Статья: «Развитие критического мышления обучающихся на уроках географии »

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный проект направлен на обновление урочной учебной деятельности по географии

Тема инновации:

«Развитие критического мышления обучающихся на уроках географии »

Цель инновации: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс

Сущность новшества:

Внедрение технологии в урочную деятельность, направленную на развитие развития критического мышления обучающихся

Технология:«Развитие критического мышления»

Разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России - И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать действительно технологию. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются

  • - оценочность,- открытость новым идеям,

  • - целостное рассмотрение ситуации,

  • - стремление к разносторонней осведомленности,

  • - поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований),

  • - склонность к применению навыков критического мышления в жизни

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Приемы технологии критического мышления,

используемые на уроках географии

Фаза урока

Используемые приемы технологии РКМЧП

Вызов

пробуждение:- имеющихся знаний- интереса к получению

новой информации;

- активизации учеников

для активного

включения в процесс

получения

информации;

- актуализация

имеющихся знаний;

- самостоятельное

определение уровня

имеющихся знаний

  • мозговой штурм

  • кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения

  • Игра-упражнение «Веер»

  • Прием «Поясните цитату»

  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»

  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

  • Прием «Верите ли вы, что…»

  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

  • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Осмысление получение новой информации

- осмысление,

реализация смысла;

- контактирование

новой информации;

- поддерживание

активного интереса к

получению новых

знаний.


  • Прием инсерт (пометки на полях)

  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

  • Чтение со стопами

  • Прием «Сводная таблица»

  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»

  • Прием «Зиг-заг»

  • Прием «Мое мнение»

  • Прием «Мозговой штурм»

  • Прием «Фишбоун»

  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)

  • Стратегия решения проблем «Идеал»

  • Прием «Мудрые совы»

Рефлексия

осмысление процесса, рождение нового знания:

- размышление.


  • Написание эссе

  • Рефлексивный экран вопросов

  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

  • Что нового вы узнали на уроке

  • Написание синквейна



Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия - стадия «рефлексии»-размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.



  • Задачи:

  • Создать и реализовать рабочую программу по предмету география на развитие критического мышления.

  • Апробировать организационно-содержательную форму урока географии, с использованием технологии развития критического мышления.

  • Подборка текстов для использования приемов технологии критического мышления

  • Разработать сценарии уроков.

  • Разработать диагностический инструментарий по отслеживанию результатов сформированности критического мышления

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

    • Оценка (Где ошибка?)

    • Диагноз (В чем причина?)

    • Самоконтроль (Каковы недостатки?)

    • Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы)

    • Прогноз (Постройте свой прогноз).

  • Продукты нововведения

  • Рабочие программы по предмету, сценарии уроков,



© 2010-2022