Рабочая программа по географии для 6 класса

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по Географии для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований инструктивно-методического письма департамента образования о преподавании предметов География в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году.

Рабочая программа по географии для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы "География. Программы для общеобразовательных учреждений" к комплекту учебников, созданных под руководством Е.М. Домогатских. 5-11 классы. 3-е издание, М., Русское слово, 2012 г.

Обучение осуществляется на использовании учебника «Географии 6 класс.» Е.М. Домогатских. и Н. И. Алексеевский - М: Русское слово, 2012., используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой по географии.

Данный учебник соответствует федеральному перечню учебников на 2014-2015 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Рабочая программа по Географии для 6 класса предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Цель рабочей программы по географии: познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии.

• осваивая знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере.

• овладеть умением использовать источники географической информации, прежде всего на карты, умениями ориентироваться на местности .

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе, тоесть иметь правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

• воспитать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

II. Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет География входит в федеральный компонент базисного учебного плана уровня основного общего образования, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФКГОС.

В индивидуальном учебном плане, ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий на 2014-2015 учебный год на предмет «Биология» отведены 34 часа (1 час в неделю).

Авторская программа содержательно реализуется в полном объеме.

Изменения в авторскую программу Домогатских Е.М. не вносились.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

  • различных видов карт;

  • горных пород и минералов;

  • типов погоды;

  • взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

  • расстояния и направления по плану и карте;

  • осадочные и магматические горные породы;

  • направление ветра.

  1. Описывать географические объекты.

  2. Объяснять особенности компонентов природы своей местности

V. Содержание программы учебного предмета. (68 часов)

Введение (3 часа) География как наука.Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие. Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (6 часов) Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты. Персоналии: Клайд Томбо. Практическая работа: определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (15 часа) Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3.Опредерение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (11 часов) Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы. Практические работы: 1. Определение по карте географического положения, островов, полуостровов, гор и равнин, неизменностей. 2. Составление схемы различных гор и равнин по высоте. 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека ( на примере своей местности ).

Тема 4. Атмосфера (16 часов) Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. Основные понятия: атмосфера,тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат. Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (8 часов) Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. Практическая работа: .1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа) Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Основные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: В.П.Вернадский Практическая работа: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (7 часов) Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. География как наука.Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности. Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский. Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

VI. Учебно - тематический план.

(2часа в неделю 68 часов)

Уроков

п\п

Содержание

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы.

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы.

Введение ( 3 часа)

1

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний.

1

2

Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия..

1

3

Путешественники древности. Первое кругосветное плавание

1

Глава 1 Земля как планета (6 часов)

4

Солнечная система. ПланетыСолнечной системы. Влияния космоса на Землю и жизнь людей.

1

5

Форма, размеры и движение земли.

1

6

Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия.

1

7

Дни равноденствий и солнцестоянии. Тропики и полярные круги.

1

8

Градусная сеть, системы географических координат.

1

Практическая работа №1

Определение по карте географических координат различных географических

объектов.



9

Распределения света и тепла на поверхности Земли. Теплые пояса.

.1




Глава 2 Способы изображения земной поверхности .(15 часа)

10

Способы изображения местности.

1

Практическая работа №2

«Определение направлений и расстояния по карте.»

11

Ориентирование на местности, определение направление.

1

12

Азимут.

1

13

Способы определения расстояний на местности, их изображение.

1

14

Масштаб.

1

15

Условные знаки: знаки, качественный фон, изолинии и ареалы.

1

Практическая работа №3 «Определение географических координат.»



16

Абсолютная и относительная высота.

1

17

Изображения рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска.

1

18

Понятие о географической карте, различие карт по масштабу.

1

19

Шкала высот и глубин.

1

20

Географические координаты.

1

21

Понятие о плане местности.

1

22

Понятие о плане местности.

1


Практическая работа №4

«Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составления простейшего плана местности.»

23

Составление простейших планов местности.

1

24

Значение планов и карт в практической деятельности человека.

1

Глава 3 Литосфера ( 6 часа)

25

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кара..

.1

26

Земная кара - верхняя часть литосферы Материковая и океаническая земная кора. .

.1

27

Способы изучения земных недр

1

28

Горные породы, слагающих земную кору: магматическое, осадочное и магматическое.

1

29

Полезное ископаемые, основные принципы их размещения.

1

30

Внутренние процессы, измеряющие поверхность Земли.

.1

Практическая работа №5 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, неизменностей.»

31

Виды и движения земной коры. Землетрясение и вулканизм.

1

32

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие их по высоте.

