География
- Краткосрочный план 8 урока элективного курса Медицинская география. Тема: Проблемы здоровья и долголетияУрок 8 Тема урока Проблема здоровья и долголетия человека. Цель Раскрыть основные аспекты проблем здравоохранения в мире Задачи - Способствовать развитию мыслительных, коммуникативных, специальных умений - Формирование терпимого отношения и уважения мнения других учащихся; - Воспитать у учащихся правильной позиции и поведения, касающихся сохранения и укрепления своего здоровья. Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры Тип урока Урок изучения ...
- Рабочая Программа детского объединения эколого-краеведческой направленности Юный эколог Программа детского объединения эколого-краеведческой направленности Юный эколог. Направлена на обучающихся средней и старшей школы. Рассчитана на 144 часа в год, две группы детей, первый и второй год обучения. программа содержит темы региональный компонент ( Ростовская область , Чертковский район).
- Конспект 8 урока элективного курса Медицинская география. Тема: Проблема здоровья и долголетия человекаУрок 8 Слайд № 1(вариант 1-й)Тема: Проблема здоровья и долголетия человека.Цель: раскрыть основные аспекты проблем здравоохранения в мире. Задачи: Способствовать развитию мыслительных, коммуникативных, специальных умений Формирование терпимого отношения и уважения мнения других учащихся; Выработка у учащихся правильной позиции и поведения, касающихся сохранения и укрепления своего здоровья. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного диалогаХод урокаI. Эта...
- Элективный курс темаОрганизация исследовательской деятельности10 класс Все больше в школах стали привлекать учащихся для исследовательских работ, развивать у школьников исследовательские навыки. В молодом возрасте человек более активно развивается творчески.Более того исследовательские работы побуждают учащихся осмыслить дисциплины преподаваемые в школе, связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и позволят в дальнейшем развиваться в вузе. Учебно - исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательно...
- Экзаменационное тестирование по географии для проведения промежуточной аттестации для 10 классаЭкзаменационное тестирование по географии для проведения промежуточной аттестации ученика (цы) 10А класса………………………………………. 1 ВАРИАНТ А 1. Какая из перечисленных стран никогда не была монархией: 1. Россия; 2. Финляндия; 3. Польша; 4. США; 5. Франция; 6. Германия. А 2. Укажите страны, в которых преобладающей религией является католицизм: 1. Мексика; ...
- Прикладной курс. 10 класс. Маркетинг в туризмеПояснительная записка. Целями курса Маркетинг в туризме являются: выработать у обучающихся представления о маркетинговой стратегии в туриндустрии, организации маркетинговых исследований туристического рынка, маркетинговым коммуникациям, а также развитие и закрепление этих знаний при разработке маркетинговых мероприятий по реализации турпродукта. В процессе освоения данной дисциплины формирует и демонстрирует следующие компетенции: ОбщекультурныеПрофессиональные: - готовность к реализации про...
- Интерактивные географические кроссворды для 10 классаЭлектронное пособие Географические кроссворды Курс Социальная и экономическая география мира 10-11 класс Введение.Одна из задач школьного образования – обеспечение качественного образования учащихся. Основным условием высокого качества знаний является систематический контроль уровня знаний и формирования УУД. Чтобы достичь желаемого результата, реализовать личностно - ориентированный подход, дифференциацию процесса обучения современный учитель должен быть обеспечен разнообразными матери...
- Маркетинг в туризме. 10 класс. Рабочая тетрадьТуристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства и занимает важное место в экономике большинства стран.Задачи:1. Выяснить, что такое туризм, и какие подходы используются при изучении туризма.2. Изучить туристские рынки.3. Рассмотреть социально-экономическую сущность маркетинга.4. Определить типы, задачи, методы маркетинговых исследований.5. Изучить роль рекламы в маркетинге и туризме.6. Рассмотреть основные этапы осуществления...
- Дүниежүзінің халқы (10 класс)Ақтөбе обл,Шалқар қаласы № 5 орта мектеп Пәні: география Сыныбы: 10 в Пән мұғалімі: Баймурзина Г.К Өткізген күні: 18.11.14. Тақырыбы: Дүниежүзінің халқы Сабақтың мақсаты: 1) оқушының дамыған мемлекеттер туралы алған білімдерін анықтау,елдердің шаруашылығын толық білуге ынталандыру 2) ой-өрісін, зейінін, шығармашылық қабілетін дамыту 3) ұқыптылыққа, ұжымдық еңбекке тәрбиелеу, экологиялық, экономикалық білім беру, өздігінен іздене білуге үйрету. Сабақтың әдісі: сайыс сабақ Сабақтың тү...
- Конспект урока географии для 10 класса по теме НТР и мировое хозяйствоДанный урок разработан в сответствии с учебником для 10 класса В.П.Максаковского Экономическая и социальная география мира для базового уровня общеобразовательной школы.Материал к уроку подобран в строгой логической последовательности, что позволяет реализовывать педагогические и дидактические задачи данного курса.Урок проводится в форме лекции с опорой на иллюстративный материал учебника. Кроме того, к конспекту прилагается презентация.На уроке рассматриваются следющие блоки: воздействие НТР ...
- Сценарий урока по теме: «Силы в природе» (10 класс) Сценарий урока по теме: Силы в природе Обучающиеся должны знать: различные силы природы, характерные отличительные черты сил, зависимость сил природы от других величин, формулы для нахождения сил. Обучающиеся должны уметь: проводить сравнения, обосновывать свои действия, проявлять элементы учебного творчества, применять знания при выполнении практических заданий. Ход урока. Организационный момент Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик,- В ней есть душа, в ней есть свобода... Актуализация знаний В процессе работы должны усвоить Об этом вы сможете прочитать в учебнике на указанных страницах Домашнее задание на оценку 3 4 5 Силы в природе 1.Четыре вида сил 81-83 Анализ примеров решения задач на с. 100-102 Упр.7(2) С.102 Упр.7(3) С.102 2.Сила всемирного тяготения 83-86 3.Сила тяжести. Вес. 88-90 4.Деформации. Сила упругости. 91-94 5.Сила трения. 94-98 6.Силы сопротивления. 99-100 §29. Группа Анализ 1.Выделите в § главную мысль 2.Покажите, как новый материал связан с ранее изученными понятиями. 3. Придумайте, как с помощью динамометра, бруска и набора грузов измерить силу упругости, силу тяжести, вес. §30,33. Группа Сравнение 1.Выявите отличия: силы тяжести и силы всемирного тяготения; силы тяжести и веса тела. 2.Сделайте вывод о зависимости силы тяготения от массы и от расстояния. 3.Возьмите два одинаковых цилиндра из разных веществ. Подвесьте их поочередно к к...
- Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Природные и социально – экономические факторы. Механизм акклиматизации. (10 класс)Цель: рассмотреть вопрос влияния природных и социально – экономических факторов на здоровье человека. Задачи: Познакомить учащихся со структурными эелементами окружающей среды и мехагизмом акклиматизации; Формирование УН самостоятельного мышления, анализирования и формулирования выводов;ценностного отношения к своему здоровью Развитие интереса к предмету Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: интерактивная доска, презентация. Ход урока: I. Этап Орг. Момент. Проверка готовно... Результаты положительного и отрицательного влияния окружающей среды на организм человека. Слайд № 6-7 Вопросы: - Приведите примеры влияния окс на организм человека? - Сохранилась ли ОКС сегодня в естественном месте и где? Учитель: В настоящее время цивилизация переживает ответственейший период своего существования, когда ломаются привычные стереотипы, когда приходит понимание того, что удовлетворение бесчисленных запросов современного человека вступает в острый к... При относительной акклиматизации организм всего лишь адаптируется к новым условиям, а полная акклиматизация характеризуется более совершенным приспособлением человека к внешним влияниям. Физико-географическая среда, климат действуют на человека всей совокупностью сочетаний природных (почвенных, метеорологических, космических) факторов, их непрерывной динамикой. В некоторых атмосферных ситуациях отдель... 1 вариант 2 вариант 3 вариант Акклиматизация Город Природа
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Развитие медико-географических представлений в эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв. (10 класс)Тема урока Развитие медико-географических представленийв эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв. Цель Формирование медико – географических представлений в разные периоды Задачи Сформировать знания о медико-географических представленияхв эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв. Развитие интереса к предмету; формирование умений и навыков самостоятельной работы Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры Тип урока Урок изучения и первичного закрепления нового материала Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку 1. Приветствие 2. Психологический настрой. Добрый день, дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 3. Учитель раздает разрезанные картинки и просит собрать целую. Таким образом учащиеся делятся на 3 группы. Прием Пазлы 1. Приветствуют учителя 2. Учащиеся приветствуют друг друга 3. Берут пазлы, собирают целую картинку и формируют 3 группы Этап Вызов. Прием Ассоциация Учитель предлагает прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: “Эпоха Возрождения”, Период Новой истории? Записывает возникшие у учащихся ассоциации на доске вместе с учениками Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывают на листе бумаги Этап Осмысление. Прием Чтение с пометками Учитель раздает заранее подготовленные тексты по группам, просит прочитать их и сделать соответствующие пометки на полях. Затем заполнить таблицу (см. Приложение 1) Готовлю заранее тексты, учащиеся делятся на группы и получают задания: Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях: + - если считают, что это им известно; - - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть; v - если то, что прочитали, является новым; ? - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений. Физминутка. Прием Шапка для размышлений Предлагает выполнить упражнения для глаз. Наденьте шапку, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Моргайте на каждый вдох и выдох. Учащиеся выполняют упражнения вслед за учителем коррегирующую гимнастику для глаз Этап Осмысление. Прием Тонкие и толстые вопросы. Учитель предлагает каждой группе таблицу (см. Приложение 2), содержащей тонкие и толстые вопросы и просит на них ответить. Учащиеся распределяют тонкие и толстые вопросы, обсуждают, отвечают. Этап Закрепление учебного материала. Учитель предлагает выполнить несколько заданий: разгадать ребус и назовите имя известного врача эпохи Возрождения, а также выполните тестовые задания (см. Приложение 3) Учащиеся разгадывают ребус (Парацедьс), поулчают дополнительную информацию об ученом. Далее работают с тестовым материалом Этап Итоговый. Учитель предлагает оценить работу каждого ученика (формативное оценивание) Ученики проводят формативное оценивание Этап Рефлексия. Прием На ладошке Предлагет нарисовать свою ладошку и отметить знаками + или – ответы на вопросы. Рисуют ладошку и отмечают + или – ответы на вопросы: Сегодня я научился чему-то новому Сегодня я активно участвовал в работе группы Я внес весомый вклад в проект Мнебыло комфортно Яжду следующего занятия, т.к. мне было интересно Приложение 1 Таблица 1 + - V ? Приложение 2 1-я группа Эпоха Возрождения. Тонкие вопросы Толстые вопросы Какое название получил период XV-XVI вв? Почему Парацельс путешествия считал источником знаний? Какие события были характерны для эттого периода? Как вы думаете, почему химию Парацельс считал главной наукой? Какие науки получили свое развитие? Объясните, почему, по мнению ученых, эпоха Великих Географических открытий оказала огромное влияние на развитие географии? Как звали известного врача этой эпохи? Почему картографический метод исследования в географии с ХVII вв. является одним из методов медицинской географии Какие знаний добавил Жан Боден к учению Гиппократа? Центром чего была Фландрия? Период Новой истории и ХХ век Тонкие вопросы Толстые вопросы Где была опубликована первая мировая карта болезней? Почему книга Б.Раммацини О болезнях ре месленников послужила основой для последующих работ по гигиене? Что показывали карты мира, представленые в Атласе Ламберта 1880 г. Почему в начале ХХ века медицинская география с ее общими комплексными подходами стала утрачивать свое значение? О какой науке писал немецкий ученый Фино в 1792 году? Как вы думаете, почему с 1943 г. возрос интерес к медицинской географии? Кто из ученых считал медицинскую географию отраслью медицины? Почему выделенные А.А.Шошиным основные направления научных исследований в области медицинской географииии являются важными? Где находился весь научный потенциа в годы ВОВ? Какие открытия сделал Е.Н.Павловский? Какой вклад в развитие медицинской географии внес А.А.Шошин? Приложение 3 Выполните тестовые задания: выберите правильный ответ. 1. Укажите имя ученого, который дополнил учение Гиппократа о влиянии природных условий на здоровье человека: А) Парацельс Б) Боден В) Раммацини 2. В книге какого ученого были описаны условия труда более 60 профессий и заболевания? А) Парацельса Б) Бодена В) Раммацини 3. Укажите имя ученого, ставившего на себе опыты, тем самым доказав, что введение холерной вакцины через рот предохраняет от заболевания холерой: А) Заболотный Б...
- Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв. (10 класс)Цель: Формирование медико – географических представлений в разные периоды. Задачи: Сформировать знания о медико-географических представленияхв эпоху Возрождения, в начальный период Новой истории и в XIX-XX вв. Развитие интереса к предмету; формирование умений и навыков самостоятельной работы Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Ход урока: ... + - V ? Прием Тонкие и толстые вопросы 1-я группа. Эпоха Возрождения. Слайды № 4, 7-9 Тонкие вопросы Толстые вопросы Какое название получил период XV-XVI вв? Почему Парацельс путешествия считал источником знаний? Какие события были характерны для эттого периода? Как вы думаете, почему химию Парацельс считал главной наукой? Какие науки получили свое развитие? Объясните, почему, по мнению ученых, эпоха Великих Географических открытий оказала огромное влияние на развитие географии? Как звали известного врача этой эпохи? Почему картографический метод исследования в географии с ХVII вв. является одним из методов медицинской географии Какие знаний добавил Жан Боден к учению Гиппократа? Центром чего была Фландрия? 2 группа. Период Новой истории и ХХ век. Слайды № 5, 10-12 Тонкие вопросы Толстые вопросы Где была опубликована первая мировая карта болезней? Почему книга Б.Раммацини О болезнях ре месленников послужила основой для последующих работ по гигиене? Что показывали карты мира, представленые в Атласе Ламберта 1880 г. Почему в начале ХХ века медицинская география с ее общими комплексными подходами стала утрачивать свое значение? О какой науке писал немецкий ученый Фино в 1792 году? Как вы думаете, почему с 1943 г. возрос интерес к медицинской географии? Кто из ученых считал медицинскую географию отраслью медицины? Почему выделенные А.А.Шошиным основные направления научных исследований в области медицинской географииии являются важными? Где находился весь научный потенциа в годы ВОВ? Какие открытия сделал Е.Н.Павловский? Какой вклад в развитие медицинской географии внес А.А.Шошин? Физминутка. Прием Шапка для размышлений. Предлагает выполнить упражнения для глаз. Наденьте шапку, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. Моргайте на каждый вдох и выдох. Слайд № 6 IV. Этап Закрепление учебного материала. Слайды № 15-16 V. Этап Итоговый. Выставление оценок. VI. Этап Рефлексия. Прием На ладошке Слайд № 17 (на ладошке написать ответы на вопросы + или - ) Раздать ученикам в начале урока: заготовка рис. Ладошки (или нарисовать свою) Сегодн...
- Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)Цель: Формирование научных представлений в различных государствах. Задачи: Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины. Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века. Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; ...
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах (10 класс)Урок 4 Тема урока Развитие медико-географических представлений в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах Цель Формирование научных представлений в различных государствах Задачи Сформировать знания о медико-географических представлениях в Древней Индии, Древнем Тибете и в средние века в арабских странах, установить уникальность Тибетской медицины. Сформировать знания о развитии медико-географических представлений в Средние века, расширить кругозор о науке в Средние века. Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры Тип урока Урок изучения нового материла с элементами исследования Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности уч-ся к уроку 1. Приветствие. 2. Психологический настрой. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 3. Учитель просит разделиться на группы. Прием Жребий 1. Приветствуют учителя 2. Учащиеся улыбаются друг другу, желают удачи и успехов на уроке и отвечают на вопрос каким бы они хотели видеть свой урок? 3. Учащиеся выбирают карточки листочки разных геометрических фигур. Делятся на 3 группы Этап Изучение нового материала. Исследовательская работа в группахСлайд № 75-76 Учитель предлагает взять эпиграфом следующие слова: Когда мы обращаемся к медицине древнего периода, то даже если она берёт своё начало от такого просветлённого источника, как Будда Медицины, наше высокомерие часто заставляет нас полагать, что всё это устарело и неприменимо в современном мире и записать тему урока. Далее предлагает провести небольшую исследовательскую работу по вопросу развития медико-географических представлений, раздает листы с заданиями и текстами. Учащиеся читают записывают тему урока в тетрадь. Получают тексты и задания (см. Приложение 1). Работают в группах, обсуждают, исследования заносят в постер. Физминутка. Прием Ленивые восьмерки Учитель предалагет выполнить упражнение, активизирующие структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания Учащиеся рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости восьмёрки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. Этап Изучение нового материала. Обсуждение результатов исследовательской работы Учитель предлагает спикерам групп познакомить с результатами исследовательских работ. Спикеры выходят к доске, защищают постеры, остальные слушают, по необходимости дополняют или задают вопросы. Физминутка. Прием Раз, два Учитель предлагает одному из учеников провести разминку Один из учеников проводит разминку: Раз, два - встать пора Раз, два - встать пора, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим. Этап Закрепление учебного материала прием Беседа Слайд № 88 Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос Что вы можете сказать о способах лечения болезней в Древней Индии? Кто такие брамины? Назовите главную особеннлостбь индийских врачей? Какие медицинские процедуры широко практиковались в Древней Индии? Чему было посвящено большинство древнеиндийских медицинских трудов? Почему медицину Древнего Тибета считают уникальной? Назовите основной принцип древнетибетской медицины? Назовите крупнейшего и выдающегося врача средниких веков? Чему в медицине Ибн ... Отвечают на вопросы учителя, объясняют значение стихотворения Ибн Сина Этап Итоговый. Взаимооценивание Просит дать оценку деятельности каждого ученика в группе Учащиеся выбирают одного ученика и предлагают ему провести оценивание Этап Рефлексия.Слайд № 90 Учитель предлагает закончить предложения, выбирая начало фразы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… 7. Я научился… 2. Было интересно… 8. У меня получилось … 3. Было трудно… 9. Я смог…4. Я выполнял задания… 10. Я попробую… 5. Теперь я могу… 11. Урок дал мне для жизни6. Я приобрел… Приложение 1 Задание 1- ой группе: 1. Как развивалась медицина в Древней Индии? 2. Кто такие брамины? Что каста – ведия? 3. Что такое шалия? 4. Чему было посвящено большая часть медицинских трудов? Почему? Задания 2-о группе: 1. Что представляла собой медицина Древнего Тибета? 2. Что является основой медицины Древнего Тибета? 3. Назовите основные методы терапии. 4. Назовите основной принцип терапии Древнего Тибета? Задание 3- ой группе: 1. ...
- Тема: Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Древнем Иране, Древнем Китае (10 класс)Цель: продолжить формирование знаний учащихся о развитии медико-географических представлений о здоровье человека Задачи: · Показать этапы развития медицины и географии, начиная с древних времен, обеспечить в ходе урока усвоение учащимися информацию о развитии медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае. · Формирование научных представлений о здоровье в различных государствах. · Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование ... В начале урока №1 № 2 № 3 № 4 № 5 №6 №7 №8 №9 № 10 верю не верю В конце урока верю не верю IV. Этап Осмысление. Работа с текстом. Слайд № 4 Заранее подготовила тексты. 1. Учащиеся делятся на группы и получают задания провести экспертизу. 2. Спикерам групп предлагаю результаты экспертизы отразить в прайс- листе. 3. Ниже привожу возможные карточки-задания для проведения экспертизы развития медицины. 1-я группа – Развитие медицины в Древнем Риме 2-я группа – Развитие медицины в Древнем Иране 3-я группа – Развитие медицины в Древнем Китае Группа 1. Слайд № 5 ...
