Статья Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рысева Галина Ивановна,

учитель географии,

МКОУ «Санаторно-лесная школа».


Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии.

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму.

Позволь мне сделать самому,

и я научусь

.
Конфуций


Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов - это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом [5].

Для чего нам нужен метод проектов. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Теперь рассмотрим, что же такое проект.

Проект (от латинского cлова projectus, брошенный вперед) - план, замысел, а проектировать - это значит предполагать сделать что-либо, намечать план.

Проект направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы и т.д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно - создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике [2].

Метод проекта - это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ученику проявить творческую самостоятельность в планировании, организации своей деятельности

Метод проектов, как один из методов обучения учащихся, возник еще в двадцатые годы 20 века. Несмотря на то, что данная технология была разработана практически сто лет назад, она становиться очень актуальной и в современном информационном обществе. Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций (исследовательской, коммуникативной, информационно-коммуникативной, социальной, учебно-познавательной).

Проектная деятельность учащихся направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности 2].

Существует несколько подходов к классификации проектов. Одна из них - классификация проектов по Е.С. Полат, М.Ю.Буфаркина.

Критерии

Виды проектов

1.

По содержанию проекта

  • Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)

  • Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)

  • Надпредметные (выполняется на основе изучения сведений , не входящих в школьную программу)

2.

По методу, доминирующему в проекте

  • Творческие

  • Исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры)

  • Приключенческие

  • Игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра)

  • Информационные

  • Практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение подготовка номера журнала или видеофильма)

3.

По характеру координирования проекта

  • С явной координацией (педагог управляет проектом на каком либо этапе)

  • Со скрытой координацией (педагог выступает как «один из участников» проекта)

4.

По включенности проекта в учебные планы

  • Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)

  • Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

5.

По характеру контактов

  • Внутренние (региональные)

  • Международные

6.

По продолжительности выполнения проекта

  • Минипроекты (несколько недель)

  • Средней продолжительности(несколько месяцев)

  • Долгосрочные (в течении года)

7.

По количеству участников проекта

  • Коллективные

  • Индивидуальные

  • Групповые

Сущность метода проектов: проблемная ситуация; поиск способов решения (выдвижение гипотез) ; поиск способов решения (выдвижение гипотез); проблема (исследовательская, поисковая пр. деятельность); оформление результатов; защита проекта; прогнозирование новых проблем.

Любой учебный проект начинается с анализа проблемной ситуации, при которой возникает осознанное затруднение. Важно, чтобы дети разграничили, обнаружили разрыв между ситуацией реальной и идеальной. В своей книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Евгения Семёновна Полат в зависимости от сформированной у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности говорит о 4-х уровнях проблемности. Пройти эти уровни придется каждому учителю. Первый уровень - учитель сам формирует проблему и решает её, второй уровень- учитель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками её решает, третий уровень учитель создает проблемную ситуацию, а ученика решают её самостоятельно и четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Создать условия, при которых (по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко): самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление

Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Примерная тематика проектов по географии

В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие капельки воды», «По следам великих путешественников» и т. д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Природные зоны Африки», «По следам Ливингстона» и т.д. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Влияние транспорта на здоровье», «Экосистема озера Байкал», «Ильменский заповедник» «Памятники всемирного культурного наследия на территории России» и др.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  1. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

  2. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  3. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  4. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

  5. Защита проектов, оппонирование.

  6. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы

Требования к проекту:

1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;

4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;

6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;

8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;

10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта:

1. Название темы проекта;

2. Актуальность проекта, проблема;

3. Основополагающий и проблемные вопросы;

4. Цели и задачи проекта;

5. Гипотеза;

6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;

7. Использованная литература и информационные ресурсы;

8. Сведения об авторе/авторах проекта;

9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;

10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);

11.Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения.

«Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» [1].

Литература:

1. Лебедев О.Е.«Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии» № 5

2004

2. Леонтович А.В.«Исследовательская и проектная деятельность школьников 5-11 классов» М. ВАКО 2014 с.11, с.59

3. Пахомова Н.Ю.« Проектное обучение - что это?» Методист, №1, 2004

4. Полат Е.С.«Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» М., 2000

5. Щербакова С.Г. «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении» Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. с.96


© 2010-2022