• Преподавателю
  • География
  • Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок по географии на тему «Урбанизация в России. Города России»

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок по географии на тему «Урбанизация в России. Города России»

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок по географии на тему

«Урбанизация в России. Города России»

Составитель: Учитель географии МАОУ СОШ №171

Аракелян Н.А.

____________________________________________________________________________________________________

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока

Образовательные: сформировать у учащихся понятия: урбанизация, агломерация, мегаполис; изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов.

Развивающие: развивать умение применять уже полученные знания по географии; развивать пространственное мышление при анализе размещения населения по территории страны; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при наложении ряда карт: плотность населения, транспортная, городов России.

Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, сотворчества, сопереживания; воспитывать познавательный интерес к предмету.


Планируемые результаты.

Предметные: называть и показывать на карте России основную полосу расселения, определение по тематической карте территорий России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации, выявление закономерностей размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам.

Метапредметные: применять уже полученные знания по географии при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке, развивать мышление, речь, воображение, способности к самостоятельному решению задач.

Личностные: понимать цель урока и стремиться к ее выполнению, уметь сотрудничать, сопереживать; понимать и осознавать важность изучаемой темы.

Средства обучения:

1. Учебник под редакцией В.Я. Рома «География России. Население и Хозяйство», учебник Алексеева А.И. «География: население и хозяйство России».

2. Карта плотности населения России, атлас по географии 9 класс.

3. Презентация урока; презентация - «Города России»;

4. Компьютер и мультимедийный проектор.

Название этапа урока

  1. Организационно-мотивационный этап

Основная задача этапа

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- приветствие учащихся;

- определение отсутствующих;

-определение внешней готовности учеников к работе;

-эмоциональный настрой на работу.

Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку

УУД:

самоопределение; нравственный выбор.



Название этапа урока

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- Сегодня мы с вами поговорим о ретрансляторах прогресса по территории России. Об основных элементах опорного каркаса расселения. Догадались о чем?

Слайд 1. Появляется тема урока «Урбанизация в России. Города России»

- Запишите в тетради число и тему урока

На слайде появляется таблица с динамикой городского населения за вторую половину 20 века, и динамика количества городов России. Что можно сказать по этому слайду? (наблюдается рост городов и городского населения). Как вы думаете, несмотря на рост городов и городского населения в стране, во всех ли городах наблюдается рост социально-экономического развития городов? Выдвинете свои предположения по этому поводу.



Учащиеся смотрят на слайд.

Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся высказывают свои предположения о названии темы урока.


Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы

УУД: коммуникативные, познавательные

Учащиеся слушают информацию; осмысливают.


Записывают тему урока в тетради

УУД:

Самоопределение.

Название этапа урока

  1. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)

Основная задача этапа

Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- Сейчас мы с вами или подтвердим выдвинутые гипотезы или опровергнем. Для этого каждая группа выполнит соответствующее задание и потом всему классу расскажет о результатах исследования. На работу вам дается не более 10 минут, и не более 3 минут на презентацию своих результатов. Результаты исследований должны быть в тетради.

- Выступление групп, записи основных выводов в тетрадь, оценивание работы учеников.

Изучают полученные задания

Самостоятельно работают с текстом учебника, с картами, ищут необходимую информацию, применяют, фиксируют в тетрадь

УУД:

предметные

Самостоятельно работают с информацией



УУД:

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные

Развивают мышление, внимание; контролируют результат своей деятельности, учатся работать в группе.

Контролируют свои действия и работу каждого члена групп


УУД:

Самоопределение

Самоактуализация

Работа с выданными заданиями в группах. При этом работают с картами, с учебниками, с дополнительной информацией.


Название этапа урока

  1. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа

Создание условий для применения знаний и умений учащихся по химии при проведении эксперимента.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- Мы с вами разобрали основные теоретические понятия, разобрались, что влияет на различные процессы в городах. Давайте же теперь, зная все это ответим, подтвердили ли мы наши гипотезы или опровергли. Рост уровня социально-экономического развития наблюдается, как правило, в крупных и крупнейших городах.

- А еще я бы хотела вам задать один вопрос. Посмотрите пожалуйста на доску (на доске карта «Типы городов - административных центров РФ по уровню социально-экономического развития»), как вы думаете, чем обусловлено такое размещение городов с высоким уровнем социально-экономического развития? А в основной полосе расселения страны расположены города со средним и низким уровнем социально-экономического развития.

Сопоставляют карты, анализируют, делают выводы

УУД:

предметные


Развивают мышление.

Задания:

Как вы думаете, чем обусловлено такое размещение городов с высоким уровнем социально-экономического развития? А в основной полосе расселения страны расположены города со средним и низким уровнем социально-экономического развития?

Название этапа урока

  1. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.

Основная задача этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

- Итак, сделаем общие выводы: О чем же нужно помнить при изучении городов?



Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы.

УУД:

познавательные;

регулятивные;

коммуникативные





Название этапа урока

  1. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Основная задача этапа

Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Домашнее задание - это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по дом. заданию. Прочитать параграф №8.

Подготовиться к итоговой контрольной по теме «Население»

Записывают задание в дневник.

Осмысливают, уточняют.

Название этапа урока

  1. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Основная задача этапа

Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений.

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий)

Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий

Предметные действия

Метапредметные действия

Личностные действия

Сегодня была плодотворная работа. Я надеюсь, что у вас сложилась более полная картина о таких понятиях, как урбанизация, агломерация. Сейчас подведем итоги. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание;

Выставляются итоговые оценки за урок.

Урок окончен, всем спасибо!




Учащиеся включаются в беседу с учителем.

Делают свои комментарии по своей работе.


УУД:

регулятивные;

коммуникативные

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УУД.

При разработке конструкта урока мною были выбраны УУД:

  • Личностные

  • Регулятивные

  • Познавательные

  • Коммуникационные

  • Предметные.

Основанием для выбора стала цель урока, а так же задачи каждого этапа. В соответствии с этим в ходе урока отрабатывались данные УУД.

Личностные УУД позволяют осмыслить материал, осознать, выработать свое отношение и свою позицию в отношении себя и окружающих людей (одноклассников, членов группы), развивают память, мышлении, умение контролировать свои действия, осмыслить научное видение мира.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью через постановку целей, планирование и корректирование своей деятельности; оценку своей деятельности, самоконтроль; выбирать более рациональную последовательность выполнения заданий.

Познавательные УУД включают действия поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, логические действия, умение видеть проблему, вступать в дискуссию, ставить вопросы, делать выводы, объяснять и доказывать.

Коммуникационные УУД позволяют сотрудничать в группе, строить речевые высказывания, грамотно излагать свои мысли устно и письменно, принимать позицию других членов группы, аргументировать свое мнение, участвовать в коллективном поиске необходимой информации, вести диалог, организовывать сотрудничество в группе.

Предметные УУД включают умение работать с картами, схемами, учебниками и другими средствами информации, с электронными средствами, приборами.

© 2010-2022