Программа География. Землеведение (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ «Дивеевская монастырская православная средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания МО: Зам.директора по УВР: Директор школы:

от ___________ 20__ года № 1 Кузьмина Н.Л. Лялюшко Н.Н.

___________ _________ ______________________ ___________________

подпись руководителя МО ______________201 года приказ № от __________201 года

Ф.И.О

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ____________География Землеведение._______________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) _ основное общее образование _5_____ год____2015-2016_____

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Учитель _______Реунов И.В._________________

Программа разработана на основе

Методического пособия к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 5-6 классы» М: Дрофа,2015г




2 Пояснительная записка.

Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» -курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле - картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю, плюс один резервный час- итого 35 часов

Учебно- методический комплекс включает в себя:

1) География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.- 6-е изд., стереотип..-М.:Дрофа,2016.

2) Методическое пособия к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 5-6 классы» М: Дрофа,2015г

3)Видеоматериалы

4) Карты, плакаты, макеты

Цель курса:

развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки .

Задачи, решаемые в этом курсе:

_ формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

_ формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

_ развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

_ развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

_ развитие специфических географических и общеучебных умений;

_ развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

Программа курса географии направлена на достижение метапредметных результатов обучения:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава тельных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Программа курса географии направлена на достижение личностных результатов обучения:

-воспитание российской гражданской идентичности;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры;

-уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

4. Учебно-тематический план

№ урока

Тема занятия

Содержание

Форма

Результат

Введение

1

Что изучает география

география как наука и ее предмет. Географические объекты, их многообразие.

Коллективная работа

сформировать первичные представления о географической науке, изучающей поверхность Земли как среду

Раздел 1. Накопление знаний о Земле

Цель: Познакомить с процессом развития знаний о Земле

2

Познание Земли в древности

Древняя география и географы. Начальные географические знания. Зарождение географии. Развитие географии в Средние

века.

Коллективная и индивидуальная работа.

сформировать представления об изучении природы учеными Древнего мира

3

Великие географические открытия

эпоха Великих географических открытий

Коллективная и индивидуальная работа.

развить знания об изучении Земли

4

Открытие Австралии и Антарктиды

открытие и исследования Австралии и Океании. Поиски южного материка.

Групповая работа.

сформировать знания об открытии и исследованиях Австралии и Океании; о первооткрывателях Антарктиды и вкладе русского кругосветного плавания в исследование Земли

5

Современная география

развитие физической географии. Современные географические исследования.

Коллективная работа.

сформировать знания об отличиях современных географических исследований от изучения Земли в прошлом

6

Итоговый урок по разделу

обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

Индивидуальная работа с тестовым материалом работа.

закрепить, обобщить и систематизировать знания по разделу .

Раздел 2. Земля во Вселенной

Цель: Познакомить с процессом развития Земли в соответствии с космическими законами.

7

Земля и космос

Состав Вселенной. Галактики. Размеры, внешний облик Галактики Млечный Путь, положение Солнца в Галактике.

Групповая работа.

развить представление о Земле как части Вселенной, ее месте в нашей Галактике .

8

Земля - часть Солнечной системы

Состав Солнечной системы. Общие черты планет Солнечной системы;

Коллективная работа.

выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы .

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Наличие обширных сведений о влиянии на нашу планету ближнего космоса, т. е. Солнечной системы.

Коллективная работа.

показать влияние космоса на все процессы, протекающие на Земле .

10

Осевое вращение Земли

вращение Земли вокруг оси, Географические полюсы. Географические следствия осевого вращения

Коллективная работа.

. сформировать представление о движении Земли вокруг своей оси и его географических следствиях.

11

Обращение Земли вокруг Солнца

движение Земли по орбите вокруг Солнца. Продолжительность года.

Коллективная и индивидуальная работа.

сформировать представление о движении Земли вокруг Солнца и его географических следствиях.

12

Форма и размеры Земли

представления древних народов о форме Земли. Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли

Коллективная и индивидуальная работа.

