Психологическая подготовка учащихся в условиях МОУ СОШ к участию к ответственным соревнованиям

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая подготовка учащихся в условиях МОУ СОШ к участию к ответственным соревнованиям

Дьяченко А.С.,МОУ СОШ № 7 г. Волгоград

Учитель физической культуры

[email protected]


Актуальность исследования. Физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Физическая культура - процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

Очень важно сегодня не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

В этих условиях дальнейшее изучение компонентов системы соревновательной деятельности учеников и разработка новых технологий повышения соревновательной результативности должно идти по пути совершенствования, прежде всего, средств и методов психологической подготовленности учащихся (Е.П. Ильин, 2003). При этом с повышением спортивной квалификации спортсменов наиболее значимой становится психологическая составляющая их спортивной подготовленности, особенно в условиях соревнований и подготовки к ним.

Известно, что на тренировочную и соревновательную деятельность учеников существенное влияние оказывают факторы внешней среды, поведение соперников и зрителей, межличностные отношения с партнерам по команде и индивидуально-психологические свойства личности спортсменов. Недостаточно высокий уровень психологической подготовленности спортсменов снижает возможность достижения запланированных соревновательных результатов, в то время как своевременные педагогические воздействия в ходе предсоревновательной подготовки позволяют достичь оптимальной спортивной формы к моменту соревнований.

Таким образом, оценка и разработка эффективности психологической подготовки к результативной соревновательной деятельности учащихся позволяет считать эту проблему для теории и практики данного вида деятельности актуальной.

Объект исследования: процесс психологической подготовки учащихся к соревнованиям.

Предмет исследования: средства и методы психологической подготовки учащихся к участию в соревнованиях.

Цель исследования - разработать и обосновать психологические приемы подготовки к участию учащихся в ответственных соревнованиях.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что выявленные особенности психологической подготовки учеников позволят дать рекомендации тренерам и учителям физической культуры по улучшению процесса психологической подготовки учащихся к ответственным соревнованиям.

Практическая значимость результатов исследования заключается в повышении эффективности соревновательной деятельности учащихся за счет повышения уровня психологической подготовленности.


СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. . Особенности психологической подготовки в

процессе физической культуры


Научно-технический прогресс, охвативший все сферы человеческой деятельности, оказал влияние и на такое социальное явление, как спорт и физическую культуру.

Спорт оказывает влияние на развитие определенных сторон психики учащихся и в то же время трудности и препятствия, присущие в процессе тренировок, требуют развития психических качеств и функций, имеющих конкретную специфику (Богомолов А.П., Каракашьянц К.С., Козлов Е.Г., 1974).

Это вызывает необходимость изучения психологических особенностей деятельности учащихся, что дает возможность определить конкретные задачи и методику психологической подготовки спортсменов, воспитать те психические качества и функции, которые необходимы для успешной соревновательной деятельности.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Важнейший элемент физической культуры - двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами и др. Не менее важна совокупность средств, наработанных в обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в целом.

Цель занятий - овладение упражнениями, комбинациями, координационно-сложными двигательными навыками, доведения качества их выполнения до совершенства и демонстрация мастерства в соревнованиях. Это требует многолетней, круглогодичной тренировки, складывающейся из преодоления значительных нагрузок - физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки ученика.

Психологическими особенностям учебно-тренировочной деятельности учащихся являются (Григорьянц И.А., 1993):

  • особенности внешних условий;

  • особенности управления двигательными действиями;

  • особенности, связанные с физической спецификой двигательной деятельности и становлением двигательных навыков.

Особенности учебно-тренировочной деятельности учащихся определяются конкретными видами подготовки спортсмена: физической, технической, тактической, теоретической, психологической, основу которых составляют обучение и воспитание, направленные на развитие личности учащегося.

Психологическая подготовка учащихся - это одно из сторон учебно-воспитательного процесса, пронизывающая и физическую и техническую подготовку. Цель психологической подготовки формировать, развивать и совершенствовать у учеников именно те психические функции и качества - личности, которые необходимы для занятий физической культурой. (Силин В.И., 1974).

Многократное повторение и шлифовка (свойственная тренировкам) элементов, соединений и комбинаций при обучении учащихся, их стабилизация в неизменных условиях тренировки приводит к монотонности в занятиях, которая также является психологической особенностью учащихся.

В то же время успешное преодоление трудностей, правильное выполнение упражнений, чувство владения своим телом, выполнение упражнения на оценку, проведение занятий под музыку повышают эмоциональность тренировок и приносят эстетическое удовлетворение, что в некоторой степени противостоит монотонности.

Вся многогранная работа учителя и ученика связана с наличием в физической культуре многоборных программ.

Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частей - ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творчески деятельностной.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры.

Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно-деятельной, а также не умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Изменения в системе общего среднего образования ведут к разработке новой концепции физического воспитания.

Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических, медико-биологических, психологических и социологических исследований в области физической культуры, чётко определить и узаконить роль и место физкультуры в образовательном процессе, его взаимосвязь и взаимодействие с другими учебными дисциплинами, сохраняя при этом целостность процесса обучения, при котором каждый предмет вносит свой вклад в гармоническое развитие личности ребёнка.

Необходимость полного освоения программы, вызвана тем, что, не освоив программу, учащиеся не могут выступать в соревнованиях. Этого препятствия нет во многих видах спорта, где трудно или невозможно прогнозировать соревновательную ситуацию и уровень достижений (Арсеенко Е.А., 2007).

Характерной психологической особенностью учащихся является то, что на соревнованиях спортивная борьба многократно опосредована:

  • отсутствует непосредственный контакт взаимодействия с противником;

  • выступления учащихся имеют совместно-индивидуальные действия;

  • если же они выступают одновременно, то на разных снарядах;

  • спортивный результат зависит от субъективности судейской оценки.

К этим психологическим оценкам можно отнести и выполнение соревновательных комбинаций, связанных с ограничением времени (баскетбол, лёгкая атлетика) и спецификой других видов спорта (Михайлова Э.И., 1975; Григорьянц И.А., 1991).

Ряд психологических проблем стоит перед учителем и учеником в процессе обучения элементам и упражнениям, связанным с риском. Травмоопасные ситуации при разучивании упражнений и при самостоятельном их выполнении учеником психологически принципиально различаются, так как требуют особого проявления волевых усилий и внимания ученика, и во многом зависят от профессиональной подготовленности тренера-педагога (Абдуллина А.В., 2009).