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Древнем Иране, Древнем Китае (10 класс)Тема урока Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Древнем Иране, Древнем Китае.Слайд № 61 Цель Формирование знаний учащихся о развитии медико-географических представлений о здоровье человека Задачи - Показать этапы развития медицины и географии, начиная с древних времен, обеспечить в ходе урока усвоение учащимися информацию о развитии медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае. - Формирование научных представлений о здоровье в различных государствах. - Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся. Расширить кругозор учащихся. - Формирование ценностного отношения к своему здоровью Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры Тип урока Первичного изучения и закрепления нового учебного материала Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности уч-ся к уроку 1. Приветствие. 2. Психологический настрой. Поднимите руку те, кто готов к уроку, опустите себе на голову и погладьте себя со словами: Я — умница! Наш урок начнем с пожелания друг друга добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра. Если будет трудно- я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. 3. Учитель просит разделиться на группы. Прием Жребий 1. Приветствуют учителя 2. Выполняют задание учителя. Желают друг другу добра. 3. Учащиеся выбирают карточки листочки разного цвета. Делятся на 3 группы Этап Проверка домашнего заданияСлайд № 62 Предлагает прослушать несколько мини-сочинений учащихся, по – желанию Прослушивание мини-сочинений учащихся, по – желанию, о развитии медико – географических исследований в древних цивилизациях: Древней Греции, Древнем Египте, Древне Месопатамии Этап Вызов. Прием Верю не верю.Слайд № 63 Учитель задает вопросы учащимся: Медицинские знания Древнего Рима были основаны на учении Гиппократа? Лекари обучались в военных госпиталях? Большое распространение в Древнем Риме получила травология? Представления древних иранцев об оркжуюащей природе, жизни и смерти новили мифологический характер? Древние иранцы составили огромный список болезней. В Древнем Иране трупы людей не закапывали в землю. В Древнем Китае медицина была развита достаточно хорошо? Медицина в Древнем Китае была связана с... Учащиеся вносят слова верю или не верю в таблицу 1. Оформляем таблицу 1 (см. Приложение 1). Этап Осмысление. Работа с текстом. Слайд № 64-66 Учитель раздает заранее подготовленные тексты. Предлагает прочитать и провести экспертизу развития медицины в разных регионах, отразить результаты в прайс-листах Учащиеся получают задания провести экспертизу (См. Приложение 2) 1-я группа – Развитие медицины в Древнем Риме 2-я группа – Развитие медицины в Древнем Иране 3-я группа – Развитие медицины в Древнем Китае Проведение физкультминутки. Мозговая гимнастика Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. Выполняют предложенные учителем упражнения Обсуждение работ- экспертиз Предлагает послушать результаты экспертизы групп Выступление спикеров групп с результатами экспертиз.Слайд № 66-68 Этап Закрепление учебного материала. Слайд № 69 - 72 Предлагает ответить на вопросы тестов Выполняют тестовые задания (см. Приложение 3) Этап Итоговый Предлагает спикеру группы дать оценку работе каждому члену группы Спикер дает оценку. ЭтапРефлексия.Слайд № 73 Предлагает выбрать фразы и закончить их Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… 7. Я научился… 2. Было интересно… 8. У меня получилось … 3. Было трудно… 9. Я смог… 4. Я выполнял задания… 10. Я попробую… 5. Теперь я могу… 11. Урок дал мне для жизни… 6. Я приобрел… ... Приложение 1 В начале урока №1 № 2 № 3 № 4 № 5 №6 №7 №8 №9 № 10 верю не верю В конце урока верю не верю Приложение 2 Возможные карточки-задания для проведения экспертизы развития медицины. Группа 1. На чьих учениях были основаны медицинские знания Древнего Рима? Что использовали римляне для лечения? Какие знания являлись основой медицинских учений Древнего Рима? Чем должен был владеть врач? Что еще для лечения применяли в Древнем Риме? Какая наука получила широкое развитие в Древнем Риме? Кто такой Галлен? Какие открытие в медицине он сделал? Чем отличались взгляды Галлена от взглядов Ар...
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции, Месопотамии (10 класс)Урок 2 Тема урока Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции, Месопотамии. Слайд № 37 Цель Формирование знаний учащихся о развитии медико-географических представлений о здоровье человека Задачи - Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися информацию о развитии медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции и Месопотамии. - Продолжить развитие познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; - Формирование ценностного отношения к своему здоровью. Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры Тип урока Комбинированный Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности уч-ся к уроку 1. Приветствие. 2. Психологический настрой. Метод Ассоциации: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово комфорт? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) 3. Учитель просит разделиться на группы. Прием Расчет на 1, 2, 3 1. Приветствуют учителя 2. Выполняют задание учителя К – красота… О – органичность… М – мама… Ф – фантазия… О – отдых… Р – радость… Т – тепло… 3. Делятся на 3 группы Проверка домашнего задания. Слайд № 38 Этап Вызов. Прием Верю не верю. Слайд № 39 Учитель задает вопросы учащимся, 1.Первые представления о влиянии природных и социально экономических факторов на здоровье людей начали формироваться ещё в глубокой древности? 2. Природа в представлении первобытного человека заселена многообразными духами, сверхъестественными существами? 3. Египет – одина из древнейших цивилизаций? 4. Медицина Египта была неразрывно связана с религией? 5. Врачи Месопатамии обладали навыками извлечения экстрактов, смешивания и сохранения препаратов? 6. Из плод... Учащиеся вносят слова верю или не верю в таблицу 1 (см. Приложение 1) Этап Осмысление. Исследовательская работа. Прием Мудрые совы Слайд № 40 Учитель предлагает прочитать текст и провести небольшую исследовательскую работу, выяснить, как развивались медико-географические представления в древних цивилизациях? Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. ... Работают с текстом. Затем получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями ( см. Приложение 2). Слайд № 41 1-я группа: Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте. 2-я группа: Развитие медико-географических представлений в Древней Греции. 3-я группа: Развитие медико-географических представлений в Древней Месопотамии. Выполняют задания, выступают спикеры Обсуждение результатов работы.Заполнение таблицы: Слайд № 42 Предлагает обсудить результаты работы и заполнить таблицу 2 Обсуждают результаты работы и заполняют таблицу 2 (см. Приложение 3) Этап Закрепление учебного материала. Слайды № 43 - 58 Учитель предлагает выполнить задания по группам (задания записаны в слайдах) Задание 1- й: Составьте кластер, содержащий доказательства первых представлений о влиянии различных факторов на здоровье человека. Слайд 43-44 Задание 2-й группе: впишите в схему названия лечебных средств древних людей. Слайд 45-46 Задание 3-й группе: Разгадайте ребус и назовите учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов. Слайд 47-48 Выполняют задания и сравнивают их со слайдами учителя № 43 - 48 Далее учитель просит ответить на вопросы слайдов № 49-50 1.С каким географическим объектом была связана жизнь и деятельность египтян? Почему? 2. Какое влияние оказывали природные условия Древнего Египта на здоровье людей? 3. Почему в Древнем Египте были высокие санитарно-гигиенические требования? 4. Какими медицинскими знаниями владели древние египтяне? Думают и отвечают на вопросы учителя Дает задание: используя текст, закончите предложения или заполните пропуски. Слайд №51 Работают с текстом, вставляют окончания предложений: 1. Медицинские знания в Древнем Египте находились на … уровне. 2. На высоком уровне была …. 3. Как и в других древних цивилизациях, медицина Египта была неразрывно связана с … . 4. В Древнем Египте была особая … . 5. Несмотря на практикующееся вскрытие и бальзамирование умерших, знания об … и … … оставались на низком уровне. 6. Другими причинами заболеваний считали … и … . 7. Проводились только простейшие процедуры: … … и … … при перелом... Далее учитель просит ответить на вопросы слайдов № 52 1. Какими болезнями, вызванные главным образом природными факторами, страдали жители Месопотамии? 2. Что способствовало расширению географии лекарственных средств Месопотамии? 3. Что изображено на рисунке справа? 4. Верно ли, что плантации финиковой пальмы составляли основу благосостояния жителей? Думают и отвечают на вопросы учителя Дает задание: используя текст, закончите предложения или заполните пропуски. Слайд №53 Работают с текстом, вставляют окончания предложений: 1.Об истории и врачевании древней 2.Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на …, предметах из …, …, …. 3.Врачеватели Шумера использовали в своей практике … средства прежде всего … происхождения. 4.В состав лекарств включались …, природная асфальтовая …, … соль, а также продукты … . 5.Местные врачи обладали навыками извлечения …, … и … препаратов. 6.Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался … ... Далее учитель просит ответить на вопросы слайда № 54 и разгадать ребус слайд № 55 -56 На каком уровне существовало медицинское знание в Древней Греции? 2. Назовите атрибут древнегреческого бога Асклепия? 3. Назовите прообразы первых больниц? Где они строились? Какие медицинские процедуры в них проводили? 