• Преподавателю
  • География
  • Комплексная весенняя экскурсия для 6 классов «Природные комплексы своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека»

Комплексная весенняя экскурсия для 6 классов «Природные комплексы своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека»

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Комплексная весенняя экскурсия для 6 классов

«Природные комплексы своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека»


  1. Нормативные документы:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 г.;

- Федеральный государственный стандарт общего образования;

- авторская программа А.А.Летягина, И.В.Душиной, В.Б.Пятунина, Е.А.Таможней (География: программа: 5-9 классы / (А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя). - М.: Вентана-Граф, 2013;

- СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010г. № 189;

- Приказ Министерства образования и науки Российско Федерации от 04.10.2010 №986 «Об утверждении минимальных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ министерства образования и науки Российско Федерации от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении минимальных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Техника безопасности:

Экскурсия проводится в безопасном районе: лесопарковая зона с рекой на юго-западной окраине города. Накануне обучающиеся проходят инструктаж по правилам поведения и работы во время экскурсии и требованиям к внешнему виду и оборудованию (удобная спортивная обувь; свободная, не стесняющая движений, одежда; головной убор. Все бьющиеся приборы и предметы должны быть хорошо упакованы и защищены от ударов).


  1. Цели и задачи:

Цели:

Образовательные: Продолжить формирование умений по выявлению взаимосвязей между природными компонентами в природном комплексе, описанию ПК, умений пользоваться приборами.

Развивающие: Обучение учащихся самостоятельной работе, приобретению опыта творческой деятельности через краеведческую направленность в области географии.

Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гуманного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  1. Отработка навыков ориентирования по компасу.

  2. Расширение знаний о рельефе своей местности, определение пород, слагающих земную кору. Определение относительной высоты и крутизны склона.

  3. Выявление изменений рельефа под воздействием внешних процессов.

  4. Совершенствование навыков произведения замеров основных характеристик (температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, направления ветра, облачности) и описания погоды.

  5. Формирование умений произведения замеров основных характеристик реки (температуры, прозрачности воды, скорости течения).

  6. Формирование знаний о хозяйственной деятельности в пределах района экскурсии и природоохранных мероприятиях.


  1. Объект:

Объектом экскурсии является природный комплекс правого берега и прилегающей территории (лесопарковая зона) реки юго-западной окраины города.


  1. Оборудование:

Нивелир, колышки, рулетки, эклиметр, коробочки для образцов горных пород, лопатка для зачистки обнажений, папки для гербария, термометры для определения температуры воздуха и воды, поплавок, банка с крышкой емкостью 1 литр, диск белый для определения прозрачности воды, часы с секундной стрелкой, барометр-анероид, флюгер, анемометр, гигрометр, карточки с заданиями, планшет с компасом, бланки примерных отчетов, карандаши, резинки, линейки.


  1. Маршрут и его описание:

Объект экскурсии находится в 500м южнее школы. Включает в себя: лесную зону на юго-западе города - обнажение берегового склона речной долины реки - пойму реки - карьер (котлован)


  1. Текст для проведения экскурсии:

Добрый день, ребята!

Оглядитесь вокруг! Прислушайтесь… Слышите, как негромко шумит в кронах сосен ветер, словно желает рассказать по секрету что-то о тех дальних местах, откуда он прилетел? А вот поют птицы и застучал дятел… Как выдумаете, о чем свидетельствует его барабанная дробь? (Ответ: О том, что дятел обнаружил под корой дерева жучков-древоточцев, короедов, шашелей или других вредителей леса. Уничтожая их, дятел оздоравливает лес, поэтому его называют санитаром леса.) Потрогайте кору ближайшей сосны. Какая она? (Ответ: теплая, прогретая солнцем, шершавая, живая и т.д.) Чувствуете этот чуть горьковатый запах? Что это пахнет? (Ответ: Смола, сухие иголки, перепревшие листья, нагретая почва, фитонциды и т.д.) Посмотрите на реку. Что вы можете рассказать о ней? (Ответ: Она глубокая, широкая, многоводная, в ней отражаются синее небо и облака, левый берег пологий, правый - крутой и т.д.) Все, что мы с вами видим: река, лес, птицы, почва, небо с облаками, пляж, является маленькими, взаимодействующими между собой составными частями, кирпичиками одного большого здания, которое называется?…(Ответ: Природным комплексом). Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока-экскурсии? (Ответ: описание природного комплекса своей местности)

Наш край сказочно богат своими лесами, реками, озерами, полями. Каждый человек должен знать о своей малой родине основные сведения, дорожить ею, беречь и любить природу родного края.

Сегодняшняя наша задача научиться описывать природный комплекс, выявлять взаимосвязи между природными компонентами. Также в процессе экскурсии вы соберете гербарий и отберете образцы горных пород, которые в дальнейшем будут использоваться на уроках географии и в школьном краеведческом музее.

