Рабочая программа Экологическое воспитание

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 город Выкса



Программа экологического воспитания

на 2015-2016 учебный год



Авторы:

Старшова Светлана Алексеевна - учитель биологии

Цыпляева Светлана Евгеньевна - учитель географии


Выкса,2015 год

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

  • непосредственное познание природы;

  • школьное экологическое воспитание и образование;

  • средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Цели программы:

  • Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  • Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа;

  • Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания;

  • формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности Отечеству.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;

  • эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Формы, методы и средства организации

экологического воспитания и образования:

а) традиционные;
б) активные, инновационные.

  • межпредметная - экологическое содержание уроков - практическая реализация принципа интеграции - внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, географии, физики, математики, обж;

  • внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

  • классные и библиотечные часы;

  • исследовательская работа (проектная деятельность) - научные исследования школьников под руководством преподавателей;

  • экологические праздники и мероприятия;

  • лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;

  • реализация экологического воспитания через организацию профильного экологического лагеря «Зелёный мир» при поддержки Министерства экологии и природопользования Нижегородской области и общественной экологической организации «ДРОНТ»;

  • организация летней трудовой бригады- практическая работа по благоустройству пришкольной территории.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Экологическое образование формирует

следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
    Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы, основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Начальная школа (I-IV классы): у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родного города, улицы, школы), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основная школа (V- IX классы): на данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые город», походы).

Средняя (полная) школа (Х -XI классы): экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Мероприятия по реализации программы:

Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.




Мероприятия

Сроки

Ответственный

Реализация программы через метапредметные связи

1

Курс «Введение в биологию 5 класс»

  1. Наука о живой природе

  2. Значение растений в природе и жизни человека

  3. Значение животных в природе и жизни человека

  4. Три среды обитания живых организмов

  5. Природные зоны Земли

  6. Жизнь в морях и океанах

  7. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения

  8. Как человек изменил Землю

  9. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

Курс «Биология.6 класс.» + программа «Биологического краеведения»

  1. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных групп растений.

  2. Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществе.

  3. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Курс «Биология. 7класс»

  1. Ареалы обитания.

  2. Миграция. Закономерности размещения животных.

  3. Естественные и искусственные биоценозы.

  4. Факторы среды и их влияние на биоценозы

  5. Цепи питания. Поток энергии.

  6. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  7. Воздействие человека и его деятельность на животный мир.

  8. Одомашнивание животных.

  9. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

  10. Охрана и рациональное использование животного мира.

Курс «Биология. 9класс»

  1. Вид. Критерии вида.

  2. Популяция.

  3. Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

  4. Состав и структура сообщества.

  5. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

  6. Продуктивность сообщества

  7. Саморазвитие экосистем.

  8. Биосфера. Среды жизни.

Средообразующая деятельность организмов.

  1. Круговорот веществ в биосфере.

Курс «Биология. 10-11 класс»

  1. Биосфера- живая оболочка планеты.

  2. Структура биосферы. Живые организмы.

  3. Круговорот воды в природе.

  4. Круговорот углерода.

  5. Круговорот фосфора и серы.

  6. Круговорот веществ в природе.

  7. История формирования сообществ живых организмов.

  8. Основные биомы суши.

  9. Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.

  10. Абиотические факторы. Температура.

  11. Абиотические факторы. Свет.

  12. Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.

  13. Интенсивность действия фактора.

  14. Ограничивающие факторы.

  15. Биотические факторы среды.

  16. Пищевые цепи

  17. Саморегуляция экосистем.

  18. Смена экосистем.

  19. Агроэкосистемы.

  20. Формы взаимоотношений. Позитивные отношения.

  21. Антибиотические отношения. Хищничество.

  22. Паразитизм.

  23. Конкуренция.

  24. Воздействие человека на природу и процессы восстановления общества.

  25. Природные ресурсы и их использование.

  26. Загрязнения воздуха.

  27. Загрязнения пресных и морских вод.

  28. Антропогенные изменения почвы.

  29. Антропогенное изменение флоры и фауны

  30. Радиоактивное загрязнение биосферы.

  31. Охрана природы и перспективы рационального природопользования

Ежегодно

Зам. директора по УВР, учитель биологии

22

Курс «География.6 класс»

  1. Источники загрязнения вод

  2. Питание и режим рек

  3. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

  4. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения.

  5. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере.

  6. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

  7. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

  8. Пути сохранения качества воздушной среды.

