Исследовательская работа Земляк. Учитель. Герой

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЦРМО РК

МОКУ «ВОЗНЕСЕНОСКАЯ СОШ ИМЕНИ И.В. ГЕРМАШЕВА»





Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Бичкн Торскм»

Номинация «Земляки»

Тема работы:

«ЗЕМЛЯК. УЧИТЕЛЬ. ГЕРОЙ»

Подготовил:

Терехов Данил Александрович,

учащийся 11 класса

МОКУ «Вознесеновская СОШ

им. И.В. Гермашева»

359188, РК, Целинный район,

с. Вознесеновка, ул. Ленина, 71-а

359188, РК, Целинный район,

с. Вознесеновка, ул. Победы, 25

тел. 8-937-464-42-30

[email protected]

Руководитель:

Гайворонская Вера Александровна,

учитель географии

МОКУ «Вознесеновская СОШ

им. И.В. Гермашева»

359188, РК, Целинный район,

с. Вознесеновка, ул. Ленина, 71-а

раб. тел. 9-71-31

тел. 8-909-398-10-70

[email protected]





с. Вознесеновка - 2014 год.

Введение



«Да избавит нас БОГ

от неблагодарного отношения к отечеству,

к предкам нашим»

Н.А.Бердяев

Тема моей работы: «Земляк. Учитель. Герой». Выбор темы был не случайным. Рассказы о Великой Отечественной войне, как легенды, будут передаваться от одного поколения к другому. Эхо грандиозных сражений под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге будет звучать в веках так же, как, скажем, отзвуки битвы на Бородинском поле. И не случайно, видно, теперь, 70 лет спустя, мы вновь возвращаемся к теме войны. Для выбора данной темы натолкнули публикации о нашем земляке. Меня заинтересовал Иван Васильевич Гермашев, который является Героем Советского Союза и я захотел больше узнать о нем.

Причина обращения к биографии Гермашева Ивана Васильевича, заключается в следующем - в скупых строчках различных изданий дается скупая схема - родился, учился, воевал, погиб, но ведь это неправильно. Во-первых, человек родился на белый свет с какими-то пожеланиями родителей, для каких-то целей, каких-то неосуществленных их мечтаний. Во-вторых, сам человек пока живет к чему- то стремится, о чем - то мечтает, идет к какой-то цели. В-третьих, он не просто так получил звезду Героя, между прочим, в перерыве между обедом и ужином. Поэтому возникло желание узнать его поближе как человека жившего среди нас и знакомого многим жителям поселка. Все это вышеперечисленное подвигло нас на поиски точных сведений об этом человеке, имя которого носит наша школа.(приказ от 8 октября 1996 года №167»

Актуальность моей работы заключается в следующем: 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой победы нашего народа над фашистской Германией. В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Моя работа «Земляк. Учитель. Герой» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги.

Школьный возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».

Цель работы:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим героизмом, трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи работы:

1. Изучить материалы периодической печати о нашем земляке;

2. Осветить боевой путь;

3. Посетить музей МВД г. Астрахани;

4. Встретится с родственниками И.В.Гермашева;

5. На основе собранной информации сформулировать выводы;

6. Донести собранные сведения и впечатления до всех учащихся школы.

7. Наладить связь с детьми, которая была утеряна.

Гипотеза исследования

Я предполагаю, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.

Объект исследования: земляк, его личный пример и вклад в развитие современного общества

Предмет исследования: биография земляка, его общественная, военная и трудовая деятельность.

Методы исследования:

анализ источников информации;

наблюдение;

интервью;

личная беседа;

обработка полученных результатов

Варианты использования собранного материала:

  • школьные краеведческие конференции;

  • оформление экспозиции в школьном музее;

  • как материал для сочинений;

  • при проведении «Вечеров памяти» и торжественных мероприятий;

  • краеведческий материал для уроков истории, географии, литературы, истории и культуры родного края;

  • «живые» рассказы, которые можно впоследствии донести до своих детей, они будут лишены возможности встретиться с очевидцами тяжёлых событий.





1.Земляк

Малая Родина - жизни исток,

Крыша родная, отчий порог,

То, что до смерти дает не упасть,

То, без чего можно пропасть!

Н.Хмелева (№5 стр 123)

Иван Васильевич Гермашев (№3 из автобиографии И.В.Гермашева) «родился 11 ноября 1914 года в с. Вознесеновка, Черноярского уезда, Астраханской губернии, ныне с. Вознесеновка, Целинного района Калмыцкой АССР.

