Разработка урока. Разнообразие горных пород

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Разработка урока . Разнообразие горных пород.Тема урока: Разнообразие горных пород.

1. ФИО учителя: Мальцева Елена Александровна.

2. Предмет: география

3. Класс: 5

4.Тема урока: «Разнообразие горных пород. Свойства. Происхождение». Раздел: «Земная кора», урок № 2

5. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2014г.

6. Цель: сформировать знания учащихся о многообразии горных пород, свойствах и их происхождении.

7. Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить учеников с происхождением магматических, метаморфических и осадочных горных породах. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять свойства горных пород;

  • Развивающие: развивать умения работать в паре с учебником, дополнительной литературой и ресурсами интернета. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;

  • Воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах;

8. Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, горными породами для исследования;

  • Предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения на тему "Горные породы", работать с коллекцией горных пород.

9. Универсальные учебные действия (УУД):

  • Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

  • Регулятивные: принимать и формулировать цель и задачи урока.

  • Познавательные: извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

  • Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, парная.

12. Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, «Коллекция горных

пород и минералов», презентация.


13. Технологическая карта урока:

Этап урока

Рекомендации к выполнению

Учебный материал с указанием заданий

Организационный

момент


Положительный настрой учащихся

Цель : Подготовить учащихся к участию в учебной познавательной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с удивительным миром географии, которая раскрывает перед нами тайны нашей планеты, узнаем много нового и интересного.

Подготовка к учебно-познавательному интересу

Вопрос - ответ







Учащиеся по предложенному слайду высказывают предположение об изучаемой теме урока.





Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока и его цель и задачи.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с географической оболочкой Земли, которую начали изучать на прошлом уроке.

Учитель: задает вопросы учащимся.

-Какую географическую оболочку мы начали изучать? Ученик: Ответ - литосфера.

Учитель. Какой вопрос мы рассматривали на прошлом уроке?

Ученик - внутреннее строение Земли. ( рисунок «Строение Земли» - слайд №1 презентации ).

Учитель. Из каких слоев состоит Земля.

Ученики - перечисляют ( земная кора, мантия, ядро).

Учитель. Что вы знаете о земной коре.

Ученики. Ответ. Самая тонкая-1%, мощность от 5-75км, состоит из горных пород. Слайд №2 презентации

( изображены горные породы) скажите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ученики: формулируют тему урока. Разнообразие горных пород. Свойства. Происхождение. ( записывают тему в рабочем листе).

Учитель: сегодня в течение урока мы с вами будем работать в рабочем листе ( Приложение), они у Вас на столах, где и запишем тему урока ( слайд №3 - тема и цель урока).

Учитель: скажите ребята, а что Вам уже известно о горных породах, а с чем нам предстоит познакомиться?

Известно

Предстоит узнать

1.Названия горных пород - нефть, газ, уголь…..

2. Залегают в земной коре;

1.Как образуются горные породы?

2.Какими свойствами они обладают;

3.Где их использует человек?



Ученики и учитель: вместе формулируют цель урока и задачи:

Цель урока: получить знания о многообразии горных пород их свойствах и происхождение.

Задачи:

-Каковы условия их образования;

-Исследовать их свойства;

-Сформировать преставление о значении горных пород в жизни человека;

Изучение нового материала.

Учащиеся работают с текстом учебника.






Учащиеся составляют различные виды схем, работая в парах.

На экране появляется Слайд № 4.« Горные породы».

Учитель: Известно, что на Земле залегает 3000 видов горных пород и минералов.

Работа с учебником- запишите в рабочий лист определения, учебник стр. 78.

  • Горная порода - это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

  • Минерал - природные вещества преимущественно кристаллического строения с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Учитель: перед вами находится горная порода- гранит. Если посмотреть внимательно мы можем увидеть, что она не однородна. Она состоит из минералов - полевого шпата-60%, кварца-30%, и другие- 10% слюда.

Гранит

Другие минералы -10%

( слюда, мусковит..)

Кварц -30%

Полевой шпат- 60%

Минералы различаются друг от друга своими свойствами ( задание- составить схему на слайде №5)

Ученики: составляют схему на рабочем листе по тексту учебника стр.78.

Схема1. (парная)

Признаки ( свойства) горных пород

Блеск

Твердость

Цвет

Плотность

Прозрачность

Ученики работают на рабочем листе ( проверяем).

Учитель: горные породы отличаются друг от друга по прочности.

Задание: дополнить схему , используя текст учебника стр.79. ( работа в паре)- слайд №5.

Виды горных пород по прочности

Рыхлые и сыпучие

Пористые и легкие

Твердые и монолитные

Учитель: По условиям образования все горные породы делятся на три группы.