Отличительной чертой физической культуры является выполнение разнообразных, разнохарактерных и координационно-сложных упражнений, требующих соблюдения определенной формы движения и чистоты исполнения (удержание ног прямыми с оттянутыми носками, сохранение определенной осанки и т.д.).

Выполнение гимнастических упражнений, особенно сложных по координации и в условиях ограниченного времени, создает особые трудности; их труднее контролировать, они требуют от учащихся особой мобилизации внимания, его сосредоточенности, быстроты переключения с одного действия на другое (Козлов Е.Г., Колюхов В.Г., Семенов Л.П., 1975).

Правильное выполнение упражнений зависит не только от наличия двигательных навыков у занимающегос, но и от того, насколько развиты их специфические ощущения и восприятия, от знаний тренера и ученика спортивной техники, биомеханики, физиологии, физики, анатомии, психологии, изобразительного искусства, музыки.

Экспериментально проверено, что в образовательно-воспитательном процессе современной школы возможно интегрировать знания, умения и навыки по разным областям. Например, физическая культура + музыка + танец.

Возможны интеграции и с математикой, и с биологией, и с физикой. Варианты могут играть значительную роль в развитии гуманных качеств личности учащихся.

Ключевым структурным элементом служит музыка. В зависимости от подобранной музыки создаётся образ и реализуется двигательный потенциал ребёнка.

Музыка определяет характер движения, его развитие, создаёт эмоциональную основу действия, способствуя тем самым претворению в жизнь здоровьесберегающих технологий.

Действенным средством может стать импровизация. Для импровизации детям можно предложить упражнения, передающие движения животных, образы растений, трудовую деятельность.

Для развития речи детей желательно на уроках физической культуры дополнять упражнения рифмованными текстами или речитативом.

Танцевальные движения, безусловно, способны очень сильно воздействовать на человека, на его психофизическое оздоровление. Помимо отдельных танцевальных движений можно использовать в урочных формах занятий танцевально-экспрессивный тренинг.

Нельзя оставить без внимания влияние цвета на нашу жизнь, на наше здоровье. Положительные эмоции проявляются при чувствительности глаза к красно-желтой части спектра, а отрицательные к сине-зелёным цветам. Знания воздействия цвета на организм человека можно использовать, выбирая цвет при покраске зала, подбирая спортивную форму, спортивный инвентарь. Так, желтый цвет считается стимулятором мозга, он не утомляет и оказывает стимулирующее влияние на зрение и нервную систему, лиловый цвет - оказывает успокаивающий эффект, снижает тревожность, зелёный - поднимает жизненный тонус, снимает напряжение, раздражительность.

К психологическим особенностям физической культуры относится и выполнение упражнений, имеющих ациклический характер, и сложные двигательные действия, которые часто невозможно имитировать в процессе обучения. Поэтому, особенно необходим двигательный самоконтроль и осознанное произвольное управление движениями тела в координационно-сложных сочетаниях.

Ощутимыми психологическими недостатками при обучении в физической культуре являются: неумение выполнить упражнение по физическим, техническим причинам и работать над исправлением ошибок (технических, общих, ошибок стиля и выразительности) (Арсеенко Е.А., Солнцева Л.С., Прокопенко В.И., 1998).

Большое влияние на психологический аспект тренировки оказывает уровень прочностных характеристик опорно-двигательного аппарата и общего развития физических качеств ученика, способность его проявлять свою физическую подготовку при выполнении координационно-сложных упражнений и реализовывать возможности зрительного и двигательного анализаторов. Ученик должен уметь пользоваться не только центральным, но и периферическим зрением при выполнении таких упражнений, которые связаны с отпусканием и перехватом рук, переворачиваниями, передачи мяча и т.п. (Макарова В.И., Дмитриева Е.А., 1983).


  1. Содержание психологической подготовки в

физической культуре


В настоящее время психология развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, которая необходима повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2000; Волков И.П., 2001; Горбунов Г.Р., 2008).

Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях. К таким условиям, бесспорно, относятся и условия ответственных соревнований. Спорт вообще и спорт высоких достижений в частности немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических, пожалуй, прежде всего. Столь ответственная деятельность заставляет спортсмена испытывать целую гамму переживаний, не зависимо от его опыта. От полной уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. Даже высококвалифицированный спортсмен не может порой в нужный момент обуздать свои нервы, снять излишнее нервное напряжение и успокоиться. В результате может быть "психологический срыв". Но не только тревога и отрицательные эмоциональные переживания могут помешать участнику в борьбе за первенство. Нередко он терпит неудачу, поддавшись радости победы.

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование у них таких психических процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участие в соревнованиях (Горская Г.Б., 1995).

Психологическая подготовка - это одна из сторон учебно-воспитательного процесса (пронизывающая и физическую и техническую подготовку), основной задачей которой является создание психической готовности к:

1) продолжительному тренировочному процессу;

2) к соревнованиям вообще;

3) к конкретному соревнованию.

Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и к соревнованиям вообще осуществляется заблаговременно, т.е. с самого начала и в течение всего учебно-воспитательного процесса и называется общей психологической подготовкой. Непосредственная же подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой (Григорьянц И.А., 2003).

Психологическую подготовку гимнастов осуществляет в основном учитель, его помощником могут быть родители ученика, спортивные руководители, гораздо реже - профессиональный практический психолог (уровень сборных команд страны). Но управление процессом психологической подготовки возлагается только на тренера, который должен быть психологически подготовленным и образованным, знать психологию своего видов спорта, уметь управлять состоянием и поведением детей в разнообразных условиях спортивной деятельности, формировать в процессе обучения и воспитания соответствующие отношения, составляющие основу спортивного характера, владеть собой и заниматься повышением самообразования (Козлов Е.Г., Григорьянц И.А., 1979).

Любая психологическая подготовка к соревнованиям на может быть проведена без непосредственного планирования тренировки. Эффект психологической подготовки зависит от её предварительного планирования. Правильное планирование процесса психологической подготовки предполагает постановку конкретных задач этой подготовки, уточнение последовательности и сроков их решения, выбор методов и средств, которые будут использованы на отдельных этапах подготовки, уточнение показателей, через которые будет осуществляться контроль за ходом подготовки. При определении конкретных задач необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности.

