Урок по теме Строение атмосферы (6 класс)

Раздел: Атмосфера Тема урока: Строение атмосферы Тип урока: урок изучения нового материала   Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные ·         в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся дадут определения понятий: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, воздух, метеорология, метеостанция, анализировать газовый состав воздуха, характеризовать слои атмосферы, определять признаки понятия «атмосфера». с. уметь работать с текстом, выделять в нем главное, оформлять таблицу, выслушивать и объективно оценивать других.      осознание значимости глобальных проблем человечества, связанных с газовым составом воздуха (разрушение озонового слоя, увеличение углекислого газа в атмосфере).        
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока по географии

6 класс по учебнику Е.М. Домогацких.


Преподаватель: Михайлова Людмила Петровна, учитель географии МБОУ «Варламовская СОШ», Городищенский район, Волгоградская область.

Раздел: Атмосфера

Тема урока: Строение атмосферы

Тип урока: урок изучения нового материала


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

Класс

6

Тема урока

Строение атмосферы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся дадут определения понятий: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, воздух, метеорология, метеостанция, анализировать газовый состав воздуха, характеризовать слои атмосферы, определять признаки понятия «атмосфера».

с.

уметь работать с текстом, выделять в нем главное, оформлять таблицу, выслушивать и объективно оценивать других.


осознание значимости глобальных проблем человечества, связанных с газовым составом воздуха (разрушение озонового слоя, увеличение углекислого газа в атмосфере).

Решаемые учебные проблемы

1.Прежде, чем сегодня мы сделаем новые открытия, давайте вспомним, что мы уже знаем об атмосфере?

2. Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле?

Основные понятия, ключевые слова, изучаемые на уроке

атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, метеостанции, метеорология, зонд, метеорологические ракеты и спутники.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедиа проектор, компьютер

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний по теме «Атмосфера».

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Организационный момент

Деятельность учителя

вспомните:

  1. Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.

«На нашей планете океанов - 4»

Индийский - самый соленый в мире

Океан Атлантический славен сельдями

Ледовитый все время спит подо льдами

А Тихий, конечно вовсе не Тихий

А буйный, глубокий и самый великий.»

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем» Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

2.Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил М.В. Ломоносов

Деятельность учащихся

Вспоминая изученный материал, формулируют ответы.




Записывают тему урока.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

1.Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью?

2. Прежде чем мы начнем работать я хотела бы вам напомнить сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В этой сказке рассказывается о глупом Тролле, который решил построить дом поближе к Солнцу, чтобы не замерзнуть. Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч. «Вот теперь, пожалуй, хватит!» - сказал Тролль. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну. И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз. Почему замерз Тролль? Можете вы ответить сейчас на этот вопрос? Мы к нему вернемся, когда рассмотрим тему.

Деятельность учащихся

- Отвечая на вопросы, выясняют, каких знаний не хватает.

3. ЭТАП целеполагания Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность учителя

-Ребята, что необходимо нам узнать, чтобы найти ответ на проблемный вопрос?

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. Определяют учебную задачу. Цель: Познакомиться со строением атмосферы.

Ответы учеников:

-Каков современный состав воздуха атмосферы? Изменяются с высотой свойства атмосферного воздуха? Какую мощность имеет атмосфера и строение?

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность учащихся

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

1Состав атмосферы.

2.Строение атмосферы.

3.Значение атмосферы.

4.Изучение атмосферы.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

  1. - Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Задумывались ли вы когда-нибудь над выражением: "Необходимо, как воздух"?», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит?

1.Состав атмосферы

А. Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?

(Воздух - это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот). Б. Интересно, каков состав атмосферы и какую. долю занимает каждый из газов в атмосфере?

1.Кислород. Воздух невидим, и как же мы докажем, что в нем есть кислород? (Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения) Сколько же % кислорода в воздухе? 21 2. Азот. Итак, кислорода в атмосфере 21%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на рис.105 (Азот, его 78%) Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Почему умерла мышка? (Не было кислорода). Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы. 3.Углекислый газ. Какие же газы занимают оставшийся 1% на диаграмме? (Углекислый газ и другие) Как мы докажем, что в воздухе есть углекислый газ? (Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений бы не было фотосинтеза) Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего заполняют 0,03%. Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов). 2.Строение атмосферы ПО вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно в парах с текстом стр.119 и рисунком 106 и через 5 минут доложить результаты поиска. Практическая работа. Задание. Учащимся предлагается заполнить таблицу (см приложение.)

Физкультминутка. Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя. 1. «Упрямая свеча». Наберём в грудь больше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще раз. 2. «Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша - выдохнули (повторить 2-3 раза). 3. «Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза). 3. Значение атмосферы в природе и жизни человека.

Какое значение имеет атмосфера для жизни?

Игра «Осколки».

Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый - начало предложения, второй - конец предложения. Нужно собрать предложения.

1) Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи, ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.

Учитель. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает ночью так сильно, как поверхность Луны. Если бы не было атмосферы, земная поверхность нагрелась бы более чем на+50 градусов, а ночью остывала бы до - 100 градусов. Как невидимое одеяло удерживает тепло.

2) Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов.

Учитель. Атмосферу называют бронёй планеты Земли, так как сотни метеоритов - небесных камней - не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звёздную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звёздами». Луна испытывает целую метеоритную «бомбёжку».

3) Озоновый экран защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений.

Роль озона велика. Хотя его в атмосфере мало, а концентрация наблюдается на высоте 20 -25 км (озоновый экран), он поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, большая доза которых губительна для организмов.

4) Без атмосферы был бы невозможен круговорот воды.

5) Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

-Каждый день по телевидению мы слышим метеопрогноз, кто этим занимается и для чего?

Материал о современных метеостанциях.

Прочитать в учебнике станица 121 -122.

Деятельность учащихся

- Отвечают устно на вопросы.

-Работа с рисунком 105 стр.119-работа с рисунками учебника.

-Делают выводы












Работа в парах. Заполняют таблицу.






Ответы на вопросы.








Комментированное чтение материала.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

-Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на вопросы урока мы можем дать?

1.Перед вами рассказ, в котором найдите ошибки: «Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал: тепло, теплее, чем на Земле! Вскоре показалась белая пелена. -Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его - обрадовался Сиропчик. - Нет, это дым, и мы задохнемся, -заворчал Ворчун, - Нет, мы его сейчас пролетим и будет легко дышаться, успокаивал всех Пилюлькин. -Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, оно должно быть мягким и теплы, - решила Цветик. -Нет, вы всё напутали, сказал Знайка. Что же напутали герои на воздушном шаре?»

2.Особенности слоев:

1. В этом слое находится газ озон.

2. Здесь образуются облака.

3. Находится почти 90% газов.

4. Простирается до высоты 50-55 км.

5. Слои атмосферы переходят в безвоздушное космическое пространство.

6. Содержится почти вся атмосферная влага.

7. Верхняя граница над экватором располагается на высоте 16-17 км.

8. Воздух находится в разреженном состоянии.

9. Происходит образование облаков, движение воздушных масс, образуется ветер.

10. Практически отсутствует водяной пар, почти не образуются облака.

3. 1.На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -300С, а у поверхности +120С? (30+12=42, 42:6=7 км. 2.Какова высота горы, если у подножия температура +260С, а на вершине равна -100С? (26+10= 36, 36: 6=6км. 3.Какова температура на Памире, если в июле у подножия она составляет +360С? Высота Памира 6 километров. (6*6=36(на столько измениться Т), 36-36=0 0С)

Деятельность учащихся вступают в диалог, аргументировано предлагают ответ на полученное задание (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Влад.»

1.Делают вывод, что на воздушном шаре подняться на высоту 20 км, без вреда здоровью нельзя, так как там воздух очень разряжен, кислорода мало, человек может погибнуть; кроме того, на этой высоте отрицательная температура, которая приведет к переохлаждению и гибели человека.

2.Глупый Тролль не знал, что воздух тропосферы, нагревается от земной поверхности. А с подъемом в тропосферу делается холоднее. Поэтому упрямый тролль замерз.

Выполняют задания на новый материал (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

8 ЭТАП Домашнее задание: §18. Выполнить тест в конце параграфа.



Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8-10 или 18 км

Содержит 80% всего воздуха

Содержится почти вся влага, пыль и много облаков

С высотой понижается.

Стратосфера

50 км

Содержит разреженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается.

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет.

Температура с высотой понижается.





Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера


Стратосфера


Верхние слои атмосферы



Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера


Стратосфера


Верхние слои атмосферы



Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера


Стратосфера


Верхние слои атмосферы



Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера


Стратосфера


Верхние слои атмосферы




1.Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи

А. землю от метеоритов.

2.Атмосфера предохраняет

Б. круговорот воды.

3.Озоновый экран защищает человечество

В. для дыхания

4.Без атмосферы был бы невозможен

Г. ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.

5.Кислород необходим всем живым организмам

Д. от избыточных ультрафиолетовых излучений.

1.Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи

А. землю от метеоритов.

2.Атмосфера предохраняет

Б. круговорот воды.

3.Озоновый экран защищает человечество

В. для дыхания

4.Без атмосферы был бы невозможен

Г. ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.

5.Кислород необходим всем живым организмам

Д. от избыточных ультрафиолетовых излучений.

1.Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи

А. землю от метеоритов.

2.Атмосфера предохраняет

Б. круговорот воды.

3.Озоновый экран защищает человечество

В. для дыхания

4.Без атмосферы был бы невозможен

Г. ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.

5.Кислород необходим всем живым организмам

Д. от избыточных ультрафиолетовых излучений.

1.Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи

А. землю от метеоритов.

2.Атмосфера предохраняет

Б. круговорот воды.

3.Озоновый экран защищает человечество

В. для дыхания

4.Без атмосферы был бы невозможен

Г. ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.

5.Кислород необходим всем живым организмам

Д. от избыточных ультрафиолетовых излучений.



© 2010-2022