Интеллектуальная игра «История и география Мурманской области»

Материал можно использовать на уроках географии в 8 классе при изучении темы «Природные зоны России» или в 9 классе при изучении темы «Европейский Север».Материал может быть интересен и классным руководителям при проведении мероприятий по истории и географии Российской Федерации.Форма мероприятия - интеллектуальная игра - способствует повышению интереса обучающихся к истории и географии субъекта Российской Федерации - Мурманской области.Игра проходит с использованием ИКТ, поскольку без показа пр...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра для обучающихся

«История и география Мурманской области»


«Край снегов и полярных ночей,

край морошковый, край заполярный»


Цель: Повышение интереса обучающихся к истории и географии родного края

Задачи:

- повышение позитивной мотивации к изучению истории и географии Мурманской области

- формирование умения работать в группе

- формирование коммуникативных умений, умения слушать и слышать другого человека, умения отстаивать свое мнение

Предварительная подготовка:

Организаторы заранее готовят все необходимое для проведения игры оборудование и материалы;

Участники игры делятся на группы (2-3, в зависимости от количества обучающихся, принимающих участие в игре), выбирают командира группы и название команды.

Жюри внимательно следит за ходом игры, заносит результаты деятельности команд в специальный протокол

Ход игры:

1-й тур - «История с географией» проводится в форме викторины.

Вопросы викторины проверяют уровень знаний обучающихся по истории и географии Мурманской области. Вопросы задаются по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Если команда не ответила на вопрос, можно дать возможность ответить другой команде.

Вопросы:

  1. Как называется полуостров, на котором расположена большая часть территории Мурманской области (Кольский полуостров)

  2. Мурманская область была образована (28.05.1938)

  3. Какими морями омывается территория Мурманской области (Баренцево море, Белое море)

  4. Назовите европейские государства, с которыми граничит Мурманская область (Норвегия, Финляндия)

  5. На территории Мурманской области расположен горный массив, который называется… (Хибины)

  6. Коренное население мурманского края - … (саамы, лопь, лопари)

  7. Выходцев из Новгородской земли, поселившихся на территории Мурманского края, называли … (поморы)

  8. Город Мурманск был основан (04.10.1916)

2-й тур - «Путешествие по городам Мурманской области».

Команде необходимо угадать, о каком городе идет речь, отвечая на предложенные вопросы. Чем меньше вопросов понадобится команде, чтобы угадать название города, тем выше полученный балл.

Город 1.

  1. Этот город расположен в 145 км от областного центра - 4 балла

  2. Населенный пункт был основан в 1935 году, а городом он стал в 1937 году - 3 балла

  3. Ведущее предприятие города - Кольская горно-металлургическая компания - занимается разработкой медно-никелевых месторождений - 2 балла

  4. Своим названием город обязан реке Монча, что по саамски значит «красивый» - 1 балл

Ответ: Мончегорск

Город 2.

  1. Это один из крупнейших портов России - 4 балла

  2. Это крупнейший в мире город, расположенный за Полярным кругом - 3 балла

  3. 06.05.1985 годы городу присвоено звание город-герой - 2 балла

  4. Раньше он назывался Романов-на- Мурмане - 1 балл

Ответ: Мурманск

Город 3.

  1. Высшая точка города - гора Вестник - 115 метров над уровнем моря - 4 балла

  2. Город был основан в 19 веке - 3 балла

  3. Первоначально город был назван в честь российского императора - 2 балла

  4. В 1930-е годы город получил свое нынешнее название - 1 балл

Ответ: Полярный

Город 4.

  1. В этом городе родился известный российский писатель Александр Матюхин - 4 балла

  2. По данным переписи населения 2010 года в городе проживает 12683 человек - 3 балла

  3. Город был основан в 1970 году - 2 балла

  4. В основе экономики города - деятельность судоремонтного завода - 1 балл

Ответ: Снежногорск

Город 5.

  1. Статус города этот населенный пункт, основанный в 1968 году, получил лишь в 1991 году - 4 балла

  2. Город расположен на берегу реки Нива и озера Пинозеро - 3 балла

  3. На гербе города изображено северное сияние - 2 балла

  4. Градообразующим предприятием является Кольская АЭС, крупнейшая в мире атомная электростанция за Полярным кругом - 1 балл

Ответ: Полярные Зори

Город 6.

  1. Этот город получил свое название от реки, на которой стоит - 4 балла

  2. Город был обстрелян англичанами в период Крымской войны - 3 балла

  3. По последним данным историков, это самый старый город на Кольском полуострове, он основан в 1517 году - 2 балла

  4. Город является городом-спутником областного центра - 1 балл

Ответ: Кола

3-й тур - «О край родной, тебе пою я славу»

Сочинение синквейнов на заданную тему, затем представление результатов своего творчества присутствующим.

Темы заранее написаны на листах бумаги, это первая строка каждого синквейна. Предложенные темы: Мурманск, Север, Сопки, Баренцево море, река Тулома, Кольский полуостров и т.д.

Обучающимся необходимо напомнить правила написания синквейна.

Памятка для написания синквейна:

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка - два прилагательных или причастия (описывают признаки и свойства объекта)
3 строка - три глагола или деепричастия (описывают характерные действия объекта)
4 строка - фраза, несущая определенный смысл и выражающая личное отношение автора к объекту
5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное, характеризующее суть объекта

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

4-й тур - «Геральдический»

По изображению герба и его описанию определить, какому городу принадлежит тот или иной герб.