Воспитание спортивного характера, устойчивых спортивных мотивов и интересов к выполняемой и предстоящей нагрузке, к качеству выполнения тренировочных заданий, к нервно-психическим переживаниям, к спортивному режиму, к занятиям по психорегуляции и самовоспитанию - эти проблемы также должен решать тренер-педагог (Макарова В.И., Дмитриева Е.А., 1983).


  1. Методы психодиагностики применяемые в

Физической культуре


Методы психодиагностики становятся в современной практике все более важными. Часть из них доступна самому тренеру-педагогу и должна быть в определенной степени освоена. Другие методы применяются специалистами-психологами, работающими в команде (Безродная Н.С., Караваева А.Н., Пилюк Н.Н., 2008).

Диагностика свойств личности в значительной степени посильна для практикующего тренера (Караваев А.Ф., 1991; Григорьянц И.А., 1997).

Наиболее простыми методами изучения личности являются метод объективного наблюдения и метод беседы и анкетирования (Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н., Шамис А., 2006).

Метод объективного наблюдения - его предметом являются не психические переживания, а их проявления в поступках и поведении гимнаста, его речи и деятельности. Метод проводится в обычных условиях тренировки и соревнований. Регистрируются особенности эмоционально-волевых процессов. Необходимо иметь план наблюдений и проводить их систематически, при разных условиях используя хронометраж, киносъемку, магнитофонную и видеозапись, результаты наблюдений записываются в протокол.

Тренер-педагог должен обобщать характеристики, данные его ученикам разными лицами (другими тренерами, врачом, товарищами). Такой прием называется методом обобщения независимых наблюдений.

Метод беседы и анкетирования - сбор данных, характеризующих психологические особенности личности ученика (его убеждения, мотивы, интересы, стремления, отношение к коллективу, понимание своих обязанностей и др.), по специально подготовленной программе. Метод проводится при личном контакте и при наличии плана. Вопросы лучше задавать не прямые, а косвенные. Полученные данные следует проверять во время последующих бесед, наблюдений. Сведения, полученные от других лиц, важно сопоставлять и анализировать.

Тренер обязан знать биографию ученика, условия его жизни и учебы, успехи в школе и общественной работе и т. п. (Пилипчук М.Ю., 1999).

Тестирование - это кратковременное задание, выполняемое в стандартной форме. Результаты тестирования могут быть обработаны с получением полезных количественных данных. Интересны так называемые проективные тесты, позволяющие человеку условно переносить себя в модельную ситуацию (методы Роршаха, ТАТ и др.). Используются психомоторные тесты, основанные на изучении внешних экспрессивных проявлений человека (мимики, жестикуляции, рисунков и др.). В спортивной психологии применяются также тесты для исследования "уровня притязания", основанные на показателях выбора задач различной трудности (Куликов Л.В., 2004).

Эксперимент позволяет спровоцировать изучаемое психологическое явление, изменяя условия его проявления. В эксперименте можно многократно воспроизводить изучаемую ситуацию в нужном виде (Ганюшкин А.Д., 1971).

Одно из особо важных значений в подготовке учащихся имеет развитие произвольного внимания, так как от функций внимания зависит степень психических процессов и волевых действий человека. Для учеников особенно необходимы такие свойства произвольного внимания: интенсивность, распределение, переключение и устойчивость (Смоленцева В.Н., 2008).

Метод исследования памяти имеет важное значение для отбора и диагностики психических состояний спортсменов. В спорте особое значение имеют двигательная, зрительная и слуховая память (Татевосян О.В., 2006).

При исследовании двигательной памяти ученика предлагают без предварительной подготовки выполнить серию специальных команд. Например, 5 команд: шаг вперед - поворот кругом - поворот налево - шаг назад - наклон назад. Продуктивность двигательной памяти оценивается по числу повторений, необходимых для запоминания (Безродная Н.С., 2002).

Методы исследования психологических черт личности. Психологические черты личности раскрываются в ее направленности, интересах, способностях, а также в темпераменте и характере (Пуни А.Ц., 1973).

Один из разделов психологической карты (или характеристики) должен отражать его типологические особенности - особенности нервной системы. Объективно определить такие данные можно только с помощью психолога. Однако типологическую характеристику может составить и сам тренер-педагог, пользуясь систематизированным материалом педагогических наблюдений и специальными разработками психологических характеристик спортсменов.

Не менее важен в психологической карте характерологический раздел, который можно разделить на три подразделения: а) модельные черты личности; б) волевые черты личности; в) эмоциональные проявления .

Методы исследования уровня функционального состояния разнообразны, для практического удобства их объединяют в две группы: психофизиологические и психологические (Сиротин О.А., Карпов М.А., 2006). Психофизиологические методы исследования проводятся только врачом, но современный тренер может освоить и проводить самостоятельно наиболее простую и информативную методику исследования состояния сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Это частота сердечных сокращений (ЧСС), величина артериального давления (АД), частота дыхания (ЧД), проба с приседаниями и т.п.

Тренер-педагог не только сам должен уметь пользоваться этими методами исследования, но и научить своих учеников. Например, измерять частоту пульса в различных условиях, так как это наиболее доступная информация о деятельности сердечно-сосудистой системы (Сиротин О.А., Карпов М.А., 2006).

Среди психологических методов диагностики функциональных состояний можно использовать метод анализа субъективных переживаний - по самоотчету ученика. Чаще всего в качестве объекта выступает какое-либо одно состояние (утомление, монотония, тревожность, переживание стресса и т.д.). Используется также тест дифференцированной самооценки функциональных состояний - самочувствия, активности и настроения (САН).

Знание индивидуальных особенностей позволит тренеру-педагогу эффективно осуществлять индивидуальный подход при решении всех вопросов подготовки и особенно воспитания личности ученика (Ванек М., Гошек В., 1982).

Характерологические качества спортсмена наиболее разнообразны. Для их распознания учитель должен проявить особую наблюдательность, проницательность (Горская Г.Б., 1988).

