- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хитина С.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Цели:
В результате обучения географии реализуются следующие цели:
-формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины;
- о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся;
- уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов;
- выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
- развитие познавательного интереса и способностей;
- развитие географического мышления.
Задачи:
- сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
воспитание интереса к предмету, стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №2 для 4-11 классов, реализующей программы общего образования, разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).
приказом Минобразования России от 19.10.2009 №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказом Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказом Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643;
Уставом школы
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по географии: 6-10 класс/ Под ред. И.В. Душиной ( М.: Дрофа, 2006).
Обоснование выбора авторской программы.
Программа курса построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами школы. Учебный предмет «География России. Природа. Население. Хозяйство» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Информация о внесенных изменениях.
Программа предусматривает следующие изменения:
- уменьшено количество часов на изучение тем «Россия на карте мира» -3ч, «Геологическое строение и рельеф» -1ч, «Внутренние воды и водные ресурсы» -1ч, «Почва и почвенные ресурсы» 2 ч, «Природное районирование»-1ч, «Население России» 1 ч, «Хозяйство России» 1ч и внесён модуль «Геоэкология Тамбовской области»- 11ч.
Определение места и роли учебного курса, в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
Рабочая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «География России. Природа. Население. Хозяйство».
«География России. Природа. Население. Хозяйство» - предмет интегрированный. При его изучении школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;
- осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей,
- осознаёт возможность изменить себя, понимает важность здорового образа жизни.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира
Реализация развивающей функции обеспечивает формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений; элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Интеграции
2. Культорологический
3. Экологизации
4. Поступательности
5. Краеведческий
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год для обязательного изучения учебного предмета «География России. Природа Население. Хозяйство».
Формы организации образовательного процесса:
- урок
- урок- путешествие
- урок- игра
- урок- зачёт
- интегрированный урок
- урок-презентация
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение
- игровые
- ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- Метод исследовательской деятельности
- Целеполагание
- Планирование и анализ собственной деятельности
- Рефлексия
- Самооценка
Виды и формы контроля:
-устный, фронтальный
-индивидуальный
-тестирование
-зачет
-самостоятельная работа
-цифровой диктант
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.
К концу обучения в 8 классе учащиеся должны:
называть:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государств;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
-зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
различать:
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
-параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
Информация об используемом учебнике.
1. «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс авторы В.П. Дронов. И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. - Издательство М.: Дрофа, 2010.
2. «Геоэкология Тамбовской области» ООО Издательство «Юлис» 2006
Основное содержание рабочей программы
Введение - 1ч. Что изучает география России.
Источники географических знаний.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что изучает география России.
Уметь:
- находить источники географических знаний.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Раздел 1. Россия на карте мира - 9ч.
Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.Особенности физико-географического положения России. Экономико - и транспортно- географическое положение России. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Государственная территория России. Российское пространство: вопросы и проблемы. Государственные границы России.
Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- географическое положение России:
- государственная территория России.
- государственные границы России.
уметь:
- показать на карте сухопутные и морские границы России.
- показать на карте административные центры России.
- определять часовые пояса России.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
- Практическая работа № 1.Особенности физико-географического положения России
- Практическая работа № 2. Сухопутные и морские границы России.
- Практическая работа № 3. Россия на карте часовых поясов.
Раздел 2. Природа России - 32 урока
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. - 6ч.
Геологическая история и геологическое строение территории России.
Рельеф России. Как и почему изменяется рельеф России. Стихийные природные явления в литосфере.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- геологическую историю и геологическое строение территории России,
Уметь:
- анализировать геохронологическую таблицу,
- объяснять изменения рельефа России,
- объяснять стихийные природные явления в литосфере.
Использовать для: безопасного поведения.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа по теме «Рельеф России»
Практическая работа № 4. Геологическая история и геологическое строение территории России.
Практическая работа № 5. Человек и литосфера.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 7ч.
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Сезонность климата. Типы климатов России. Комфортность климатических условий. Климат и человек.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- факторы, определяющие особенности климата России.