Герб Апатитов:

Поле щита разделено золотой розой ветров. В первом червленом поле золотые колос, химическая колба и солнце; в четвертом лазуревом поле силуэт обогатительной фабрики и северное сияние. Второе и четвертое поле золотые. Фигуры в поле щита символизируют науку и олицетворяют апатит, добываемый в Хибинах.

Герб Гаджиево:

Щит пересеченный. В верхнем лазоревом поле три черные сопки с серебряными вершинами, над ними золотое северное сияние. В нижнем серебряном поле силуэт черной подводной лодки. Щит увенчан червленой стенчатой короной с тремя зубцами. За щитом два золотых накрест положенных якоря, перевитых красной (Александровской) лентой, внизу которой написано название города.

Символика: Сопки (скалы) означают прежнее название города «Скалистый», а их заснеженные вершины и северное сияние - местонахождение города в Заполярье. Количество сопок - три - символизирует прежнее наименование базировавшегося соединения атомных подводных лодок - III - флотилия АПЛ СФ. Силуэт подводной лодки говорит о преобладающей профессии жителей города - военных моряках. Серебряное поле символизирует плавание моряков в арктических широтах. Червленая корона с тремя зубцами, якоря и Александровская лента означают статус приморского города.

Герб Кандалакши

В червленом поле с узкой лазоревой оконечностью, поверх всего - золотой карбас с серебряными парусом и вымпелом сопровождаемый во главе летящей вправо и распростершей воздетые крылья золотой гагой.

Обоснование символики: Изображенный в гербе карбас - самое распространенное в прошлом судно поморов символизирует традиционность рыбного промысла, который является основным занятием местных жителей на протяжении нескольких столетий. Символика летящей птицы в гербе многозначна: - уникальная природа северного края богата не только морскими обитателями: леса полны зверей, разнообразен мир пернатых. Особую ценность представляет гага - морская утка, имеющая очень теплый и легкий пух. Летящая птица символ свободолюбия, независимости, движения вперед, творческого озарения. Золото - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания, северных просторов. Белый цвет созвучный с цветом алюминия в гербе Кандалакши аллегорически указывает на самое северное предприятие алюминиевой промышленности, расположенное здесь и являющееся одним из ведущих предприятий города. Синий цвет - символ чести, благородства, духовности, чистого неба и бескрайних морских просторов. Красный цвет - символ мужества, силы, отваги, труда подчеркивает весомый вклад местных жителей в освоение и развитие северного края ив мирное и в военное время.

Герб Ловозера

Герб представляет собой щит с шиповидной лазоревой оконечностью, обременённой серебряной рыбой. Щит пересечён узким лазоревым поясом с надписью серебром на кильдинском наречии саамского языка «ЛУЯВВЪР». В верхней части щита на червлёном поле стилизованная часть шамшур - национального женского головного убора. В нижней части на червлёном поле изображён идущий серебряный олень. Лазоревая оконечность щита символизирует озеро, на берегу которого расположено и по названию которого названо село.

Символика герба: олень и рыба - символизируют основные виды деятельности местного населения - оленеводство и рыболовство. Шамшур символизирует Матрену - дочь человеческую, легендарную прародительницу рода саамов. Цветовая гамма герба является традиционной в оформлении одежды саамов. Герб является единственным среди гербов населённых пунктов Мурманской области, который имеет немецкую форму.

Герб Североморска

Герб символизирует город-порт на Севере, место базирования надводных кораблей. На заднем плане - два скрещивающихся золотых якоря, увитых красной лентой. Они символизируют приморский город-порт. Сверху - трехзубцовая башня, которая обозначает город районного центра. Щит разделен на две части волнистой линией, символизирующей море. Вверху, на синем фоне золотым цветом изображено северное сияние и два скрещенных якоря - символ севера и города-порта. Внизу, на белом фоне - черный силуэт стилизованного корабля.

Герб Никеля

Герб представляет собой геральдический варяжский щит, пересечённый в соотношении 4/1. Верхняя часть лазоревого цвета - символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба. Нижняя часть (оконечность) червлёного цвета - символ солнца, жизнеутверждающей силы, красоты.

Символика герба проста и понятна, в основу положены природные богатства - в центре знак химического элемента № 28 (никель) из периодической таблицы Д. И. Менделеева (белого цвета в черной окантовке), который говорит о наличии месторождений медно-никелевых руд и соответственно об основном виде деятельности местного населения в горном и металлургическом производстве.

В верхней части герба - изображение северного сияния в виде золотых лучей, расходящихся вверх от тройной дуги (элемент герба Мурманской области).

В нижней части - три заснеженные горные вершины, символизирующие местность, где сходятся границы трех северных соседей-государств России, Норвегии и Финляндии.

Заключительный тур (дополнительный). Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит блиц-опрос. За каждый верный ответ 1 балл.

Вопросы для блица:

- Назовите крупные реки Мурманской области (Поной, Варзуга, Умба, Нива, Тулома, Ура, Кола)

- Назовите крупные озера Мурманской области (Имандра, Умбозеро, Ловозеро)

- Назовите природные зоны, в пределах которых расположена Мурманская область (тундра, лесотундра, леса умеренного пояса)

После подведения итогов председатель жюри объявляет результаты, проводится награждение победителей и участников игры.








ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ ВСОШ



ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ




Подготовила и провела

Веселова Е.В., учитель

истории, обществознания,

географии МБОУ ВСОШ
















Снежногорск

2014 год

© 2010-2022