Выделяют несколько групп способностей:

  1. Мотивация деятельности и самооценка дают постоянный импульс к самосовершенствованию. Избирая для себя достаточно высокую цель (стать мастером, чемпионом и др.), спортсмен сообразует с ней всю свою деятельность, интересы. По мере углубления в занятия спортом корректируется степень "притязания на успех". Разумная степень притязаний, избранная учеником,- важный стимул для работы. Выделим в связи с этим два близких, но не совпадающих понятия - тщеславие и честолюбие. Тщеславие - желание успеха, признания, славы любой ценой, тогда как честолюбие настойчивое стремление делать свое дело как можно лучше, с честью. Близко к этому и понятие самооценки. Педагог должен знать, что любой человек как личность настойчиво стремится к повышению самооценки, "бросая" на это, как правило, все свои личностные ресурсы (Григорьянц И.А., 2003).

  2. Волевые - стержень личностных свойств спортсмена-ученика. Они проявляются в целом спектре качеств. Это целеустремленность, настойчивость, упорство (в положительном смысле). Преодолевая субъективные и объективные трудности в работе, ученик должен иметь выдержку и самообладание (Султанов Т.Н., 2009).

Важнейшие виды волевых качеств - смелость и решительность. Смелость - готовность совершить поступок (действие), несмотря на реальную или мнимую опасность. Решительность - способность без колебания принимать ответственные осознанные решения в ситуации выбора.

Волевые качества требуют инициативы, новаторства в идеях, работе. Важна здесь и самостоятельность в действиях, стремление полагаться в делах, прежде всего на себя. К волевым качествам относится стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию (Лопаткина Ю.Г., Пилюк Н.Н., 2008).

  1. Нравственные качества - неотъемлемый компонент развития личности. К разряду нравственных качеств должны быть отнесены особенности взаимоотношений между индивидом и коллективом. Стремление к лидерству определяет характер взаимоотношений спортсмена с партнерами, климат в команде. Здоровое стремление к лидерству нормально для человека, но его крайние формы всегда негативны, и здесь особенно важна роль тренера-педагога, управляющего устремлениями учеников. Важные характерологические черты спортсмена - способность к самоконтролю, самоуправлению, организованность в деятельности, поведении, поступках. Интегративным характерологическим признаком является индивидуальный стиль деятельности, объединяющий многие признаки (Пуни А.Ц., 1973).

  2. Темперамент спортсмена-ученика - это динамическая характеристика психических, эмоциональных процессов и поведения, отражающая их энергичность, степень инертности - подвижности, а также преобладание и смену чувств, настроений, их направленность на самого субъекта или его внешнее окружение, партнеров. Традиционно выделяются четыре типа темперамента:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

Для достаточно верного определения темперамента важно иметь представление о типе его нервной деятельности. Спортсмены с сильной нервной системой легче переносят психологические нагрузки, меньше утомляются эмоционально. Напротив, субъекты со "слабыми нервами" (меланхолик) склонны к нервотичности, тревожности, подавленности, иногда - к бурным реакциям протеста. Еще одна характеристика, относящаяся к темпераменту, - пластичность нервных процессов. Такой ученик легче перестраивается в ситуациях выбора, быстрее и точнее реагирует на указания тренера (Белкин А.А., 1974).

  1. Способности и интеллект спортсмена-ученика - один из важнейших, часто решающий личностный компонент. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успех в определенной области деятельности. Способности специфичны и связаны со всеми сферами деятельности учащихся и их видов подготовки (технической, физической и т.д.).

К понятию "способностей", важных для продуктивной работы в физической культуре, должны быть отнесены и интеллектуальные возможности спортсмена. Упражнения сложны и часто требуют вдумчивого осмысления. В этой связи интеллектуально более продуктивные спортсмены - при прочих равных возможностях - более успешно тренируются и выступают. Разумеется, врожденные умственные способности есть неизменная данность, но в процессе тренировки тренер может более или менее полно мобилизовать интеллект занимающегося (М.Ю. Пилипчук, 1999).


  1. Методы психо- и саморегуляции используемые в спорте.


Психорегуляция аналогична специальной технической и физической подготовке.

Психолого-педагогические методы воздействия на ученика наиболее доступны и составляют тот важный воспитательный фон, который должен быть нормой в тренировочной работе (Г.Б. Горская, 1988).

Ключевыми являются методы, связанные со словом. Внешние формы словесного взаимодействия тренера и ученика очевидны. Это обращения, рекомендации, совета, указания, замечания, беседы, разборы, моральные внушения и многое другое. Вместе с тем, очень важен личный пример, которым тренер может воздействовать на учеников. Важную роль в воспитании, в решении задач тренировки, формировании поведения на соревнованиях играет коллектив, моральный и деловой климат в группе, команде. Совокупное мнение товарищей - эффективный инструмент психологического воздействия.

Методы внушения относятся к области психотерапии и доступны только специалистам-гипнологам. Применение внушения не исключено как средство борьбы с тяжелыми случаями стойких защитных реакций, психологического "зажима", безволия и др. Положительный эффект, часто имеющий при этом место, объясняется исключительно внушением и самовнушением.

Методы саморегуляции - самый действенный путь упорядочения психики спортсмена, его поведения. Жизнь, история спорта убеждают, что выдающиеся чемпионы всегда были исключительно волевыми, организованными людьми, умели путем самонастройки, самовнушения, самоорганизации, самоконтроля максимально реализовать свои возможности (Арсеенко Е.А., Солнцева Л.С., Прокопенко В.И., 1998).

Исторические и естественно-научные истоки психической саморегуляции уходят в глубь веков. Наиболее известны системы саморегуляции, зародившиеся и достигшие исключительно высокого уровня в странах Дальнего Востока - Японии, Китае, Индии.

Наиболее известна «Йога» - древнеиндийская религиозно-философская система личного совершенствования путем направленного изменения психики за счет предельно высоких степеней концентрации внимания. Тренировка по системе «Йоги» включает полный контроль над поступками, "самообуздание", контроль положения тела, дыхания и мышления, "удержание" чувств, концентрацию внимания вплоть до стадий "медитации" и трансцендентальной медитации с утратой чувства собственного «я». Главное же то, что владеющий «Йогой» может сознательно регулировать многие функции своего организма, вплоть до ритма сердечной деятельности, температуры тела. Другие системы саморегуляции так или иначе, сходны с «Йогой».

Современные методы саморегуляции используют достижения древних, добавляя к ним научное обоснование и некоторые другие методы, такие как: идеомоторика, самовнушение и медитация и др. (Татевосян О.В., 2006).

