- Преподавателю
- Физкультура
- Сообщение на тему: Элементы адаптированной образовательной программы по физической культуре
Сообщение на тему: Элементы адаптированной образовательной программы по физической культуре
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павленко О.Н. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирбинская средняя общеобразовательная школа»
Сообщение
Тема: Элементы адаптированной образовательной программы по физической культуре
Выполнил: учитель физического воспитания
Павленко О.Н.
Кирба 2015 г.
Элементы адаптированной образовательной программы по физической культуре
Целевое назначение адаптивной образовательной программы - создание в школе гуманной лечебно - педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.
Актуальность введения адаптированной основной общеобразовательной программы.
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий.
Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разно-уровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер.
Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Каждую учебную четверть в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. В летний период в школе организован летний оздоровительный лагерь
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем.. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение коррекционно-воспитательных задач физического воспитания для детей с нарушением интеллекта :
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
-
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
-
Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
-
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
-
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
-
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
-
Активизация защитных сил организма ребёнка.
-
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
-
Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
-
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоза, плоскостопия).
-
Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
-
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
-
Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
-
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
-
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
-
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
-
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
-
физические упражнения;
-
корригирующие упражнения;
-
коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
-
материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
-
наглядные средства обучения.
Содержание программы
Раздел 1. Основы теоретических знаний
Раздел. 2. Профилактика заболеваний и травм рук
Раздел 3. Дыхательные упражнения
Раздел 4. Упражнения на координацию
Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса
Раздел 6. Упражнения на гибкость
Раздел 7. Элементы спортивных игр
Лечебно-оздоровительный блок
-
Принимать все меры по предупреждению заболеваний, сочетанию медицинского обеспечения с коррекционно-педагогическими мероприятиями.
-
Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
-
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
-
Планомерная организация питания учащихся;
-
Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
-
Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
-
Формирование у обучающихся, воспитанников положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
-
Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
В 2015-16 учебном году в школе обучается 2 учащихся (1-4классы) по адаптированной начальной общеобразовательной программе,
Среди детей по результатам ПМПК: 2 ученика - обучение по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития, На начало года был издан приказ о работе с детьми, нуждающимися в коррекционном и компенсирующем обучении. В рабочие программы педагогов были внесены формы работы с учащимися данного типа. При необходимости проводились коррекционные занятия с целью ликвидации пробелов в знаниях.
Литература и средства обучения:
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под ред. И.М. Бгажноковой, 4 изд. испр и допол. Изд: Просвещение- 2013-290 с.
-
Обучение детей с выраженным недоразвитием интелекта: программно- методические материалы// под. Ред. И.М. Бгажноковой- М.; Гуманитар. Изд.центр Владос,2007-181 с.
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
-
Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие //.- Омск,СиБГАФК,1999.
-
Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания.- Красноярск,1987.
-
Евсеев. С.П. адаптивная физическая культура ( цель, содержание, место в системе знаний о человеке )// Теор. И практ.физич.культ.,1998, №1
-
Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, №5.
-
Лях В.И. Координационные способности школьников.- Минск: Полымя, 1989 .
-
Рубцова Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие.- М.: РГАФК,1995.
-
Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.- М.,1997