4. Как в древней Греции появились первые медицинские школы? Думают и отвечают на вопросы учителя, разгадывают ребус. Слайды 56-57 Дает задание: используя текст, закончите предложения или заполните пропуски. Слайд №58 Работают с текстом, вставляют окончания предложений: 1.Медицинское знание существовало в Древней Греции на … уровне. Медицинские знания неразрывно связано с … и …. 2.Бог-целитель Асклепий был ... медицины в Древней Греции. 3.Греки знали большое количество … и способов … , также процветала … медицина. 4.В Древней Греции сооружались так называемые ..., в центре которых располагались … и … . 5.Таким образом первые святилища были прообразом первых … . 6.Практиковался там … – состояние, которое... Проведение тренинга. Прием Буратино Предлагает выполнить задание сидя. Выполняют сидя. Откинувшись на спинку стула, делают глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторяют 5–10 раз. Этап Итоговый. Слайд № 59 Просит дать оценку себе за урок Оценивают себя Домашнее задание Слайд № 59 Напишите мини-сочинение о развитии медико – географических исследований в древних цивилизациях: Древней Греции, Древнем Египте, Древне Месопатамии (по выбору) Слайд № 59 Записывают задание в тетрадь Этап Рефлексия. Слайд № 60 1. Возвращаемся к таблице Верю не верю, корректируем свои знания. 2. Прием На ладошке (на ладошке написать ответы на вопросы + или - ) Раздает ученикам: заготовка рис. Ладошки (или просит нарисовать свою) Работают с таблицей 1 Рисуют ладошку и записывают на каждом пальчике: Сегодня я научился чему-то новому Сегодня я активно участвовал в работе группы Я внес весомый вклад в проект Мне было комфортно Я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно Приложение 1
- Конспект урока. Тема: Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции, Месопотамии. (10 класс)Цель: формирование знаний учащихся о развитии медико-географических представлений о здоровье человека Задачи: · обеспечить в ходе урока усвоение учащимися информацию о развитии медико-географических представлений в Древнем Египте, Греции и Месопотамии. · продолжить развитие познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; · формирование ценностного отношения к своему здоровью. Тип урока: комбинированный. Ход урока: ... В начале урока №1 № 2 № 3 № 4 № 5 №6 №7 №8 №9 № 10 верю не верю В конце урока верю не верю III. Этап Осмысление. Прием Мудрые совы Слайд № 4 Прочитайте текст, подготовленного учителем. Проведите небольшую исследовательскую работу, выясните, как развивались медико-географические представления в древних цивилизациях? 1-я группа: Развитие медико-географических представлений в Древнем Египте. 2-я группа: Развитие медико-географических представлений в Древней Греции. 3-я группа: Развитие медико-географических представлений в Древней Месопотамии. Учащимся предлагается самос... V (уже знал) + (новое) - (думал иначе) ?(не понял, есть вопросы) Обсуждение результатов работы.Заполнение таблицы: Слайд № 6 IV. Этап Закрепление учебного материала. Слайды № 7-19 V. Этап Итоговый. Выставление оценок. Слайд № 20 VII. Этап Домашнее задание. Слайд № 20 Написать мини-сочинение о развитии медико – географических исследований в древних цивилизациях: Древней Греции, Древнем Египте, Древне Месопатамии (по выбору) VIII. Этап Рефлексия.Слайд № 21 1. Дети возвращаются к таблице Верю не верю, корректируют свои знания. 2. Р...
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Введение (10 класс)Урок 1 Тема урока Введение Цель Формирование знаний о медицинской географии как науке о здоровье человека Задачи Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования; Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; Формирование умений и навыков по работе с различными источниками биологических и географических знаний. Воспитание ценностного отношения к своемуздоровью.Слайд № 7 Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры Тип урока Изучение нового материала Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент 1. Приветствие 2. Психологический настрой. Паутинка-разминка или блиц-опрос, используя мяч: Винегрет – вопросы из разных областей знаний, например: - За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.) - Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.) - Золотое колесо в синем небе? (Солнце.) - Сколько букв в русском алфавите? (33) - Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.) - Какой сегодня день? 3. Учитель просит сесть в 3 группы по собственному желанию учащихся 1. Приветствуют учителя 2. Отвечают на вопросы блиц-опроса 3. Делятся на 3 группы 4. Учитель предлагает составить правила работы в группе. Ученики на флипчарте перечисляют правила, выработанные членами группы. Побуждение. Мотивация Учитель зачитывает со слайда слова А.Л.Чижевского: Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Землеи говорит, что они будут эпиграфом нашего урока Слайд № 8 Что может быть прекраснее здоровья? Давайте, о... Учащиеся записывают на листе в столбик слово здоровье и подыскивают к каждой букве слово, обсуждают в группах и дают свои ответы. З – замечательное Д – доброте О – обязательное Р – разумное и т.д О – В - Ь - Е - Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Учащиеся читают высказывания о здоровье со слайдов Называют науки о здоровье и дисциплины с которыми может интегрировать медицина. Знакомятся с содержанием слайда № 11 Учащиеся узнают из слайда № 12, что знания, накопленные в этой области... Изучение нового материала. Актуализация знаний Работа с текстом Учитель говорит, что сегодня на уроке мы познакомимся с новой наукой - Медицинской географией – как наукой о здоровье человека. Нам предстоит: 1.Познакомиться с понятием медицинская география. 2.Рассмотреть методы и предмет ее исследований, историю ее становления как науки. Слайд № 13 Слайд № 14 – Что такое организм человека? Слайд № 15 – Родители медицинской географии Слайд № 16 Проблемный вопрос. - Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география? Сегодня нам пред... Учащиеся слушают учителя и содержание слайда, записывают тему урока Выполняют задания в постерах, приводят примеры природных и социальных факторов, называют науки с которыми связана медицинская география. Спикеры защищают и затем группы сравнивают свои ответы с содержанием слайдов № 19 -20 Узнают о методах исследования: - медико-географическое описание - картографирование - использование статистического метода. Слайд № 21 Учащиеся знакомятся с влиянием природных и ... Проведение тренинга День—ночь Учитель проводит тренинг День-ночьпо снятию усталости глаз и улучшению зрения. На слово ночь – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово день – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз. Под руководством учителя ученики выполняют упражнения. Закрепление учебного материала Учитель дает задания по группам: Задание 1-й группе: Как вы понимаете высказывание И.М.Сеченова о взаимодействии организма человека и внешней среды? Задание 2-й группе: Укажите стрелками, к какому термину, какое соответствует определение? Задание 3-й группе:.Укажите стрелками факторы среды обитания? Слайд № 32 - 33 Учащиеся работают в группах с постером, обсуждают. Затем выходят спикеры, защищают постер и группы сравнивают свои ответы со слайдами № 29-33 Итоговый Выставление оценок. Слайд № 34 Домашнее задание - Подобрать материал о влиянии среды обитания или окружающей среды на здоровье человека. Слайд № 34 Записывают задание в тетрадь Рефлексия. Прием Продолжите фразу Учитель предлагает продолжить фразы: Сегодня на уроке мне было……………………………. Учащиеся выбирают из предложенных фраз: Комфортно Интересно Увлекательно Трудно Скучно
- Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Введение (10 класс)Цель: формирование знаний о медицинской географии как науке о здоровье человека Задачи: • Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования; • Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; • Продолжить формирование умений и навыков по работе с различными источниками биологических и географически... Время Основные этапы и их содержание Методы и приемы 3 мин Орг. момент Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих. Словесный 7 мин Мотивация. 1.Постановка задач урока. 2.Введение в тему. а) понятие здоровье. б) актуализация знаний об интеграции естественнонаучных дисциплин; Словесный: эвристическая беседа. 22 мин Изучение нового материала. 1.Постановка проблемы урока. 2.Понятие медицинская география; 3.Методы исследования; Словесный: проблемное изложение, дискуссия. 7 мин Закрепление знаний Обобщающая беседа. Словесный метод 5 мин Подведение итогов урока: Домашнее задание Рефлексия. Общие выводы урока. Выставление оценок Творческое. Словесный метод Ход урока. I. Этап Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Этап Мотивация. Эпиграф: Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость и счастье, какими только может владеть человек на Земле А. Л. Чижевский Слайд № 2 Что может быть пре... Медико-географическое описание Картографирование Использование статистического метода Заключается в сборе сведений о природных, социально – экономических, медико – санитарных условиях и заболеваемости на конкретной территории. Составление медико – географических карт, которые отображают существующие тесные и многообразные связи между географической средой и состоянием здоровья населения Это цифровые материалы отчетных документов (сведения о диспансеризации). Позволяет определить состояние и динамику здоровья населения в целом. Географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных (климат, вода, почва) и социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание) факторов, которым принадлежит решающая роль в географии отдельных болезней человека (нозогеографии), а также факторов, действующих в организме человека и возникающий в процессе его развития. Слайд № 16 Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает дан...