В начальном этапе идеомоторной подготовки под руководством и контролем тренера ученик должен научиться вслух "проговаривать" элементы, связки и всю комбинацию в процессе тренировки и в не ее. После овладения приемом идеомоторного "проговаривания", далее переходит к идеомоторному выполнению всего упражнения также под контролем тренера-педагога.

Идеомоторное "проделывание" комбинации предполагает вызов у ученика таких же мышечно-двигательных ощущений, как при действительном выполнении. Поэтому тренеру-педагогу необходимо приучать при подготовке к действительному выполнению упражнений, каждый раз предварительно "проделывать" его идеомоторной, от начала и до конца, чтобы не нарушить целостности мышечно-двигательных представлений о всей комбинации.

Идеомоторный акт - это явление перехода представления о движении в форме более или менее реального его выполнения - через появление непроизвольных и сознательно вызванных внутренних образов, возбуждающих в свою очередь, импульсы к движению, его имитации и др. (Белкин А.А., 1974).

Идеомоторный акт - неотъемлемый компонент учебно-тренировочного и соревновательного процесса. Исследования показывают, что чем опытнее ученик, тем лучше он чувствует движение и увереннее выполняет его на практике, тем совершеннее его идеомоторные представления. Однако нужно ли специально овладевать идеомоторным актом? Изучение этой проблемы показывает, что "мысленная тренировка" весьма эффективна. Сознательное обдумывание и "выполнение" в воображении предстоящего движения не только существенно помогает понять двигательную задачу в процессе обучения, но и нужно для сосредоточения, концентрации внимания на наиболее важных двигательных действиях перед подходом.

Интересной формой идеомоторного акта являются сновидения у спортсменов-учеников. Обычно сновидения такого рода бывают после напряженных тренировок, когда возникают проблемы с исполнением движения, а также перед соревнованиями, где нужно выполнять трудный элемент. Поскольку сновидение - явление отражения интенсивной аналитической подсознательной деятельности мозга,- являющийся во сне образ часто бывает весьма точным и помогает лучше усвоить движение.

Идеомоторика чрезвычайно важна на соревнованиях как средство подготовки к подходу. Однако идеомоторный акт должен быть в этом случае достаточно точным, иначе результат может оказаться отрицательным. Поэтому необходима специальная идеомоторная тренировка. На соревнованиях идеомоторное "выполнение" упражнения часто заменяет даже специальную разминку. (Абдуллина А.В., 2009).

Самовнушение и медитация могут применяться в различных формах в таких как:

Аутогенная тренировка - широко известный, хотя и доныне дискутируемый метод саморегуляции. Впервые он стал применяться медиками, заметившими, что больные, повторявшие слова внушения, ранее произнесенные врачом, поправляются быстрее. Стало ясно, что человек может сам внушать себе некоторые вещи. Для аутогенной тренировки наиболее доступны формы внушения, регулирующие уровень нервного напряжения и мышечный тонус. Для этого используются словесные формулы типа "я совершенно спокоен", "мне тепло", "мои мышцы расслаблены" и т.п. Таким образом, аутогенная тренировка связывает вполне обыденные слова с физическими ощущениями, что и может использоваться в спорте (Новицкая О.В., 2003).

Психорегулирующая тренировка - современный вариант аутогенной тренировки, применяемый в спорте. В отличие от нее, психорегулирующая тренировка использует не столько представления о простейших изменениях ощущений, сколько концентрирует свое воздействие на более тонких элементах управления мышечной координацией, усилиями и психическими процессами в связи с этим. В гимнастике психорегулирующая тренировка особенно тесно связана с формированием двигательных представлений, взятых во всех их важнейших модальностях (Сиротин О.А., Карпов М.А., 2006).

Медитация - достаточно сложная и тонкая методика саморегуляции. Это интенсивное размышление, позволяющее предельно глубоко погружаться в предмет, идею, в нашем случае - в ощущения, двигательное представление, эмоциональное состояние, стимулирующее действие. Для медитации характерно полное сосредоточение на избранном объекте, абсолютное устранение факторов, рассеивающих внимание - как внешних (шум, свет), так и внутренних (нервное и физическое напряжение, посторонние ощущения и др.). Высшей формой является трансцендентальная медитация (Пшеничных И.В., 1997).

Биологическая обратная связь - метод, широко обсуждающийся специалистами. Идея биологической обратной связи достаточно проста: испытуемому представляется возможность оперативно контролировать свое состояние (по удобному показателю) с помощью чувствительного прибора и тут же корректировать свое состояние, отслеживая изменения благодаря аппаратуре. Доказано, что такой метод позволяет быстро "нащупать" приемы, позволяющие, например, эффективно расслабляться, снижать психическое напряжение, переключать внимание (Султанов Т.Н., 2009).

К основным факторам психической надежности относятся:

  • точность и устойчивость установки на движение;

  • точность и разнообразие ощущений, на которых строится контроль двигательного действия;

  • скорость обработки афферентной информации о движении;

  • психическая выносливость как фактор надежности;

  • умение управлять своим психическим состоянием с помощью приемов саморегуляции;

  • оптимальный уровень притязаний, удачно найденный спортсменом, также является фактором устойчивости (Арсеенко Е.А., Солнцева Л.С., Прокопенко В.И., 1998; Григорьянц И.А., 2001).

Применение различных методов регуляции и саморегуляции позволяют достичь хорошей психической устойчивости и повышают надежность спортсмена в различных экстремальных ситуациях.






1.5. Особенности управления психическим состоянием в спорте

Регуляция психических состояний при всей многогранности динамики психических состояний в спортивной деятельности позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется психорегуляция: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения и преодоление состояния фрустрации.

Психологи спорта разработали широкий спектр методик, средства успешного решения вопросов психогигиены в перечисленных выше типичных ситуациях, включающих как вмешательство извне (гетерорегуляцию), так и саморегуляцию (Крылов А.А., 2003; Горбунов Г.Р., 2005; А.С. Мартынов, Л.К. Серова, 2007). Решение задач психорегуляции осложняется, как правило, наличием особых фаз в динамике этих состояний. Например, нарастание усталости проходит фазы апатии, повышенной возбудимости и функциональных расстройств (вплоть до заболеваний).

