Доклад Повышение эффективности урока на основе использования информационных технологий

Применение ИКТ позволяет реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником).      Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.  Инфо...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на электронных носителях, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником).

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Информационные технологии подразделяются:
1. Универсальные - текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации.
2. Специальные - электронные учебники, энциклопедии, тренажеры.
3. Интернет - виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии.
Где ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.
1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
3. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет
• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
• индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
• самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
• осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Методы, формы, средства.
Разрабатываемая система эффективного преподавания информатики на базе информационных технологий, должна иметь формы, методы обучения, а также средства обучения.

Методы обучения

Метод обучения - это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания и развития. Выбранный метод должен быть осознан и отвечать задачам, тогда его применение эффективно. Метод не может быть не правильным, не правильным может быть его применение. Методы реализуются в конкретных действиях, приемах, организованных формах и с помощью различных средств обучения. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг другу.
Например, при обучении подростков работе в Интернете на базе информационных технологий используются как традиционные методы - беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере, дополняя использованием различных наглядных пособий - таблиц, плакатов, так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д., которые нельзя будет ограничивать пределами кабинетной системы, которая неизбежно претерпит определенные изменения.
Для организации формирования умений могут быть использованы следующие методы:

  • Подготовка к восприятию, объяснение, иллюстрация, демонстрация и т.д. (презентация, видеолекция, медиолекция)

Для организации закрепления знаний могут быть использованы следующие методы:

  • Объяснение, иллюстрация, работа в группе и с партнерами и т.д. (игровые тренажеры, обучающие программы)

Для организации проверки знаний и умений могут быть использованы следующие методы:

  • Проектные методы сопровождаемые наглядным показом на компьютере.

Формы обучения.
Форма- это ограниченная во времени и пространстве познавательная деятельность учителя и учащихся. Классифицируется: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность работы.
Форма организации учебного процесса практически индивидуальная, занятия проводятся в малых группах, каждый учащийся сидит за персональным компьютером. Общение детей в малых группах часто носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала. Опыт показывает, что уже делается попытка интеграции имеющегося в Сети материала в учебные предметы, создание веб-квестов как результатов коллективной поисковой и образовательной деятельности учащихся, наполнение Интернета содержанием образовательного плана и привлечение подростков к работе в квестах.
Для организации формирования умений могут быть использованы следующие формы:

  • Групповые, коллективные (видеолекции, презентации, медиалекции)

Для организации закрепления знаний могут быть использованы следующие формы:

  • Коллективные, индивидуальные (игровые тренажеры, обучающие программы)

Для организации проверки знаний и умений могут быть использованы следующие формы:

  • Индивидуальные (программы тестирования)

Средства обучения.
Для организации формирования умений могут быть использованы следующие средства обучения:

  • Учебные компакт диски, средства дистанционного обучения, электронные пособия.

Для организации закрепления знаний могут быть использованы следующие средства обучения:

  • автоматизированные системы, учебные компакт диски.

Для организации проверки знаний и умений могут быть использованы следующие средства обучения:

  • средства программного тестирования.

Компьютерное тестирование.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек великое множество. Я использую и могу порекомендовать следующие из них: Hyper Test и Hot Potatoes.
Первый из них (Hyper Test) - это наиболее простой вариант, не требует много времени и особых навыков работы с компьютером. Учитель в редакторе «Блокнот» набирает тесты, помечая правильный ответ знаком «+» и помещает его в программу Hyper Test. После прохождения теста компьютер сам выставляет оценку ученику, учителю остается лишь зафиксировать ее. Результаты теститрования сохраняются в архиве программы. Минусом этой программы является только то, что в ней можно изготовлять тесты одного вида - «Выбери правильный ответ».
Hot Potatoes - это более сложная программа. Она дает возможность создать тестовые задания пяти видов:

  1. Кроссворд;

  2. Поиск соответствия;

  3. Восстановление последовательности;

  4. Заполнение пропусков;

  5. Выбор ответа.

Что хорошо, этот вид теста можно использовать даже с очень слабыми учащимися или при изучении нового материала, так как он содержит целую систему подсказок и соответствующую систему проверки знаний учащихся с коррекцией на пользование подсказками.
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Опыт работы показывает эффективность применения электронных тестов-тренажёров.

Работа с электронными энциклопедиями.

В настоящее время формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения.

Энциклопедии - предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.

Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Интернет в учебном процессе.

Велико значение использование возможностей Интернета при подготовке и на уроках.
Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Подключение школ к сети Интернет позволило использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. На сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Установление межпредметных связей.

  4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей.

  5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

  6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Подводя итог всему сказанному, можно огласить следующее. Уровень качества знаний учащихся повысился с момента использования информационных технологий. Мое исследование показало, что с 2011 по 2014 учебные годы наблюдается устойчивая тенденция к повышению внутренней мотивации учащихся к урокам.

Своим опытом использования информационных технологий я делюсь в выступлениях: на совещании и педагогическом совете работников школы, на открытых уроках, на своем сайте.

Литература

1. Автоматизированные обучающие средства на базе ЭВМ / под ред. д-ра техн. наук А.Э.Чернявского - Минск: Изд-во БГУ, 1980. - 197 с.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 190 с.

4. Боревский Л.Я. Методические основы обучающих компьютерных программ // Математика. - 2002. - №31. - С. 14-17.

5. Брановский Ю.С. Новая дисциплина "Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования" //Педагогическая информатика, - 1995. -№ 2. - С. 18-28.

6. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). - М., "Информ Пресс- 94", 1995.-220 с.

7. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

8. Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству //Информатика и образование. - 1996. - №3. - С. 98-102.

9. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник / под ред. Гриценко В.И., Довгялло A.M., Савельева А.Я. - Киев: "Наукова думка", 1999. - 213 с.

10. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. - 1990. - №1. - С.3-9.

11. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

12. Мирская А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. - 1987. - №6. - С.49-53.

13. Нельсон Т. Информационные системы будущего // Информационный поиск: сб. материалов. - М.: Воениздат, 1970. - С. 217-288.

14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994.-205 с.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


© 2010-2022