1


Практическая работа № 6 Составление схемы различных гор и равнин по высоте.

33

Внешние силы изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текущих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.

1

Практическая работа №7 Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека. ( на примере своей местности.)

34

Рельеф дна Мирового океана.

1

35

Особенности жизни быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

1

Глава 4 Атмосфера (16 часов)

36

Атмосфера ее строение и значение.

1

37

Атмосфера ее строение и значение.

1

38

Нагревание земной поверхности и воздуха.

1

39

Температура воздуха.

1

40

Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

.1

41

Атмосферное давление.

1

42

Ветер и причины его возникновения.

1

43

Бриз

.1

44

Влажность воздуха

1

45

Туман.

1

46

Облака.


Практическая работа № 8«Наблюдения за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдения за погодой, обработка результатов.»

47

Атмосферные осадки.

1

Практическая работа № 9 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

48

Погода причины ее изменения, предсказание погоды.

1

49

Климат климатообразующие факторы.

1

50

Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.

1

51

Адаптация человека к климатическим условиям.

1

Глава 5 Гидросфера ( 8 часов)

52

Гидросфера и ее состав.

1

Практическая работа: № 10 Описания «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

53

Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

1

54

Мировой океан и его части. Моря заливы проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные.

1

Практическая работа: № 11 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

55

Движение воды в океане. Течение. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

Практическая работа: № 12 Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

56

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования.

1

57

Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.

.1

Практическая работа: № 13

Описание по карте географического положения одной из крупных рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

58

Озера проточные и бессточные. Болота.

1

59

Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

1

Глава 6 Биосфера (2 часа)

60

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

1

Практическая работа №14

«Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности»

61

Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

1

Глава 7 Почва и географическая оболочка. (7часов)

62

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы.

.1

Практическая работа №15«Изучения строения почвы на местности»


63

Условия образования почв различных типов.

1

64

Понятие о географической оболочке.

1

65

Территориальные комплексы: природные и природно - хозяйственные.

1

Практическая работа № 16n Описание природных зон Земли по географическим картам.


66

Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

1

67

Закон географической зональности, высотная поясность.

1

68

Природные зоны шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

1

Практическая работа № 17

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.



VII. Форма и средства контроля в 2014-2015 учебном году

Авторская программа по географии для 6 класса не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам с автоматизированным оцениванием, контроль выполнения лабораторных работ.

Нормы оценок разработаны и утверждены на заседании МО (от 28 августа 2013 года, протокол №1).

№п/п

Темы

Практические работы

Введение

Глава 1 Земля как планета

1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Глава 2 Способы изображения земной поверхности

2. «Определение направлений и расстояния по карте.»

3. «Определение географических координат.»

4. «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составления простейшего плана местности.»

Глава 3 Литосфера

5. «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, неизменностей.»

6. Составление схемы различных гор и равнин по высоте.

7. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека. ( на примере своей местности.)

Глава 4 Атмосфера

8.«Наблюдения за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдения за погодой, обработка результатов.»

9. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Глава 5 Гидросфера

10. Описания «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

11. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

12 Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

13 Описание по карте географического положения одной из крупных рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Глава 6 Биосфера

14. «Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности»

Глава 7 Почва и географическая оболочка.

15.«Изучения строения почвы на местности.

16. Описание природных зон Земли по географическим картам.

17.Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для обучающихся

1. География. Природа России. 8 класс -Домогацких Е.М. , Алексеевский Н. И. - М .: ООО «Русское слово -учебник» 2007 года

2. Домогацких Е.М. , Алексеевский Н. И География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е. М."География России. Природа.". 8 класс. .: ООО «Русское слово -учебник» 2008 года .

3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

5. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

6. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Для учителя

  1. Учебник «География России. Природа» 8 класс Домогацких Е.М. , Алексеевский Н. И. /М: ООО «Русское слово -учебник» 2012 года

  2. Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2011-2012 гг;

  3. Мультимедийные диски:

«Большая детская энциклопедия. География» / ИДДК ,2008г/.;

«Природа и география России» / ИДДК, 2007г/.;

«Родное Подмосковье», автор Л.Ф. Греханкина;

«Уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс /ООО «Кирилл и Мефодий»2008

  1. Презентации тематические.

Средства обучения

Компьютерное оборудование. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения среднего(полного) общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ "БИЮЛИ"

интернет ресурсы

Интернет-адреса

ito.edu.ru

geoport.ru

geofak-mpsu.narod.ru

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

internet-scool.ru - сайт Интернет - школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет-уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ..



© 2010-2022