- что такое солнечная радиация.
- закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Уметь:
- определять по картам закономерность распределения суммарной и поглощенной радиации;
- определять коэффициент увлажнения;
- определять типы климатов России.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа по теме «Климат России».
Практическая работа № 6 Факторы, определяющие особенности климата России
Практическая работа № 7. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы - 6ч.
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Определение возможностей ее хозяйственного использования. Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- основные характеристики реки на конкретных примерах;
- использования реки в хозяйственных целях;
Уметь:
- показывать реки России на карте;
- показывать на карте озера,
- показывать области распространения вечной мерзлоты;
- давать характеристику крупных озер страны и области;
- показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ/
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
- Практическая работа № 8. Составление характеристики реки.
- Контрольная работа по теме: «Природа России»
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы - 2ч.
Почва - особое природное тело.
Образование почв и их разнообразие. Почвенные ресурсы России.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья;
- свойства основных типов почв;
Уметь:
- объяснять, называть факторы почвообразования;
- давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания;
- объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Практическая работа № 9. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 3ч.
Растительный мир и животный мир России. Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- значение растительного мира в жизни людей;
- значение животного мира в жизни человека;
Уметь:
- перечислять ресурсы леса;
- объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека;
-прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий: Контрольная работа по теме «Почва, растительный и животный мир»
Тема 6. Природное районирование - 8ч.
Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Лесостепи, степи и полупустыни.
Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать: рациональное и нерациональное природопользование;
- что такое природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон;
Уметь:
- описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;
- объяснять и приводить примеры описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа по теме «Природа России».
Практическая работа № 10. Разнообразие лесов России.
Раздел 3.
Тема 1. Население России - 7.
Численность и воспроизводство населения. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Этнический, языковой и религиозный состав населения. Городское и сельское население. Размещение населения России. Сопоставление со средними показателями по стране. Миграции населения в России. Люди и труд.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- численность и воспроизводство населения;
- этнический состава населения,
- закономерность распространения религий среди народов РФ.
Уметь:
- определять по картам закономерность в размещении населения;
- выявлять закономерность распространения религий среди народов РФ.
- определять плотность населения, долю городского и сельского населения.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Итоговое тестирование по теме «Население».
Практическая работа № 11. Определение по картам закономерностей в размещении населения и их объяснение.
Практическая работа № 12. Этнический, языковой и религиозный состав населения. Практическая работа № 13 Определение различий в расселении населения по территории РФ. Практическая работа № 14 Определение плотности населения, доли городского и сельского населения.
Практическая работа №15 Изучение миграций населения России.
Раздел 4.
Тема 1.Хозяйство России 10 - ч.
Что такое хозяйство страны? Как география изучает хозяйство. Состав первичного сектора экономики. Обеспеченность России природными ресурсами. Сельское хозяйство.
Земледелие. Животноводство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство. Повторение: Географический фактор в развитии общества.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что такое хозяйство страны?
- как география изучает хозяйство.
- сельское хозяйство.
Уметь
- объяснять особенности орудий труда, видов хозяйственной деятельности,
- оценивать и прогнозировать: природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- оценивать развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа по теме «Хозяйство России»
Практическая работа № 16 Природно-ресурсный потенциал России.
Практическая работа № 17 Составление типовой схемы АПК
Практическая работа № 18 Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, главных р-нов животноводства
Модуль 1. Геоэкология Тамбовской области - 11 часов.
Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме области. Водная среда области. Влагооборот и водные ресурсы. Геоморфологическая среда. Биопочвенная среда Тамбовской области. Геоэкологические процессы основы рационального природопользования. Геоэкологические проблемы с/х области. Геоэкологические проблемы промышленности. Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики. Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать:
- что такое воздушная среда;
- что такое водная среда области;
- геоэкологические проблемы области;
Уметь:
- описывать водный объект по карте, вести наблюдения за состоянием воды в реке, озере; - оценивать экологическое состояние водоемов и возможность их использования населением.
