- Преподавателю
- География
- Материал открытого урока Города на Рейне
Материал открытого урока Города на Рейне
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Храмова И.А. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
Урок географии в 11 классе
Тема урока: «Зарубежная Европа. Города на Рейне»
Методическая цель: Применение методов пространственного анализа на уроках географии мира.
Учебные цели:
-
Сформировать представление о возникновении городов в пределах «Центральной оси развития» Зарубежной Европы;
-
математически доказать причины образования городов именно в данном месте (географические экстремумы);
-
продолжить развивать навыки работы с географическими картами, статистическими справочниками и другими источниками информации.
Оборудование:
-
Интерактивное оборудование,
-
презентация к уроку,
-
настенная карта «Зарубежная Европа»,
-
циркули (большой демонстративный и ученические),
-
бланковки (3шт.),
-
фломастеры красные (3 штуки),
-
линейки (3 штуки), атласы (10 и 7 кл.),
-
энциклопедии «Страны и города»,
-
статистические данные в таблицах,
-
контурные карты Зарубежной Европы,
-
карточки для проведения рефлексии.
Ход урока
Роль преподавателя
Работа суворовцев
Время, мин.
-
Организационный момент
-
Актуализация темы
-
Выступление преподавателя
-
-Мы завершили изучение особенностей расселения и хозяйства региона Зарубежная Европа. И сегодня я вам предлагаю не совсем обычный урок. До сих пор мы в основном констатировали факты, изложенные в учебнике, а сегодня проведем собственное исследование причин формирования в Зарубежной Европе так называемой «центральной оси» развития, стержнем которой является линия Рейн- Рона. В границах этой «оси» живет 120млн. человек при плотности 300 человек на 1 кв.км. и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона.
Тема нашего урока- города на Рейне и ваша цель сегодня - познакомиться «поближе» с ними. О том, что города всегда, в основном, формировались в долинах рек вы знаете с раннего детства, а вот почему, задумывались ли вы? Согласно экономической теории, города стали развиваться, когда общество перешло от простого воспроизводства к расширенному. Экономический прогресс обеспечил появление излишков продовольствия, необходимого для обеспечения несельскохозяйственного населения, концентрирующегося на ограниченной территории. При этом местоположение каждого конкретного города предопределялось географическим положением: они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах, обеспечивавших преимущества для обороны от внешних врагов, выполняя функции торговых центров.
Попробуем проверить эту информацию относительно городов Зарубежной Европы, расположенных на Рейне.
Выступление суворовца (физико- географическая характеристика реки Рейн; задание получено заранее).
Просмотр видеофрагмента «Путешествие по Рейну».
Слушают выступление суворовца, вспоминают материал 7 класса.
Смотрят видеофрагмент на интерактивной доске.
5
3.Исследовательская работа суворовцев
-А сейчас попробуем проанализировать ситуацию на Рейне, обосновать размещение городов на нем, «пройдем» Рейн от истока к устью и закрепим путешествие работой в контурной карте. Для этого предлагаю сформировать 3 группы, определяю общие задачи для групп: выполнение работы на бланковке, выбор информации из энциклопедии и справочных материалов, оформление контурной карты (обозначить города и крупные формы рельефа по течению реки.
Самостоятельно в группах распределяют задания, работают по своему направлению.
(Во время работы звучит 9 симфония Бетховена - уроженца г. Бонна)
15
4.Представление результатов работы
4.1. Что выявила работа с бланковками?
Мы математически обосновали положение крупных городов на Рейне. Они стоят в локальных экстремумах рейнской долины, в местах, куда неизбежно в условиях равнинной и лишенной резких контрастов местности сходятся множественные межместные связи. Но все ли так чисто в результатах эксперимента? Нет ли странных нарушений правил? Таких случаев мало, но они есть. Первый вид нарушений- территориальный сектор большой, а город невелик (Констанц). Второй вид- когда к большому городу тянется незначительный сектор (Дуйсбург)
4.2. Выступление суворовцев с работой в контурных картах.
4.3. Выступление суворовцев с информацией о городах (сопровождается показом слайдов на ИД)
Выступление суворовцев: представление и расшифровка бланковок, определение городов в экстремумах, выявление закономерностей и исключений из правил.
Выполняя работу в контурной карте определяют, что горы, даже не очень высокие, являются препятствием для формирования крупного города.
20
5. Выводы:
В географической реальности выполняются общие принципы организации пространства.
5.1. Не бывает города «самого по - себе», каждый в большей или меньшей степени испытывает внешние воздействия.
5.2. Не бывает равной проницаемости во всех направлениях; во всяком пространстве есть заведомо предпочтительные траектории (заготовленные природой каналы) для распространения связей; во всяком пространстве есть барьеры- препятствия для распространения связей.
3
6. Рефлексия суворовцев.
2