Рабочая программа по географии География народных промыслов Центральной России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области.




Рассмотрено:

Руководитель МО классных руководителей

________________________

(Л.В. Симонова)

Протокол №_____________

от «_____»__________2015


Утверждено:

Директор МБОУ СОШ №2

п. Добринка

___________________________

(Н.Н.Зиброва)

Приказ №_____________

от «_____»__________2015




Дополнительная общеразвивающая

программа

художественно - эстетической направленности

«География

народных промыслов

Центральной России»



для детей 13 - 14 лет (8 класс)

Программа рассчитана на 1 год (35 часов)

Составитель: Фатеева Е.М.

Должность: учитель географии

Название населенного пункта в котором реализуется дополнительная общеразвивающая программа: п. Добринка, Добринского района, Липецкой области

Год составления: 2015



Пояснительная записка


Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края. Содержание данной программы предполагает формирование у учащихся картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению изделий по мотивам народных мастеров (повторение).

Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества.

Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы.

Направленность программы художественно-эстетическая. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников. Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка.

Актуальность.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить предполагаемые цели и задачи.

Новизна

Программа «Народные промыслы России» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, технологии и ручного труда, географии. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства.

Цель и задачи программы

Цель:

формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности.

Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:

  • воспитывать позитивную атмосферу среди учащихся;

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • сформировать гражданскую позицию, патриотизм;

  • воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

  • воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

Развивающие задачи:

  1. Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства.

  2. Способствовать усвоению и расширению первичных знаний о разнообразии и специфике жанров народного искусства.

  3. Повысить общий культурный кругозор детей, навыки исследовательской работы, речь, интеллектуальные и трудовые умения.

Обучающие задачи

  1. Дать знания об основных функциях народных промыслов: эстетических, обрядовых, бытовых, этнических, воспитательных, познавательных, историей их возникновения и развития.

  2. Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов.

  3. Обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками и способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами, и развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Воспитательные:

  1. Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами декоративно-прикладного искусства и народных традиций; прививать интерес и любовь к истории, народному искусству, способствовать укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка.

  2. Формировать у детей художественно-творческую активность: привлекать детей к творческому участию в познании жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных).

  3. Выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально - психологические особенности детей.

  4. Способствовать возникновению мотивации успеха целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, творческой самореализации учащихся.

Возраст детей 13- 14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы и режим занятий

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения:

словесные - рассказ, беседа;

наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Виды и формы контроля

Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. В результате работа, выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду.

Формы подведения итогов могут включать в себя:

Экспресс - выставки - проводятся в учебной группе при завершении каждой темы.

Творческие выставки - индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе.

Тематические праздники - участвуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают свое мастерство.

Игры, конкурсы, викторины - используются, как на итоговых занятиях, так и на обычных занятиях (как часть занятия).

Программа рассчитана на одно полугодие обучения из расчёта 1 час в неделю - всего 35 часов. Продолжительность занятий составляет 1 учебный час (40 минут).

Ожидаемые результаты общеразвивающей программы


В результате изучения данного курса обучающийся должен:

Знать:

-народные промыслы народов России;

-истоки зарождения промыслов в разных частях Родины;

-причины возникновения промыслов,

-центры народных промыслов,

-начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве;

-отдельные виды народных промыслов и их центры, расположенные на территории России;

-значения слов: народный мастер, гончар, ткачество, фон, орнамент, симметрия, ритм, эскиз, узор, роспись, набойка, коллаж;

-особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-особенности различных материалов и простейшие приемы работы с ними (бумага, ткань, глина, дерево).

-название используемых в работе инструментов и приспособлений, их назначение;

-правила планирования и организации труда;

-правила безопасности и личной гигиены.

Описывать:

-основные источники информации;

-особенности материальной культуры народов России.

Называть и показывать:

- важнейшие места зарождения народных промыслов.

Уметь:

-изготавливать простейшие изделия и поделки.

-под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; пользоваться кистью, красками, ножницами, линейкой;

-стараться правильно передавать простейшую форму, пропорции и основной цвет предметов природы;

-применять основные средства художественной выразительности в декоративных композициях; составлять композиции по собственному замыслу;

-выполнять узоры кистью, применяя основные приемы росписи в народных орнаментах;

-решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги, ткани, глины и природных материалов;

-пользоваться простейшими приемами лепки.


Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:


Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение, извлечение информации;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

  • адекватность и дифференцированность самооценки;

  • умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Реализация программы предусматривает

  • Обобщение результатов

  • Формирование банка данных

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

Учебный план программы


Название раздела

Количество часов

Итого

теория

практика

Художественная культура -

ведущий признак народа.