Снятие избыточного психического напряжения. Снятие избыточного психического напряжения сопряжено со стратегией десенсибилизации, то есть снижения чувствительности, вызвавшим неадекватное психическое напряжение, а также с устранением объективных причин стрессового состояния. К числу явных проявлений избыточного психического напряжения относится "предстартовая лихорадка". Она может быть вызвана непосильностью задачи, поставленной перед спортсменом или командой, переоценкой собственных сил и возможностей, своеобразным "заражением" нервозностью другого спортсмена или команды и т.п. (Безродная Н.С., 2002; Арсеенко Е.А., 2007) Существует две принципиально различные ситуации, в которых необходимо снятие избыточного психического напряжения: ситуация перед стартом и возникновение избыточного волнения по ходу соревнования. В первом случае: спортсмен может рассчитывать на помощь извне, а во втором чаще всего он должен полагаться на собственные возможности.

Средства которые используются для снятия предстартового избыточного психического напряжения, носят, прежде всего, успокаивающий характер. Наибольшей эффективности обладает сочетание гипносуггестивных воздействий и электроанальгезии, которая чаще всего играет роль отвлекающего фактора. Крайнее безразличие, "предстартовая апатия" после избыточного возбуждения встречается редко, хотя и не исключены полностью. При возникновении избыточного психического напряжения в процессе соревнования основное место отводится средствам саморегуляции; эффект саморегуляции зависит от владения арсеналом ее приемов, адаптированных к условиям соревнований конкретном виде спорта (Безродная Н.С., 2002; Безродная Н.С., Караваева И.В., Москаленко А.Н., Пилюк Н.Н., 2008).

Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний). Психомышечная тренировка (ПМТ) направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений (Макарова В.И., Дмитриева Е.А., 1983). В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют четыре ступени перехода расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности.

Идеомоторная тренировка (регуляция психических состояний). Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений (Коренберг В.Б., 2012). В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%).

Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить "мышечную выносливость", спортивную работоспособность и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках (А.А. Белкин, 1969). Идеомоторика эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями (Тарас А.Е., 2005 Терехина Р.Н., 2009).

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими (Коренберг В.Б., 2012). Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение  чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.

Второе положение  идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.

Мысленные представления могут быть "зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие "зрительные" представления обладают очень малым тренировочным действием.

Третье положение  исследования ряда авторов, в частности АД. Пуни (1973), В.И. Силина (1974) и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним.

Четвертое положение  начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение  при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда спортсмен, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом  опорно-двигательным. Другими словами, у спортсмена появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент (Караваев А.Ф., 1991).

Шестое положение  во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами  программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен  пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании (Коренберг В.Б., 2012).

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки - хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения (Сиротин О.А., Карпов М.А., 2006; Новицкая О.В. 2003).

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение  неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок. Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата.

Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами  и заключается суть "идеомоторного принципа построения движений".

«Сразу после разминки сажусь и мысленно подготавливаюсь к попытке на фоне аутогенного погружения. Я пятая. До вызова два раза выполняю комбинацию идеомоторно. Между идеомоторными выполнениями встаю, дополнительно разминаюсь несколькими движениями. Далее выполняю дыхательные упражнения, сосредотачивая внимание на расслаблении мышц, чтобы снять волнение. Произношу мобилизующие формулы самоприказа: «Я буду спокойна», «Я буду уверена в себе». 5-6 секунд задерживаю дыхание, на выдохе произношу: « Я уже спокойна, я уже уверена в себе». Готовлю предмет, руки. После вызова на пути к исходному положению, даю себе самоприказы: «Я готова, я спокойна». Сосредотачиваю, внимание на дыхании 2-3 раза делаю равномерный продолжительный вдох и такой же выдох. Подошла к исходному положению, сосредотачиваю внимание на определённой точке площадке, на начале упражнения. Даю самоприказ: «Всю до конца!».

Итак, чтобы достичь высокой точности движения, необходимо:

во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных  опорных  элементов в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу  физическому исполнению движения  можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо "размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1. Задачи исследования

В процессе работы надо было решить следующие задачи:

1. Установить значение психологической подготовки в период проведения соревнований.

2. Выявить особенности психологической подготовки к в соревнованиях.

3. Разработать средства психологической подготовки и экспериментально проверить их эффективность непосредственно в ходе проведения соревнованиий.

2.2. Методы исследования


Для решения поставленных задач в работе использовались методы исследования, описанные в ряде руководств (Безмельницын Н.Г., Астафьев Н.В., 1995; Пилоян Р.А., 1997; Шульгатый Л.П., 1997).

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

  2. Анкетирование и опрос.

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

Теоретический анализ и обобщение литературных источников отечественных авторов проводились с целью ознакомления с состоянием изучаемых вопросов в специальной литературе. Анализу подвергались литературные данные, рассматривающие психологические особенности спортивной гимнастики, особенности психологической подготовки гимнасток различной квалификации, методы психодиагностики и саморегуляции применяемые в спорте с целью улучшения состояния готовности их к выступлениям на соревнованиях. Всего было проанализировано 40 источников.


2.2. Анкетирование и опрос


Анкетирование и опрос проводились с целью выяснения вопросов о том, в какое время и какие средства используются учителями физической культуры для психологической подготовки учеников, какие психические состояния испытывают учащиеся перед соревнованиями, какие приемами регуляции этих состояний они применяют в тренировочном процессе и непосредственно на соревнованиях.

2.3 Разработка средств психологической подготовки учеников

к соревнованиям

Подготовка к ответственным соревнованиям, в том числе психологическая, должна начинаться задолго до соревнований. Она опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи:

1. Формирование значимых мотивов соревновательной деятельности, подготовка адекватных задач.

2. Овладение методикой формирования оптимального эмоционального состояния перед соревнованиями.

3. Разработку и освоение индивидуальной системы непосредственной подготовки к выступлению.

4. Совершенствование методики саморегуляции психических состояний.

5. Формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу.

6. Сохранение нервно-психической свежести, профилактика перенапряжений, в том числе и психических.

7. Послесоревновательная психологическая подготовка.

Как в случае успеха, так в случае поражения, необходима послесоревновательная психологическая подготовка. Её основные задачи:

1. Разбор результатов соревнований.

