- Преподавателю
- География
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Петухов А.Н. |
Дата | 17.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
И ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Черезова Ирина Александровна,
учитель географии Вятской православной гимназии, г. Киров, Россия
Аннотация. В статье приводятся примеры геоинформационных систем, их базовая классификация, варианты использования на уроках географии и в межпредметном пространстве. Автор аргументированно доказывает, что использование геоинформационных систем в процессе обучения географии формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, позволяет их подготовить к работе с информацией во всех формах в различных сферах жизнедеятельности.
Одними из основных целей изучения географии в основной школе в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования1 являются:
-
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
-
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, в том числе для решения практических задач.
Эффективным и современным инструментом, на наш взгляд, для достижения указанных целей являются географические информационные системы.
Они позволят сделать освоение географических знаний в школе более эффективным за счет существенного повышения познавательной активности школьников в процессе самостоятельной творческой работы под руководством учителя.
Геоинформационная система (ГИС) - это система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах.
Термин также используется в более узком смысле - ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.
ГИС включают в себя возможности cистем управления базами данных редакторов растровой и векторной графики и аналитических средств и применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне и многих других областях.
По территориальному охвату различают:
- глобальные ГИС,
- национальные ГИС, зачастую имеющие статус государственных,
- региональные ГИС,
- локальные, или местные ГИС.
Вопросы, на которые может ответить ГИС
-
Что находится в…? (определяется место).
-
Где это находится? (пространственный анализ).
-
Что изменилось начиная с…? (определить временные изменения на определенной площади).
-
Какие пространственные структуры существуют?
-
Что если? (моделирование, что произойдет, если добавить новую дорогу).
В результате практического изучения вопроса можно сделать вывод о том, что для использования в учебном процессе целесообразно ориентироваться на ГИС нескольких уровней из вышеуказанной типологии:
-
Глобальные ГИС:
- Карты Google (maps.google.com) - это картографическая служба, используемая с помощью веб-браузера. В зависимости от своего местоположения пользователь может просматривать основные и персонализированные карты и сведения о местных предприятиях и компаниях, в том числе информацию о расположении предприятий, контактную информацию и маршруты проезда. Нажмите и перетащите карту для мгновенного просмотра соседних участков. Можно просматривать спутниковые снимки выбранного местоположения, панорамировать их и изменять масштаб.
- "Wikimapia" (WikiMapia.org) - основанная на Картах Google интерактивная карта мира. Описание мира с детализацией до стран, городов, ландшафта, городских и других объектов. Возможность добавить новый объект, оставить комментарий к существующему; измерить расстояние и площадь.
- earth.google.com - Программа для просмотра карт, спутниковых изображений, ландшафта и 3D-зданий. Поиск объектов; изменение освещенности со временем суток.
- Проект SASGIS (sasgis.ru) - бесплатно распространяемая навигационная программа, объединяющая в себе возможность загрузки и просмотра карт и спутниковых фотографий земной поверхности большого количества картографических online-сервисов;
- openstreetmap.org - Проект по созданию свободно редактируемой любым желающим детальной карты мира.
2. Национальные ГИС:
- Яндекс.Карты (maps.yandex.ru) - это поисково-информационный сервис на картографической основе, ориентированный, прежде всего, на пользователей из России и Украины.
Для удобной работы с картами сервис предлагает различные инструменты - измерение расстояний, печать карты, прокладка маршрута, хранение точек.
3. Региональные (локальные) ГИС:
- ДубльГИС (2gis.ru) - электронные карты, объединенные со справочниками организаций, схемами транспорта, которые помогают пользователям программы с легкостью ориентироваться более чем в 186 городах России, Украины, Казахстана и Италии и быстро находить нужную информацию.
Доступ ко всем указанным ресурсам является бесплатным.
ГИС - многофункциональный цифровой учебный инструмент, пока еще достаточно новый даже для учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности.
Вместе с тем, ГИС является инструментом для работы с цифровыми географическими и историко-географическими картами, а также цифровыми снимками, полученными с искусственных спутников Земли. В состав информационного геокомплекса, помимо школьной геоинформационной системы, входят коллекции цифровых географических карт мира и России, коллекции цифровых космических снимков территории России и зарубежных территорий.
Так, одним из интереснейших инструментов общедоступной ГИС Яндекс.Карты, дающей возможность для создания творческой среды и развития практических навыков и способностей учащихся, является возможность создания собственных карт, доступных всем пользователям сервиса.
То есть объекты, созданные учащимися под руководством учителя в указанном сервисе, являются самостоятельным наполнением нового «слоя» карты ГИС, доступным любому из миллионов пользователей Яндекс.Карт.
