Конспект урока по географии на тему: Ориентирование на местности (5 класс)

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема «План и карта»

Урок №1 «Ориентирование на местности»

Базовый учебник

Время проведения

А. И. Алексеев и др. География. 5-6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

2013-2014 учебный год

Цели и задачи урока:

1. Образовательная: вспомнить понятия «ориентирование», «стороны горизонта»; сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

2. Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

3. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

Деятельный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, природным признакам, определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально - ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве, осознавать необходимость умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Оборудование урока: компасы, демонстрационная модель компаса, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, топографическая карта.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.

Тип урока : вводный, урок изучения нового материала с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента познания картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

Предметные: Сформировать представление об азимуте и плане местности. Научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.


Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.

Вопросы:

- Какой раздел начали изучать? (План и карта)

- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться?
(слайд№1 и 2 -название и цель урока)

Демонстрируют знания. (Л)

Формулируют название темы урока (Р)

4 мин

3

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

Используя текст учебника на стр.30

Вопросы:

-Как вы думаете. Что такое ориентирование?

-Что такое горизонт?

(слайд№3)

-Назовите природные признаки ориентирования?

(слайд№4-7)

-Как называется прибор для ориентирования на местности?

-Что такое компас?

(слайд№8)

-Сформулируйте понятие «Азимут»

(слайд№9)

В учебнике на рисунке 19, определите азимут на предметы.

-Практическое задание (слайд№10)

Закрепление изученного просмотр видео - ролика из ЕК ЦОР school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

Называют местные признаки ориентирования на местности. (Р).

Узнают интересные факты о ориентировании. (П)

Обобщают и формулируют понятия (Р)

Анализируют предстоящую деятельность. (П)

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

10 мин




4

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Учитель просит учащихся встать повернуться лицом на север, затем юг, северо-запад, юго-восток …

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

1.. Умение находить стороны горизонта. (Ориентирование)

2.Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

3. Азимут измеряется в … (сантиметрах)

4. Что называют вторым языком географии? (Карта)

5. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

2 мин

5.

Продолжение изучение нового материала

Вопросы:

-Для чего человеку необходим план местности?

-Людям каких профессий, может понадобится план местности? (слайд№11)

-Какими способами можно изобразить земную поверхность? (слайд№12),

-Каковы особенности изображения местности?

-Что можно узнать, пользуясь планом местности?

-При строительстве, прокладке дорог, изменению ландшафта и т.д. Что должно учитываться? « Не навреди природе!»

-А что можем сделать мы, чтобы не навредить природе?

(слайд№13)

Узнают интересные факты о плане местности. (П)

Анализируют предстоящую деятельность. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Формулируют вывод.(Р,Л)


мин



6 мин

6.

Практикум

Выполните задание 1-4 в рабочей тетради на стр.16.

Вопрос:

-Обсудите полученные ответы.

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

8 мин



7.

Закрепление

В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №4-5

Вопрос:

-Дайте определение: ориентирование, азимут, план местности.

В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос №8-9

Обмениваются полученной информацией (П)

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

8 мин

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Рефлексия: (слайд№14)

Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Изучить §8, ответить на вопросы 1-6

Тетрадь стр. 16 №1-4 (слайд№15)

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л)


Записывают домашнее задание в дневник(К)

4 мин

Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. - М.: Просвещение. 2012. - 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.

4.Презентация по теме: «Ориентирование на местности»

5.Ссылка:

school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/

© 2010-2022