- Преподавателю
- География
- Полевые практикумы и их роль в формировании познавательной активности обучающихся на занятиях географии»
Полевые практикумы и их роль в формировании познавательной активности обучающихся на занятиях географии»
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ильина Н.М. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Российские ежегодные педагогические чтения
имени академика РАО С. О. Шмидта «Краеведческий педсовет»
Доклад по теме:
«Полевые практикумы и их роль в формировании познавательной активности обучающихся на занятиях географии»
Ильина Нина Михайловна,
учитель географии 6,8 классов
МБОУ «Школа» №91 г.о.Самара
Самара 2016 год
В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализации в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Новые подходы к обучению, а именно большое внимание к развитию познавательной самостоятельности, творческой активности учащихся, привели к тому, что последние годы в географии широкое распространение получили географические практикумы.
Применение практикумов посильно всем и позволяет показать свои знания. У некоторых учащихся возникают проблемы с монологической речью (в школе обучаются учащиеся разных языковых групп). Таким учащимся трудно получить хорошие и отличные оценки за устные ответы (тогда как они хорошо усваивают теоретический материал). Применение системы практических работ позволяет им компенсировать неудачи в устных ответах, поверить в свои силы и добиться хороших результатов.
Проблемы
Организация и проведение практических работ - «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначительный термин, чем практическая работа. Они бывают проверочными и оценочными, индивидуальными и коллективными, проектными, исследовательскими и др. Все субъекты образовательного процесса нередко по-своему трактуют содержание этого термина. Словом, вопрос классификации практических работ уже давно требует разрешения.
Кроме того, почему-то принято разделять (а то и противопоставлять) практические работы и учебную деятельность по изучению теоретических знаний. Нередко можно услышать сетование на перегруженность программы понятиями и терминами, но вопрос не в сложности и количестве этих единиц теоретических знаний, а то в том, как они востребованы именно в так называемой практической работе учащихся.
Теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, ученики должны уметь применять на практике . Сформировать такого рода умения возможно только на географических практикумах .Возникает проблема - отсутствуют дидактические материалы, где задания даны с учетом вариативности , проверки результатов выполнения, отсутствуют интеллектуально усложненные задания. Именно поэтому возникла необходимость создания полевого практикума по географии, где практически все требования учтены.
Данная методическая разработка представляет учебно-методическое пособие для проведения итоговых занятий с обучающимися на местности.
Проведение практикума рассчитано на 9 часов (в течение 3 дней) и завершает изучение географии в текущем учебном году.
Цели практикума:
- формирование целостного представления о закономерностях развития природного комплекса своей местности;
-закрепление полученных в курсе географии знаний;
- овладение навыками и умениями простейших измерений на местности, глазомерной съемки, описание природных компонентов.
Для проведения практикума классы делятся на микрогруппы. Каждая микрогруппа. Выполнив одно задание, приступает к выполнению следующего. Учитель географии выступает в качестве консультанта по выполнению заданий.
Ко времени проведения полевого практикума целесообразно повторить теоретический материал и подготовить простейшее оборудование, перечисленное в заданиях практикумов ( линейки, карандаши , компас, планшеты геологический молоток, метровая измерительная линейка, полотняные и полиэтиленовые мешочки.)
.
Выполнение заданий фиксируется обучающимися в индивидуальных полевых дневниках (приложение №1).
Полевой практикум проводится за счет резервного времени, отводимого программой на изучение предмета.
Первый день практикума
Цели :
-Закрепление полученных в курсе географии 6 класса умений и навыков;
-Проведение простейших измерений на местности.
Задание : Произвести простейшие измерения на местности.
ХОД РАБОТЫ:
-
Измерение длины шага при обычной ходьбе:
1) Отметить начало и конец дистанции ________метров.
2) Проходя дистанцию , сделано ____________шагов.
3) Определить длину шага, деля расстояние на число шагов:
Длина шага равна__________________метров
-
Измерение расстояния шагами:
1)Число шагов при прохождении расстояния от ________до________
оказалось равным________.
2)Расстояние между объектами рассчитываем по формуле:
Расстояние между объектами = длина шага * число шагов
Второй день практикума
Цели :
- составление плана школьного участка ;
- определение сторон горизонта с помощью компаса.
Задание: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ШКОЛЬНОГО УЧАСТКА С УКАЗАНИЕМ СТОРОН ГОРИЗОНТА.
ХОД РАБОТЫ:
1) С помощью компаса определить стороны горизонта;
2) Сориентировать планшет на север, указав на плане линию «север - юг»;
3) Отметить на плане точку стояния и с помощью визирной линейки нанести на план направление на основные объекты школьного двора;
4) Измерить в метрах расстояние до выбранных объектов и в масштабе
1: _________ нанести их на план. (План школьного двора прилагается ).
5) Полученные данные занести в таблицу №1.
Таблица №1.
Наименование объекта школьного двора
Расстояние до объекта
В метрах
В масштабе 1:_______
Третий день практикума
Место проведения__берег реки Самара______________________________
Цели : ИЗУЧЕНИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА И ВОД СВОЕЙ МЕСТНОСТИ.
Задание :
1.Изучение и зарисовка выхода горных пород в долине реки Самара. Взятие образцов пород.
Оборудование : геологический молоток, метровая измерительная линейка, полотняные и полиэтиленовые мешочки.
ХОД РАБОТЫ:
-
В полевом дневнике указать:
- местоположение обнажения;
- характер местности, размеры (высота, длина);
- характер геологического обнажения (обрыв, осыпь, крутой или пологий склон);
2) Описать каждый слой ( от нижних к верхним):
- цвет;
- строение;
- минералогический состав и другие внешние признаки.
3) Измерить толщину слоев и в выбранном масштабе зарисовать обнажение.
4) Собрать в мешочки образцы пород из каждого пласта и оформить этикетки.
5) Изучить каждый слой и выяснить, не содержится ли в нем окаменелостей древних животных и растений.
Для начинающего и опытного учителя сложно проектировать и проводить занятия по географии практической направленности. Сложность заключается в том, что организация практикумов требует большой предварительной подготовки учителя и учеников, глубоко продуманной организации по выполнению практической работы, её оформлении и оценивании. Но результаты, которые были достигнуты посредством практических работ, с лихвой восполнили время, потраченное на их подготовку, так как с помощью их исчезают пробелы в обучении учеников, которые возникают на лекционных занятиях