- прогнозировать обеспеченность водными ресурсами Тамбовскую область в будущем. - объяснять значение природы в жизни и деятельности человека,
-роль географической науки в рациональном природопользовании;
-составлять географические прогнозы;
- анализировать экологические карты Тамбовской области;
- выполнять правила природоохранного поведения,
-участвовать в мероприятиях по охране природы.
Использовать: приобретённые знания и умения для обогащения жизненного опыта.
Перечень контрольных мероприятий:
- Итоговая контрольная работа по теме: Геоэкология Тамбовской области.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел (тема)
Количество часов
Контрольные мероприятия
Практическая работа
Контрольная работа
1
Введение
1
2
Россия на карте мира
9
3
3
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
6
2
1
4
Климат и климатические ресурсы
7
2
1
5
Внутренние воды и водные ресурсы
6
1
1
6
Почва и почвенные ресурсы
2
1
7
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
3
1
8
Природное районирование
8
1
1
9
Население России
7
5
1
10
Хозяйство России
10
3
1
11
Геоэкология Тамбовской области
11
1
ИТОГО
70 ч
18
8
Требования к уровню подготовки учащихся оканчивающих 8 класс
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- закономерности распределения суммарной солнечной радиации.
- Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.
- Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.
- Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов
уметь
- показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Литература и средства обучения:
1. « География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс авторы В.П. Дронов. И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. - Издательство М.: Дрофа, 2010
2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
3. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс - М.: «ВАКО», 2010;
4. Интернет - ресурсы.
5. Тесты, таблицы, карты, глобус, ИКТ.
6. «Геоэкология Тамбовской области» ООО Издательство «Юлис» 2006.
Приложение к рабочей программе
по географии
календарно-тематическое планирование
8 класс
Календарно- тематическое планирование по географии 8 класс (70ч)
№
Тема урока
дата
факт
прим
Введение - 1 ч.
1/1
Что изучает география России.
Источники географических знаний.
04.09
Раздел 1. Россия на карте мира - 9 ч.
2/1
Географическое положение России.
Особенности физико-географического положения России. Пр.р.№1:
06.09
3/2
Экономико - и транспортно- географическое положение России.
11.09
4/3
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
13.09
5/4
Государственная территория России.
18.09
6/5
Российское пространство: вопросы и проблемы.
19.09
7/6
Государственные границы России. Сухопутные и морские границы России. Практическая работа № 2
25.09
8/7
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа № 3
27.09
9/8
Этапы и методы географического изучения территории.
02.10
10/9
Особенности административно-территориального устройства России.
04.10
Раздел 2. Природа России - 32 ч.
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. - 6 ч
11/1
Геологическая история и геологическое строение территории России. Практическая работа № 4
09.10
12/2
Рельеф России.
11.10
13/3
Как и почему изменяется рельеф России.
16.10
14/4
Стихийные природные явления в литосфере.
18.10
15/5
Человек и литосфера. Практическая работа № 5
23.10
16/6
Контрольная работа по теме «Рельеф России»
25.10
Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 7 ч.
17/1
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация. Практическая работа № 6.
30.10
18/2
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа № 7.
08.11
19/3
Сезонность климата.
13.11
20/4
Типы климатов России.
15.11
21/5
Комфортность климатических условий.
20.11
22/6
Климат и человек.
22.11
23/7
Контрольная работа по теме «Климат России»
27.11
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы - 6 ч.
24/1
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
29.11
25/2
Практическая работа № 8 Составление характеристики реки.
04.12
26/3
Озера и болота.Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота.
06.12
27/4
Водные ресурсы и человек.
11.12
28/5
Повторение.
13.12
29/6
Контрольная работа по теме: «Природа России»
18.12
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы - 2 ч.
30/1
Образование почв и их разнообразие.
20.12
31/2
Закономерности распространения почв. Практическая работа № 9 «Почвенные ресурсы России».
22.12
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 3 ч.
