- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии на тему: Ориентирование на местности (5 класс)
Конспект урока по географии на тему: Ориентирование на местности (5 класс)
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалева Г.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ф.И.О
Ковалева Галина Валентиновна
Место работы
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»
Должность
учитель географии
Предмет
география
Класс
5
Тема и номер урока в теме
Тема «План и карта»
Урок №1 «Ориентирование на местности»
Базовый учебник
Время проведения
А. И. Алексеев и др. География. 5-6 классы
ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»
2013-2014 учебный год
Цели и задачи урока:
1. Образовательная: вспомнить понятия «ориентирование», «стороны горизонта»; сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
2. Развивающая: развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.
Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
Деятельный компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, природным признакам, определять азимут, знать особенности плана местности.
Эмоционально - ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве, осознавать необходимость умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Оборудование урока: компасы, демонстрационная модель компаса, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, топографическая карта.
Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.
Тип урока : вводный, урок изучения нового материала с презентационной составляющей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента познания картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.
Предметные: Сформировать представление об азимуте и плане местности. Научить учащихся находить азимут по плану и на местности.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Познавательные: извлекать информацию по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Структура и ход урока.
№
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(УУД)
Время
1
Организация на урок
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2 мин
2
Актуализация
Темы
(мотивация урока)
Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
Вопросы:
- Какой раздел начали изучать? (План и карта)
- Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться?
(слайд№1 и 2 -название и цель урока)
Демонстрируют знания. (Л)
Формулируют название темы урока (Р)
4 мин
3
Изучение нового материала
1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника
Используя текст учебника на стр.30
Вопросы:
-Как вы думаете. Что такое ориентирование?
-Что такое горизонт?
(слайд№3)
-Назовите природные признаки ориентирования?
(слайд№4-7)
-Как называется прибор для ориентирования на местности?
-Что такое компас?
(слайд№8)
-Сформулируйте понятие «Азимут»
(слайд№9)
В учебнике на рисунке 19, определите азимут на предметы.
-Практическое задание (слайд№10)
Закрепление изученного просмотр видео - ролика из ЕК ЦОР school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/
Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),
Называют местные признаки ориентирования на местности. (Р).
Узнают интересные факты о ориентировании. (П)
Обобщают и формулируют понятия (Р)
Анализируют предстоящую деятельность. (П)
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)
10 мин
4
Физминутка (здоровье-
сберегающий компонент)
«Игра на внимание»
Учитель просит учащихся встать повернуться лицом на север, затем юг, северо-запад, юго-восток …
Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.
1.. Умение находить стороны горизонта. (Ориентирование)
2.Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
3. Азимут измеряется в … (сантиметрах)
4. Что называют вторым языком географии? (Карта)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)
Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)
2 мин
5.
Продолжение изучение нового материала
Вопросы:
-Для чего человеку необходим план местности?
-Людям каких профессий, может понадобится план местности? (слайд№11)
-Какими способами можно изобразить земную поверхность? (слайд№12),
-Каковы особенности изображения местности?
-Что можно узнать, пользуясь планом местности?
-При строительстве, прокладке дорог, изменению ландшафта и т.д. Что должно учитываться? « Не навреди природе!»
-А что можем сделать мы, чтобы не навредить природе?
(слайд№13)
Узнают интересные факты о плане местности. (П)
Анализируют предстоящую деятельность. (П)
Решают проблему, демонстрируя знания (К)
Формулируют вывод.(Р,Л)
мин
6 мин
6.
Практикум
Выполните задание 1-4 в рабочей тетради на стр.16.
Вопрос:
-Обсудите полученные ответы.
Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)
Решают проблему, демонстрируя знания (К)
Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).
8 мин
7.
Закрепление
В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №4-5
Вопрос:
-Дайте определение: ориентирование, азимут, план местности.
В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос №8-9
Обмениваются полученной информацией (П)
Формулируют ответ, применяя
полученные знания (Р)
8 мин
8.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Рефлексия: (слайд№14)
Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?
Изучить §8, ответить на вопросы 1-6
Тетрадь стр. 16 №1-4 (слайд№15)
Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.
Оценивают работу на уроке всего класса (Л)
Записывают домашнее задание в дневник(К)
4 мин
Используемые материалы:
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. - М.: Просвещение. 2012. - 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
4.Презентация по теме: «Ориентирование на местности»
5.Ссылка:
school-collection.edu.ru/catalog/res/c01f9575-cc1f-4b93-9a04-0e86f29ef739/