Ребята! Вы уже прошли накануне инструктаж по технике безопасности, помните, что соблюдение правил поведения необходимо для безопасной и успешной работы.

Сейчас я разобью вас на группы по пять человек и раздам карточки с заданиями. Каждая группа после выполнения своего задания меняется с соседними группами заданиями до тех пор, пока весь объем работы не будет выполнен ею полностью, после чего группа получит еще одну, итоговую, пятую карточку. Свои наблюдения, исследования вы будете заносить в бланки примерных отчетов. А еще один из вас станет фотографом, который будет фотографировать растения, животных, облака, реку, обнажение, вас за работой. Его материалы вы сможете использовать в дальнейшей работе при подготовке отчета. Результаты экскурсии каждая группа оформит в виде конечного отчета с рисунками и фотографиями, который сдаст на следующем уроке. Лучшие отчеты будут переданы в школьный музей.

Ну а после работы давайте соберем весь мусор в пластиковые мешки и унесем в мусорные контейнеры. Пусть наш лес и берег реки будут чистыми и радуют глаз! Успешной работы, ребята!


  1. Этапы работы, сроки:

Экскурсия рассчитана на 2 академических часа (2 урока по 40 минут). Сроки проведения - середина - конец мая.

Этапы работы:

1. Вводная беседа. Обзор окружающей местности. Напоминание правил поведения в природе.

2. Самостоятельная работа групп по изучению природных компонентов по намеченному плану: фенологические наблюдения, замеры параметров погоды, определение свойств воды, описание рельефа, реки, почвы. Одновременное заполнение бланков примерных отчетов;

3. Заключительная беседа, в течение которой обобщаются результаты проведенных исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается об оформлении отчета;

4. Уборка мусора с территории;

5. Домашнее составление отчета


  1. Формы работы: Групповая

- работа с компасом;

- работа со спутниковой картой;

- работа с измерительными приборами: термометром, барометром, анемометром, гигрометром, эклиметром, нивелиром;

- описание облачности, осадков, обнажения, реки, почвы;

- составление схемы обнажения;

- определение горных пород, видов растений, животных;

- составление гербария;

- взятие проб горных пород;

- аналитическая работа по определению типа погоды, влияния различных факторов на рельеф местности, изменения природного комплекса под действием антропогенного фактора;

- оформление отчета

Конкретные задания:

Карточка №1.

  1. Определите положение места экскурсии относительно школы, карьера (котлована). Отметьте место экскурсии на спутниковой карте местности.

  2. Охарактеризуйте погоду:

А) замерьте температуру воздуха. Термометр держите за конец, противоположный колбе со спиртом, в течение 1 мин. Термометр должен быть в тени;

Б) определите с помощью барометра атмосферное давление;

В) с помощью гигрометра определите относительную влажность воздуха;

Г) определите с помощью флюгера направление и с помощью анемометра силу ветра;

Д) определите характер облачности. Если все небо покрыто облаками - 10 баллов (сплошная облачность), если нет облаков - 0 баллов (безоблачная ясная погода). Запишите вид облаков;

Е) если есть осадки, запишите их вид (дождь, морось, туман и т.д.)

Ж) сделайте вывод о типе погоды.

Карточка №2.

  1. Каков общий рельеф местности? Какой берег (левый или правый) является местом экскурсии?

  2. С помощью нивелира измерьте относительную высоту берега. С помощью эклиметра определите его угол крутизны.

  3. Схематично зарисуйте и опишите обнажение. Для этого определите вид горных пород (глины, пески, суглинки и т.д.) и замерьте толщину каждого слоя. Возьмите образцы горных пород из каждого слоя обнажения.

  4. Определите, какие факторы влияют на изменение рельефа (текучие воды, деятельность человека, ветер);

  5. Как используются рельеф, горные породы человеком?

Карточка №3.

  1. Опишите реку:

А) название реки;

Б) где находятся исток и устье;

В) к какому бассейну относится;

Г) характер русла (извилистое, прямолинейное, образует ли острова, имеются ли перекаты, плесы);

Д) направление (по компасу) и скорость течения. Для определения скорости течения реки бросьте как можно ближе к середине реки поплавок и засеките время - 1 мин. Идите с часами вдоль по берегу. Измерьте расстояние, которое проплыл поплавок, рулеткой или шагами. Разделите на 60 и получите скорость течения в метрах в секунду.

Е) температура воды. Для этого опустите в воду термометр и держите его 1 мин.

Ж) прозрачность, цвет воды. Опустите белый диск на веревке до глубины его видимости. Достаньте веревку и измерьте рулеткой намокшую часть. Глубина, на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды.