  9. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

  10. Влияние человека на биосферу.

  11. Охрана растительного и животного мира Земли.

  12. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Курс «География. 8 класс»

  1. Выветривание.

  2. Эрозия.

  3. Оледенение. Многолетняя мерзлота.

  4. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

  5. Рациональное использование полезных ископаемых.

  6. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

  7. Охрана лесных ресурсов России.

  8. Воздействие химической промышленности на окружающую среду.

  9. Пути решения экологических проблем.

  10. Основные источники загрязнения окружающей среды

  11. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека

  12. Воздействие химической промышленности на окружающую среду.

  13. Виды экологических ситуаций.

Курс «География.9 класс»

  1. Экологическая ситуация в России.

  2. Экологическая безопасность в России

Курс «География.10 класс»

  1. Раздел «Глобальные проблемы человечества».

Ежегодно

Зам. директора по УВР, учитель географии


Курс «Химия.11 класс»

  1. Загрязнение атмосферы и борьба с ним.

Зам.директора по УВР, учитель химии

Укрепление материально-технической базы школы

1

Обустройство территории школы

2014-2016гг

Администрация школы, учитель биологии

2

Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

Ежегодно

Классные руководители

3

Проведение агротехнических мероприятий в городском парке

2014-2016гг

Воспитатели летнего экологического лагеря

4

Создание учебно-экологической тропы

2014-2016гг

Учитель географии, ОБЖ, биологии

5

Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов

Ежегодно

Учителя предметники

Укрепление учебно-методической и законодательной базы

1

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке

Ежегодно

Библиотекарь

2

Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки

Ежегодно

Учителя-предметники, библиотекарь

3

Выставление методических находок по экологии на школьный сайт

Ежегодно

Учителя-предметники

4

Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников

Постоянно по мере необходимости

Администрация школы

5

Разработка программы летнего оздоровительного лагеря

Ежегодно

Администрация школы, начальник лагеря

6

Трудоустройство подростков в летний период

Ежегодно

Администрация школы

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

Ежегодно

Зам. директора по УВР

2

Работа учебной экологической тропы

Ежегодно

Учитель экологии

3

Лекторий «Правила поведения в обществе»

Ежегодно

Учителя-предметники

4

Проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Кормушки птицам», «Саженцы для школьного участка», «Животные Красной книги»

Ежегодно

Учителя начальных классов

5

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).

Ежегодно

Учителя начальных классов

6

День отказа от курения: «Вред курения»

Ежегодно

Учителя-предметники, учитель биологии

7

День борьбы со СПИДом: Мы живем в мире, где есть СПИД.

Ежегодно

Учителя-предметники, учитель биологии

8

День борьбы с наркоманией

Ежегодно

Учителя-предметники, учитель биологии

9

Экологические уроки:

«Я знаю родной край» (урок - игра 1-5 кл.)

«Красная книга» - 6 кл.

«Охрана животных» - 7 кл.

«Человек и окружающая среда» 2- 8 кл.

«Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.)

«Антропогенное воздействие на биосферу»10-11 кл.

Ежегодно

Учителя экологии, географии,

биологии,

уч. начальных классов

Внеклассные мероприятия

1

Осенний карнавал «Золотая осень »

Ежегодно

Учителя нач. классов

2

Оформление фотовыставки «Природа Родины моей»

Апрель

Учитель ИЗО

3

Выпуск школьной газеты по календарю экологических дат

Ежегодно

Зам.директора по ВР

4

Выпуск буклетов по ЗОЖ

Февраль

Учитель ОБЖ

5

Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации

Ежегодно

Зам.директора по ВР, учитель биологии

6

Акции:

1 апреля - День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая»)

7 апреля - День здоровья,

22 апреля - День Земли (Линейка, посвященная Дню Земли, «Кедр» -сибирская красавица)

4 октября - День защиты животных,

20 ноября - Международный день отказа от курения,

1 декабря - день борьбы со СПИДом;

22 марта - Всемирный день воды (конференция «Вода - удивительное вещество!»)

Профильный экологический лагерь «Зеленый мир»

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога (открытие лагерной смены)

6 июня - Международный день очистки водоёмов ( Экологический КВН)

8 июня - Всемирный день океанов (Круглый стол)

10 июня- Акция «Улучшим город сообща»( работы на культурных объектах города

15 июня - День создания юннатского движения в России («Работа на территории церкви Рождества христова»)

17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой (Акция полива саженцев и клумб в «Парке Культуры и отдыха»)

23 июня- «Скажи добрые слова Парку»

27 июня - Всемирный день рыболовства (Очистка береговой линии озера Лебединка)

Ежегодно

Учитель биологии,

учитель географии, зам.директора по ВР, воспитатели летнего лагеря

7

Дни здоровья.

