Урок по географии на тему

Урок по географии на тему "ориентирование на местности".Тип урока: Урок «открытия» нового знания.   Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТучебник для 6 кл общеобразовательных учреждений__ Учебник: География. Начальный курс 6 класс.  под редакцией А.А.Летягина. Изд-во «Вентана-Граф» , 2008,УМК Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся ОУ. М.: «Вентано-Граф», 2008. Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. М.: АСТ-ПРЕСС школа, 2008 Контурные карты: ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии на темуПротасова Марина Валерьевна, учитель географии МБОУ « Майнский многопрофильный лицей», р.п. Майна, Майнского района, Ульяновской области.

Тема: Ориентирование на местности.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Дидактическая цель:

  • выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;

  • показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

  • раскрыть роль плана местности;

Цели по содержанию.

Развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами;

  • создать условия для совершения учащихся «малых открытий»;

  • привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;

  • делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию географической культуры;

  • культуры учебного труда, чувства ответственности;

  • бережного отношения к окружающей среде;

  • способствовать развитию коммуникативных умений;

  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты

Личностные:

  • понимать значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человек;

  • понимание роли и значения географических знаний, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний;

  • сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности.

Метапредметные:

  • уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал; ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

  • умение работать с измерительными приборами. уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; уметь работать с измерительными приборами

Предметные:

  • давать определение понятию: ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, делать вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.

Универсальные учебные действия (УУД)


Личностные: осознать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся - парная, индивидуальная, фронтальная,групповая.

Оборудование для учителя:- презентации, мультимедиа, компьютер, проектор.

Оборудование для учеников:- учебник для 6 кл общеобразовательных учреждений__ Учебник: География. Начальный курс 6 класс. под редакцией А.А.Летягина. Изд-во «Вентана-Граф» , 2008, компас, линейка, транспортир, топографический план.

Понятия: ориентирование, азимут

Используемая методическая литература: УМК

  1. Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся ОУ. М.: «Вентано-Граф», 2008.

  2. Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. М.: АСТ-ПРЕСС школа, 2008

  3. Контурные карты: Начальный курс географии. 6 класс. М.: АСТ-ПРЕСС школа, 2008

Методическая литератураПостникова М.В. Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты. 6 класс. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2005

Тема: Ориентирование на местности

Структура и ход урока:

Ι. Этап Мобилизующий .

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Организационный момент.

1. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков

На прошлом уроке мы изучали тему «Глобус и карта». Вспомните, сходства и различия между ними и преимущества каждого.

Проводится в ходе фронтального опрашивания обучающихся по вопросам:

  • Что такое план местности?

  • Вспомните условные знаки: (Приложение1) Каждый ученик получает текст, в котором должен заменить выделенные слова топографическим знаком. Затем это задание обсуждается в группе и проверяется с текстом, выведенном на интерактивном экране.

Учитель предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

Ученики

Учитель Побуждает к диалогу: вопросы на развитие творчества (вопросы на странице .

Ученики вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.

ΙΙ. Этап 1. Актуализация знаний по теме «Ориентирование на местности».

Мотивация учебной деятельности .

Демонстрация презентации к уроку. Знакомство с метапредметными понятиями «аргумент - факт»

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы.

Учитель выдвигает проблему определения ориентирования, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы.

2.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.

Вопросы обучающимся:,

  • Что такое ориентирование? (Ориентирование (лат. восток)- умение находить стороны горизонта).

  • Какие способы ориентирования вы знаете?

  • Назовите основные способы ориентирования?

  • Какие вы знаете способы нахождения сторон горизонта?

  • Основные стороны горизонта, промежуточные?

3.Стимулирование познавательной деятельности учащихся. (Приложение2)

(Задание №1 для обучающихся)


  • Какая сторона указана и относительно какой вы определили стороны горизонта?

  • Что надо сделать, чтобы найти свое местоположение?

  • Учитель:

  • Какая же наша задача нашего урока? (Научиться ориентироваться на местности)

  • Что нужно знать, чтобы найти свое местоположение?

4.Формирование знаний, умений, навыков .