- Краткосрочный план урока на тему: Город и человек (10 класс)Урок 20 Тема урока Город и человекСлайд № 1 Цель Изучить влияние города на организм человека Задачи - Показать проблему крупных городов, выявить главные факторы загрязнения городской среды. - Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды. - Воспитывать бережное отношение к природе Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры Тип урока Комбинированный Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку 1. Приветствие 2. Психологический настрой. Добрый день, дорогие ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 3. Учитель раздает разрезанные картинки и просит собрать целую. Таким образом учащиеся делятся на 3 группы. Прием Пазлы 1. Приветствуют учителя 2. Учащиеся приветствуют друг друга 3. Берут пазлы, собирают целую картинку и формируют 3 группы Этап Проверка домашнего задания Предлагает послушать домашнее задание Учащиеся по желанию знакомят с результатами домашнего задания: - Как природные условия влияют на жилище человека? Этап МотивацияСлайд № 460 Учитель говорит: Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежитрешающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркаломсвоих стран и районов. Города-лидеры называют духовными мастерскимичеловечества и двигателями прогресса – такую восхищенную характеристикугороду дал Г. М. Лаппо в своей книге География городов. Согласны ли вы с ученым? Слушают. Высказывают свое мнение Этап Осмысление Учитель знакомит учащихся с характерными особенностями развития современного общества, для знакомства предлагает схему: Слайд № 462 (см. Приложение 1) Учитель: На что может оказывать влияние современный город. Ответ оформите в виде схемы. (см. Приложение 2) Задает следующий вопрос: что представляют собой современные города? Слайд № 465 Опишите устно кратко современный город. Учитель: Город оказывает огромное влияние на экологическое состояние окружающей среды. Слайд № 466 Вопрос: могут ли ... Слушают. Отвечают на вопросы и выполняют предложенные задания. (Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды – атмосферу,растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунти даже климат) Слайды № 463-464 (см. Приложение 2) Работают с презентацией, отвечают на вопросы. Физминутка Проводит физминутку Две половинки Этап Закрепление нового материала. Прием ФишбоунСлайд № 483 Учитель: прошу вас всё, что мы сказали, структурировать в виде схемы скелета рыбы. Перед проблема: Влияние города на здоровье человека В голове этого скелета ребята обозначают проблему, которая рассматривалась в ходе беседы. На верхних отростках отмечают причины возникновения этой проблемы, на нижних косточках учащиеся описывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин. В хвосте рыбы записывают вывод. (см. Приложение 3) Этап поведения итогов урока. Слайд № 484 Проверьте себя: Как вы думаете, почему города называют зеркаломсвоих стран и районов? Какое влияние оказывает город на здоровь человека? Назовите общие экологические проблемы городов мира. Назовите типичные болезни горожан. Как шумовое загрязнение и вибрации влияют на город? Отвечают на вопросы учителя Этап Домашнее задание Слайд № 485 Дает задание - составить проект на тему Пути решения экологических проблем города Записывают задание в тетрадь Этап Рефлексия Слайд № 486 Предлагает провести рефлексию-выбрать одно предложение Выбирают одно предложение: На уроке было комфортно и все понятно. На уроке немного затруднялся, не все понятно. На уроке было трудно, ничего не понял.
- Конспект урока на тему: Город и человек (10 класс)Цель: изучить влияние города на организм человека. Задачи: • Показать проблему крупных городов, выявить главные факторы загрязнения городской среды. · Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды. · Воспитывать бережное отношение к природе Оборудование: интерактивная доска, презентация. Тип урока: комбинированный. Ход урока: I. Этап Орг. момент Проверка готовности уч-ся к уроку. II. Этап Проверка дома...
