- Преподавателю
- География
- Население России (8 класс)
Население России (8 класс)
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бойкова Л.А. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7
Урок географии в 8 классе
Тема: Население России. Урок-обобщение
Данный урок является заключительным в теме «Население России». На уроке подводится итог всей темы, отрабатываются основные умения и навыки учащихся: анализировать, сопоставлять, делать выводы, работать со статистическими материалами и тематическими картами. В начале урока ставится проблема, которая решается на протяжении всего урока и позволяет учащимся активно работать на каждом этапе. Мультимедийная презентация используется в течении урока, при формулировании темы, затем показ слайдов сопровождает и иллюстрирует переход от одного этапа к другому.
На уроке используется отрывок из мультфильма «Кем быть?» - для активизации познавательной активности учащихся и эмоциональной разрядки атмосферы урока.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу
«Население России»
Задачи урока:
-
создать условия для повторения и обобщения знаний по численности населения, национальному составу; особенностям размещения, формам расселения и типам населенных пунктов; миграционным процессам;
-
закрепить понятие «трудовые ресурсы», занятость и безработица;
-
создать условия для отработки умений работы со статистическим материалом и картами;
-
воспитание патриотических чувств, толерантности,
уважения других культур и народов.
Тип урока: обобщающий, проблемный
Форма проведения: устный журнал
Методы обучения: беседа, работа в группах, работа с картами, индивидуальные сообщения, тестовая работа.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая
Оборудование:
-
физическая карта России;
-
карта Российской Федерации;
-
атласы;
-
слайд - презентация «Население России»;
-
листы с тестами;
Литература:
-
В.П.Дронов, И.И. Баринова География России, 8 класс, «Дрофа», 2010г.
-
Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии «Население и хозяйство России», М, «ВАКО», 2005г.
-
Н.Л. Галеева Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии
-
Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «География» М. Дрофа 2004;
-
Интернет-ресурсы
Подготовительный этап - некоторые учащиеся получают опережающее задание: подготовить сообщение о городах; подготовить презентацию.
Ход урока
-
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
-
Актуализация полученных знаний
Последняя перепись населения России прошла в 2010 году. Она была проведена под лозунгом «России важен каждый!». Мы завершили изучение темы «Население России». Сегодня на заключительном уроке по этой теме я предлагаю поразмышлять - почему «России важен каждый»?,
слайд 1
перечитывая страницы устного журнала «Я - житель огромной страны» слайд 2
-
Повторение и обобщение изученного
СТРАНИЦА 1. «ЦИФРОВАЯ» слайд 3, 4
Что означают эти цифры?
142,9 млн. чел (численность населения России)
- 1,7 %0 (естественный прирост населения)
67 лет (средняя продолжительность жизни)
60 лет и 55 лет (пенсионный возраст)
73% (уровень урбанизации)
15 (городов-миллионеров)
8,3 чел\км2 (средняя плотность населения)
Более 150 (народов проживает в России)
СТРАНИЦА 2. «СЛОВАРНАЯ» слайд 5
Задание - установить соответствие между термином и понятием:
-
Воспроизводство населения - постоянное возобновление и смена
поколений людей за счет процессов рождаемости и смертности.
-
Резкое сокращение численности населения страны называется демографическим кризисом или демографической катастрофой.
-
Естественный прирост населения - разность между числом
родившихся и числом умерших за определенный период.
-
Город - населенный пункт с числом жителей более 12 тыс. , 85% из
которых заняты несельскохозяйственным трудом.
-
Вся обитаемая территория, расположенная за пределами городских поселений, называется сельской местностью.
-
Урбанизация - процесс повышения доли городов и распространение
городского образа жизни.
-
Перемещение людей из одного постоянного места жительства в другое называется миграцией.
-
Трудовые ресурсы - часть населения страны, способная работать
в хозяйстве.
-
Депортация - насильственное перемещение народов.
СТРАНИЦА 3. «ГОРОДСКАЯ» слайд 6
- Сколько городов в современной России?
(2490 городов и поселков городского типа)
По уровню урбанизации Россия не уступает развитым странам мира.
- Какие вы знаете классификации городов? (по численности и по функциям)
- Как города отличаются по численности?
- Назовите крупнейший российский город. (Москва)
- Какое количество жителей проживает в нём сегодня? (11,9 млн.)
- Назовите другие российские города людностью более 1 млн. Найдите их
на карте. (Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань,
Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж)
Сообщение учащегося о Калуге.
Как города различаются по выполняемым функциям? слайд 7
Выполнение задания - определения функций городов.
Использовать атлас на стр.24-25
(Мурманск, Санкт- Петербург, Волгоград, Владивосток, Великий Новгород, Анапа, Казань, Ярославль)
Сделаем вывод:
Крупные города выполняют одновременно несколько функций, значит они многофункциональные.
Назовите известные вам типы сельских населенных пунктов.
(Аулы, села, деревни, хутора, станицы).
В дореволюционной России было около 500 тыс. сельских населенных пунктов, сейчас их около 150 тыс. Назовите причины исчезновения многих сельских поселений. (Урбанизация страны, депортация в сталинский период, переход от традиционного к современному типу воспроизводства, социально-экономический кризис в сельском хозяйстве).
Подведем итог: Сельское или городское население преобладает в современной России? (городское - 73%). А мы с вами являемся сельскими жителями.
Выясним размеры нашего села Дудоровский.
Ответ: слайд 8
По численности населения с. Дудоровский относится
к селам - 899 человек.
Перелистнём следующую страницу.
СТРАНИЦА 4. «НАЦИОНАЛЬНАЯ»
Мы живем в многонациональной стране.