Родители мои - отец Гермашев Василий Иванович и мать Гермашева Анастасия Никифоровна занимались сельским хозяйством, жили очень бедно. В семье было семь человек детей. Мать умерла в 1918 г. от тифа, ухаживая за больными и раненными бойцами XI армии, а отец умер в 1923 году в возрасте около 70 лет.

После смерти родителей я и младшая сестренка воспитывались у старшей сестры, а с 1925 по 1927 год жил по - найму у зажиточных людей, пас скот.

В 1927 г. в с. Вознесеновке организовался детский дом, в который по решению сельского Совета мы с младшей сестрой были определены на воспитание. В сентябре 1928 г. после окончания школы первой ступени я был направлен из детского дома в интернатную школу ( г. Элисту ШКМ)- школа комсомольской молодежи. В летнее время во время каникул работал в колхозе «10 лет Октября» в с. Вознесеновке, пас скот, овец.

Работал в колхозе «10 лет Октября» культмассовиком и счетоводом.» На самом деле, как рассказала нам дочь Любовь Ивановна Чепцова: « Иван Васильевич успешно окончил два курса мединститута, но когда их первый раз повели в морг, и Иван Васильевич увидел мёртвое тело ему стало плохо, и он для себя решил, что это не его призвание быть врачом.»

1.Учитель

Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму,
И верности родной Отчизне.

В.Викторов

Иван Васильевич Гермашев (из автобиографии И.В.Гермашева)

«В сентябре 1935 года по решению комсомольских органов был направлен на работу в неполно-среднюю школу (в своем же селе), где работал пионервожатым и учителем начальных классов, а позднее также преподавал географию в 5х-6х классах и вел уроки физкультуры.

В январе 1939 года приказом Наркомпроса Калмыцкой АССР был назначен директором детского дома республики, в котором ранее сам воспитывался.» Из книги И.Н. Онуфриенко(№4), я узнал , что в этом доме работала Наталья Васильевна Гермашева, которая попала сюда маленькой девочкой. Детский дом был организован в 1927 году, и в этом же году администрации детского дома обратилась к Максиму Горькому с просьбой разрешить назвать детский дом его именем. Ответ говорит, Наталья Васильевна получили положительный. Максим Горький прислал письмо, в котором выражал большую благодарность, за оказанную ему честь.

В апреле 1939 г. меня приняли в члены партии, а в июне 1939 г. по решению бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) я был переведен на работу в обком партии в должности инструктора оргинструкторского отдела.(приложение5)



  1. Герой

Был светлый день и солнечный, в деревне - тишина

И вдруг как выстрел в воздухе: Война! Война! Война!

С. Лямин


С апреля 1942 г. по октябрь 1942 г. служил в должности комиссара артиллерийской батареи 231 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 156 укрепрайона Московской зоны обороны (МЗО). В начале октября 1942 года в составе батальона был направлен на Сталинградский фронт.

С октября 1942 г. по день окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков в районе Сталинграда- 2 февраля 1943 года участвовал в боях, принимал непосредственное участие в разгроме и пленении гитлеровских захватчиков в районе Сталинградского тракторного завода.(приложение 2)

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, наш батальон был направлен на новое формирование укрепрайонов, где я был назначен на должность зам. командира пулеметной роты по политчасти 506 отдельного пулеметно - артиллерийского района батальона 115 укрепрайона, который входил в подчинение Центрального фронта.

Находясь в составе 102 Новгород-Северской- ордена Ленина - ордена Красного Знамени - ордена Кутузова Дальневосточной дивизии, все время участвовал в боях по изгнанию немецких оккупантов из Белорусской земли. Участвовал в прорыве немецко-фашистской обороны г. Рогачевка, в окружении и разгроме вражеской группировке в районе г. Бобруйска. В разгроме и пленении фашистских орд в районе Кенигсберга и залива Фриш-Гар.

3.Подвиг, вошедший в историю


Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Р. Рождественский

(№1 стр52))

Имя нашего земляка Гермашева Ивана Васильевича известно не только в нашем районе, но и далеко за её пределами. Он был из тех молодых людей довоенного времени, для которых слова «слава», «Родина», «Отчизна», «героизм» не были чем-то отвлечённым, они были частью их самих. И в трудную для страны минуту Иван Гермашев оказался на переднем крае борьбы.

