Статья

Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.  Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мартынов Николай Васильевич

учитель физической культуры

МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа №1»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

- повышение эффективности и качества процесса обучения;

- повышение активности познавательной деятельности;

- углубление межпредметных связей;

- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения

в сложной ситуации;

- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии

мультимедиа;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

- подготовка информационно грамотной личности;

- подготовка пользователя компьютерными средствами;

- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Изменяется содержание деятельности преподавателя: преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. С первых уроков в школе закладываются основы техники двигательных действий, которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе - овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, на помощь приходят информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

Использование ИКТ на уроке повышает эффективность обучения. Задачами таких уроков становится повышение уровня теоретических и практических умений, навыков по предмету, повышение качества знаний, развитие творческих способностей учащихся. Использование ИКТ не должно превышать 15 минут подряд. Задача учителя координировать, направлять и руководить, а компьютер «объясняет» материал. С помощью звука, текста, видеоряда учащиеся получают информацию и представление об изучаемом двигательном действии. В качестве проверки используется компьютерный контроль. Тем самым фиксируются успехи и ошибки учеников в выполнении учебных действий, реализуется принцип индивидуализации.

На уроке можно использовать различные виды компьютерных программ:

  • Учебные (наставнические) программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального усвоения.

  • Программы - тренажеры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал уже освоен.

  • Контролирующие программы - для контроля. Это проверочные задания, тесты.

  • Демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала.

  • Информационно - справочные программы - для вывода необходимой информации на экран.

Компьютерные программы ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю использовать свое творчество, обеспечивает наглядность, повышает интерес и мотивацию учащихся, повышает качество оценивания. Используя компьютерные технологии, можно научить учащихся слушать и слышать друг друга, быть терпимыми к высказываниям других, научить общаться и обмениваться мнениями, реализовать себя в этом мире, Информационно - компьютерные технологии способствуют повышению познавательного интереса к предмету; содействуют росту успеваемости учащихся по предмету; позволяют учащимся проявить себя в новой роли. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации "вырастает" интерес к предмету. При использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, урок проходит более интересным, наглядным и динамичным.

В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Демонстрировать рекомендуется на большом экране прямо в спортзале. Ученики знакомятся с движениями только в эталонном исполнении с помощью видео уроков физкультуры. Техника двигательного действия может быть отображена в трех режимах: 1) общая характеристика; 2) детальная характеристика; 3) характеристика по элементам.

Упражнения можно показывать в трех вариантах: видеозапись, флэш-анимация и рисунок Учитель самостоятельно определяет, каким материалом ему лучше воспользоваться (картины, фотографии, видеофрагменты, плакат). Учебная программа представлена в виде плакатов, где определенное двигательное действие разбито на фазы. Это помогает учителю указать на правильность выполнения и предвосхитить неправильное выполнение и травмы. Видя себя на экране, учащиеся исправляют ошибки.

Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры, при подготовке к олимпиаде по предмету "физическая культура" позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даются варианты ответов. Время, выделяемое на тест, зависит от сложности вопросов и их количества и ограничивается 10 - 15 минутами. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе. Выигрывает от этого не только учитель, такая компьютерная программа полезна, прежде всего, ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2 - 4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования.

Назначение интернет - сайта учителя - помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету.

Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысит статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективно организовать контроль и учет знаний учащихся. .

Таким образом, исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Используемая литература:

Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры. Ростов - 2010

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М. 1999


© 2010-2022