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Действие климата на организм человека (10 класс)Урок 12 Тема урока Действие климата на организм человека. Цель Сформировать у учащихся систему знаний о действии климата на организм человека. Задачи - Продолжить развитие умения у учащихся выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой; - Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы. - Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать экологическую культуру. Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, маркеры Тип урока Комбинированный Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку 1. Приветствие 2. Психологический настрой. 3. Предлагает поделиться на группы 1. Приветствуют учителя 2. 3. 5 групп Этап Проверка домашнего задания Предлагает прослушать несколько интервью о том, как влияют лунные ритмы и магнитные бури на их здоровье соседей и родных. Знакомят с интервью о влиянии лунных ритмов и магнитных бурь на их здоровье соседей и родных Мотивация. Учитель говорит, что человек всегда находится под влиянием климата той местности, где он живет. Он оказывает определенное действие на здоровье и работоспособность людей. Даже привыкший к климату данной местности человек реагирует на сезонную смену погоды, а некоторые (метеоропаты) особенно болезненно воспринимают смену погодных условий. - О чём идёт речь? Слушают, размышляют. Отвечают на вопрос (климат, погода, смена погоды) Этап Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. -Где вы встречались с этими словами? Что входит в понятия климат и “смена погоды”? Учение о климате было создано русским климатологом Алисовым. В его основу было положено представление о планетарном изменении климата, о разделении территории земного шара на климатические пояса. -Вспомните, из каких элементов состоит климат? - Отдельные элементы климата оказывают различное влияние на организм. - какое вляние оказывают температура и влажность воздуха на организм человека? - какие изменения ф... Слушают. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу 1 (см. Приложение 1) Этап Постановка учебной цели Мотивируют учащихся на постановку цели и задачи урока: - Каковы же цели нашего урока? - При решении этих задач нам снова помогут слова Б. Васильева: “ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”. - У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока. Отвечают. Формулируют цель и задачи урока: Изучить типы климатических поясво согласно медицинской климатологии. Этап Изучение нового материала.Валеологический компонент. Предлагет построить проект выхода из затруднения. Раздает заранее подготовленные тексты. Дает задание: - Выберите главную мысль о влиянии климат на организм человека. - Азнаете ли вы, что кроме 7 географических климатических поясов выделяют медицинские климатические пояса? - Сделайте предположение о сочетании лечебных процедур с новыми климатическими условиями - Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе. Читают тексты, выполняют задание учителя Предлагает задание по группам. Данные внесите в таблицу:(см. Приложение 2) Учащиеся делятся на группы и получают задания:Согласно медицинской климатологии выделяют следующие типы климатов: · Морской климат · Горный климат · Климат степей и лесов умеренной зоны · Климат пустынь · Климат северных широт Физминутка. Прием День-ночь Проводит тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения Выполняют упражнения вместе с учителем: На слово ночь – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово день – открыть глаза на 5 сек. Повторяют 5–8 раз. Этап Закрепление учебного материала1. Первичное закрепление во внешней речи. В качестве закрепления предлагает экспресс-опрос: 1.Что такое климат? Какое влияние оказывает климат на организм человека? 2.Какое влияние оказывает высокая температура на органихзм человека? 3.Какую роль играет влажность воздуха? 4.Назовите типы климатов, согласно медицинской климатологии. Чем они отличаются? 5.Чему способствует сочетание лечебных процедур с новыми климатическими условиями? Отвечают на вопросы учителя 2. Самостоятельная работа с самопроверкой. Прием Фишбоун. Ставит перед учениками проблему: Результаты воздействия климатов на организм человека и предлагает результаты оформить в виде схемы через прием Фишбоун Думают, рассуждают. Выполняют прием Фишбоун. (См. Приложени 3) Этап Рефлексия деятельности (итог урока). - Итак, подведём итог урока! - Все ли мы цели и задачи выполнили? Вам был предложен “Лист достижений ученика ”, вы оценивали свою работу на каждом этапе урока. Проводят рефлексию, подводят итоги работы - Что я чувствую? - Что я делал? - С какой целью? - Какими способами достигал цели? - Что в результате получил? - Что мыслю делать дальше? - Кто из вас оценит учебную деятельность на каждом этапе? Оценивают свою работу вслух 2 – 3 ученика. “Я оценила свою работу на первом этапе…, на втором и т. д. итоговая оценка…”. Остальные, как всегда сдают свои “Листы…” и тесты. Приложение 1 ЗНАЮ ИЗУЧИТЬ Климат Метеопаты Элементы климата Влияние температуры и влажности воздуха на организм человека Климатические пояса Типы климатов по медицинской климатологии Приложение 2 Тип климата Особенности природных условий Влияние на здоровье Приложение 3
- Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Действие климата на организм человека (10 класс)Цель: сформировать у учщихся систему знаний о действии климата на организм человека. Задачи: • продолжить развитие умения у учащихся выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой; • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы. • развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать экологическую культуру. Тип урока: комбинированный Оборудование урока: схемы; интерактивная доска, презентация. Ход урока: I. Этап Орг. Момент... ЗНАЮ ИЗУЧИТЬ Климат Метеопаты Элементы климата Влияние температуры и влажности воздуха на организм человека Климатические пояса Типы климатов по медицинской климатологии V. Этап Постановка учебной цели.Слайд № 6 - Каковы же цели нашего урока? (Изучить типы климатических поясво согласно медицинской климатологии). - При решении этих задач нам снова помогут слова Б. Васильева: “ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”. - У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока. VI. Этап Изучение нового материала.Слайд № 7 Валеологический компонент. Слайды № 8-10 Построение проекта вы... Тип климата Особенности природных условий Влияние на здоровье Физминутка. Прием День-ночь.Слайд № 19 Выполняют упражнения вместе с учителем: На слово ночь – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово день – открыть глаза на 5 сек. Повторяют 5–8 раз. VII. Этап Закрепление учебного материалаСлайд № 20 1. Первичное закрепление во внешней речи. В качестве закрепления предлагаю экспресс-опрос: 1. Что такое климат? Какое влияние оказывает климат на организм человека? 2. Какое влияние оказывает высокая температура на органихзм человека?... VIII. Этап Рефлексия деятельности (итог урока).Слайд № 22 - Итак, подведём итог урока! - Все ли мы цели и задачи выполнили? - Что я чувствую? - Что я делал? - С какой целью? - Какими способами достигал цели? - Что в результате получил? - Что мыслю делать дальше? Вам был предложен “Лист достижений ученика ”, вы оценивали свою работу на каждом этапе урока. - Кто из вас оценит учебную деятельность на каждом этапе? (Предлагается оценить свою работу всл...
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов (10 класс)Урок 11 Тема урока Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов Цель Познакомить учащихся с особенностями влияния лунного свечения Задачи - Воспроизвести в памяти учащихся знания из курса физики о земном магнетизме и причинах образования магнитных бурь, познакомить учащихся с влиянием лунных ритмов и магнитных бурь на здоровье человека - Развивать интерес к предмету; продолжить формирование УН сравнивать, анализировать, делать выводы. - Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру. Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, маркеры Тип урока Комбинированный Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку 1. Приветствие 2. Психологический настрой. 3. Предлагает поделиться на группы по цвету стикера 1. Приветствуют учителя 2. 3. Этап Мотивация. Рассказывает о магнитах: Мы привыкли к магниту и относимся к нему чуточку снисходительно как к устаревшему атрибуту школьных уроков физики, порой даже не подозревая, сколько магнитов вокруг нас. В наших квартирах десятки магнитов: в электробритвах, динамиках, магнитофонах, в часах, в банках с гвоздями, наконец. Сами мы - тоже магниты: биотоки, текущие в нас, рождают вокруг нас причудливый узор магнитных силовых линий. Земля, на которой мы живём, - гигантский голубой магнит. Солнце - жёлтый плаз... Слушают учителя, рассматривают слайд № 248 Этап Изучение нового материала. Прием Лекция Сегодня на уроке мы познакомимся с вопросами влияния лунного свечения на жизнедеятельность человека, поговорим о том, как лунные ритмы и магнитные бури влияют на здоровье человека. Предлагает познакомиться с вопросами изучения новой темы Учитель читает лекцию использует презентацию. Слушают, записывают вопросы в тетрадь: 1. Земной магнетизм 2. Луна и жизнь на Земле 3. Лунные ритмы 4. Характер воздействия Луны на человека 5. Человек и лунный календарь 6. Магнитные бури Слушают лекцию учителя, делают соответствующие записи в тетрадь Физминутка. Разминка Сядьте так, как вам удобно, закройте глаза и слушайте своё дыхание. • Следите за воздухом, как он проходит через нос при вдохе и выдохе • Не пытайтесь сдерживать или направлять дыхание • Произнесите про себя вдох и выдох • Пусть ваше тело расслабится Выполняют упражнения Этап Закрепление учебного материала. Прием Беседа. Учитель проводит беседу по вопросам: Что вы можете сказать о земном магнетизме? Сколько времения длятся лунные сутки? Что определяет в человеке характер лунных суток? В чем состоят основные воздействия Луны на Землю? Что такое магнитные бури? Где они образуются? Какое влияние они окахзывают на здоровье человека? Отвечают на вопросы учителя, беседуют Этап Итоговый Просит оценить свою работу (формативное оценивание) Дают оценку своей работе на уроке Этап Домашнее задание. Дает задание: Взять небольшое интервью у соседей, родных отом, как лунные ритмы и магнитные бури влияют на их здоровье. Записывают задание в тетрадь Этап Рефлексия. ПриемНа ладошке Просит нарисовать свою ладонь и отметить знаками + или – свое отношение к уроку Рисуют свою ладонь и отмечают знаками + или -. Отвечая на вопросы: Сегодня я научился чему-то новому Сегодня я активно участвовал в работе группы Я внес весомый вклад в проект Мне было комфортно Я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно
- Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов (10 класс)Цель: познакомить учащихся с особенностями влияния лунного свечения. Задачи: Воспроизвести в памяти учащихся знания из курса физики о земном магнетизме и причинах образования магнитных бурь, познакомить учащихся с влиянием лунных ритмов и магнитных бурь на здоровье человека Развивать интерес к предмету; продолжить формирование УН сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру. Тип урока: комбинированный Оборудов...