Готовилась Бобруйская наступательная операция войск 1 Белорусского фронта. Немецкое командование придавало большое значение обороне Бобруйского направления, поэтому оно создало здесь прочную и глубоко эшелонированную оборону, которая протянулась в 6-8 километров и состояла из 5-6 линий траншей, соединенных между собой многочисленными ходами сообщений

После долгого марша пол прибыл на передний край. Вскоре за Иваном Гермашевым, находившимся в неглубокой траншее, прибыл связной:

-Товарищ старший лейтенант, Вас вызывает командир полка!

Гермашев поднялся, отряхнул одежду, затянул потуже ремень и едва заметной тропкой направился вслед за посыльным.

-Вот что, товарищ Гермашев,- сказал командир полка подполковник Козьмин, взмахом руки прервав доклад старшего лейтенанта. - Есть очень важное задание: пройти в тыл врага.

Задача была действительно нелегкой. Следовало с группой бойцов из своего взвода прейти линию фронта и оставаться там до начала общего наступления. Обо всем немедленно докладывать в штаб полка.

Тринадцать отважных воинов - все, как на подбор, молодые, крепкие, во главе с командиром Гермашевым осторожно, без шума подошли к берегу Друти. Ночь выдалась темной, вокруг не видно было ни зги, как из ведра хлестал дождь. Погода благоприятствовала разведчикам. И все неотрывно смотрели на тот берег..

- Все готово?- шепотом спросил командир полка находившийся с ними.

-Все в порядке кроме того берега,- тоже шепотом ответил один из разведчиков.

-Наладим, приведем в порядочек,- отозвался другой.

-Помните: осторожность, спокойствие и смелость,- не приказывая, а как - тепло, по отцовски советуя, говорил командир полка. - От вас, вашего умения зависит очень многое, может быть, успех всей операции. Приступайте.

Тем временем разведчики вплотную приблизились к вражескому переднему краю. Тринадцать смельчаков, продолжая наблюдать, ждали начала наступления на следующий день, но по каким-то неизвестным причинам оно не состоялось. Не состоялось и на второе утро. И так продолжалось 2 дня и 2 ночи6 часов утра 24 июня Началась артиллерийская подготовка- предвестник больших сражений. Казалось, сама земля гудела и стонала, окутываясь огнем и дымом. Все слилось в сплошной грохот и гул.

После мощного огня артиллерии сразу пошли на врага войска 1- го Белорусского фронта. В это же день они прорвали вражескую оборону южнее города Паричи.

Гитлеровцы предпринимали контратаки, не жалели ни танков, ни снарядов, ни людей, но все попытки врага отбросить наступающие советские войска в исходные положение были тщетны.

Ранним утром 25 июня советская пехота, танки и самоходки ринулись на врага, с ходу форсировали Друть. Гитлеровцы оказывали упорное сопротивление.. Но наши войска, взламывая оборону и переламывая живую силу врага, шаг за шагом продвигались вперед.

А тринадцать отважных ждали этого часа вот уже два дня и три ночи к ряду. Хотя они были обессилены, но прокатившееся над Друтью громкое русское «ура», отдавшись в прибрежных лесах эхом, подбодрило и вдохновило их. И тринадцать отважных смельчаков пошли на врага.

Гитлеровцы никак не могли понять, что же такое происходит. Увидеть что-либо им было невозможно, все перемешалось: и дам и пыль, превращаясь в кромешную тьму.

Неожиданный, но ошеломляющий удар горстки советских воинов в спину в конец расстроил планы фашистов. Гитлеровцы в растерянности хлынули назад. До смерти напуганные ударом с обеих сторон фашисты, боясь окружения, мчались что есть силы в ближайший лес. А группа Гермашева, круто изменив направление, с наступающими войсками устремились вперед на запад.

Когда Гермашев с разведчиками вбежал в лес, бой там достиг своего кульминационного момента. Все перемешалось: не найдешь, где свои, где соседи. Среди тех воинов, которых встретил Гермашев в лесу, не оказалось ни одного офицера. Раздумывать, не было времени, и старший лейтенант молниеносно решает взять на себя командование группой.

-За Родину, за мной!- последовала команда, и бойцы ринулись за Гермашевым. Враг не выдержал натиска отважных - дрогнул...

