- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему
Урок по географии на тему
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Протасова М.В. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Протасова Марина Валерьевна, учитель географии МБОУ « Майнский многопрофильный лицей», р.п. Майна, Майнского района, Ульяновской области.
Тема: Ориентирование на местности.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ
Дидактическая цель:
-
выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
-
показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
-
раскрыть роль плана местности;
Цели по содержанию.
Развивающие:
-
создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
-
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами;
-
создать условия для совершения учащихся «малых открытий»;
-
привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
-
делать обобщения и выводы.
Воспитательные:
-
способствовать воспитанию географической культуры;
-
культуры учебного труда, чувства ответственности;
-
бережного отношения к окружающей среде;
-
способствовать развитию коммуникативных умений;
-
развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты
Личностные:
-
понимать значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человек;
-
понимание роли и значения географических знаний, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний;
-
сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; понимать значение ориентирования для повседневной жизни и деятельности.
Метапредметные:
-
уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал; ставить учебную задачу под руководством учителя;
-
планировать свою деятельность под руководством учителя;
-
выслушивать и объективно оценивать другого;
-
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
-
умение работать с измерительными приборами. уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; уметь работать с измерительными приборами
Предметные:
-
давать определение понятию: ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, делать вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: осознать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Формы организации деятельности учащихся - парная, индивидуальная, фронтальная,групповая.
Оборудование для учителя:- презентации, мультимедиа, компьютер, проектор.
Оборудование для учеников:- учебник для 6 кл общеобразовательных учреждений__ Учебник: География. Начальный курс 6 класс. под редакцией А.А.Летягина. Изд-во «Вентана-Граф» , 2008, компас, линейка, транспортир, топографический план.
Понятия: ориентирование, азимут
Используемая методическая литература: УМК
-
Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся ОУ. М.: «Вентано-Граф», 2008.
-
Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. М.: АСТ-ПРЕСС школа, 2008
-
Контурные карты: Начальный курс географии. 6 класс. М.: АСТ-ПРЕСС школа, 2008
Методическая литератураПостникова М.В. Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты. 6 класс. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2005
Тема: Ориентирование на местности
Структура и ход урока:
Ι. Этап Мобилизующий .
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
Организационный момент.
1. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков
На прошлом уроке мы изучали тему «Глобус и карта». Вспомните, сходства и различия между ними и преимущества каждого.
Проводится в ходе фронтального опрашивания обучающихся по вопросам:
-
Что такое план местности?
-
Вспомните условные знаки: (Приложение1) Каждый ученик получает текст, в котором должен заменить выделенные слова топографическим знаком. Затем это задание обсуждается в группе и проверяется с текстом, выведенном на интерактивном экране.
Учитель предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.
Ученики
Учитель Побуждает к диалогу: вопросы на развитие творчества (вопросы на странице .
Ученики вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.
ΙΙ. Этап 1. Актуализация знаний по теме «Ориентирование на местности».
Мотивация учебной деятельности .
Демонстрация презентации к уроку. Знакомство с метапредметными понятиями «аргумент - факт»
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы.
Учитель выдвигает проблему определения ориентирования, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы.
2.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.
Вопросы обучающимся:,
-
Что такое ориентирование? (Ориентирование (лат. восток)- умение находить стороны горизонта).
-
Какие способы ориентирования вы знаете?
-
Назовите основные способы ориентирования?
-
Какие вы знаете способы нахождения сторон горизонта?
-
Основные стороны горизонта, промежуточные?
3.Стимулирование познавательной деятельности учащихся. (Приложение2)
(Задание №1 для обучающихся)
-
Какая сторона указана и относительно какой вы определили стороны горизонта?
-
Что надо сделать, чтобы найти свое местоположение?
-
Учитель:
-
Какая же наша задача нашего урока? (Научиться ориентироваться на местности)
-
Что нужно знать, чтобы найти свое местоположение?
4.Формирование знаний, умений, навыков .
Учитель знакомит с метапредметным понятием - ориентирование.
Ориентирование - определение своего местоположения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты.