1


1

Народные промыслы

Центральной России.

16

9

25

Промыслы родного края.

5

3

8

Всего

22

12

34

Календарно-тематический план


Название темы

Дата
По плану
По факту

Художественная культура -

ведущий признак народа. 1 час.

Художественная культура: ремесло, промысел.




Народные промыслы Центральной России. 25 часов.



2.

Изделия из эмали.



3.

Изделия из глины. Посуда.



4.

Изделия из глины. Игрушки.



5 -6.

Практикум «Лепка Дымковской игрушки».



7.

Матрешка.



8.

Практикум «Эскиз матрешки».



9.

Роспись по дереву.



10.

Хохлома - символ России.



11 -12.

Практикум «Хохломская роспись»



13.

Жостовские подносы.



14.

Папье - маше.



15 - 16.

Практикум «Изготовление папье - маше».



17.

Фарфор и керамика.



18.

Гжель - знаменитая русская керамика.



19.

Практикум «Эскиз «Гжель».



20.

Плетение и кружево.



21.

Вышивка.



22 - 23.

Практикум «Основные швы».



24.

Павлово - Посадские платки.



25.

Резьба по дереву и кости.



26.

Плетение: береста и лоза.



Промыслы родного края. 8 часов

27.

Липецкие промыслы.



28.

Елецкое кружево.



29.

Романовская игрушка.



30.

Практикум «Лепка Романовской игрушки».



31.

Липецкие узоры.



32.

Половички из лоскутков.



33 - 34.

Практикум «Половичок своими руками».



35.

Резерв.




Содержание программы


Художественная культура - ведущий признак народа. 1 час.

Предмет, цели и задачи курса. Актуальность изучения данного курса. Порядок изучения.

Средства изучения. Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Народные промыслы Центральной России. 25 часов.

Основные промыслы Центральной России:

  1. Изделия из глины.

  2. Роспись по дереву.

  3. Изделия из металла.

  4. Изделье из папье-маше.

  5. Кружево.

  6. Резьба по кости.

Из истории ремесел. Основы мастерства. Отличительные признаки ремесел. Практическое применение изделий. География промысла. Основные центры. Выполнение эскизов изделий.

Промыслы родного края. 8 часов.

Основные промыслы Липецкой области. Елецкое кружево. Романовская игрушка. Липецкие узоры. Половички из лоскутков. Практическое выполнение изделий.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Интернет-ресурсы:

art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября"

festival.1september.ru/articles/510585/, festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО.

Конспекты, презентации, аудио- и видео- записи по теме "Народное творчество" (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Коргопольская игрушка, Расписные яйца, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома)

fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.

pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская игрушка.

art-olonya.ru/olony68.htmlНародные промыслы.

metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы.


Список используемой литературы

  1. Абросимова А.А., Каплан Н.И. Митлявская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М. Высшая школа, 1984г.

  2. География в школе.- №1, 1999г., №5, 2000г.

  3. Гусарчук Д.М. 300 советов любителю художественных работ по дереву.- М. Лесная промышленность, 1985г.

  4. Кузьмина М.А. Азбука плетения. - М.1993г.

  5. Любимов В.С. искусство древней Руси.. - Просвещение,1981г.

  6. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. - ЭКСМО, 1996г.

  7. Максимова М., Кузьмина М. послушные узелки. - ЭКСМО, 1997г.

  8. Матвеева А.Т. Мозаика и резьба по дереву. - высшая школа, 1985г.

  9. Романова А.Ф. Нестандартные уроки . География 8-9 кл. Народные промыслы России. - Учитель, 2000г.

  10. Уткин Т.И, Кораева Н.С. Народные художественные промыслы. - Высшая школа, 1992г.

  11. Ухин С.В. Секреты мастерства. Художественная обработка металлов. - М, Сталкер, 2005г

  12. Программы внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»; Работаем по новым стандартам . «Просвещение» 2011г.

Для обучающихся:

  1. Васнецова Н.В. 365 советов мастеру.- М.2001г.

  2. Воронков А.А. Умелые руки. - Просвещение, 1981г.

  3. Виноградов А.Н. Резьба по дереву.- ОДО Хелтон, 2002г.

  4. Чёрненький П. Земля наша Липецкая. - ЦЧ книжное издательство, 1974г.

  5. Яковлева К. Чудо чудное, диво дивное. - Молодая гвардия, 1984г.

9


© 2010-2022