- Преподавателю
- География
- Статья Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
Статья Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рысёва Г.И. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рысева Галина Ивановна,
учитель географии,
МКОУ «Санаторно-лесная школа».
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии.
Расскажи мне и я забуду.
Покажи мне и я пойму.
Позволь мне сделать самому,
и я научусь
.
Конфуций
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов - это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом [5].
Для чего нам нужен метод проектов. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Теперь рассмотрим, что же такое проект.
Проект (от латинского cлова projectus, брошенный вперед) - план, замысел, а проектировать - это значит предполагать сделать что-либо, намечать план.
Проект направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы и т.д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно - создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике [2].
Метод проекта - это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ученику проявить творческую самостоятельность в планировании, организации своей деятельности
Метод проектов, как один из методов обучения учащихся, возник еще в двадцатые годы 20 века. Несмотря на то, что данная технология была разработана практически сто лет назад, она становиться очень актуальной и в современном информационном обществе. Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций (исследовательской, коммуникативной, информационно-коммуникативной, социальной, учебно-познавательной).
Проектная деятельность учащихся направлена на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности 2].
Существует несколько подходов к классификации проектов. Одна из них - классификация проектов по Е.С. Полат, М.Ю.Буфаркина.
№
Критерии
Виды проектов
1.
По содержанию проекта
-
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)
-
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)
-
Надпредметные (выполняется на основе изучения сведений , не входящих в школьную программу)
2.
По методу, доминирующему в проекте
-
Творческие
-
Исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры)
-
Приключенческие
-
Игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра)
-
Информационные
-
Практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение подготовка номера журнала или видеофильма)
3.
По характеру координирования проекта
-
С явной координацией (педагог управляет проектом на каком либо этапе)
-
Со скрытой координацией (педагог выступает как «один из участников» проекта)
4.
По включенности проекта в учебные планы
-
Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)
-
Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
5.
По характеру контактов
-
Внутренние (региональные)
-
Международные
6.
По продолжительности выполнения проекта
-
Минипроекты (несколько недель)
-
Средней продолжительности(несколько месяцев)
-
Долгосрочные (в течении года)
7.
По количеству участников проекта
-
Коллективные
-
Индивидуальные
-
Групповые
Сущность метода проектов: проблемная ситуация; поиск способов решения (выдвижение гипотез) ; поиск способов решения (выдвижение гипотез); проблема (исследовательская, поисковая пр. деятельность); оформление результатов; защита проекта; прогнозирование новых проблем.
Любой учебный проект начинается с анализа проблемной ситуации, при которой возникает осознанное затруднение. Важно, чтобы дети разграничили, обнаружили разрыв между ситуацией реальной и идеальной. В своей книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» Евгения Семёновна Полат в зависимости от сформированной у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности говорит о 4-х уровнях проблемности. Пройти эти уровни придется каждому учителю. Первый уровень - учитель сам формирует проблему и решает её, второй уровень- учитель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками её решает, третий уровень учитель создает проблемную ситуацию, а ученика решают её самостоятельно и четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Создать условия, при которых (по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко): самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).
Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Примерная тематика проектов по географии
В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие капельки воды», «По следам великих путешественников» и т. д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Природные зоны Африки», «По следам Ливингстона» и т.д. В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Влияние транспорта на здоровье», «Экосистема озера Байкал», «Ильменский заповедник» «Памятники всемирного культурного наследия на территории России» и др.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
-
выдвижение гипотез их решения;
-
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
-
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
-
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
-
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
-
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
-
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
-
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
-
Защита проектов, оппонирование.
-
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Требования к проекту:
1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
1. Название темы проекта;
2. Актуальность проекта, проблема;
3. Основополагающий и проблемные вопросы;
4. Цели и задачи проекта;
5. Гипотеза;
6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
7. Использованная литература и информационные ресурсы;
8. Сведения об авторе/авторах проекта;
9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
11.Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения.
«Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» [1].
Литература:
1. Лебедев О.Е.«Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии» № 5
2004
2. Леонтович А.В.«Исследовательская и проектная деятельность школьников 5-11 классов» М. ВАКО 2014 с.11, с.59
3. Пахомова Н.Ю.« Проектное обучение - что это?» Методист, №1, 2004
4. Полат Е.С.«Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» М., 2000
5. Щербакова С.Г. «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении» Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. с.96