закрепить представления о форме Земли; познакомить с размерами Земли

13

Итоговый урок по разделу. Практическая работа «Характеристика видов движений Земли и их географические следствия»

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Индивидуальная работа.

закрепить знания о видах движения Земли и их главнейших географических следствиях, о Земле как космическом теле. .

Раздел 3. Географические модели Земли

Цель: Познакомить с основными формами изображения Земли

14

Ориентирование на земной поверхности

Определение направлений по компасу. Азимут.

Коллективная и индивидуальная работа

сформировать знания о способах ориентирования на местности

15

Изображения земной поверхности

глобус., план и карта. .


Коллективная работа.

сформировать представление о глобусе как уменьшенной объемной модели Земли; о видах плоских изображений Земли; .

16

Масштаб и его виды

масштаб. Виды записи масштаба.

Коллективная работа.

сформировать понятие «масштаб»; знания о видах масштаба; умение определять расстояния с помощью масштаба .

17

Изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. особенностях питания и режиме.

Коллективная и индивидуальная работа.

сформировать понятия «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь»;

18

Планы местности и их чтение

план местности - крупномасштабное изображение земной поверхности

Коллективная работа.

сформировать знания о плане местности, о его преимуществах в изображении земной поверхности;

19

Составление плана местности

глазомерная съемка и необходимое для нее оборудование. Способы измерения расстояний на местности.

Коллективная работа.

сформировать умения ориентироваться на местности и составлять простейший план .

20

Параллели и меридианы

параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах

Коллективная работа.

сформировать понятия «параллель», «меридиан»; умение определять направления с помощью параллелей и меридианов

21

Градусная сетка. Географические координаты

градусная сетка. Географические координаты: широта и долгота, их сокращенное обозначение, диапазоны изменений величин.

Групповая работа.

сформировать понятия «градусная сетка», «географические координаты», умения определять координаты точек и точки по их географическим координатам

22

Географические карты

географическая карта как изображение поверхности Земли. Черты сходства и различия планов и географических карт.

Коллективная работа.

раскрыть черты сходства и различия географических карт и планов

23

Итоговый урок по разделу. Контрольная работа « Изображение поверхности земли»

обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли»

Коллективно - индивидуальная работа.

закрепить, обобщить и систематизировать знания по разделу «Географические модели Земли»

Раздел4. Земная кора

Цель: Познакомить с особенностями земной коры

24

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

Строение Земли. Ядро как центральная часть Земли и его состав.

Коллективная работа.

сформировать первичные представления о внутреннем строении Земли, оболочках, слагающих ее недра, происхождении минералов, горных пород. .

25

Разнообразие горных пород

магматические горные породы как результат застывания магмы

Коллективная работа.

сформировать представления о типах горных пород, особенностях их формирования, состава и преобразования;

26

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

земная кора и ее устройство. Два основных типа земной коры. Различия континентальной и океанической коры

Коллективно - индивидуальная работа.

сформировать понятия «земная кора» и «литосфера», представления о различиях строения земной коры на материках и под океанами

27

Разнообразие рельефа Земли

рельеф и формы рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа.

Коллективная работа.

сформировать понятия «рельеф», «формы рельефа», представления о причинах разнообразия форм рельефа

28

Движения земной коры

медленные вертикальные и горизонтальные движения земной коры

Коллективная работа.

сформировать представление о видах движений земной коры, их причинах и последствиях .

29

Землетрясения. Вулканизм

Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы

Коллективная работа.

сформировать представление о землетрясениях, причинах их возникновения, распро-странении, методах изучения;

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

Коллективно - индивидуальная работа.

сформировать представление о внешних силах, воздействующих на рельеф, механизмах этого воздействия; понятие «выветривание»; представления о видах выветривания .

31

Главные формы рельефа суши

горы и равнины, их различия по облику, степени активности внутренних сил, распространенность на земной поверхности

Индивидуальная работа.

сформировать понятия «горы» и «равнины», представления о видах гор и равнин, их изменениях во времени.

