».

Я предлагаю выйти к карте по одному человеку из каждой группы. Станьте с двух сторон карты, возьмите в реки указки. Я называю вам географические объекты, а вы показываете их на карте: кто быстрее.

ПЕРВАЯ ПАРА.

1.ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА

2. РЕКА ВОЛГА

3. КАВКАЗ

4. КОЛЫМСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ

5. БЕРИНГОВО МОРЕ.

ВТОРАЯ ПАРА.

1. АЛТАЙ

2. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА

3. ХРЕБЕТ ДЖУГДЖУР

4. ГОРЫ ХИБИНЫ

5. ОЗЕРО БАЙКАЛ

ТРЕТЬЯ ПАРА.

1. СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ

2. ПРИВОЛЖСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ

3. ПРИКАСПИЙСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ

4. ВЕРХОЯНСКИЙ ХРЕБЕТ

5. РЕКА ДНЕПР

ЗАДАНИЕ 8

- Сегодня на уроке мы, в основном, работали в группах, а сейчас задание для каждого индивидуальное, которое оцениваться будет отдельно - это тест.

1. Установи соответствие:

Внешние силы Формы рельефа

1. ветер а) моренные холмы, озерные

котловины;

2. текучие воды б) барханы;

3. ледник в) овраги и балки.

2. В каких горах проявляется сейсмичность:

а) на Урале; б) на Алтае;

в) на Кавказе; г) на Хибинах.

3. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном рудных полезных ископаемых:

а) плитам;

б) складчатым областям;

в) щитам.

4. В антициклоне воздух движется:

а) от центра к краям;

б) от краев к центру.

5. Что выражает коэффициент увлажнения:

а) отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же срок;

б) соотношение тепла и влаги на данной территории;

в) обеспеченность территории влагой;

г) все перечисленные ранее.

6. Какие климаты более благоприятны для жизни, здоровья людей:

а) умеренно-континентальный;

б) континентальный;

в) субтропический;

г) муссонный умеренного пояса.

7. Какое питание имеет большинство рек нашей страны:

а) дождевое; г) ледниковое;

б) снеговое; д) смешанное.

в) подземное;

8. Установите, какой растительности соответствует, какой тип почв:

1. тундровые глеевые; а) травянистая степь;

2. подзолистые; б) таежные леса;

3. дерново-подзолистые; в) смешанные леса;

4. черноземы. г)мхи и кустарнички.

9. Какая часть России более богата земельными ресурсами:

а) европейская;

б) азиатская.

10. Какие растения растут в зоне широколиственных лесов:

а) дуб; г) клен;

б) пихта; д) лиственница;

в) ель; е) липа.

11. Установите соответствие:

Природная зона Животные

  1. тундра; а) лисица;

  2. степь; б) песец;

  3. лесная; в) варан;

  4. пустыни. г) хомяк;

д) лемминги;

е) кабан.

12. В каких целях создают заповедники:

а) для сохранения редких видов животных и растений;

б) для восстановления численности животных;

в) для сохранения природы от воздействия человека на нее;

г) для изучения флоры и фауны;

д) все ответы верны.

ЗАДАНИЕ 9.

- Сегодня на уроке мы говорили о природе нашей страны, и всем нам известно, что она отличается большим разнообразием. Как вы думаете: разнообразие и богатство природы - это благо или же беда?

( Выслушиваются мнения учащихся по данным вопросам. 1-я группа доказывает, что это благо, а 2-я - беда).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

РЕФЛЕКСИЯ (СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ ГРУППЫ).

МОНИТОРИНГ УРОКА.


Мониторинг урока.



Выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте квадратик.

красный цвет - я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.

желтый цвет - урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.

зеленый цвет - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.



1. Этот природный компонент играет огромную роль в природе, жизни и деятельности человека. Без него нет жизни. Русский ученый - климатолог Александр Иванович Воейков писал, что это «… продукт климата».

Однако он связан не только с климатом, но и другими компонентами природы.

2. Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определенным условиям существования. Его распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.

1.Этот природный компонент определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни человека и природе. Он предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот природный компонент приспособился к определенным условиям существования, поэтому его распространение зависит от климатических условий и характера почв.

