Рабочая программа по географии 6 класс

  Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями  основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы   В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной  и ориентирована на раб...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».

Общая характеристика учебного курса

Предмет: География.

Класс: 6 класс

Количество часов: за год: 35 часов, из них 5 часов - резервное время, в неделю: 1 час

Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2011.

- Программа (МОДУЛЬ): Программа по географии. Омск - 2008.

- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

Учебник: География 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).


Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).

Задачи:

  • овладение учащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях , также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;

  • формирование умений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, карт и других источников географических знаний;

  • развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;

  • применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

После прохождения курса учащиеся смогут:

  • знать и объяснять изученные понятия, объяснять географические явления природы, знать географические особенности своей Малой Родины;

  • ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы;

  • пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой; предсказывать погоду;

  • наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;

  • уметь работать с различными источниками географической информации;

  • уметь применять полученные знания и умения на практике.

Место учебного предмета в учебном плане:

Базисный учебный план на изучение географии в 6 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Согласно БУП в 6 классе изучается предмет география, который входит в образовательную область «Естествознание». Содержание курса представляет собой базовое звено в системе неприрывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Содержание рабочей программы


Раздел

Тема

Количество часов

Природа Земли и человек

Гидросфера - водная оболочка Земли.


11


Атмосфера - воздушная оболочка Земли

10


Биосфера - живая оболочка Земли

3


Географическая оболочка Земли

6


30 часов

Итого: 35 часов, 5 часов из них - резервное время


Планируемые результаты

Предметные:

Выпускник 6 класса научится:

1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4. строить простые планы местности;

5. создавать простейшие географические карты различного содержания;

6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.


Метапредметные результаты


  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  9. Умение работать в группе - эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Личностные результаты:


  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ




№ урока, дата




Тема урока



Планируемые результаты

Календарные сроки

По плану

фактически

предметные

метапредметные


личностные


По плану

фактически

1

Введение

1 нед. сент



2

Гидросфера - водная оболочка Земли - 11 часов

Состав и строение гидросферы.

Выявлять причинно - следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли.

П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения

Р. Излагать свое мнение.

К. Осознанно использовать речевые средства.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источникамиинформации.

2 нед. сент

3

Мировой океан (1)

Совершенствовать умение работы с картой.

П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью.

К. Создавать письменные тексты самостоятельно.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

3 нед. сент

4

Мировой океан.

(2)

Совершенствовать умение работы с контурной картой

П. Развитие навыков самостоятельной работы с различными учебными пособиями.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К. Самостоятельно определять цели, вырабатывать решения.

Формирование познавательной и информационной культуры.

4 нед. сент

5

Практикум №1

Выполнять проекты.

Использовать средства

Интернета.

П.Представлять информацию в различных формах.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы.

Формирование толерантности и умения работы в группе.

5 нед. сент

6

Воды океана.

Использование средств Интернета.

П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К. Создавать презентации для решения задач общения.

Формирование навыков самостоятельной работы.

2 нед. октября

7

Реки - артерии Земли (1)

Использование средств Интернета

П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К. Создавать презентации для решения задач общения

Формирование навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.

3 нед. октября

8

Реки - артерии Земли (2)

Работать с различными средствами гео. информации.

П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью.

К. Создавать письменные тексты самостоятельно

Формирование познавательной и информационной культуры.

4 нед. октября

9

Озера и болота.

Выполнять презентацию.

П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью.

К. Создавать письменные тексты самостоятельно

Формирование познавательной и информационной культуры.

5 нед. октября

10

Подземные воды и ледники.

Самостоятельно составлять план описания гео. объекта.

П.Самостоятельно анализировать текст и составлять к нему план.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Развитие навыков самостоятельной работы.

2 нед. ноября


11

Гидросфера и человек.

Выполнять презентацию - проект

П.Представлять информацию в различных формах.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы.

Формирование толерантности и умения работы в группе.

3 нед. ноября

12

Обобщение знаний по теме «Гидросфера

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. .

П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

4 нед. ноября

13

Атмосфера - воздушная оболочка Земли - 10 часов

Состав и строение атмосферы.

Выявлять причинно - следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли.

П.Устанавливать причинно - следственные связи.

Умение представить изучаемый материал в виде простых схем.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме.

