Рабочая программа элективного курса

Предлагаемый элективный курс по географии Калмыкии разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Курс  предусматривает полное и последовательное изучение своей республики.Это позволяет создать у учащихся целостное представление о географии своего региона, взаимосвязи и взаимозависимости и взаимном влиянии различных компонентов природы, населения и экономики республики. Уделя...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ульдючинская сельская национальная гимназия»



Рассмотрена «Утверждаю»

на заседании Методического совета Директор ________ И. Буваева

______________И. Бухаева

Протокол № 1 от 30.08.2014г. Приказ № 35 от 05.09.2014 г.












Программа

элективного курса


География Калмыкии



Разработала

Мукабенова Т.А.,

учитель географии



с. Ульдючины, 2014г.

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс по географии Калмыкии для учащихся 8-9 класса разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Курс предусматривает полное и последовательное изучение своей республики. Это позволяет создать у учащихся целостное представление о географии своего региона, взаимосвязи и взаимозависимости и взаимном влиянии различных компонентов природы, населения и экономики республики. Уделяется внимание в нем охране природной среды, в том числе, вопросам сохранения естественных ландшафтов и памятников природы, а также экологическим проблемам. Необходимость изучать географию своей малой Родины вызвана особой значимостью знаний природных, социальных и экономических особенностей региона, где будет жить и трудиться выпускник школы. Географические знания и умения, полученные в процессе изучения курса, позволят повысить эффективность усвоения всего курса географии.

Особое внимание уделяется использованию географических карт, обработке статистической информации, использованию электронных образовательных ресурсов, вопросам взаимосвязи и взаимозависимости объектов, процессов.

Программа курса предусматривает экскурсии, повышает мотивацию к обучению. Направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Формы организации обучения данному курсу могут быть самыми разнообразными и определяться по усмотрению учителя. Это лекции, беседы, семинары практические работы. Преподавание элективного курса должно быть не только познавательным, но и увлекательным, поэтому необходимо преподносить учащимся наиболее интересные и впечатляющие факты. Весьма полезны экскурсии в краеведческий музей, а также выезды на природу.

Изучение предлагаемого элективного курса будет способствовать привитию любви к своему родному краю, подготовка учащихся к выбору профессии.

Учащиеся должны расширить свой кругозор, получить новые знания о своём родном крае, определять свои интересы о возможности самореализации в современной жизни.

Курс рассчитан на использование учебного пособия «Рабочая тетрадь по географии Калмыкии», авторы - Г.Э. Настинов, Б.А. Дулаева, В.Э. Бадмаев.

Курс рассчитан на 12 часов и предусматривает изучение трех частей: физико-географическая часть, экономика и население, туризм и краеведение.

Цели: - расширить и углубить знания о природе, населении и хозяйстве Калмыкии;

- содействовать бережному отношению к природе и формированию умения правильно объяснять взаимодействие природы и общества, развитие опыта творческой и эмоционально - ценностной деятельности учащихся;

- способствовать развитию патриотических чувств, стремлению быть необходимым и полезным своей малой Родине.

Задачи:

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов;

- вооружить школьников практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими, так и современными, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства республики;

- формировать представление о Республике Калмыкия как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль республики в Российской Федерации;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о районах и городах республики.


Учебно- тематический план


№ п/п

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма

Лекции

Практикум

Семинары

1

Введение. Географическое положение, размеры, границы, АТД

1

1

Беседа Выполнение практической работы

2

Историко -географические особенности

1

0,5

0,5

Участие в семинаре

Кроссворд.

3

Рельеф и полезные ископаемые

1

1

Выполнение практической работы

4

Климат

1

1

Выполнение практической работы

5

Внутренние воды

1

1

Самостоятельная работа с источниками информации

6

Почвы. Природные комплексы

1

1

Участие в семинаре

7

Растительный, животный мир

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

8

Природные зоны, охраняемые памятники природы

1

0,5

0,5

Участие в семинаре

Экскурсия на озеро Маныч -Гудило

9

Население

1

1

Экскурсия в краеведческий музей им. Н.Н. Пальмова

10

Экономика

1

1

Статтаблицы

11

Транспорт

1

1

Решение задач

12

Итоговое занятие

1

1

Участие в деловой игре

Всего часов

12

1,5

6,5

4




Содержание программы.

