Сообщение на тему: Элементы адаптированной образовательной программы по физической культуре

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирбинская средняя общеобразовательная школа»



Сообщение

Тема: Элементы адаптированной образовательной программы по физической культуре



Выполнил: учитель физического воспитания

Павленко О.Н.















Кирба 2015 г.

Элементы адаптированной образовательной программы по физической культуре

Целевое назначение адаптивной образовательной программы - создание в школе гуманной лечебно - педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.

Актуальность введения адаптированной основной общеобразовательной программы.

В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий.

Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разно-уровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений

Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер.

Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Каждую учебную четверть в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Учащиеся занимаются в спортивных секциях. В летний период в школе организован летний оздоровительный лагерь

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем.. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение коррекционно-воспитательных задач физического воспитания для детей с нарушением интеллекта :

- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;

Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

  1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).

  2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.

  3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.

  4. Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

  1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.

  2. Активизация защитных сил организма ребёнка.

  3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.

  4. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

  5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоза, плоскостопия).

  6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).

  1. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

  2. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

  2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

  3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

  4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Средства, используемые при реализации программы:

  1. физические упражнения;

  2. корригирующие упражнения;

  3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

  4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;

  5. наглядные средства обучения.

Содержание программы

Раздел 1. Основы теоретических знаний

Раздел. 2. Профилактика заболеваний и травм рук

Раздел 3. Дыхательные упражнения

Раздел 4. Упражнения на координацию

Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса

Раздел 6. Упражнения на гибкость

Раздел 7. Элементы спортивных игр

Лечебно-оздоровительный блок

  1. Принимать все меры по предупреждению заболеваний, сочетанию медицинского обеспечения с коррекционно-педагогическими мероприятиями.

  2. Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

  3. Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  4. Планомерная организация питания учащихся;

  5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

  7. Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

  8. Формирование у обучающихся, воспитанников положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

  9. Создание условий для формирования у обучающихся, воспитанников основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

В 2015-16 учебном году в школе обучается 2 учащихся (1-4классы) по адаптированной начальной общеобразовательной программе,

Среди детей по результатам ПМПК: 2 ученика - обучение по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития, На начало года был издан приказ о работе с детьми, нуждающимися в коррекционном и компенсирующем обучении. В рабочие программы педагогов были внесены формы работы с учащимися данного типа. При необходимости проводились коррекционные занятия с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Литература и средства обучения:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под ред. И.М. Бгажноковой, 4 изд. испр и допол. Изд: Просвещение- 2013-290 с.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интелекта: программно- методические материалы// под. Ред. И.М. Бгажноковой- М.; Гуманитар. Изд.центр Владос,2007-181 с.

  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.

  4. Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие //.- Омск,СиБГАФК,1999.

  5. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания.- Красноярск,1987.

  6. Евсеев. С.П. адаптивная физическая культура ( цель, содержание, место в системе знаний о человеке )// Теор. И практ.физич.культ.,1998, №1

  7. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, №5.

  8. Лях В.И. Координационные способности школьников.- Минск: Полымя, 1989 .

  9. Рубцова Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие.- М.: РГАФК,1995.

  10. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие.- М.,1997

© 2010-2022