Командир 30-го стрелкового Хасанского полка подполковник Козьмин. 29 июня 1944г.»

В период летнего наступления Советской Армии за проявленное мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года ему было присвоено звание(приложение11) Героя Советского Союза. И заблистали у сына калмыцких степей на груди орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» - знак беспредельной храбрости, мужества и геройства, преданности социалистической Родине.

. При прохождении торжественным маршем впереди сводных полков шли Герои Советского Союза со знаменем прославленных частей и соединений фронтов, среди которых был Иван Гермашев. Он стал свидетелем того, как 200 штандартов хваленных немецко-фашистских армий и дивизий, уничтоженных Советской Армией, были брошены к подножию Мавзолея Владимира Ильича Ленина.» (№2стр65-75 )

«Деятельность человека - бойца во время войны просит особый характер, - отмечает Р.К. Дрейлинг. - Она протекает в условиях хронической опасности. То есть постоянной опасности потерять здоровье или жизнь, а с другой стороны - в условиях не только безнаказанного уничтожение себе подобных, коль скоро они являются врагами, но и в прямой необходимости и в поощряемом желании делать это как во имя конечных целей общего благополучия своего народа, так и в целях собственного самосохранения в условиях вооружённой борьбы.

Дополнительный штрих к портрету человека. Подчиненные отмечали: со всеми он разговаривал тихо спокойно. Уважительно относился к другим людям. Взлетев за такой короткий срок на высокую должностную ступень, он не заболел «звездной» болезнью, не возгордился. Самое главное оставался самим собой, какой есть и каким, наверное, оставался до конца дней своих, утешая себя тем, что честь имею, а живу ради служения Отечеству…

Такова сила духа ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА.





3.2Жизнь в мирное время.

В декабре 1945 года по ходатайству командования конвойных войск МВД СССР я был откомандирован в распоряжение МВД Казахской ССР и назначен в должности заместителя начальника управления охраны по политчасти до ноября 1949 года.(приложение 4)

В марте 1951 года в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) об управлении кадрами органов милиции, по решению Астраханского обкома ВКП(б) я был утвержден в должности зам. начальника областного Управления милиции по политчасти ( он же начальник по политчасти).

В июне 1955 года, в связи с упразднением политорганов в органах милиции и на транспорте, я был утвержден начальником отдела службы Управления внутренних дел, где проработал до мая 1964 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 г. мне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда» , также награжден орденом « Красной Звезды», медалью «За боевые заслуги», и медалями « За победу над Германией…», 30 лет Советской Армии и Флота «За безупречную службу в органах МВД», I-й и II-й степени « 20 лет победы над Германией»,»50 лет Советских Вооруженных сил», «50 лет Советской Милиции». Кроме того награжден Почетной грамотой Министерства Охраны общественного порядка РСФСР и Почетной грамотой Астраханского обкома КПСС и облисполкома.(приложение1, 3)

Членами моей семьи являются: (приложение7)

жена Гермашева Вера Владимировна- 1916 года рождения, домохозяйка

дочь Жанна - 1937 года рождения пединститута на кафедре философии, в настоящее время учится в аспирантуре в г. Москве,

сын Владимир-1946 г р., служит в рядах Советской армии,

дочь Любовь 1952 года рождения учится в 9 классе средней школы №46,

дочь Евгения (замужем), работает на заводе «Прогресс» технологом .

Все члены семьи ( кроме дочери Евгении) проживают вместе со мной.

Дочь Жанна и сын Владимир являются, членами КПСС, дочь Любовь член ВЛКСМ.» (из автобиографии)

По рассказам Любовь Ивановны(приложение 8,9,10) «Иван Васильевич был очень скромным человеком, для него в жизни были три главные вещи в жизни -это честь, достоинство и справедливость. Любимое животное- лошадь. Никогда не ругался с подчиненными, самое обидное слово было «собака вонючая», больше других мы слов от нашего папы не слышали.

Также из беседы с Жанной Ивановной и Любовь Ивановной(№6) я узнал , что: «Иван Васильевич - скромный человек, не любил открыто демонстрировать свои награды и хвастаться своими достижениями.

- Любовь Ивановна, как Вы понимаете слово земляки?