З) наберите воду в банку, закройте ее крышкой, откройте, проверьте, есть ли у воды запах.

И) Как используется река?

К) Каков уровень загрязнения реки?

Карточка №4.

  1. Охарактеризуйте растительность территории:

А) характер растительности (скудная, богатая), ярусность;

Б) виды растений (не менее 5 видов). Соберите растения для составления гербария (кроме занесенных в Красную книгу);

В) опишите изменения характера растительности под влиянием деятельности человека (утоптанность, скошенность, вырубленность)

2. Охарактеризуйте животный мир территории:

А) характер животного мира (много животных, мало);

Б) виды животных

3. Охарактеризуйте почву территории:

А) структуру почвы (мелкокомковатая, рыхлая, плотная, крупнокомковатая);

Б) состав почвы (песок, глина, перегной, остатки растений, животные и т. д.);

В) влажность почвы;

Г) возьмите образец почвы

4. Объясните, почему растения и животные поселились именно в этих условиях и как они влияют на другие компоненты в природном комплексе?

Карточка №5.

  1. Как вы думаете, как влияет река на данный природный комплекс? Что произойдет, если река сильно обмелеет или исчезнет совсем?

  2. Охарактеризуйте использование территориального комплекса человеком:

А) определите уровень изменений (сильно, слабо изменен). Для чего используется?

Б) определите тип загрязнения (бытовой, твердые, жидкие отходы)

2. Предложите меры по охране территориального комплекса.


  1. Форма отчета

  1. Дата____________________________________________________________________

  2. Направление от школы____________________________________________________

Направление от карьера (котлована)_________________________________________

  1. Погода в день экскурсии:

температура воздуха______________________________________________________

атмосферное давление____________________________________________________

влажность воздуха________________________________________________________

ветер___________________________________________________________________

облачность ______________________________________________________________

осадки__________________________________________________________________

тип погоды______________________________________________________________

  1. Рельеф места:

общий вид______________________________________________________________

место экскурсии находится на _______________________________ берегу реки относительная высота берега________________________________________________

угол крутизны берега_______________________________________________________

Схема обнажения:__________________________________________________________

факторы, влияющие на изменение рельефа_____________________________________

использование рельефа, горных пород человеком________________________________

  1. Описание реки:

название реки______________________________________________________________

исток реки находится_______________________________________________________

устье реки находится________________________________________________________

река относится к бассейну____________________________________________________

характер русла реки_________________________________________________________

направление течения реки____________________________________________________

скорость течения____________________________________________________________

температура воды__________________________________________________________

цвет, прозрачность воды _____________________________________________________

запах воды ________________________________________________________________

использование реки_________________________________________________________

уровень загрязнения________________________________________________________

  1. Описание растительного и животного мира:

характер растительности____________________________________________________

виды растений____________________________________________________________

изменение растительности под влиянием деятельности человека__________________

характер животного мира___________________________________________________

виды животных__________________________________________________________

  1. Описание почвы:

структура почвы_________________________________________________________

состав почвы____________________________________________________________

влажность почвы________________________________________________________

  1. Как человек использует местность в районе экскурсии?________________________

  2. Как сохранить природу территориального комплекса?_________________________

  1. Риски, непредвиденные обстоятельства

Погодные условия (сильный ветер, дождь, холодная погода)


  1. Прогнозируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Личностные результаты: развитие навыков коммуникативной компетентности; воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления, осознание практической значимости живой природы

Предметные результаты: умение характеризовать конкретные формы поверхности, обнажения, реки, растительный и животный мир, почвы; овладение навыками использования различных приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Метапредметные результаты: развитие умения работать в соответствии с поставленной задачей, развитие умения взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствование рефлексивных умений учащихся.


  1. Практическая значимость

Осознание взаимосвязей между компонентами природного комплекса, осознание красоты, хрупкости и уязвимости природы; оценивание возможности использования компонентов для практической деятельности людей.


  1. Средства для оценивания результатов

Отчетная документация


  1. Список литературы и источников

  1. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / Под редакцией И.И. Бариновой, Т.П. Герасимовой, М.: Просвещение,1983

  2. Никонова М.А. Система учебных экскурсий по физической географии.- География в школе, М., 1971 № 3.

  3. Чернихова Е. Я. Учебные экскурсии по географии. М., 1980.

  4. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб. Пособие для слушателей фак. обществ. профессий пед. ин-тов/ Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный; Под ред. Б.В. Емельянова. - М.: Просвещение, 1985.

  5. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов- на - Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.

  6. Экскурсионная работа по географии docme.ru›doc/191515/e-kskursionnaya…po-geografii

  7. Шалимов Ж.Н. Учебные материалы по краеведению

ecocentr39.ru/...po.../585_93c7d601de621e89b5c0da228eb65915


© 2010-2022