Урок по теме «Вулканы»

Урок по теме «Вулканы». Разработан для 5-6 классов. Тип урока: игра, исследование. Соответствует ФГОС, разработан в деятельностной парадигме. Цели: 1. Сформировать представление о вулканах, их происхождении и строении, об основных видах извержений и типах вулканов. 2. Развивать творческие и исследовательские способности, умение работать с учебниками, атласами и дополнительными источниками информации.3. Воспитывать любовь к природе, интерес и уважение к профессиям, связанным с изучением природы.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Вулканы»

Учитель :Корнилова Н.В.

Класс: 6

Цели: 1. Сформировать представление о вулканах, их происхождении и строении, об основных видах извержений и типах вулканов.

2. Развивать творческие и исследовательские способности, умение работать с учебниками, атласами и дополнительными источниками информации

3. Воспитывать любовь к природе, интерес и уважение к профессиям, связанным

с изучением природы.

Оборудование: карта полушарий, видеофрагменты по теме «Вулканы», раздаточный материал («Вулканическая энциклопедия», распечатки с дополнительным материалом), учебники, атласы, макет действующего вулкана, напиток газированный «Кока-кола»)

Оформление доски: схема строения вулкана, схемы типов извержений, маркеры

Ход урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете работать на уроке в необычной роли. Вы разделитесь на 3 группы и сядете соответственно. Первая группы надевает серые шапочки- это «Серые вулканы»; вторая группа в красных шапочках- «Красные

вулканы»; а за третьим столом сидят «Вулканологи», они в специальных касках. Сейчас я предлагаю вам увидеть своими глазами, что происходит в этот самый момент за тысячи километров от нас, на удивительных Гавайских островах.

(Демонстрация видеофрагмента с извержением вулкана)

2. Сообщение темы, целей

-Вы уже догадались, какова тема урока? Как вы думаете,

зачем каждый школьник изучает эту тему, как она касается каждого из нас?

- На какие три главных вопроса мы сегодня должны ответить?

(Что такое вулканы? Где они находятся? И почему здесь?)

3. Проверка творческого задания.

-Сейчас мы посмотрим, как в древних и средних веках люди представляли себе силы ,

заставляющие извергаться вулканы.

(три группы учеников демонстрируют короткие инсценировки легенд о вулканах)

4. Изучение нового материала

-Сегодня мы будем работать не в тетрадях, а в «Вулканических энциклопедиях».На странице 1 находятся вопросы ,которые вы можете задать мне или ответить на них сами. На стр.2 - список самых известных вулканов планеты с координатами. Пользуясь списком и атласом, ответим на главный вопрос географии: где находятся вулканы?

(Идёт работа в группах. Дети находят вулканы и прикрепляют на настенную карту мира звёздочки в местах их расположения)

-Молодцы. Мы видим, что вулканы образуют Великое Тихоокеанское огненное кольцо.

Сколько на Земле вулканов? Никто не решается назвать точную цифру. Приблизительно говорят о 1800 вулканах, на дне океана их может быть до 55 тысяч. Самым большим вул-

каном считается Мауна-Лоа, поднимающийся со дна Тихого океана на 9170метров;его высота над поверхностью земли достигает 4170 метро

-К каким формам рельефа приурочены вулканы ? Почему?

(3 группы учащихся: «Серые вулканы», «Красные вулканы», «Вулканологи»-после обсуж-

дения выдвигают версии происхождения вулканов, пользуясь « Вулканическими энци-

клопедиями» ; рисуют схемы на доске)

Итак, мы ответили на вопрос, почему извергаются вулканы. А сейчас, пользуясь схемой строения вулкана на стр.4 «Вулканической энциклопедии» и учебником, подпишем части вулкана и попробуем дать определения им и термину «вулкан».

(Работа в группах ,обсуждение . Оформление схемы на доске .Записи в в «Вулканических энциклопедиях».)

-Все ли вулканы извергаются? Пользуясь учебником, ответьте, чем различаются действу-

ющие и потухшие вулканы?

-Одинаковы ли вулканы по форме и типу извержения?

-Сейчас мы посмотрим 2 кинофрагмента с различными видами извержений. Условно назовём их «красное» и «серое» извержения.

(Просмотр к/фрагментов с извержениями щитового вулкана и стратовулкана.)

-Чем они различаются? Пользуясь учебником и стр.5 «Вулканических энциклопедий»,

перечислите продукты извержения щитового (красного) вулкана и стратовулкана(серого).

Почему они имеют такую форму? Какое извержение опаснее?

(Работа в группах обсуждение, комментарий учителя.)

-Извержения бывают очень опасны. Давайте посмотрим на последствия «серого»извер-

жения вулкана Везувия, похоронившего в 79 году нашей эры три города.

(Просмотр к/фрагмента «Сад беглец . Помпеи»)

-Несмотря на всю опасность, около 500 млн. человек проживают вблизи вулканов. Что же

тянет людей селиться здесь? Поработаем в группах. «Вулканы» приведут примеры использования вулканов, «Вулканологи» перечислят опасные проблемы, возникающие при извержениях.

(Работа в группах, обсуждение, комментарий учителя.)

5. Итоги урока

-Мы сегодня многое узнали о вулканах. Как вы думаете, всё ли изучено в вулканологии-науке о вулканах? Что мы узнали? Что хотелось бы узнать ещё?

(Ответы учащихся)

-Многое ещё предстоит изучить, и это задача для вас, будущих поколений!

-А сейчас группа вулканологов продемонстрирует нам модель извержения вулкана.

( демонстрация макета действующего вулкана)

6.Домашнее задание

На стр.6 «Вулканических энциклопедий» представить рекламу профессии вулканолога.



© 2010-2022