- Земляки - это люди, живущие со мной рядом, почти как родственники. Как я понимаю - это слово дает нам и права, и обязанности. Во - первых, люди, которые называются земляками, должны быть сплоченными друг к другу, стараться делать только доброе на этой земле (разбивать сады, строить дома, воспитывать своих детей, проявлять уважение к старшим и т.д.). Во - вторых, люди должны быть гостеприимными, чтобы даже где - то на чужбине, посмотрев, друг другу в глаза, мы могли гордо сказать: «Это мой земляк!» Любовь Ивановна мыслит как и её отец Иван Васильевич, вот что писал в письмах Иван Васильевич нам, учащимся школы в далёком 1978 году

« - Дорогие ученики! Овладевайте знаниями. Знания - это большое богатство. Добропорядочно относитесь к вашим друзьям, к людям, которые вас окружают. Без этого не может быть хороших, добрых отношений.» (из писем И.В.Гермашева школьникам).

Жизнь Ивана Васильевича оборвалась 15 августа 1979 года.(приложение 6)



4.Заключение

Одним из элементов пробуждения патриотизма

является пропаганда образов героизма, потому что пробуждают волю к доблестям, пробуждают великодушие, готовность терпеть и бороться. Сила положительного примера - это огромная сила. Поэтому я, познакомившись с жизненным путем Ивана Васильевича Гермашева, решился на оформление труда, посвященного Герою. И сейчас самая главная память, самое главное в нашей жизни - помнить великий подвиг необыкновенного человека - ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГЕРМАШЕВА.

К великому сожалению детали его жизни, подвига уходят от внимания в повседневной суете. Остается только мраморное напоминание. Необходимо помнить и рассказывать школьникам о ПОДВИГЕ Героя Советского Союза, к которому он шел всю свою недолгую жизнь.

Этот человек нигде не пытался предстать в лучшем свете. Все им сделанное совершалось ради высшей идеи - ради ОТЕЧЕСТВА. Лучше быть, чем казаться.

И данная работа малая частица этой памяти. Самое главное, чтобы с течением времени эта память не канула в лету, потому что кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Жизнь - подвиг, мы часто слышим такие слова. Наша исследовательская работа помогла этим словам обрести реальный смысл. Простой парень из села Вознесеновка Республики Калмыкия, которому в начале войны было 27 лет, внешне ни чем не примечательный оказался настоящим героем , участником великих битв - кровопролитных сражений войны. Иван Васильевич стал героем не просто так, он стал настоящим человеком, воспитанным семьей, школой, обществом в предвоенные годы.

Гипотеза, которую я выдвигал в начале исследовательской работы, полностью подтвердилась. Иван Васильевич Гермашев - герой, его подвиги - часть истории нашей страны, которую надо глубоко и всесторонне изучать.

Итак, результатом моего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: мной были изучены материалы периодической печати о Гермашева Иване Васильевиче, собраны факты из биографии нашего земляка, была налажена связь с детьми Ивана Васильевича. В процессе работы нам довелось встретиться и поговорить с дочерьми. В заключение можно сказать следующее: весь собранный нами материал был систематизирован и изложен в определённой последовательности. Считаем, что поставленной цели я добился - описал жизненный путь нашего земляка Гермашева Ивана Васильевича. Надеюсь, что результат моего исследования будет полезен и интересен не только жителям нашего села. Хотелось бы, что бы имя этого человека стало знакомо и другим гражданам нашей необъятной страны.

Свою работу я бы хотел закончить словами из народной мудрости, а она гласит так: « Как только забывается прошлая война - начинается новая. Как только забываются страдания детей, слёзы жён и матерей - будут новые страдания и новые слёзы». Новое поколение уже почти ничего не знает о Великой Отечественной войне, лишь по фильмам и учебникам. Но оно помнит, и это даёт надежду.














5.Библиографический список



  1. Абрамов А.М., Акоткин В.М. Присягаем победой: стихи о ВОВ.-Москва.: Детская литература,1986 г,-144 с

  2. Бембеев Т. Чувство долга, 1978г , -250

  3. Гермашев И.В. Автобиография. 1969 г 6 стр

  4. Онуфриенко И.Н. Вознесеновская земля,-книга 3 -летопись -366 стр.

  5. Сычева Г.Н. Школьникам о Великой Победе: учебное пособие. -Ростов на Дону:» Издательсво Баро-Пресс, 2011 г-240 стр.

  6. Воспоминнания:

Чепцова Л.И. 1952 г. г Астрахань

Гермашева Ж.И 1937 г г Астрахань






© 2010-2022