2. Анализ промахов и ошибок, обсуждение возможности их устранения и предупреждения.

3. Постановка задач на ближайшее и отдельное будущее.

4. Отвлекающие, восстановительные и психорегулирующие мероприятия.

Базовая психологическая подготовка включает:

  1. Развитие важных психологических функций и качеств: внимания, представления, ощущения мышления, памяти воображения.

  2. Развитие профессионально важных способностей: координации, музыкальности, эмоциональности, а также способностей к самоанализу.

  3. Формирование значимых морально- нравственных и волевых качеств: любви к спорту, целеустремлённости, дисциплинированности, упорства, самостоятельности, инициативности.

  4. Психологическое образование  формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных.

  5. Формирование умений регулировать психическое состояние, сосредотачиваться перед выступлением, мобилизовать силы во время выступлений, противостоять неблагоприятным воздействиям.

  6. Развитие психологических функций и качеств, необходимых для эффективного исполнения гимнастических упражнений, интеллектуальная подготовка, мотивационно-волевая подготовка и нравственно-эстетическое воспитание являются составной частью всего педагогического процесса и осуществляются в ходе всей спортивной подготовки гимнасток.

На данном этапе средствами могут быть любые учебно-тренировочные задания: разъяснение убеждение, личный пример, поощрение, наказание, стимулирование и др.

В настоящее время существуют три основных типа предстартовых состояний:

1. Состояние боевой готовности, которое характеризуется уверенностью в своих силах, в успехе, приливом бодрости, энергии, жаждой спортивной борьбы.

2. Состояние стартовой лихорадки, которое проявляется в излишнем возбуждении, беспокойстве, тревожности и даже страхе, подавляющем и дезорганизующем спортсмена.

Для формирования оптимального эмоционального состояния перед соревнованиями важное значение имеют:

1. Качество предварительной тренировочной работы.

2. Адекватная постановка задачи.

3. Правильная организация последней тренировки.

4. Предсоревновательная беседа и психорегулирующая тренировка.

5. Полноценность сна накануне соревнований.

6. Правильный режим и организация соревновательного дня.

7. Своевременный приезд и тщательная подготовка к старту.

8. Наличие индивидуального плана подготовки к старту.

9. Владение методами самонастройки на выступление.

Приёмы регулирования неблагоприятных эмоциональных состояний:

Аутогенная или психорегулирующая тренировка.

Метод отвлечения (переключение внимания, мыслей).

Воздействие на внешние проявления эмоций.

Соответствующая разминка (замедленная или активизирующая).

Массаж или самомассаж (успокаивающий или возбуждающий).

Изменение окружающей обстановки (уединение или наоборот).

Регуляция дыхания (углубление, задержка, учащение).

Самоодобрение («молодец, хорошо»), самоуспокоение («ничего-ничего», нормально», всё будет хорошо»), самоприказы («стоять», «держать», « спокойно»).

Воздействие тренера: словесное и тактильное.

Стимуляция волевых усилий.

Для этого подходят приёмы непосредственной подготовки:

идеомоторное исполнение,

дыхательные упражнения,

самоприказы,

сосредоточение.

Обучение им осуществляется тренером в ходе систематической тренировки.

Методы психологической подготовки в данном случае служат:

Лекции и беседы.

Разъяснение и убеждения.

Выразительные примеры выдающихся спортсменов.

Самонаблюдения, самоанализы, самоотчёты.

Изучение специальной литературы.

Метод упражнений.

Модельные тренировки.

Средства подготовки к соревнованиям вначале целесообразно проводить в уединенном месте, где не мешал бы шум, яркий свет и другие отвлекающие моменты. Число занятий - 2 в течение дня, продолжительность каждого от 5-10 до 20-30 минут. Лучшее время для занятий утром, тотчас после пробуждения и вечером, перед сном. По мере овладения техникой аутогенной тренировки число занятий и их продолжительность можно сократить, но прерывать их нельзя - теряются навыки.

План психологической подготовки целесообразно составить на относительно длительный период, например на год. В нём должны быть 2 основных раздела: базовая психологическая подготовка к соревнованиям и специальная подготовка к конкретным соревнованиям.

Помимо методов словесного внушения для регуляции предстартовых и соревновательных психических состояний используются и некоторые другие методы непосредственного воздействия. К ним относятся отвлечение внимания, изменение или уточнение задач участия в соревнованиях, стимуляции волевых усилий, побуждение к интеллектуальной активности и др.

Средства  аутогенная тренировка:

Рекомендуется шесть классических циклов упражнений с соответствующими формулами самовнушений:

- упражнения для расширения кровеносных сосудов путем самовнушения ощущения тепла в теле и его отдельных частях («Моя правая рука теплая»);

- упражнения для расслабления мышц туловища путем умственного сосредоточения на ощущении тяжести в теле и его отдельных частях;

- упражнения для регулирования деятельности сердца («Мое сердце спокойное»);

- упражнения для контроля за дыханием («Мое дыхание ровное и спокойное»);

- упражнения для регулирования деятельности внутренних органов путем самовнушения ощущения тепла в районе солнечного сплетения («Мое солнечное сплетение излучает тепло»);

- упражнения, связанные с деятельностью мозга путем самовнушения ощущения прохлады в области лба («Мой лоб приятно прохладен»).

Аутогенная тренировка, применяемая в спортивной практике, содержит 2 части - успокаивающую и мобилизующую.

Подробное описание АТ представлено в приложении 2.






Заключение


Психология спорта разрабатывает в научно-методическом плане психологические вопросы, связанные с воспитанием, обучением и тренировкой спортсменов, организацией учебно-тренировочного процесса в целом и подготовкой к соревнованиям на всех этапах спортивного совершенствования.

Психологическая подготовка не является чем-то обособленным, замкнутым. Она неразрывно связана с воспитательной работой. Это - органическая составная часть всей системы подготовки. Воспитательная работа должна быть в центре внимания тренера. Он создает в команде тот благоприятный психологический климат, атмосферу товарищества, взаимной выручки и дружбы, без которых чисто психологические воздействия теряют свою силу.

А психологическая готовность к соревнованиям прочно базируется на общей подготовленности спортсмена - физической, технической, тактической морально-волевой и психологической. Чем выше уровень подготовки спортсмена, тем надежнее его психологическая готовность к соревнованию. И чем выше уровень психологической подготовки спортсменки (как базовой, так и специальной), тем выше её психологическая устойчивость, и тем выше показывает она результат на соревнованиях.