32/1
Растительный мир и животный мир России.
25.12
33/2
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
27.12
34/3
Контрольная работа по теме «Почва, растительный и животный мир»
10.01
Тема 6. Природное районирование - 8 ч
35/1
Разнообразие природных комплексов.
15.01
36/2
Природно-хозяйственные зоны России.
17.01
37/3
Арктические пустыни, тундра, лесотундра
22.01
38/4
Разнообразие лесов России.Практическая работа № 10
24.01
39/5
Лесостепи, степи и полупустыни.
29.01
40/6
Высотная поясность.
31.01
41/7
Особо охраняемые природные территории.
06.02
42/8
Контрольная работа по теме «Природа России»
12.02
Раздел 3. Население России - 7 ч.
43/1
Численность и воспроизводство населения.
Практическая работа № 11 Определение по картам закономерностей в размещении населения и их объяснение
14.02
44/2
Этнический, языковой и религиозный состав населения.
Практическая работа № 12
19.02
45/3
Городское и сельское население. Практическая работа № 13 Определение различий в расселении населения по территории РФ.
21.02
46/4
Размещение населения России.
Практическая работа № 14 Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области.
26.02
47/5
Миграции населения в России. Практическая работа №15. Изучение миграций населения.
28.02
48/6
Люди и труд.
05.03
49/7
Контрольная работа по теме: Население.
07.03
Раздел 4. Хозяйство России - 10 ч
50/1
Что такое хозяйство страны?
12.03
51/2
Как география изучает хозяйство. Состав первичного сектора экономики. Практическая работа № 16
17.03
52/3
Природно-ресурсный потенциал России.
Обеспеченность России природными ресурсами.
19.03
53/4
Сельское хозяйство.
Практическая работа № 17 Составление типовой схемы АПК.
02.04
54/5
Земледелие.
04.04
55/6
Животноводство. Практическая работа № 18 Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.
09.04
56/7
Лесное хозяйство. Охота.
11.04
57/80
Рыбное хозяйство.
16.04
58/9
Повторение: Географический фактор в развитии общества.
18.04
59/10
Контрольная работа по теме «Хозяйство России»
23.04
Геоэкология Тамбовской области - 11 часов
18.04
60/1
Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме области.
25.04
61/2
Водная среда области.Влагооборот и водные ресурсы.
30.04
62/3
Геоморфологическая среда.Биопочвенная среда Тамбовской области.
02.05
63/4
Геоэкологические процессы основы рационального природопользования.
07.05
64/5
Геоэкологические проблемы с/х области
09.05
65/6
Геоэкологические проблемы промышленности
14.05
66/7
Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики
16.05
67/8
Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека
21.05
68/9
Эколого-географическое положение Тамбовской области
23.05
69/10
Природосберегающее поведение в повседневной жизни
28.05
70/11
Итоговая контрольная работа по теме: Геоэкология Тамбовской области
30.05.
Календарно- тематическое планирование по географии 8 класс (70ч)
№
Тема урока
дата
факт
прим
Введение - 1 ч.
1/1
Что изучает география России.
Источники географических знаний.
02.09
Раздел 1. Россия на карте мира - 9 ч.
2/1
Географическое положение России.
Особенности физико-географического положения России. Пр.р.№1:
04.09
3/2
Экономико - и транспортно- географическое положение России.
08.09
4/3
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
11.09
5/4
Государственная территория России.
15.09
6/5
Российское пространство: вопросы и проблемы.
18.09
7/6
Государственные границы России. Сухопутные и морские границы России. Практическая работа № 2
22.09
8/7
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа № 3
25.09
9/8
Этапы и методы географического изучения территории.
29.09
10/9
Особенности административно-территориального устройства России.
02.10
Раздел 2. Природа России - 32 ч.
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. - 6 ч
11/1
Геологическая история и геологическое строение территории России. Практическая работа № 4
06.10
12/2
Рельеф России.
09.10
13/3
Как и почему изменяется рельеф России.
13.10
14/4
Стихийные природные явления в литосфере.