Тема 1. Введение. Географическое положение, размеры, границы, АТД (1 час).

Особенности географического положения. Территория и границы. Транспортное положение. Административно - территориальный состав РК.

Практическая работа. (РТ, Выполнение №3 стр. 5-6 )

  1. Определить координаты крайних точек, занесение в таблицу.

  2. Определение соседей, нанесение на контурную карту.

  3. Вычислить протяженность С-Ю, З-В в км.

Тема 2. Историко -географические особенности(1 час)

Освоение территории Калмыкии. Появление калмыков в Северном Прикаспии.. Предки калмыков в составе Золотой орды. Присоединение к России. Калмыцкое ханство.

На семинарском занятии рассматриваются вопросы образования Калмыцкой автономии, КАССР, Республики Калмыкия. История возникновения Элисты и её названия, названия улиц столицы.

Тема 3. Рельеф и полезные ископаемые (1 час)

Рельеф (характер поверхности, абсолютные и относительные высоты, направление общего уклона поверхности, эрозионное расчленение, экзогенные процессы, формы рельефа). Влияние рельефа на особенности хозяйственной деятельности. Методы борьбы с эрозионными, антропогенными явлениями. Основные полезные ископаемые, добываемые в республике. Размещение минеральных ресурсов. Значение полезных ископаемых в развитии хозяйства

Практическая работа.

  1. На контурную карту республики нанести условными знаками морфоструктуры: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность, Сальско-Манычскую гряду и Кумо- Манычскую впадину.

  2. По шкале высот определить средние высоты возвышенностей и низменностей своего региона.

  3. Найти наивысшую точку и наименьшая высоту республики.

  4. Нанести на контурную карту условными знаками основные месторождения полезных ископаемых Калмыкии.

Тема 4. Климат. ( 1 час)

Климатообразующие факторы, влияющие на формирование климата. Климатический пояс, степень выраженности сезонов года, средние температуры, преобладающие ветры, годовое количество осадков, солнечная радиация. Сезонные явления в природе. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа.

Описать времена года своей местности путём фенологических наблюдений в районе своей школы.

Решить кроссворд.

Тема 5. Внутренние воды. (1 час)

Основные водные бассейны. Реки. Подземные воды. Влияние на развитие рельефа. Озёра: Маныч -Гудило, Сарпинские, Состинские, Большое Яшалтинское. Водохранилища и каналы. Волга-главная река. Проблемы рек.

Самостоятельная работа с источниками информации.

Тема 6. Почвы. Природные комплексы. (1 час )

Основные почвы Калмыкии. Типы почв. Механический состав, естественное плодородие, хозяйственное использование почв. Ухудшение состояния почв, опустынивание.

Практическая работа.

Заполнить таблицу «Основные типы почв Калмыкии, их распространение», используя подзаголовки: «типы почв», «район распространения», «типичная растительность».

Выполнение теста «Проверьте себя»

Тема 7. Растительный и животный мир. ( 1 час )

Богатство и разнообразие растительного и животного мира своей республики. Влияние человека на флору и фауну. Охрана и рациональное использование. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Тема 8. Природные зоны. Охраняемые памятники природы. ( 1 час )

Самостоятельная работа с источниками информации. Каждая группа работает по определённой теме. Выступления с индивидуальными и коллективными сообщениями.

Тема 9. Население (1 час)

История формирования населения. Численность, воспроизводство, миграции населения. Национальный состав. Размещение населения. Городское и сельское население. Рынок труда. Занятость населения.

Практическая работа

  1. Используя данные таблицы 4 и 6 (стр.85) определите плотность населения Калмыкии по районам, выявите районы с наибольшей и наименьшей плотностью, укажите причины.

  2. Дополните таблицу 6, определив типы населенных пунктов по районам, рассчитайте городское и сельское население по районам.

