- Преподавателю
- География
- Статья: «Развитие критического мышления обучающихся на уроках географии »
Статья: «Развитие критического мышления обучающихся на уроках географии »
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарасова А.Г. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Инновационный проект направлен на обновление урочной учебной деятельности по географии
Тема инновации:
«Развитие критического мышления обучающихся на уроках географии »
Цель инновации: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс
Сущность новшества:
Внедрение технологии в урочную деятельность, направленную на развитие развития критического мышления обучающихся
Технология:«Развитие критического мышления»
Разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России - И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Заслуга американских авторов в том, что им удалось создать действительно технологию. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются
-
- оценочность,- открытость новым идеям,
-
- целостное рассмотрение ситуации,
-
- стремление к разносторонней осведомленности,
-
- поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований),
-
- склонность к применению навыков критического мышления в жизни
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям - предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Приемы технологии критического мышления,
используемые на уроках географии
Фаза урока
Используемые приемы технологии РКМЧП
Вызов
пробуждение:- имеющихся знаний- интереса к получению
новой информации;
- активизации учеников
для активного
включения в процесс
получения
информации;
- актуализация
имеющихся знаний;
- самостоятельное
определение уровня
имеющихся знаний
-
мозговой штурм
-
кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
-
Игра-упражнение «Веер»
-
Прием «Поясните цитату»
-
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
-
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
-
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
-
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
-
Прием «Верите ли вы, что…»
-
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
-
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Осмысление получение новой информации
- осмысление,
реализация смысла;
- контактирование
новой информации;
- поддерживание
активного интереса к
получению новых
знаний.
-
Прием инсерт (пометки на полях)
-
Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
-
Чтение со стопами
-
Прием «Сводная таблица»
-
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
-
Прием «Зиг-заг»
-
Прием «Мое мнение»
-
Прием «Мозговой штурм»
-
Прием «Фишбоун»
-
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
-
Стратегия решения проблем «Идеал»
-
Прием «Мудрые совы»
Рефлексия
осмысление процесса, рождение нового знания:
- размышление.
-
Написание эссе
-
Рефлексивный экран вопросов
-
Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
-
Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
-
Что нового вы узнали на уроке
-
Написание синквейна
Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия - стадия «рефлексии»-размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
-
Задачи:
-
Создать и реализовать рабочую программу по предмету география на развитие критического мышления.
-
Апробировать организационно-содержательную форму урока географии, с использованием технологии развития критического мышления.
-
Подборка текстов для использования приемов технологии критического мышления
-
Разработать сценарии уроков.
-
Разработать диагностический инструментарий по отслеживанию результатов сформированности критического мышления
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
-
-
Оценка (Где ошибка?)
-
Диагноз (В чем причина?)
-
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
-
Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы)
-
Прогноз (Постройте свой прогноз).
-
-
Продукты нововведения
-
Рабочие программы по предмету, сценарии уроков,