16.10
15/5
Человек и литосфера. Практическая работа № 5
20.10
16/6
Контрольная работа по теме «Рельеф России»
23.10
Тема 2. Климат и климатические ресурсы - 7 ч.
17/1
Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация. Практическая работа № 6.
27.10
18/2
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа № 7.
10.11
19/3
Сезонность климата.
13.11
20/4
Типы климатов России.
17.11
21/5
Комфортность климатических условий.
20.11
22/6
Климат и человек.
24.11
23/7
Контрольная работа по теме «Климат России»
27.11
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы - 6 ч.
24/1
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
01.12
25/2
Практическая работа № 8 Составление характеристики реки.
04.12
26/3
Озера и болота.Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота.
08.12
27/4
Водные ресурсы и человек.
11.12
28/5
Повторение.
15.12
29/6
Контрольная работа по теме: «Природа России»
18.12
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы - 2 ч.
30/1
Образование почв и их разнообразие.
22.12
31/2
Закономерности распространения почв. П. р. № 9 «Почвенные ресурсы России».
25.12
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 3 ч.
32/1
Растительный мир и животный мир России.
29.12
33/2
Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
12.01
34/3
Контрольная работа по теме «Почва, растительный и животный мир»
15.01
Тема 6. Природное районирование - 8 ч
35/1
Разнообразие природных комплексов.
19.01
36/2
Природно-хозяйственные зоны России.
22.01
37/3
Арктические пустыни, тундра, лесотундра
26.01
38/4
Разнообразие лесов России. Практическая работа № 10
29.01
39/5
Лесостепи, степи и полупустыни.
02.02
40/6
Высотная поясность.
05.02
41/7
Особо охраняемые природные территории.
09.02
42/8
Контрольная работа по теме «Природа России»
12.02
Раздел 3. Население России - 7 ч.
43/1
Численность и воспроизводство населения.
П. р. № 11 Определение по картам закономерностей в размещении населения
16.02
44/2
Этнический, языковой и религиозный состав населения.
Практическая работа № 12
19.02
45/3
Городское и сельское население. Практическая работа № 13 Определение различий в расселении населения по территории РФ.
23.02
46/4
Размещение населения России.
П. р. № 14 Определение плотности населения.
26.02
47/5
Миграции населения в России. Практическая работа №15. Изучение миграций населения.
02.03
48/6
Люди и труд.
05.03
49/7
Контрольная работа по теме: Население.
09.03
Раздел 4. Хозяйство России - 10 ч
50/1
Что такое хозяйство страны?
12.03
51/2
Как география изучает хозяйство. Состав первичного сектора экономики. Практическая работа № 16
16.03
52/3
Природно-ресурсный потенциал России.
Обеспеченность России природными ресурсами.
19.03
53/4
Сельское хозяйство.
Практическая работа № 17 Составление типовой схемы АПК.
02.04
54/5
Земледелие.
06.04
55/6
Животноводство. Практическая работа № 18 Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.
09.04
56/7
Лесное хозяйство. Охота.
13.04
57/80
Рыбное хозяйство.
16.04
58/9
Повторение. Географический фактор в развитии общества.
20.04
59/10
Контрольная работа по теме «Хозяйство России»
23.04
Геоэкология Тамбовской области - 11 часов
18.04
60/1
Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме области.
27.04
61/2
Водная среда области.Влагооборот и водные ресурсы.
30.04
62/3
Геоморфологическая среда.Биопочвенная среда Тамбовской области.
04.05
63/4
Геоэкологические процессы основы рационального природопользования.
07.05
64/5
Геоэкологические проблемы с/х области
11.05
65/6
Геоэкологические проблемы промышленности
14.05
66/7
Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики
18.05
67/8
Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека
21.05
68/9
Эколого-географическое положение Тамбовской области
25.05
69/10
Природосберегающее поведение в повседневной жизни
28.05
70/11
Итоговая контрольная работа по теме: Геоэкология Тамбовской области
29.05.