2.Этот природный компонент влияет на формирование климата, от него зависят характер и направление течения рек, с ним связаны и особенности распространения растительного и животного мира. Он существенно влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Географы называют его «каркасом природы».


1 КАРТОЧКА.

1. О каком важном свойстве почвы идет речь:

- способность почвы обеспечивать растения усвояемыми веществами, влагой и др. и давать урожай благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств называется …

2. На какие показатели почвы и процесса почвообразования главным образом влияют:

- материнские горные породы…

- климат …

- живые организмы …

- растительность …

3. Назовите основные типы почв России. Какие почвы преобладают в нашей местности?

2 КАРТОЧКА.

1. О каком понятии идет речь:

- совокупность мероприятий, направленных на повышение естественного плодородия и увеличение площади земель, вовлеченных в сельско-хозяйственный оборот страны …

2. Перечислить и охарактеризовать почвенные горизонты

3. Как на состояние почв влияет интенсивная вырубка лесов?


  1. группа

«Эта северная окраина моей страны протянулась вдоль побережий от Мурманска до Чукотки. Вошло в обычай считать природу этой зоны суровой и скудной, но знатоки утверждают, что она обильна и красива. В краткие летние месяцы она превращается в цветущий и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. В суровой зоне фантастически обильна жизнь. И мхи, и лишайники устилают ее сплошными коврами, птиц на лето прилетают легионы, земля кишит грызунами - леммингами - это превосходная добыча для песцов.

Растения приспособились к краткости срока вегетации. Окраска меха зверей и перьев птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время сменяется пестрой. Жизнь здесь крайне уязвима, и ее легко подорвать…»


  1. группа

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою монотонную, скрипучую музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, трава поникла, жизнь замерла…

На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят…»


1. Установи соответствие:

Внешние силы Формы рельефа

1. ветер а) моренные холмы, озерные

котловины;

2. текучие воды б) барханы;

3. ледник в) овраги и балки.

2. В каких горах проявляется сейсмичность:

а) на Урале; б) на Алтае;

в) на Кавказе; г) на Хибинах.

3. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном рудных полезных ископаемых:

а) плитам;

б) складчатым областям;

в) щитам.

4. В антициклоне воздух движется:

а) от центра к краям;

б) от краев к центру.

5. Что выражает коэффициент увлажнения:

а) отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же срок;

б) соотношение тепла и влаги на данной территории;

в) обеспеченность территории влагой;

г) все перечисленные ранее.

6. Какие климаты более благоприятны для жизни, здоровья людей:

а) умеренно-континентальный;

б) континентальный;

в) субтропический;

г) муссонный умеренного пояса.

7. Какое питание имеет большинство рек нашей страны:

а) дождевое; г) ледниковое;

б) снеговое; д) смешанное.

в) подземное;

8. Установите, какой растительности соответствует, какой тип почв:

1. тундровые глеевые; а) травянистая степь;

2. подзолистые; б) таежные леса;

3. дерново-подзолистые; в) смешанные леса;

4. черноземы. г)мхи и кустарнички.

9. Какая часть России более богата земельными ресурсами:

а) европейская;

б) азиатская.

10. Какие растения растут в зоне широколиственных лесов:

а) дуб; г) клен;

б) пихта; д) лиственница;

в) ель; е) липа.

11. Установите соответствие:

Природная зона Животные

  1. тундра; а) лисица;

  2. степь; б) песец;

  3. лесная; в) варан;

  4. пустыни. г) хомяк;

д) лемминги;

е) кабан.

12. В каких целях создают заповедники:

а) для сохранения редких видов животных и растений;

б) для восстановления численности животных;

в) для сохранения природы от воздействия человека на нее;

г) для изучения флоры и фауны;

д) все ответы верны.






Урок обобщения по изученным темам раздела Природа и человек





Урок обобщения по изученным темам раздела Природа и человек






Мониторинг урока.



Выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте квадратик.

красный цвет - я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.

желтый цвет - урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.

зеленый цвет - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.


© 2010-2022