  3. Сделайте анализ данных миграционных потоков по районам из таблицы 6 и выпишите районы с пртоком и оттоком населения.

  4. Составьте круговую диаграмму структуры трудовых ресурсов: занятости населении в отраслях хозяйства, используя данные таблицы 7 (стр. 87).

Решите филворд «Народы Калмыкии».

Тема 10. Экономика (1 час)

Общая характеристика хозяйства Калмыкии. Природные, экономические, социальные предпосылки для развития. Отрасли хозяйства. Характеристика промышленности, Животноводство-ведущая отрасль сельского хозяйства Калмыкии. Проблемы развития.

Практикум. Анализ статистических таблиц. Выполнение заданий по РТ на стр. 93-94

Тема 11. Транспорт

Краткая характеристика транспорта. Транспортный комплекс. Проблемы его развития. Авиационный, автомобильный, железнодорожный транспорт.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 12. Итоговое занятие. (1 час )

Практическая работа (деловая игра).

Разработать проект (почвенный, растительный, животный) решения одной из проблем на территории своей республики, опираясь на гипотезы, теории, концепции.



Список литературы

1.Бакташева Н.М. Конспект флоры Калмыкии. -Элиста: КГУ, 1994. - 81 с.

2.Бакташева Н.М. Флора Калмыкии и ее анализ. -Элиста: АПП «Джангар», 2000. - 136 с.

3.Бакаев П.Д. Черные земли. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 184 с.

4.Бананова В.А., Горбачев Б.П., Журкина Л.А. Растительный мир Калмыкии. - Элиста, 1977.

5.Калмыкия в цифрах: Статистический сборник / Т.Б. Кегдеева, Т.И. Матвенова, Н. С. Есенов. - Элиста, 2011. - 316 с.

6.Папуев В. Монгольские народы. Атлас истории и этнографии: Учебное пособие. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 160 с.

7.Эрдниев, У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки / У.Э. Эрдниев. - 3-е изд., переработ, и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. - 282 с.

8. festival.lseptember.ru/articles

9. glava.kalm.ru/naselenie.html

10. kalmykia.ruschamber.net/commoninfo.php

11. rosavtodor.ru/doc/history/kalmyk.htm

12. ru.wikipedia.org/wiki









Показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере Мирнинского улуса).

Структура курса «География Якутии».9 класс (34 часа).

1. Введение.

Введение в курс «География Якутии». 2 часа.

2. Географическое положение.

ФГП, ЭГП. Моря. 2 часа (1 практическая работа).

3. Открытие и исследование Якутии.

Народная география. 2 часа.

4. Краткий физико-географический обзор. 1 час.

5. Полезные ископаемые. 1 час.

6. Климат.

Климатообразующие факторы. Типы климатов.

3 часа (1 практическая работа).

7. Многолетняя мерзлота.

Человек и многолетняя мерзлота. 2 часа.

8. Поверхностные воды.

Реки, озера, подземные воды. 2 часа (1 практическая работа).

9. Почвы, флора, фауна. 1 час.

Содержание курса.

1. Введение.

Из истории образования РС (Я). Символы республики (герб, флаг, гимн).

2. Географическое положение.

ФГП, ПГП, ЭГП Якутии, своей местности. Моря. Соленость, температурный режим. Ледовитость.

3. Открытие и исследования.

Народная география. Историко-географические особенности освоения территории. Прибытие русских.

4. Краткий физико-географический обзор.

Удаленность от центра. Крайние точки. Выход к морям. Северный морской путь. Соседи.

5. Природные ресурсы.

Лесные, водные, биологические ресурсы. Рудные, нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения, их связь с тектоническим строением территории. Топливные ресурсы. Причины образования кимберлитовых трубок. Алмазоносные провинции. Ресурсообеспеченность республики..

6. Климат.

Основные особенности климата. Климатообразующие факторы. Типы климатов. Арктический. субарктический климатические пояса. Полюс холода. Температурные инверсии. Климат п.Айхал.

