Открытый урок по теме Реки 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Тимергалеева Альбина Наиловна

  2. Класс: 5

  3. Тема урока: Реки

  4. Тип урока: урок изучения нового материала

  5. Планируемые результаты:

А) Предметные: сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы , видах рек относительно рельефа, о порогах и водопадах.

Б) Метапредметные: формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

В) Личностные: повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных- осознать, что география - наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных- поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых коррективы в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал: карточки-задания, карточки-характеристики рек в 2-х экземплярах, карточки «равнинная», «горная», атласы, презентация, карточки 3-х цветов.





Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1. Оргмомент

Здравствуйте! Садитесь! Проверяем учебные принадлежности к уроку. (Проверка готовности класса к уроку).

Проверяют свою готовность к уроку



2. Актуализация знаний



Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?

На столах у вас лежат карточки-задания. Подписывайте. Выполняем задание №1. Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник

Какие географические объекты выбрали и почему

Дети дают ответ «гидросферу»

Дети выделяют лишние объекты.




Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив, т.к. они находятся не на суше.

Объяснение ответа








№1










3.Определение темы, задач и цели урока.

Сегодня на уроке будем говорить об одном из указанных объектов. О каком, вам поможет определить загадка

Загадка

1_Течет, течет - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит.
2- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).


Учащиеся дают ответ, что речь пойдет о реках.





№2 (загадки)


4.Целеполагание и мотивация.

Как вы уже поняли сегодня на уроке разберем один из водных объектов суши - реки. Обратите внимание на физическую карту мира (стр. 24-25) и вы увидите множество нитей голубого цвета. Всё это реки.

Открываем тетради и записываем дату и тему урока

Что вы знаете о реках?

Что бы хотели узнать о реках?

Итак, мы сегодня узнаем:

- что такое река, ее части.

- что такое речная система и ее части,

- какие бывают реки

- зачем они человеку

А зачем нужны нам знания о реках?

Знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни.

Вы все видели реки.


Дети записывают тему в тетради.

Высказывают свои предположения и точку зрения.

Дети читают вслух со слайда цели.

Высказывают свою точку зрения.

отвечают, предполагают.

№3

(реки)













№4










4. Изучение нового материала

Какие у нее главные отличительные признаки от озер, морей, болот ?

Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река?

Река - это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом - руслом.

Работа с учебником

Какое уточнение дают о реке авторы учебника? Открыли учебники, стр. 198

Работа с атласом

Открываем в атласах Физическую карту полушарий, стр. 24-25.

-Как река обозначена на карте. Почему именно так?

Кто может назвать и показать крупные реки мира?

А кто может назвать реки расположенные на территории Татарстана?

Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной.
И у реки есть место рождения. Как же оно называется.

А откуда река может брать свое начало?


«…Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо -
Русская, великая река.

Н.Палькин

Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.

Небольшое болото, окруженное с трех сторон еловым лесом, со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды.

Записываем определение в тетрадях.

Исток - место, где река берет начало.

Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни.
У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место?

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют - устье.

Найдите на карте устье реки Волга. Куда она впадает?

Найдите в учебнике типы устьев рек?

Эстуарий и дельта.

Эстуарий - воронкообразное устье реки.

Дельта - устье реки с протоками.

Ребята давайте еще раз посмотрим на карту, река течет по прямой или нет. Да, не по прямой, у нее есть маленькие речки, которые дают ей свою воду. Как вы думаете… как эти маленькие речки называются (притоками)

Какое же определение можем дать слову приток?

Записываем определение

Притоком называются более мелкий водный поток, впадающий в главную реку.

У нас есть правая и левая рука, и у реки тоже есть правый и левый притоки. А знаете ли вы, как определить правый и левый притоки?

Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева - левый приток.

Кама который протекает по территории Татарстана каким притоком является? (левым)

Ребята, мы построили схему реки. Обратим внимание, у нас получилась главная река и ее притоки.

Главная река со всеми её притоками образует речную систему.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.

Как вы думаете, почему они разные?


Открыли учебники, находим свойства характерные для равнинных и для горных рек.

1 ряд - равнинные реки

2 ряд - горные реки

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,

  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

  • разрушительная работа направлена вширь - на размыв берегов,

  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

развитое судоходство.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,

  • относительно прямые русла,

  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

  • дно почти все занято руслом,

  • неблагоприятные условия для судоходства.

Кем бы вы хотели стать? Вы мечтаете создавать, творить. И река так же создает, творит, работает. Река, размывая горные породы, создает пороги и водопады.

При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Порог - каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле.

Водопады - крутые отвесные уступы твердых пород.

При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.

Водопад Анхель - самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.

Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный.

У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

  • Орошение

  • Водоснабжение

  • Транспортный путь

  • Рыболовство

  • Зона отдыха и т.д.

Чтобы поддержать свой организм, человеку требуется кушать или мы говорим питаться. Как вы думаете, почему вода в реках никогда не кончается? Чем же питаются реки?

Питание рек может быть дождевое, снеговое, подземное, ледниковое.

Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».

Дети озвучивают разные версии

Записывают в тетради

Работают с учебником

Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.



Ответы учащихся (Болота, родник, озеро, ледник)

Начинают рисовать схему





Записывают определение.



Записывают определение.

Каспийское море

Записывают определение.



Дают определение

Версии учащихся



Версии учащихся

.





Дети предполагают, что реки текут по разным территориям, с разным рельефом.

Высказывают свою точку зрения.



Работают в группах.

Сообщают результаты

обобщают, делают вывод.













№5



















№6



№7



№8















№9



№10





№11

№12



№ 13















№ 14















№15



№16









№17

№18











№19



№20



№ 21,



№22











№23



№24







№25





№26











№27



№28

№29

5. Закрепление

Продолжение данной темы мы рассмотрим на следующем уроке. А сейчас предлагаю вам проверить свои знания. На партах у вас проверочная работа №2. Для выполнения работы отводится 4 минуты. Приступаем.

1. каменная неровность на реке

2. место, где река берет начало

3.естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении

4.крутые отвесные уступы твердых пород.

5.место, где река впадает в море, океан.

6.устье реки с протоками

7.углубление, по которому течет река

8.участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку

Все закончили работу. Предлагаю оценить результаты друг-друга.

Работают

порог

исток

река

водопад

устье

дельта

русло

бассейн

Учащиеся проверяют и оценивают работу друг у друга

№26











№27

6. Рефлексия

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

Откройте дневники поставьте сами оценку за урок, оставив дневники открытыми.

Оценивают ответы друг друга.

Оценивают свою работу на уроке.



.



7. Домашнее задание

Запишите домашнее задание пар. 47, 48, ответить на вопросы.

Записывают домашнее задание

№28















ФИО___________________________________________________________

Класс________

Задание №1

Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилищ

е

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник

Задание №2

1. Каменная неровность на реке. _______________________________________

2. Место, где река берет начало _______________________________________

3.Естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении.______________________________________________________________

4.Крутые отвесные уступы твердых пород.______________________________

5.Место, где река впадает в море, океан.________________________________

6.Устье реки с протоками.____________________________________________

7.углубление, по которому течет река.__________________________________

8.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.____________________________________________________________________



© 2010-2022