Рабочая программа по географии для 1 курса

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии для 1 курса

  1. Министерство образования Московской области
    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

  2. «Московский областной профессиональный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО
«Московский областной профессиональный колледж»

_________ /Е. Г. Герасимова/
«___» __________ 2015 г.











ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География
















2015г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерное программы, разработанной ФИРО по дисциплине География по специальностям:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.01 «Право и социальное обеспечение»

Организация-разработчик: ГБПОУ МО «МОПК»

Разработчики:

Преподаватель ГБПОУ МО МОПК Бурик А.В.

Рецензенты (эксперты): Жлукта А.Ю., преподаватель географии ГБПОУ МО МОПК

Согласована: Зам. директора по УМР________ /Т. И. Малярова/

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Протокол ___________ №____________ от «____»__________20__ г.


























СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 - 5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6 - 9

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


10 - 11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12 - 13


31. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛины География


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины География предназначена для изучении я права в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальноятм 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и 40.02.01 Право и социальное оеспечение

Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального образования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:


  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

4использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.


52. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:


Практические работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2


4

Тема 1.

Введение.География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации.

1

1








Тема 2

Источники географической информации

2



1,2,3

Географическая карта - особый источник информации о действительности.

Практическая работа N1«Обозначение на карте основных географических объектов»




1,2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад на тему « Виды географических карт»

1








Тема 3

Политическая карта мира

2



1,2,3

Страны на современной политической карте мира. Экономическая типология стран мира по ВВП. Государственное устройство стран мира.

Практическая работа N2«Политическая карта мира» Обозначение на карте первых пяти стран по численности населения и территории




1,2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад на тем «История формирования современной политической карты мира»

1



Тема 4






Тема 5.

География населения мира.

3



Численность и динамика населения мира. Воспроизводство и миграции населения мира. Демографическая политика. Состав и структура населения. Урбанизация. Культурные традиции разных народов. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах. Качество трудовых ресурсов..

Практическая работа N3 «Определение особенностей расселения населения в разных странах»




1,2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата на тему « Культурные традиции разных народов»

2


Тема 5.







Тема 3

География мировых природных ресурсов

3




Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа N4«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»




1,2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат на тему « Мировые природные ресурсы»

2


Тема 6.

География мирового хозяйства

7

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира. Внешние экономические связи. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля-основные направления и структура. Главане центры мировой торговли.

Практическая работа N5 «Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства






1,2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов на темы: "Мировое хозяйство», «Крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации мира»

4


Тема 7.

Регионы и страны мира.

8

Различия стран современного мира по территории, численности населения, особенностям населения и географичнского положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы стран Европы. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы стран Азии и Африки. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы стран Северной и Латинской Америки. Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы стран Австралии и Океании. Международные сравнения.

Практическая работа N6 «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.






1,2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка презентации по какой либо стране мира

4


Тема 8.

Россия в современном мире.

4

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Современный этап хозяйства России. Участие России в международной торговле. География отраслей международной специализации России.

Практическая работа N8 «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда»






1,2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата на тему «Современный этап хозяйства России»

2


Тема 9

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблема и пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества.

Практическая работа N9 «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией»

8






1,2


Самостоятельная работа обучающихся: подготовка реферата на тему «Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества», подготовка презентации на тему «Глобальные проблемы человечества»

4


Итоговый дифференцированный зачет

1

3

Итого

58


Уровни освоения учебного материала:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

93. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • Учебники

  • Карты

  • Атласы

  • Энциклопедия.

Технические средства обучения:

  • ПК с выходом в Интернет


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники (ОИ):


№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

География для профессий и специальностей социально-экономического профиля

Е.В. Баранчиков

М.:Издательский центр «Академия», 2010.

ОИ 2

Экономическая и социальная география мира». 10кл.

В.П.Максаковский

М.:Просвещение, 2006.

ОИ 3

География. 10 класс. Атлас

М.:Просвещение, 2011.

Дополнительные источники (ДИ):


№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

География. Современный мир.

Н.Н. Петрова

Учебник. - М.:ФОРУМ: ИНФРА - М, 2006.

ДИ2

Журнал «Первое сентября» География

Издательский дом «Первое сентября» 2015

ДИ3

Общая политическая, экономическая и социальная география

И.М.Любимов

Учебное пособие.- М:Гелиос АРВ, 2001

Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1

Виртуальная лаборатория «Геополитика» collection.edu.yar.ru;

И-Р 2

Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. Максаковский Ю. www geo ru

И-Р 3

Rambler,Yandex, Google.

И-Р 4

Мультимедийные презентации по дисциплине «География»

shkolnye-prezentacii.ru;


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Студень должен знать:

*основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

*особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

*численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

еографические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

*особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Студент должен уметь:

*определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

*оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

*составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

*сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

*понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

пятибалльная система оценки знаний

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов)

письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль.


устный индивидуальный контроль

письменный фронтальный контроль,

устный индивидуальный контроль.

устный индивидуальный контроль



практический фронтальный и индивидуальный контроль

устный индивидуальный контроль

практический фронтальный и индивидуальный контроль


практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль


практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль


практический фронтальный и индивидуальный контроль

самоконтроль



13



© 2010-2022