7. Многолетняя мерзлота.

Причины образования вечной мерзлоты. Виды и структура криолитозоны. Распространение. Институт мерзлотоведения. Современные способы изучения. Влияние на жизнь человека и формирование природных сообществ.

8. Поверхностные воды.

Особенности рек. Режим, питание. Причины наводнений на реках Якутии. Лена. Типы озер (термокарстовые, тектонические). Виды подземных вод. Значение рек, озер. Реки - зимники.

9. Почвы, флора, фауна.

Особенности северных почв. Мерзлотно - таежные почвы. Почвенный профиль. Скудность флоры и фауны. Красная книга РФ, Якутии. Охраняемые территории. Памятники Всемирного наследия.

«Социальная и экономическая география Якутии»,

10 класс (34 часа, 10 практических работ).

1.Население Якутии.

История формирования населения. Численность, воспроизводство, миграции населения. Национальный состав. Размещение населения. Городское и сельское население. Рынок труда. Занятость населения.

7 часов, в том числе 1 практическая работа.

2.Хозяйство. Промышленность.

Характеристика промышленности. Горнодобывающая. Алмазообриллиантовый комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Обрабатывающая промышленность.

7 часов, в том числе 4 практические работы.

3.Сельское хозяйство.

Животноводство. Земледелие. 3 часа (1 практическая работа).

4.Транспорт.

Транспорт коренных народов. Транспортный комплекс Якутии.

2 часа (2 практические работы).

5.Социальная инфраструктура. 1 час.

6.Внешние экономические связи.

Якутия в орбите интересов АТР. Торгово-экономические связи со странами Европы и Северной Америки.

3 часа (1 практическая работа).

7.Экономико-географическое районирование.

Экономические районы Якутии. 3 часа (1 практическая работа).

8.Человек и природа.

Экологическая ситуация. 7 часов (1 практическая работа).

Содержание курса.

1. Население.

История формирования населения. Численность, воспроизводство, миграции. Национальный состав. Размещение населения. Плотность. Городское и сельское население. Рынок труда. Занятость населения, безработица. Занятость п. Айхал. Культура народов Севера. Топонимика, гидронимика.

2. Хозяйство.

Общая характеристика хозяйства Якутии. Природные, экономические, социальные предпосылки для развития. Отрасли хозяйства. Характеристика промышленности, особенностей сельского хозяйства Якутии. Проблемы развития.

3. Сельское хозяйство.

Природные предпосылки для развития хозяйства. Зона Крайнего Севера. Особенности размещения животноводства. Земледелие. Исторические факторы формирования сельского хозяйства.

4. Транспорт.

Краткая характеристика транспорта. Транспорт коренных народов. Транспортный комплекс. Проблемы его развития. Вечная мерзлота. Авиационный, речной, морской, автомобильный, железнодорожный транспорт.

5. Социальная инфраструктура.

Составление резюме работника АЛРОСА.

6. Внешние экономические связи.

Якутия в сфере интересов АТР. Внешнеторговый оборот Якутии со странами АТР. Торгово-экономические связи со странами Европы и Северной Америки.

7. Экономико-географическое районирование.

Экономические районы. Их экономическая характеристика. Ресурсообеспеченность районов. Приоритетные отрасли. Перспективы развития.

8. Человек и природа.

Экологическая ситуация. Экологические традиции коренных народов. Геоэкологическое положение. Экологическая ситуация п.Айхал.

Результаты обучения. Курс призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы.

Формирование географической компетентности учащихся служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общественном, территориально-пространственном измерениях.

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

методы и источники географической информации, значение географической науки в решении социально-экономических и экологических проблем региона;

смысл основных теоретических понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, регионализм, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда; уметь

применять основные положения географической науки для описания и анализа республики как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

характеризовать разные районы, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов;

решать социально значимые географические задачи на основе проведения экологической и экономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития; описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и экологической экспертизы; геологического обоснования хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на территорию; понимания места и роли географической науки в различных сферах жизни республики; подготовки к продолжению образовани

© 2010-2022