- Конспект урока курса Медицинская география. Тема: Солнечная радиация и биосфера (10 класс)Цель: сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. Задачи: Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой; Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах,воспитывать биологическую культуру. Тип урока: комбинированный Оборудование урока:портрет В.И.Вернадского;схемы; интерактивная доска, презентация. Ход урока: I. Этап Орг. момент Проверка го... - Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть? - Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше? - Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. ЗНАЮ ИЗУЧИТЬ Оболочки Земли; Взаимодействие солнечной радиации и биосферы Биосфера Географические и геофизические факторы Солнечная радиация Зона дефицита ультрафиолетовых лучей Альбедо Зона ультрафиолетовой радиаций Инфракрасное излучение Зона ультрафиолетового комфорта. Снежная слепота Ультрафиолетовое голодание V. Постановка учебной цели. Слайд № 7 - Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы). - При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева: “ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”. - У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока. VI. Изучение нового материала. Слайд № 8-9 Вопросы изучения новой темы: Взаимодействие солнечной радиации и биосферы. Альбедо. Географические... Название зоны Географическое положение Особенности Зона дефицита ультрафиолета Площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш. В этой зоне самая низкая интенсивность ультрафиолетовой радиации, отмечают биологические сумерки, понимая под этим заторможенность протекания многих биологических процессов в живых организмах Зона ультрафиолетового комфорта Площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш. Наблюдается уменьшение ультрафиолетовой радиации в середине зимы. В южном полушарии уменьшение ультрафиолетовой радиации почти не происходит, поэтому биологическая активность живых организмов сохраняется в течение всего года. Зона избыточной ультрафиолетовой радиации Площадь от 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора. Чрезмерное солнечное облучение приводит к отрицательным явлениям — к поражениям кожи (их называют фототоксикозы); к поражению органов зрения (возникает так называемая фотоофтальмия — воспаление слизистой глаз, слезотечение, светобоязнь). Подобное нарушение органов зрения возникает за счет отражения лучей Солнца от поверхности снега (снеговая слепота). Задание: По схеме Альбедо разных подстилающих поверхностей, предложенной вам, сделайте вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью (на столах схема) Слайд № 16 Инфракрасное излучение. Слайды № 17-18 Просмотр видеосюжета Снежная слепота. Обсуждение видеосюжета. Слайд № 19-21 Выступление ученика с докладом Ультрафиолетовое голодание Слайд № 22 VII. Первичное закрепление во внешней речи. Слайд № 23 В качестве закрепления предлагаю экспресс-опрос: Какие и...
- Краткосрочный план урока курса Медицинская география на тему: Солнечная радиация и биосфера (10 класс)Урок 10 Тема урока Солнечная радиация и биосфера. Цель Сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. Задачи - Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой; - Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы. - Развивать коммуникативные навыки при работе в группах,воспитывать биологическую культуру. Оборудование Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, портрет В.И.Вернадского Тип урока Комбинированный Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку 1. Приветствие 2. Психологический настрой. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 3. Предлагает поделиться на группы по цвету стикера 1. Приветствуют учителя 2. Учащиеся приветствуют друг друга и желают добра 3. Рассчитываются на 1-5. Затем дети объединяются по номерам и образуют 5 групп Этап Проверка домашнего задания Ответьте на вопросы, ответы на которые вы должны были найти дома Какие заболевания возникают из-за недостатка железа? Какие продукты содержат железо? Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания Этап Мотивация Учитель говорит, что уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…”... Размышляют, отвечают на вопрос IV. Этап Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности Задает вопросы: -Где вы встречались с этими словами? Что входит в понятиясолнечная радиация и “биосфера”? -Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? Слайды № 225-226. Ответ дайте в виде схемы. - Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть? - Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше? - Итак, каждый из вас для себя может определить,... Дают предположительный ответ: Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы. Учащиеся рассуждают, оформляют схему V. Постановка учебной цели. - Каковы же цели нашего урока? При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева: “ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”. - У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока. Отвечают: Изучить границы, состав и функции биосферы. Изучают листы достижений учащегося Изучение нового материала. Предлагает познакомиться с вопросами изучения новой темы: 1. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы. 2. Альбедо. 3. Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта. 4. Инфракрасное излучение. 5. Снежная слепота. 6. Ультрафиолетовое голодание. Эпиграф нашего урока будут слова В. Вернадского: “…Сейчас в ней происходит бурн... Изучают вопросы, читают эпиграф Физминутка. ПриемРаз - подняться, потянуться Предлагает одному из учеников провести небольшую разминку Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную: Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти... Построение проекта выхода из затруднения.Слайд № 229 1) Раздает заранее подготовленные тексты и дает задание: - Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. - А знаете ли вы, что витамин Д образуется под влиянием солнечных лучей? - Сделайте предположение обискусственном ультрафиолетовом излучении. - Что такое альбедо? - Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе. Читают текст, выбирают главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы, делают предположение обискусственном ультрафиолетовом излучении, дают пояснение термину альбедо. Оценивают свои действия на данном этапе Валеологический компонент.Слайды № 230 - 232 2) Учитель задает вопрос:Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете. Назовите географические факторы и ответ оформите в виде схемы. 3) По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон. Предлагаюзаполнить таблицу (см. Приложение 2), в которую нужно вписать особенности зон ультофиолетового излучения. - Проверяем (высвечивается таблица на доске).Слайды № 233-234 4) Дает следующее за... Учащиеся слущают, дополняют. Составляют схему Географические факторы. Слайд № 232 Заполняют таблицу 2, затем проверяют свои ответы с ответами на доске. Изучают схему, формулируют вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью. Слушают выступление ученика. Смотрят и обсуждают видеосюжет по снежной слепоте. Слушают выступление ученика. Первичное закрепление во внешней речи.Слайд № 242 В качестве закрепления предлагает экспресс-опрос: Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения? Что такое альбедо? Приведите примеры. Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре . Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения? Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить с... Этап Самостоятельная работа с самопроверкой Слайды № 243-245 В качестве закрепления я вам предлагает поработать с тестом. (см Приложение 3) По завершении работы, учащиеся проверяют свою работу. Отмечают в “Листе достижений ученика”. Этап Итоговый. Формативное оценивание Предлагает подвести итоги по листам достижений Учащиеся подсчитывают результаты работы. Этап Рефлексия деятельности (итог урока)