- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии География народных промыслов Центральной России
Рабочая программа по географии География народных промыслов Центральной России
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фатеева Е.М. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области.
Рассмотрено:
Руководитель МО классных руководителей
________________________
(Л.В. Симонова)
Протокол №_____________
от «_____»__________2015
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №2
п. Добринка
___________________________
(Н.Н.Зиброва)
Приказ №_____________
от «_____»__________2015
Дополнительная общеразвивающая
программа
художественно - эстетической направленности
«География
народных промыслов
Центральной России»
для детей 13 - 14 лет (8 класс)
Программа рассчитана на 1 год (35 часов)
Составитель: Фатеева Е.М.
Должность: учитель географии
Название населенного пункта в котором реализуется дополнительная общеразвивающая программа: п. Добринка, Добринского района, Липецкой области
Год составления: 2015
Пояснительная записка
Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края. Содержание данной программы предполагает формирование у учащихся картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению изделий по мотивам народных мастеров (повторение).
Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества.
Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Направленность программы художественно-эстетическая. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников. Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить предполагаемые цели и задачи.
Новизна
Программа «Народные промыслы России» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, технологии и ручного труда, географии. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства.
Цель и задачи программы
Цель:
формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности.
Исходя из данной цели, основными задачами программы являются:
-
воспитывать позитивную атмосферу среди учащихся;
-
воспитывать умение работать в коллективе;
-
сформировать гражданскую позицию, патриотизм;
-
воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
-
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
Развивающие задачи:
-
Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства.
-
Способствовать усвоению и расширению первичных знаний о разнообразии и специфике жанров народного искусства.
-
Повысить общий культурный кругозор детей, навыки исследовательской работы, речь, интеллектуальные и трудовые умения.
Обучающие задачи
-
Дать знания об основных функциях народных промыслов: эстетических, обрядовых, бытовых, этнических, воспитательных, познавательных, историей их возникновения и развития.
-
Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов.
-
Обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками и способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами, и развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
Воспитательные:
-
Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами декоративно-прикладного искусства и народных традиций; прививать интерес и любовь к истории, народному искусству, способствовать укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка.
-
Формировать у детей художественно-творческую активность: привлекать детей к творческому участию в познании жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных).
-
Выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально - психологические особенности детей.
-
Способствовать возникновению мотивации успеха целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, творческой самореализации учащихся.
Возраст детей 13- 14 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения:
словесные - рассказ, беседа;
наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;
практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Виды и формы контроля
Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. В результате работа, выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду.
Формы подведения итогов могут включать в себя:
Экспресс - выставки - проводятся в учебной группе при завершении каждой темы.
Творческие выставки - индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе.
Тематические праздники - участвуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают свое мастерство.
Игры, конкурсы, викторины - используются, как на итоговых занятиях, так и на обычных занятиях (как часть занятия).
Программа рассчитана на одно полугодие обучения из расчёта 1 час в неделю - всего 35 часов. Продолжительность занятий составляет 1 учебный час (40 минут).
Ожидаемые результаты общеразвивающей программы
В результате изучения данного курса обучающийся должен:
Знать:
-народные промыслы народов России;
-истоки зарождения промыслов в разных частях Родины;
-причины возникновения промыслов,
-центры народных промыслов,
-начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
-отдельные виды народных промыслов и их центры, расположенные на территории России;
-значения слов: народный мастер, гончар, ткачество, фон, орнамент, симметрия, ритм, эскиз, узор, роспись, набойка, коллаж;
-особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
-особенности различных материалов и простейшие приемы работы с ними (бумага, ткань, глина, дерево).
-название используемых в работе инструментов и приспособлений, их назначение;
-правила планирования и организации труда;
-правила безопасности и личной гигиены.
Описывать:
-основные источники информации;
-особенности материальной культуры народов России.
Называть и показывать:
- важнейшие места зарождения народных промыслов.
Уметь:
-изготавливать простейшие изделия и поделки.
-под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; пользоваться кистью, красками, ножницами, линейкой;
-стараться правильно передавать простейшую форму, пропорции и основной цвет предметов природы;
-применять основные средства художественной выразительности в декоративных композициях; составлять композиции по собственному замыслу;
-выполнять узоры кистью, применяя основные приемы росписи в народных орнаментах;
-решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги, ткани, глины и природных материалов;
-пользоваться простейшими приемами лепки.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
Познавательные УУД:
-
построение логической цепи рассуждений;
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование;
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение, извлечение информации;
-
определение основной и второстепенной информации;
-
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
-
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Регулятивные УУД:
-
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
-
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
-
адекватность и дифференцированность самооценки;
-
умение оценивать значимость и смысл деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
-
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
-
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Реализация программы предусматривает
-
Обобщение результатов
-
Формирование банка данных
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.
