Урок по географии для 9 класса Черная металлургия России

Урок географии с использованием технологии проблемного обучения по теме «Черная металлургия России»для 9 класса по учебнику Е.М. Домогацких. Построен в форме технологической карты. Урок направлен на поддержание познавательного интереса школьников к географии своей страны, развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Учащиеся характеризуют важнейшие особенности данной отрасли хозяйства и ее географию на основе анализа разнообразных источников информации. Форма организации учеб...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока «Черная металлургия России»

( 9 класс)


Цель урока: рассмотреть особенности и факторы размещения отрасли.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • изучить структуру и значение отрасли

    • познакомиться с особенностями черной металлургии.

    • изучить факторы, влияющие на размещение металлургических заводов.

    • рассмотреть экологические проблемы отрасли.

  • Развивающие:

    • продолжить формирование навыков анализировать информацию карт

    • развивать умение выявлять причинно-следственные связи

    • формировать навыки поисково - исследовательской деятельности

  • Воспитательные:

    • Воспитание бережного отношения к природе

    • Совершенствовать коммуникативные навыки

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесные, проблемно-поисковые, наглядно-иллюстративный

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Оборудование: презентация по теме, карты атласа, инструктивная карточка на каждую группу.





Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения запланированных результатов

Формирование УУД

Организацион

ный момент

приветствует учащи хся, прове ряет гото вность к уроку

Настраиваются на восприятие материала.

Самопроверка готовности к уроку.

Регулятивные:

умение организовывать свою деятельность

Актуализация знаний

Отвечают на вопросы; актуализируют опорные знания

-Что называется межотраслевым комплексом?

- Какие черные металлы вы знаете?

- Что такое коксующийся уголь?

Познавательные:

воспроизводить необходимую информацию.

Коммуникативные:

строить понятные для собеседника высказывания

Мотивацияпостановка проблемного вопроса и планирование деятельности

подведение к формулированию темы урока;

создание проблемной ситуации

Записывают тему урока; осознают проблему, планируют дальнейшую деятельность

Перед вами черный ящик. Там находится предмет из определенного материала. Определите его.

Среди металлов самый славный,

Важнейший древний элемент.

В тяжелой индустрии главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родится в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной.

-Как называется металл? Какая отрасль производит металл?

Определите тему сегодняшнего урока.

«Черная металлургия России»

Проблемный вопрос:

«Для обеспечения поставок в Европу нефти и газа на территории России уложено более 100 млн. тонн стальных труб большого диаметра. Срок эксплуатации этих труб уже заканчивается. Требуется их замена. Но в России труб большого диаметра выпускается мало. Возникла необходимость в строительстве завода по производству труб большого диаметра»

- Где нам удобнее и выгоднее его построить?

ОУрок по географии для 9 класса Черная металлургия Россиипределить что нужно узнать чтобы ответить на поставленный вопрос.

ЧУрок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия России

ЧМто производят Из чего производят

Как производят типы предприятий влияние на природу

Познавательные:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Регулятивные:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Изучение нового

Организует работу в группах, консультирует

Организует отчет групп

Распределяют работу в группе;

изучают информацию

делают выводы; оформляют результаты

Выступают с результатами работы. Отвечают на вопросы учителя.

Работа в группах: ( Приложение 1)

1 группа «Геологи» изучают расположение месторождений сырья и топлива для черной металлургии

2 группа «Технологи» изучают процесс производства стали

3 группа « Металлурги» изучают типы предприятий черной металлургии

4 группа «Аналитики» изучают факторы размещения предприятий

5 группы «Географы» изучают размещение металлургических баз

Выступление групп с результатами работы.

Выступление учащегося с сообщением « Металлургия и вопросы экологии» (предварительное задание)

Познавательные: анализ различных источников географических знаний, фиксирование полученной информации

Регулятивные: планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий

Коммуникативные: развитие географически грамотной речи

Закрепление

постановка задания

работают с картами атласа и контурными картами, выполняя редложенные задания

На контурной карте отметить 3 базы, укажите месторождения руды, угля и крупные металлургические заводы.