-
Сколько народов проживает в России? (более 150)
-
Назовите крупнейшие языковые семьи народов России. (см. атлас стр.8-9)
(Индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская)
-
Что такое титульный народ?
(это народ, по названию которого называется республика)
Работа в группах с атласом (по карте определить титульные народы).
Владимир Даль, создатель толкового словаря русского языка, считал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает.
-
На каком языке думает большая часть населения нашей страны?
(на русском)
Назовите крупнейшие народы России. (Русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши).
-
Какие народы в сталинский период подверглись депортации?
(ингуши, чеченцы, калмыки, немцы, курды, крымские татары, турки-месхетинцы).
Прочитайте текст в учебнике на стр. 192-193.
Эта проблема много лет замалчивалась. Она является одной из главных причин межнациональных конфликтов, которые вместе с военными конфликтами приводят к вынужденным миграциям людей.
Небольшая справка: слайд 9
Численность населения Калужской области, по данным Госкомстата России, на 1 января 2013 года составляет 1 005 585 жителей, в том числе городское население - 763 037 человек (75,88 %). Плотность населения Калужской области невысока - 33,77 чел./кв.км. Однако внутренние различия освоенности территории значительны. Ареал с наибольшей плотностью населения - южная оконечность Московской агломерации. В него входят Обнинск, Малоярославец, Балабаново и Боровск.
Состав населения:
русские - 86 %
украинцы - 1,6 %
другие национальности - 12,4 %
СТРАНИЦА 5. «МИГРАЦИОННАЯ» слайд10
Работа в группах: Определите вид миграции (карточки):
-
Пётр ездит в университет из Волжского в Волгоград. Укажите, какой вид миграции он совершает? Какова причина миграции?
-
Иван Иванович отработал на угольной шахте в Воркуте 25 лет. Он вышел на пенсию. Вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительство в Краснодар. Укажите вид миграции и причину.
-
Бабушку Юлии Дейс в возрасте 14 лет вместе с ее семьей сослали на постоянное место жительства в Казахстан. Какому виду миграции она подверглась? В чем заключалась причина такого рода миграций?
-
Родственники Виктора до революции были аристократами. После революции 1917 года они были вынуждены бежать за границу (в Германию). Укажите вид миграции и причину.
-
Бил Смит (Великобритания) получил приглашение на работу в крупную российскую компанию и переехал в Россию на постоянное место жительства. Укажите вид и причину миграции.
-
Фарид Исмаилов приезжает на заработки в Россию из Таджикистана каждое лето. Укажите вид и причину миграции.
-
Тетя Натальи переехала в Уфу после аварии на Чернобыльской АЭС. Укажите вид и причину миграции.
-
Сделайте вывод, в чем заключается экономическое значение миграций?
-
Влияют ли миграции на изменение численности населения в стране?
СТРАНИЦА 6. «ТРУДОВАЯ» слайд 11-12
видеофрагмент из мультфильма «Кем быть?»
Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда России.
Что вам нужно знать о рынке труда?
-
Дайте определение трудовым ресурсам.
( Часть населения страны, способная работать в хозяйстве)
-
Назовите трудоспособный возраст в России.
(Мужчины - 16-60 лет, женщины - 16-55 лет)
-
Объясните термин «экономически активное население».
(Лица, занятые в экономике и безработные).
-
Могут ли работать пенсионеры и дети?
(подростки от 14 до 16 лет с сокращенным рабочим днем и исключением тяжелого труда)
-
Назовите главную причину безработицы в России.
(социально-экономический кризис привел к сокращению производства и на отдельных
предприятиях и в некоторых отраслях)
-
Контроль знаний
Сегодня ваша главная работа - это учеба. Я предлагаю вам выполнить итоговый тест и проверить свои знания по изученной теме.
Тестовая работа:
Вариант 1.
1.Численность населения России в настоящее время:
А) 145,2 млн. чел. Б) 142,9 млн. чел. В) 143,8 млн. чел.
2. В России преобладает население:
А) мужское Б) женское В) равное
3. К городам - миллионерам относятся:
А) Саратов, Воронеж, Иркутск
Б) Омск, Волгоград, Екатеринбург
В) Владивосток, Ижевск, Мурманск
4. Доля городского населения в России:
А) 65% Б) 56% В) 73 %
5. К крупнейшим народам России относятся:
А) украинцы Б) чукчи В) удмурты
Вариант 2.
-
По общей численности населения Россия занимает в мире:
А) первое место Б) седьмое В) девятое
2. Средняя плотность населения России составляет:
А) 8,5 чел\км2 Б) 7,8 чел\км2 В) 8,3 чел\км2
3. К городам - миллионерам относятся:
А) Пермь, Астрахань, Владимир
Б) Челябинск, Самара, Новосибирск
В) Новгород, Ставрополь, Киров
4. Самой крупной языковой семьей является:
А) индоевропейская Б) уральская В) кавказская
5. К крупнейшим народам России относятся:
А) карелы Б) татары В) буряты
СТРАНИЦА 7. «ПРОВЕРОЧНАЯ»
правильные ответы на слайде.
слайд 13
-
Итог урока слайд 14
Теперь, ребята, я думаю, мы можем ответить на вопрос урока:
Почему для России важен каждый?
Главное богатство любой страны - человек. Именно человек производит разнообразные блага для процветания своей Родины. Будущее России зависит от человеческого потенциала, от количества её жителей.
Перед современной Россией стоит большая проблема: отрицательный естественный прирост населения - это может привести к депопуляции. Крайне важно изменить демографическую ситуацию и повысить количество населения. А вот насколько достойными тружениками станут жители огромной страны - зависит и от нас с вами!
-
Домашнее задание: слайд 15
составить кроссворд по теме «Население России»