Учебный план программы
№
Название раздела
Количество часов
Итого
теория
практика
Художественная культура -
ведущий признак народа.
1
1
Народные промыслы
Центральной России.
16
9
25
Промыслы родного края.
5
3
8
Всего
22
12
34
Календарно-тематический план
№
Название темы
Дата
По плану
По факту
Художественная культура -
ведущий признак народа. 1 час.
Художественная культура: ремесло, промысел.
Народные промыслы Центральной России. 25 часов.
2.
Изделия из эмали.
3.
Изделия из глины. Посуда.
4.
Изделия из глины. Игрушки.
5 -6.
Практикум «Лепка Дымковской игрушки».
7.
Матрешка.
8.
Практикум «Эскиз матрешки».
9.
Роспись по дереву.
10.
Хохлома - символ России.
11 -12.
Практикум «Хохломская роспись»
13.
Жостовские подносы.
14.
Папье - маше.
15 - 16.
Практикум «Изготовление папье - маше».
17.
Фарфор и керамика.
18.
Гжель - знаменитая русская керамика.
19.
Практикум «Эскиз «Гжель».
20.
Плетение и кружево.
21.
Вышивка.
22 - 23.
Практикум «Основные швы».
24.
Павлово - Посадские платки.
25.
Резьба по дереву и кости.
26.
Плетение: береста и лоза.
Промыслы родного края. 8 часов
27.
Липецкие промыслы.
28.
Елецкое кружево.
29.
Романовская игрушка.
30.
Практикум «Лепка Романовской игрушки».
31.
Липецкие узоры.
32.
Половички из лоскутков.
33 - 34.
Практикум «Половичок своими руками».
35.
Резерв.
Содержание программы
Художественная культура - ведущий признак народа. 1 час.
Предмет, цели и задачи курса. Актуальность изучения данного курса. Порядок изучения.
Средства изучения. Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.
Народные промыслы Центральной России. 25 часов.
Основные промыслы Центральной России:
-
Изделия из глины.
-
Роспись по дереву.
-
Изделия из металла.
-
Изделье из папье-маше.
-
Кружево.
-
Резьба по кости.
Из истории ремесел. Основы мастерства. Отличительные признаки ремесел. Практическое применение изделий. География промысла. Основные центры. Выполнение эскизов изделий.
Промыслы родного края. 8 часов.
Основные промыслы Липецкой области. Елецкое кружево. Романовская игрушка. Липецкие узоры. Половички из лоскутков. Практическое выполнение изделий.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Интернет-ресурсы:
art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября"
festival.1september.ru/articles/510585/, festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО.
Конспекты, презентации, аудио- и видео- записи по теме "Народное творчество" (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Коргопольская игрушка, Расписные яйца, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома)
fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.
pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская игрушка.
art-olonya.ru/olony68.htmlНародные промыслы.
metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы.
Список используемой литературы
-
Абросимова А.А., Каплан Н.И. Митлявская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М. Высшая школа, 1984г.
-
География в школе.- №1, 1999г., №5, 2000г.
-
Гусарчук Д.М. 300 советов любителю художественных работ по дереву.- М. Лесная промышленность, 1985г.
-
Кузьмина М.А. Азбука плетения. - М.1993г.
-
Любимов В.С. искусство древней Руси.. - Просвещение,1981г.
-
Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. - ЭКСМО, 1996г.
-
Максимова М., Кузьмина М. послушные узелки. - ЭКСМО, 1997г.
-
Матвеева А.Т. Мозаика и резьба по дереву. - высшая школа, 1985г.
-
Романова А.Ф. Нестандартные уроки . География 8-9 кл. Народные промыслы России. - Учитель, 2000г.
-
Уткин Т.И, Кораева Н.С. Народные художественные промыслы. - Высшая школа, 1992г.
-
Ухин С.В. Секреты мастерства. Художественная обработка металлов. - М, Сталкер, 2005г
-
Программы внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»; Работаем по новым стандартам . «Просвещение» 2011г.
Для обучающихся:
-
Васнецова Н.В. 365 советов мастеру.- М.2001г.
-
Воронков А.А. Умелые руки. - Просвещение, 1981г.
-
Виноградов А.Н. Резьба по дереву.- ОДО Хелтон, 2002г.
-
Чёрненький П. Земля наша Липецкая. - ЦЧ книжное издательство, 1974г.
-
Яковлева К. Чудо чудное, диво дивное. - Молодая гвардия, 1984г.
9