Мировой океан и его значение

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по РО и ММУ (География)

Аудитория: 6 «Б» класс.

Дата проведения:

Продолжительность: 45 минут.

Краткая характеристика класса.

В 2014- 2015 году в классе обучалось 7 человек: 3 девочки и 4 мальчика. 2 девочки тотально слепые (обучаются по системе Брайля), остальные - слабовидящие (по плоскопечатному).

Имя учащегося

Отметка о состоянии здоровья

1

Егор Е.

Остаточное зрение

2

Денис М.

Остаточное зрение

3

Лейла К.

Остаточное зрение

4

Гузель К.

Тотально слепая

5

Миша В.

Остаточное зрение

6

Карина Г.

Тотально слепая

7

Илья Р.

Остаточное зрение

ТЕМА УРОКА. «Мировой океан и его значение»

Цель урока.

- развивать интерес к Мировому океану, познавательность к его частям;

- создавать правильное представление о богатствах вод Мирового океана;

- бережно относиться к тому, что создано природой.

Коррекционно - развивающие задачи:

- корригировать и развивать устойчивое внимание;

- развивать зрительное и тактильное восприятие;

- применять знания, полученные ранее.

Коррекционно - образовательные:

- ориентировка в микропространстве;

- развитие умения составлять целостный образ из элементов;

- расширение словаря учащихся.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

- прививать интерес к предмету и заданию;

- уметь осознанно выполнять инструкцию педагога;

- воспитывать самостоятельность.

Тип урока.

Урок комплексного применения знаний и умений с личностно - ориентированной направленность.

Форма урока.

Урок контроля знаний и умений. Интегрированный урок географии и биологии.

Форма работы учащихся.

Индивидуальная, дифференцированная.

Методы работы:

- словесный (беседа, объяснение);

- наглядный (демонстрация объектов, ТСО, индивидуальный раздаточный материал);

- практический (практическая работа, проблемное обучение).

Оборудование:

- атлас;

- Видеофильм «На грани двух миров»;

- Ракушки, кораллы;

- Дидактический материал.

- Сосуды с водой из крана и с концентрированным соляным раствором.

- мультимедийный проектор;

- видеомагнитофон;

- экран;

- классная доска.

Планируемые результаты:

а) личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке.

б) регулятивные:

- умение сохранять заданную цель;

- умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

- умение увидеть ошибку и исправить ее по указанию педагога;

- планировать собственные действия и соотнести их с поставленной целью;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно получить оценку.

в) познавательные:

- строить логические рассуждения;

- сравнивать и делать выводы.

г) коммуникативные:

- корректно строить речь при обсуждении, стремясь обогатить активный и пассивный словарь;

- формировать позитивное отношение между собой.

Содержание и ход урока

1.Вводная часть.

Организационный момент (взаимное приветствие).

Рапорт дежурного о присутствующих на уроке и отсутствующих.

Проверка готовности к уроку (рабочее место, тетрадь, словарь, атлас, рабочая тетрадь).

2.Основная часть.


Вступительное слово учителя географии. Объявляется тема урока. Она написана на доске.

2.1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материла для «открытия новых знаний» (материал, связанный с Мировым океаном с чисто биологической точки зрения).

Просмотр кадров видеофильма «На грани двух миров».

Ответы на вопросы, предложенные учителем.

а) Скажите, чем покрыт Земной шар?

б) Сколько океанов на Земле?

в) Назвать их по площади убывания.

г) Показать их на карте полушарий в атласе.

д) Кто может показать на карте у доски?

В структуру Мирового океана входят материки, острова, полуострова, архипелаги, моря, проливы.

Давайте вспомним, что обозначает:

а) материк;

б) остров;

в) полуостров;

г) архипелаг;

д) море;

е) внутренне море;

ж) окраинное море;

з) залив;

и) пролив.

Учитель комментирует ответ или делает исправления, задавая наводящие вопросы.

А теперь теоретические знания проверим на практике. Раздаются карточки-задания со схематичным обозначением выше изложенных понятий. Земля обозначена штриховкой, остальное-вода

(см. приложение 1)

2.2.Зрительные упражнения.

Упражнение на улучшение кровообращения век. И. п. сидя. Быстро моргать в течение 6-7 секунд.

Упражнение на расслабление мышц век. И. п. сидя. Закрыть веки, тихонько массировать их круговыми движениями одного пальца в течение 5- 6 секунд.

Упражнение на снятие зрительного напряжения. И. п. стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец к кончику носа, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться. Повторить 3 раза.

Одной из главных характеристик вод Мирового океана является:

а) Что? (соленость);

б) Что это такое?

в) В каких единицах она измеряется, как обозначается?

Солёность вод Океана не везде одинакова. Самая солёная вода в Красном море. Найдите его на карте в атласе (самостоятельная работа с атласом. Карине и Гуле учитель показывает сам). Сейчас прослушаем сообщение учащегося о Красном море. С сообщением выступает Миша, подготовив его заранее дома.