В ходе творческой деятельности учащегося по самостоятельному формированию общедоступной(!) карты формируются исследовательские, краеведческие, лингвистические навыки, а также, что очень актуально, навыки работы в современном медиапространстве, чувства ответственности за информацию, размещаемую от своего имени в глобальной сети Интернет и умения совместной работы в глобальных проектах.
Для примера расскажем как с учащимися 8 класса создавалась карта памятников природы города.Кирова на основе ГИС Яндекс.Карты.
-
Запускаем сервис Яндекс.Карты
-
Выбираем вкладку «Мои карты»
-
Вводим название и описание карты
-
Выбираем показываемые слои
-
Настраиваем масштаб отображения.
-
Выбираем уровень доступа.
-
Выбираем место на карте.
-
Создаем метку объекта «Ок».
-
Нажимаем кнопку «Сохранить».
-
Можем отредактировать данные.
-
Можем просмотреть информацию.
-
Можем поделиться ссылкой.
-
Возможно отображение в режиме «Панорама»
ГИС позволяет более эффективно формировать у учащихся следующие компетенции:
1) умение читать географическую карту - одно из базовых в школьной географии. Следовательно, первое, что должен освоить ученик с помощью школьной ГИС, - это умение читать географическую информацию по цифровым географическим картам. Чтение бумажной карты, по сути, ограничивается сопоставлением и анализом размещения объектов, нанесенных в условных знаках, отображенных в легенде. Цифровая же карта несет в себе больше информации о представленных в условных знаках объектах. Для получения дополнительной информации об объекте достаточно подвести к нему курсор и щелкнуть на нем левой кнопкой мыши. Эти характеристики могут быть как качественными (название, краткое описание свойств), так и количественными (числовые параметры, число жителей и так далее);
2) в процессе чтения карт нередко появляется необходимость найти тот или иной объект. При работе с обычными картами и атласами на это может уйти достаточно много времени. В ГИС предусмотрена целая серия инструментов для выполнения быстрого поиска объектов по заданным параметрам, в первую очередь по названию. За исключением проверки знаний геономенклатуры, данный инструментарий экономит много времени при работе с картами;
3) цифровые карты представляют собой «слоеный пирог» - совокупность слоев. Средствами ГИС можно управлять отображением этих слоев. Более того, карты разного содержания можно совмещать, накладывая их друг на друга. То же относится и к цифровым космическим снимкам, которые можно совмещать с картами на ту же территорию, что и снимки. Это очень важно как для ученика, так и для учителя. Учитель должен уметь управлять слоями и совмещать карты разного содержания, чтобы поддерживать соответствующими демонстрациями объяснение взаимосвязей между географическими объектами, явлениями и процессами. Ученику необходимо владеть этим приемом для самостоятельного поиска взаимосвязей между географическими объектами, явлениями и процессами;
4) умения проводить измерения и расчеты по картам очень важны. Перегружая учеников фактическим материалом, учителя очень часто уделяют недостаточно внимания практическим заданиям на измерения и расчеты по картам. Частично это объясняется трудоемкостью выполнения измерений по обычным картам, что приводит к неэффективному расходованию учебного времени. ГИС дает в руки ученика быстродействующие измерительные инструменты, которые освобождают его от рутины измерений и вычислений. Они позволяют сосредоточить внимание на географической сущности результатов. Так, например, при знакомстве с географическим положением России школьник может сам оценить протяженность территории нашей страны;
5) основой основ школьного географического образования можно назвать умение определять по картам географические координаты объектов. Инструментарий ГИС в сочетании с картографическими ресурсами дает возможность сформировать и отработать этот навык у школьников.
6) анализ статистических данных, привязанных к объектам цифровых карт, позволяет с помощью школьной ГИС реально ознакомить школьников со статистическим методом исследования - одним из основных в географии, особенно в ее социально-экономическом направлении;
7) составление характеристик и описаний географических объектов и явлений с привлечением разных источников информации - это важнейшее умение, которое формируется у школьника в процессе обучения географии. ГИС предлагает обширное информационное поле для такой учебной деятельности благодаря включенным в нее цифровым картам и космическим снимкам.
8) описание взаимосвязей между географическими объектами и явлениями с использованием разных источников информации, так же как и составление характеристик и описаний географических объектов и явлений, - важнейшее умение, формируемое у школьника в процессе обучения географии. Благодаря наличию в ней цифровых карт, космических снимков и инструментов работы с ними ГИС обеспечивает обширное информационное поле и для такой учебной деятельности.
Таким образом, использование геоинформационных систем в процессе обучения географии формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, позволяет их подготовить к работе с информацией во всех формах в различных сферах жизнедеятельности.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).