Учитель знакомит с метапредметным понятием - ориентирование.

Ориентирование - определение своего местоположения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты.

Учителю необходимо подчеркнуть, что главное в ориентировании - это определение направления на север, от которого отходят остальные направления.

Для определения направлений используют компас.

Сориентируем компас относительно сторон горизонта (правила работы с компасом)

  • Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)

  • Стрелка компаса должна быть неподвижной.

  • После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.

Вы сориентировали компас и подготовили его к работе. Обучающиеся отвечают на вопросы:

  • В какую сторону горизонта обращены окна класса?

  • В каком направлении расставлены парты?

  • В какую сторону горизонта обращена входная дверь в класс?

  • В какую сторону вы должны пойти, что попасть в столовую?

Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. Необходимо указать две характеристики: азимут и расстояние от наблюдателя до определяемого объекта. Сегодня мы научимся определять азимут.

Азимут - это угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности, величину которого выражают в градусах и отсчитывают от севера, по ходу часовой стрелки.

Учитель: - Назовите ключевые слова в определении?

Учитель: Посмотрев на компас, мы увидим величины в градусах. По ним мы и будем определять азимут.

  • Какая величина соответствует С, Ю,В, З?

Работа со слайдом (Задание №3):

От какой стороны горизонта идет отсчет азимута?

  • В какую сторону надо отсчитывать азимут?

По рис.23 , с.45 учебника определить азимут при помощи транспортира:

  • азимут фруктового сада?

  • одиноко стоящего лиственного дерева?

  • хвойного дерева

  • станции Ромашково

Задание на доске: определить азимут (Задание № 4)

Задание №5 Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.

5. Обобщение и систематизация знаний учеников. (Проблемную ситуацию отражают в практическом задании)

Задание обучающимся (организация коллективной деятельности):

На столах разложены карточки (с указанным азимутом) и надо найти карточку с вопросом в классе. Объединившись в группы, согласно цвета карточки на парте, двигаться по азимуту для нахождения ответа на вопрос карточки:

  1. Ориентирование это?- умение находить стороны горизонта.

  2. Азимут это? - угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности.

  3. Компас? - прибор для определения сторон горизонта

  4. Азимут С и Ю? - 0* и 180*

  5. Азимут В и З? - 90*и 270

  6. 45* - азимут? СВ

  7. 225* - азимут? ЮЗ

  8. 315* - азимут? СЗ

  9. План местности? - чертеж, небольшого участка земной поверхности, выполненный сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков

  10. ? - болото и озеро

Если вы поняли, как определять азимут, прочтите слова, зашифрованные в этом «компасе» ? 1) 255, 210, 195, 135. - УРОК

2) 0, 105, 120, 165, 255, 240. - АЗИМУТ

6. Домашнее задание(учитель настраивает на выполнение практических заданий)


§ 8, задание с.48

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

Обучающиеся: оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.

- Выставление оценок.

Учитель: Организует и направляет самооценку учащихся

Обучающиеся: Осуществляют самооценку собственной деятельности.

Приложение 1

Замени выделенные слова топографическими знаками.

«Начав свой путь от родника, мы пересекли луг и фруктовый сад и спустились к реке. Воспользовавшись деревянным мостом, мы переправились на другой берег и двинулись дальше по грунтовой дороге. Мы углубились в смешанный лес и пересекли кустарники. Наконец мы прошли мимо старой церкви и оказались на краю глубокого оврага».






























Приложение 2

Фамилия, Имя ,класс ________________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________

СЗадание 1 Определи стороны горизонта


Урок по географии на тему



Задание 2

Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки

  • На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету.

  • По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.

  • Возьми гранёный карандаш или линейку и определи азимут на предметы в классе:

на окно__

на парты __

на дверь___

Задание 3

Определи азимут объектов
Задание 4 Урок по географии на тему

Определи азимут

Урок по географии на тему

Задание 5

Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.

Урок по географии на тему

Задание 6 Определив азимут, и ты узнаешь зашифрованные слова

Урок по географии на тему

1) 255, 210, 195, 135. 2) 0, 105, 120, 165, 255, 240.



© 2010-2022