32

Рельеф дна океанов

методы изучения дна океанов. Три основные части рельефа океанического дна.

Коллективная работа.

сформировать общие представления об особенностях строения дна океанов, его основных частях.

33

Человек и земная кора

поверхность земной коры как основа для расселения людей. Сосредоточение человечества на равнинах.

Коллективная работа.

сформировать представление о взаимном влиянии земной коры и человека: опасных природных явлениях в земной коре, ее роли в жизни и хозяйственной деятельности людей.

34

Итоговый урок по разделу. Практическая работа «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа планов местности, карт».

обобщение знаний по разделу «Земная кора».

Индивидуальная работа

закрепить, обобщить и систематизировать знания по разделу «Земная кора»

35

Резервный урок


Вывод: в процессе учебы учащиеся получили базовые знания о природе, ее законах. Овладели навыками ориентирования на местности и карте.

Итого: 35 по программе, 34 по плану.


5.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Дата

«а» «б»

Коррекция

«а» «б»

Введение

1

Что изучает география

2.09

3.09



Раздел 1. Накопление знаний о Земле

Цель: Познакомить с процессом развития знаний о Земле

2

Познание Земли в древности

9.09

10.09



3

Великие географические открытия

16.09

17.09



4

Открытие Австралии и Антарктиды

23.09

24.09



5

Современная география

30.09

1.10



6

Итоговый урок по разделу

7.10

8.10



Раздел 2. Земля во Вселенной

Цель: Познакомить с процессом развития Земли в соответствии с космическими законами.

7

Земля и космос

14.10

15.10



8

Земля - часть Солнечной системы

21.10

22.10



9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

28.10

29.10



10

Осевое вращение Земли

11.11

5.11



11

Обращение Земли вокруг Солнца

18.11

12.11



12

Форма и размеры Земли

25.11

19.11



13

Итоговый урок по разделу Итоговый урок по разделу. Практическая работа «Характеристика видов движений Земли и их географические следствия»

2.12

26.11



Раздел 3. Географические модели Земли

Цель: Познакомить с основными формами изображения Земли

14

Ориентирование на земной поверхности

9.12

3.12



15

Изображения земной поверхности

16.12

10.12



16

Масштаб и его виды

23.12

17.12



17

Изображения неровностей земной поверхности на планах и картах

30.12

24.12



18

Планы местности и их чтение

20.01

31.12



19

Составление плана местности

27.01

21.01



20

Параллели и меридианы

3.02

28.01



21

Градусная сетка. Географические координаты

10.02

4.02



22

Географические карты

17.02

11.02



23

Итоговый урок по разделу. Контрольная работа « Изображение поверхности земли»

24.02

18.02



Раздел4. Земная кора

Цель: Познакомить с особенностями земной коры

24

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

2.03

25.02



25

Разнообразие горных пород

9.03

3.03



26

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

16.03

10.03



27

Разнообразие рельефа Земли

23.03

17.03



28

Движения земной коры

30.03

24.03



29

Землетрясения. Вулканизм

6.04

31.03



30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

13.04

14.04



31

Главные формы рельефа суши

20.04

21.04



32

Рельеф дна океанов

27.04

12.05



33

Человек и земная кора

11.05

19.05



34

Итоговый урок по разделу. Практическая работа «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа планов местности, карт».

18.05

26.05



35

Экскурсия «Рельеф местности с.Дивеево»

25.05





Вывод: в процессе учебы учащиеся получили базовые знания о природе, ее законах. Овладели навыками ориентирования на местности и карте.

Итого: 35 по программе, 34,35 по плану.

6.Учебно-методические средства обучения

Литература (основная и дополнительная)

Основная литература:

1). География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов. Л. Е. Савельева).

2) Методическое пособия к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 5-6 классы» М: Дрофа,2015г

Дополнительная литература:

1) География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).

2) География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В. П. Дронов, Л. Е. Савельева «География. Землеведение.5-6 классы»/В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.-М.:Дрофа,2012

3) География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику на drofa.ru.

9


© 2010-2022