Ученики: в ходе объяснения учителя делают в схеме короткие записи. (Презентация слайд №6).

Схема 3. Объяснение учителя, ученики делают записи .

Виды горных пород по условиям образования

Осадочные

Метаморфические

Магматические

«Превращение» под влиянием сильного нагревания и сжатия.

Образуются при застывании магмы.

1. Осаждением и накоплением;

2.При участии живых организмов;

3.При разрушении и выветривании.

4.При выпадении из водных растворов;





Задание: по таблице составьте рассказ ( в течение 1 минуты).

Таблица. Виды горных пород. ( презентация слайд №7).

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глуби-нные

Излив-шиеся

Обло-

мочные

Хими-

ческие

Органические

из магма-тических

из осадо-

чных

гранит



базальт

глыбы,

валуны,

щебень,

галька, песок, глина

соли,

гипс.

мел,

торф, уголь,

нефтьгаз.

гранит - в гнейс

известняк - в мрамор;

песок - в песча-ник;

Закрепление

Практическая работа №4.

Мини - исследование.

Учитель: сегодня мы проведем мини - исследование по изучению свойств горных пород гранита и каменного угля, результаты оформите в таблице.(слайд №8).

Практическая работа №4.

Тема: Описание свойств горных пород.

Оборудование: горные породы, таблица.

Предмет исследования: горные породы.

Цель исследования: изучить свойства горных пород.

Методы: наблюдение, изучение.

Горная порода

Свойства горных пород

Цвет

Блеск (есть или нет)

Плотность (рыхлая, плотная)

Структура

Твёрдость

Гранит


Каменный уголь






Пояснение:

Твёрдость (мягкие - царапаются ногтем, средней твердости царапаются гвоздём, твердые оставляют сами царапину на стекле);

Структура (однородная или если есть зерна: крупнозернистая, среднезернистая мелкозернистая).

Вывод: к какой группе по происхождению относятся сравниваемые горные породы, от чего зависят свойства горных пород.

Рефлексия

Цель: объективная оценка своей работы на уроке.

Дополните предложения:

На уроке я узнал ____________________________
Я понял ____________________________________

Я научился _________________________________

Я хочу научиться_____________________________

Предстоит познакомиться

1.Как образуются горные породы?

2.Какими свойствами они обладают;

3.Где их использует человек?



Учитель: Какой вопрос мы не рассмотрели на уроке?

Задается домашнее задание по полезным ископаемым.



Домашнее задание

Задание выполняется всеми учащимися

Цель: закрепить полученные знания на уроке

Задание:

  1. Изучить параграф 20-21;

  2. Выучить понятия;

  3. Подготовить сообщение: Что такое полезное ископаемое?

По плану:

  1. Дать определение понятия, полезное ископаемое.

  2. Описать полезное ископаемое (гранит или каменный уголь) по плану:

- происхождение;

- где встречается в России;

- где его используют;

PS. Используйте фотографии, рисунки.









Рабочий лист________________________________ФИ___________класс.

Тема урока:_________________________________________________________________

На Земле известно __3000_горных пород и минералов.

  • Горная порода- это природные тела, состоящие_____________________________

______________________________________________________________________.

  • Минералы - природные вещества преимущественно кристаллического строения ______________________________________________________________________.

Гранит

Другие минералы -10%

( слюда, мусковит..)

Полевой шпат- 60%

Кварц -30%

Признаки ( свойства) горных породЗадание: составить схему по тексту учебника стр.78.



Задание: составить схему, используя текст учебника стр.79.

Виды горных пород по прочности



Задание: дополните схему по рассказу учителя.

Метаморфические

Виды горных пород по условиям образования

Магматические

Осадочные



Задание: по таблице «Виды горных пород по происхождению», составьте рассказ.

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Обломочные

Химические

Органические

Образовались из магматических

Образовались из осадочных

Гранит


Базальт

Глыбы,

валуны,

щебень,

галька, песок, глина

Соли

Гипс

Мел,

Известняк,

торф,

уголь,

нефть

газ.

Гранит - в гнейс

Известняк - в мрамор;

Песок - в песчаник;

Практическая работа №4. Тема: Описание свойств горных пород.

Горная порода

(название)

Свойства горных пород

Цвет

Блеск (есть или нет)

Плотность (рыхлая, плотная)

Структура

Твердость

Гранит



Каменный уголь



  • Твёрдость (мягкие - царапаются ногтем, средней твердости царапаются гвоздём, твердые оставляют сами царапину на стекле);

  • Структура (однородная или если есть зерна: крупнозернистая, среднезернистая мелкозернистая).

Вывод, к какой группе по происхождению относятся сравниваемые горные породы, от чего зависят свойства горных пород.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




© 2010-2022