« О морской экзотике этого чуда природы ходят легенды. По качеству и разнообразию кораллов, морской флоры и фауны ему нет равных в северном полушарии. Это самое теплое и самое близкое к Европе тропическое море. Оно заполняет собой узкую, почти прямолинейную трещину между Средиземным морем и Индийским океаном. Слева - Африка, справа - Аравийский полуостров. Тем не менее, находясь между двумя водными стихиями, Красное море имеет свои уникальные особенности. Во-первых - это самое соленое море в мире. Величина солености достигает 41,5 промиле. В то время как в соседнем Средиземном - показатель колеблется от 36 до 39 промиле. Это объясняется весьма просто. Ведь рядом - величайшая пустыня мира - Сахара. Поэтому приток пресных вод очень невелик. Зато испарение с его поверхности огромное. За год испаряется слой воды толщиной 3,5 М. Во - вторых, Красное море - самое теплое на Земле (средняя температура в Феврале в северной части +2. С, в августе +27С). И это водное сочетание солености с чистотой и теплотой является оптимальной средой для развития кораллов.

Ещё одно из чудес красного приливы и отливы. Во время отлива можно наблюдать впечатляющее зрелище. Там, где ещё недавно простиралась полноводная, морская гладь, вдруг обнаруживаешь проплешины, а вода едва достигает колен. Красное море живёт в режиме полусуточных приливов, и перепад уровней его зеркала достигают в бухтах 1,5- 1,6 м».

Учитель биологи рассказывает про растительный и животный мир моря.

«Главная достопримечательность Красного моря - его неповторимый подводный мир. В его недрах обитает более четырехсот видов рыб. Причем 20 процентов нигде, кроме как здесь, не встречаются. Есть здесь и свой император: рыба-наполеон (губан). Рыба-наполеон предпочитает верхний ярус моря, как бы с высоты положения наблюдая за своими подданными. А вот и мурена злобно прижимается своим длинным, лишенным чешуи телом, ближе к рифам. Еще одно подтверждение тому, как необычайны порой бывают творения матушки - природы - моисеева камбала. Маленькая рыбешка, способная в одиночку противостоять акуле. Она выделяет некое молокообразное вещество, которое парализует челюсти акулы. Кстати об акулах - их в Красном море великое множество.

Но если знакомство с акулой из разряда не очень приятных, то в отношении к другим обитателям Красного моря этого никак не скажешь. Их гораздо больше, все они неповторимы по своему разнообразию. Вот быстро проносятся шустрые плантаксы. А вот похожая на Конька-Горбунка крылатка. Ее яркая расцветка напоминает мухомор. Лацианусы - долгожители среди рыб (21 год).

Кипит жизнь и на морском дне. Здесь встречаются морские огурцы - удивительные иглокожие удлиненной формы. Время от времени грациозно проплывает зеленая черепаха - патриарх Красного моря. Вечный сумрак и абсолютный покой - два неизменных спутника морских глубин. И вдруг толщу вод разрезает полоска ослепительного света, от которого в панике в панике прячется застигнутое врасплох подводное население. Это «едет» маленький «пежо» - одна из самых необычайно светящихся рыб.

Однако, по праву восхищаясь персонажами этой сказочной страны, нелепо было не упомянуть и о самой стране - царстве коралловых рифов, столь же причудливом и неповторимо прекрасном. Это целые города, в которых каждый дом вычурностью, даже не дом - дворец, потрясает своей фантастической красотой. (Рассказ сопровождается показом и ощупыванием руками натуральных кораллов).

Когда соприкасаешься с чем-то необычным, не укладывающимся в рамки привычных забот и понятий, вдруг начинаешь осознавать, как, в сущности, мало мы знаем об окружающем нас мире. Таково и Красное море - мир сказок и легенд».

Рассказ сопровождается показом слайдов рыб и животных на экране. ( см. приложение 2).

Соленость воды может быть разная. Для подтверждения данного факта проведем эксперимент. Два сосуда. В одном вода из-под крана, в другом - концентрированный раствор поваренной соли. Кладем сырую картошку в два сосуда и видим результат. Обсуждение данных эксперимента.

Реками в океане называют:

а) Что это такое?

б) По температуре воды течения различают . . .

в) Как они обозначаются на карте?

г) На карте найдите по одному холодному и одному теплому течению.

Мы с вами дали характеристику каждой структуре Мирового океана. Теперь мы определим его значение, какую роль он играет в жизни человечества. Открыли тетради, сделали подзаголовок «Значение Мирового океана» и самостоятельно написали значение. После этого проверяются записи учеников, делаются дополнения.

- улов рыбы;

- добыча полезных ископаемых;

- морские пути;

- выращивание водорослей, моллюсков;

- опреснение морской воды.

Когда говорят о хозяйственной деятельности, то нельзя не отметить загрязнение Мирового океана. Беседа учителя и учащихся по данному вопросу.

3. Рефлексия занятия:

а) подведение итогов;

б) выставление оценок;

в) домашнее задание. Нарисовать картину, отображающую мировой океан.


Приложение 1

Мировой океан и его значение

Мировой океан и его значениеМировой океан и его значениеМировой океан и его значение






Мировой океан и его значениеМировой океан и его значениеМировой океан и его значение






















Приложение 2


Мировой океан и его значение


Мировой океан и его значение


Мурена


Мировой океан и его значение


Моисеева камбала

Мировой океан и его значение



Крылатка


Мировой океан и его значениеМорской огурец

Мировой океан и его значение


Черепаха


Мировой океан и его значение

Коралловые рифы


Мировой океан и его значение


Дюгонь


© 2010-2022