Учителю необходимо подчеркнуть, что главное в ориентировании - это определение направления на север, от которого отходят остальные направления.
Для определения направлений используют компас.
Сориентируем компас относительно сторон горизонта (правила работы с компасом)
-
Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)
-
Стрелка компаса должна быть неподвижной.
-
После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.
Вы сориентировали компас и подготовили его к работе. Обучающиеся отвечают на вопросы:
-
В какую сторону горизонта обращены окна класса?
-
В каком направлении расставлены парты?
-
В какую сторону горизонта обращена входная дверь в класс?
-
В какую сторону вы должны пойти, что попасть в столовую?
Для того, чтобы определить точное направление на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. Необходимо указать две характеристики: азимут и расстояние от наблюдателя до определяемого объекта. Сегодня мы научимся определять азимут.
Азимут - это угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности, величину которого выражают в градусах и отсчитывают от севера, по ходу часовой стрелки.
Учитель: - Назовите ключевые слова в определении?
Учитель: Посмотрев на компас, мы увидим величины в градусах. По ним мы и будем определять азимут.
-
Какая величина соответствует С, Ю,В, З?
Работа со слайдом (Задание №3):
От какой стороны горизонта идет отсчет азимута?
-
В какую сторону надо отсчитывать азимут?
По рис.23 , с.45 учебника определить азимут при помощи транспортира:
-
азимут фруктового сада?
-
одиноко стоящего лиственного дерева?
-
хвойного дерева
-
станции Ромашково
Задание на доске: определить азимут (Задание № 4)
Задание №5 Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.
5. Обобщение и систематизация знаний учеников. (Проблемную ситуацию отражают в практическом задании)
Задание обучающимся (организация коллективной деятельности):
На столах разложены карточки (с указанным азимутом) и надо найти карточку с вопросом в классе. Объединившись в группы, согласно цвета карточки на парте, двигаться по азимуту для нахождения ответа на вопрос карточки:
-
Ориентирование это?- умение находить стороны горизонта.
-
Азимут это? - угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности.
-
Компас? - прибор для определения сторон горизонта
-
Азимут С и Ю? - 0* и 180*
-
Азимут В и З? - 90*и 270
-
45* - азимут? СВ
-
225* - азимут? ЮЗ
-
315* - азимут? СЗ
-
План местности? - чертеж, небольшого участка земной поверхности, выполненный сверху, в уменьшенном виде при помощи условных знаков
-
? - болото и озеро
Если вы поняли, как определять азимут, прочтите слова, зашифрованные в этом «компасе» ? 1) 255, 210, 195, 135. - УРОК
2) 0, 105, 120, 165, 255, 240. - АЗИМУТ
6. Домашнее задание(учитель настраивает на выполнение практических заданий)
§ 8, задание с.48
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.
Обучающиеся: оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.
- Выставление оценок.
Учитель: Организует и направляет самооценку учащихся
Обучающиеся: Осуществляют самооценку собственной деятельности.
Приложение 1
Замени выделенные слова топографическими знаками.
«Начав свой путь от родника, мы пересекли луг и фруктовый сад и спустились к реке. Воспользовавшись деревянным мостом, мы переправились на другой берег и двинулись дальше по грунтовой дороге. Мы углубились в смешанный лес и пересекли кустарники. Наконец мы прошли мимо старой церкви и оказались на краю глубокого оврага».
Приложение 2
Фамилия, Имя ,класс ________________________________________________________
Тема урока: ______________________________________________
СЗадание 1 Определи стороны горизонта
Задание 2
Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки
-
На стекло компаса положи гранёный карандаш по направлению от центра к предмету.
-
По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.
-
Возьми гранёный карандаш или линейку и определи азимут на предметы в классе:
на окно__
на парты __
на дверь___
Задание 3
Определи азимут объектов
Задание 4
Определи азимут
Задание 5
Определите по карте азимут, по которому надо идти от домика лесника до родника. Ответ запишите цифрами.
Задание 6 Определив азимут, и ты узнаешь зашифрованные слова
1) 255, 210, 195, 135. 2) 0, 105, 120, 165, 255, 240.