1 раз в четверть

Учителя физкультуры

8

Организация дежурства в классе и в школе.

Еженедельно

Кл. руководители

9

Тренинги «Сам себе психолог»

Периодически

Психолог

10

Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях»

Ежегодно

Кл. руководители

11

Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор. Чистый город. Чистый парк»

Ежегодно

Администрация школы, учителя, воспитатели экологического лагеря

12

Летняя трудовая четверть. Организация летнего профильного лагеря

Ежегодно

Администрация школы, учителя, воспитатели экологического лагеря

13

Проведение тематических недель естественно-научного цикла

Ежегодно

Администрация школы, учителя, воспитатели экологического лагеря

14

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету»

Ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители

15

Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Дары природы»

Ежегодно

Учитель биологии, географии, классные руководители

16

Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета»

Ежегодно

Учителя технологии

17

Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора»

2014-2016гг

Руководитель пришкольного участка, классные руководители

Научно-методическая работа

1

Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей)

Ежегодно

Зам. директора по УВР, по ВР

2

Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

Ежегодно

Зам. директора по ВР

3

Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников»

По мере необходимости

Зам. директора по ВР

4

Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания.

По мере необходимости

Зам. директора по ВР, учитель экологии

5

Работа творческой группы по реализации программы

Постоянно


Члены творческой группы

6

Руководство школьного научного общества учащихся

Постоянно

Руководитель ШНОУ

Работа с родителями

1

Родительские тематические собрания

«Как сохранить здоровье ребенка»,

«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»,

«Домашняя экология».

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель экологии, кл. руководители

2

Экологические акции:

«Чистый микрорайон»,

«Мой экодом»,

«Школьный двор»,

«Посади дерево»,

«Школьный день вместе».

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учитель экологии, кл. руководители

Дополнительное образование

1

Организация кружка «Школа краеведения» для учащихся 5-7-х классов

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя ДО

2

Организация кружка «Народные промыслы» для учащихся 5-6 классов

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя ДО

3

Организация кружка «Школа безопасности» для учащихся 7-8-х классов

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя ДО

4

Организация кружка «Основы экологии» для учащихся 7-9-х классов

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя ДО

5

Организация кружка «Основы медицинских знаний» для учащихся 7-9-х классов

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя ДО

6

Организация кружка «Ты+Я»(военно-патриотическая направленность) для учащихся 7-9-х классов

Ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя ДО


Ожидаемые результаты

  • Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

  • Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.

  • Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей.

  • Улучшение экологической ситуации вокруг школы и город.

  • Превращение школы в городской центр экологического просвещения и воспитания.












Литература

  1. Акимова, Т. А. Экология .учеб. для вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин - М.: ЮНИТИ, 1999.

  2. Гальперин, М. В. Общая экология: учеб. для студентов сред. проф. образования / М. В. Гальперин. М.: Форум, 2010

  3. Гигиена и экология человека: учеб. пособие для студентов мед. училищ и колледжей России / под ред. Н. А. Матвеева. - 2 изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013.

  4. Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области : концепции и программы /под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. - Н. Новгород: НГУ, 2010.

  5. Комарова, Н. Г. Геоэкология и природопользование: учеб. пособие для высших педагогических заведений / Н. Г. Комарова. - М.: Академия, 2003.

  6. Красная книга Нижегородской области. Т. 1. Животные. - Н. Новгород: Принт- Экспресс, 2003.

  7. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008

  8. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007

  9. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998

  10. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989

  11. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007

  12. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986

  13. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991

  14. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005

  15. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003

  16. Красная книга Нижегородской области. Т. 2. [Текст]: Сосудистые растения, водоросли, лишайники, грибы. - Н. Новгород: Комитет охраны природы, 2005

  17. Экология: учеб. пособие / под ред. А. В. Тотая. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012

  18. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005

  19. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004

  20. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003

  21. Никишов А.И., Кузнецов В.Н.,Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000

  22. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007

  23. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998

  24. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998

  25. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996

  26. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000

  27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994

  28. Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988

  29. Энциклопедия большая советская. - М: 1978г. Том № 29

17


© 2010-2022