Используя карты атласа «Металлургия», «Электроэнергетика», «Топливная промышленность», «Транспорт» определите перспективный район для строи­тельства завода по производству труб большого диаметра.

Познавательные:

осознанное извлечение необходимой информации из атласа.

Регулятивные :

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы

Рефлексия

Предлагает оценить свою работу на уроке

Самооценка и оценка работы на уроке

Осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Регулятивные:

осмысление и самооценка

своих действий с позиции саморегуляции и сотрудничества

Коммуникативные: построение речевых высказываний, выступление перед аудиторией

Домашнее задание

Объяснение содержания и способа выполнения домашнего задания

Запись задания в дневниках

Запись домашнего задания

Домашнее задание на выбор:

§20, составить презентацию об одной из баз

§20, тесты по теме «Черная металлургия»

Личностные:

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Приложение1

Группа №1 Инструктивная карточка для «Геологов»

§20 стр.114 Особенности отрасли

1. Какое сырье необходимо для производства черных металлов?

2. Познакомьтесь с данными таблицы. Заполните пропуски.

3. Найдите указанные месторождения на карте. Обозначьте их значками на настенной карте

Таблица. Месторождения железной руды и каменноугольные бассейны в России.

Экономический район

Субъект федерации

Месторождение руды

Субъект федерации

Угольный бассейн

Северный

Мурманская обл

Респ. Карелия

Ковдорское

Костомукшское

Респ. Коми

?

Центрально-Черноземный

Курская обл

?



Северо- Кавказский



Ростовская обл

?

Уральский

Свердловская обл

Челябинская обл

?

?



Западно- Сибирская

Кемеровская обл

Горная Шория (Темиртау)

Кемеровская обл

?

Восточно-Сибирская

Иркутская обл

?



Дальневосточный

Респ. Якутия

Таежное

Респ. Якутия

Южно-Якутский

(Нерюнгринское)







Группа №2 Инструктивная карточка для «Технологов»

§20 стр. 114-116 Процесс производства стали


  1. Используя словарь учебника дайте определения «концентрация производства», «комбинирование».

  2. Определите, что является продукцией черной металлургии

  3. Используя рис 58 учебника составьте цепочку производства продукции на металлургическом комбинате полного цикла

Урок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия России

ГОК

Урок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия РоссииУрок по географии для 9 класса Черная металлургия России

4. Что можно производить из отходов металлургического производства?


Группа №3 Инструктивная карточка для «Металлургов»

§20 стр. 116 Типы предприятий в черной металлургии

1. На основании текста учебника и карты «Черная и цветная металлургия» заполните таблицу:

Тип предприятия

Особенности предприятий

Комбинат полного цикла

?

Доменная металлургия

Производят только чугун

Передельная металлургия

?

?

Производство стали в электропечах

Малая металлургия

?

На предприятиях какого типа выплавляется основная часть металла?

Группа №4 Инструктивная карточка для «Аналитиков»

§20 стр. 117 Факторы размещения

1. На основании текста учебника и карты определите факторы размещения предприятий различных типов

Тип предприятий

На что ориентируется размещение

Города

Металлургия полного цикла

Челябинск, Новокузнецк, …………………………….

Передельная металлургия

Бездоменная металлургия

(электрометаллургия)

Доменная металлургия

Потребитель. Исторический фактор

Обозначьте города значками на настенной карте



Группа № 5 Инструктивная карточка для «Географов»

§20 стр.117 Размещение отрасли


  1. Дайте определение «Металлургическая база»

  2. Заполните таблицу

Металлургические базы

Сырье

Топливо

Уральская

Центральная

Сибирская

руды Горной Шории (Алтай)

Дальневосточная

месторождение «Таежное»

Южно-Якутский бассейн

Обозначьте металлургические базы значками на настенной карте.







© 2010-2022