1 нед. декабря

14

Тепло в атмосфере.

Определять показания приборов температуры и анализировать их.

П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К.Организовывать работу в парах.

Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступными метеоприборами.

2 нед. декабря

15

Тепло в атмосфере.

Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой

П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач

Р.Различать и признавать в речи другого доказательства.

К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами.

3 нед. декабря

16

Атмосферное давление.

Проводить измерение атмосферного давления.

П.Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач.

Р.Различать и признавать в речи другого доказательства.

К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения

Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами

3 нед. января

17

Ветер.

Умение работать с геогр. приборами.

П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К.Организовывать работу в парах.

Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метеорол. приборами

4 нед. января

18

Вода в атмосфере.

Вычислять влажность воздуха.

П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач.

Р.Различать и признавать в речи другого доказательства.

К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

Развитие навыков самостоятельной работы при решении задач.

5 нед.января

19

Атмосферные осадки.

Проводить простые наблюдена за явлениями природы.

П. Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ.

К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.

1 нед. февраля

20

Погода и климат

Вести дневник погоды.

П.Сравнивать два понятия. Устанавливать анальгии для понимания закономерностей.

Р.Излагать свое мнение.

К. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Формирование познавательной и информационной культуры.

2 нед. февраля

21

Наблюдение за погодой. Карты погоды.

Читать синоптическую карту.

Предсказывать погоду по имеющимся данным метеосводки.

П.Умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования.

Р.Планировать деятельность в паре.

К.Организовывать работу в парах.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

3 нед. февраля

22

Атмосфера и человек.

П/Р. Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. ПРОЕКТ.

Составлять правила поведения во время опасных атмосферных явлений

П.Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания.

Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого.

К.Организовывать работу в группе.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

1 нед.март

23

Обобщение знаний «Атмосфера»

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме.

П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения..

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

3 нед. март

24

Биосфера - живая оболочка Земли

- 4 часа.

Биосфера - земная оболочка.

Выявлять причинно - следственные связи между биосферой и другими оболочками Земли.

П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения

Р. Излагать свое мнение.

К. Осознанно использовать речевые средства.

Формирование познавательной и информационной культуры.

5 нед. март

25

Почва как особое природное образование.

Делать описание почвенного разреза по плану.

П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.

Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого.

К.Организовывать работу в группе.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовности и способности к самообразованию.

2 нед. апрель

26

Биосфера - сфера жизни.

Делать компьютерные презентации по выбранной теме.

П.Работать с различными источниками гео. знаний. работать с компьютером.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ.

К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.

3 нед. апрель

26

Обобщение знаний «Биосфера»

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. .

П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

4 нед. апрель

27

Географическая оболочка Земли - 6 часов.

Географическая оболочка Земли.

Выявлять причинно - следственные связи между оболочками Земли.

П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.

Р.Определять цель в деятельности.

К.Осознанно использовать речевые средства общения.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

5 нед. апрель

28

Природные зоны Земли

Работать с тематической картой «Природные зоны Земли».

Выявлять приспособления животных и растений к среде обитания.

П.Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать информацию.

Р.Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели.

К. Осознанно использовать речевые средства общения.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

2 нед. май

29

Культурные ландшафты.

П/Р. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов.

Выявлять главные признаки культурных ландшафтов и отличия между природными и культурными ландшафтами.

П.Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К. Осознанно использовать речевые средства общения.

Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме.

3 нед. май

30





Влияние человека на ландшафт.

Выполнять презентацию по заданной теме.

П.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы.

Формирование толерантности и умения работы в группе.

31

Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли»

Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме.

П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

4 нед. май

32

Итоговый урок

Выполнять тестовые задания различного уровня.

Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

5 нед. май



Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.



Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. ответ самостоятельный;

  5. наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. понимание основных географических взаимосвязей;

  10. знание карты и умение ей пользоваться;

  11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.



Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

ЛИТЕРАТУРА:

Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2011.

- Программа (МОДУЛЬ): Программа по географии. Омск - 2008.

- «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования» (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

УМК:

  • География 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

  • В. В. Николина География. Мой тренажёр. (рабочая тетрадь)

  • В. В. Николина. География. Поурочные разработки. - 5 - 6 классы (пособие для учителя).

29

© 2010-2022