ВЫВОДЫ


1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что актуальность вопросов формирования готовности к соревнованиям объясняется необходимостью выявления особенностей и последующей корректировки степени готовности учениковт к непосредственному участию в соревнованиях для достижения высокого спортивного результата.

2. В период непосредственной подготовки к соревнованиям следует в учебно-тренировочном процессе применять следующие приемы подготовки к соревнованиям:

- подходы на оценку,

- подходы в присутствии зрителей,

- создание внешних помех.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


1. Для оценки эффективности подготовки к соревновательной деятельности тренерам необходимы знания не только теории и методики спортивной тренировки, но и знание методов психолого-педагогического обеспечения спортивной деятельности.

2. Для повышения эффективности процесса подготовки учащихся к ответственным соревнованиям тренеру необходимо постоянно обучать их приемам саморегуляции психических состояний. Приемы психологической подготовки необходимо использовать на каждом занятии.

3. При проведении приемов в учебно-тренировочном процессе необходимо добиваться их реальности. Для этого можно включать громкость звука на максимум, освещение в зале также сделать максимальным, желательно приглашать родителей на проведение контрольных или прикидочных занятий.

4. На последней неделе до соревнований осуществлять выполнение комбинаций на оценку.

5. Перед выполнением упражнения на оценку надо несколько раз спросить ученика, на какую оценку он готов отработать комбинацию

6. Для овладения аутогенной тренировкой требуются терпение, настойчивость и внутренняя сосредоточенность. Его надо проводить в состоянии полного расслабления путем умственного сосредоточения и самовнушения. Для того чтобы используемые при аутогенной тренировке самовнушения были эффективными, в них нужно поверить. Внушить - знать поверить.


ЛИТЕРАТУРА

1.Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов.  М.: Физкультура и спорт, 2004.  328 с.

2.Арсеенко Е.А. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток с использованием приемов саморегуляции // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №9. - С. 11-14.

3.Арсеенко Е.А., Солнцева Л.С., Прокопенко В.И. Обучение юных гимнасток методам саморегуляции: Методическое пособие. - Белгород: БГУ, 1998. - 103 с.

4.Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н., Шамис А. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена. - В кн.: СибГУФКС: Научные труды. - Омск, 2006. - С. 77-80.

5.Безродная Н.С. Управление процессом формирования готовности акробатов высокой квалификации к соревновательной деятельности: Автореф. дисс….к.п.н. - Краснодар, 2002. - 24 с.

6.Безродная Н.С., Караваева И.В., Москаленко А.Н., Пилюк Н.Н. Содержание и средства оценки предсоревновательной готовности в спортивных видах гимнастики: КубГИФКСТ. Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - Т. 10. - Краснодар, 2008. - С. 25-32

7.Безродная Н.С., Пилюк Н.Н. Формирование готовности акробатов высокой квалификации к соревновательной деятельности: Методические рекомендации. - Краснодар: КубГАФК, 2002. - 52 с.

8.Белкин А.А. Идеомоторная подготовка // Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - Вып. 1. - С. 32-33.

9.Богомолов А.П., Козлов Е.Г. Психолого-педагогические вопросы предсоревновательной подготовки спортсменов: Учебное пособие. - М., 1974. - 31 с.

10.Бронский Е.В., Филиппенко И.А., Городничева О.А. Зависимость спортивного результата от особенностей нервной системы спортсменов // Совершенствование специальной подготовки спортсменов высокой квалификации: Сборник научных статей. - Алма-Ата, 1990. - С. 104-107.

11.Ванек М., Гошек В. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена // Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 112-120.

12.Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта - СПб: БПА, 2001 - 187 с.

13.Ганюшкин А.Д. Психическая готовность гимнаста к соревнованию и его надежность. / Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - Вып. 2. - С. 5-14.Горбунов Г.Р. Психопедагогика спорта. - М.: Советский спорт, 2005. - 294 с.

15.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

16.Горская Г.Б. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов: Автореф. дисс…. к.п.н. - Краснодар, 1995. - 21 с.

17.Григорьянц И.А. Содержание и методика общей психологической подготовки гимнастов: Методическая разработка. - М., 1991. - 27 с.

18.Григорьянц И.А. Состояние стресса и тревоги у гимнастов и гимнасток высокой квалификации, их регуляция и управление: Учебное пособие. - М., 1997. - 115 с.

19.Григорьянц И.А. Психологические резервы спортивного мастерства // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №7. - С. 21-24.

20.Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник.  М., 2003.  384 с.

21.Козлов Е.Г., Григорьянц И.А. Система непосредственной подготовки к выполнению соревновательных действий // Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - Вып. 1. - С. 45-47.

22.Козлов Е.Г., Колюхов В.Г., Семенов Л.П. Психологический анализ неудачных выступлений спортсменов в ответственных соревнованиях // Теория и практика физической культуры. - 1975. - №4. - С. 62-64.

23.Коренберг В.Б. Идеомоторика  недооцениваемое оружие тренера // ТиПФК. 2012. № 2. с. 3-9.

24.Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире // Хрестоматия: Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002. - С.37-42.

25.Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебник. - СПб.: «Питер», 2004. - 464 с.

26.Лопаткина Ю.Г., Пилюк Н.Н. Критерии оценки индивидуально-типологических свойств личности акробатов высокой квалификации. - В кн.: КубГИФКСТ. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Темы НИИ проблем физической культуры и спорта. - Том 10. - Краснодар, 2008. - С. 101-106.

27.Мартынов А.С., Серова Л.К. Профессиональные психологические качества спортсменов различных видов спорта. - СПбГос. Аграрный Университет: учебное пособие. - СПб., 2007. - 146 с.

28.Пилипчук М.Ю. Исследование влияния психологических факторов на результативность соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации в спортивных танцах / Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. - Волгоград, 1999. - Вып. 5. - С. 36-38.

29.Плеханова М.А., Кабаева А.М. Многофакторная структура показателей технического совершенства движений и эстетичности их проявления // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», Выпуск № 5(63). - 2010.  С. 77-80.

30.Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

31.Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованию в спорте: Лекции. - Л.: ГДОИФК, 1973. - 13 с.

32.Пшеничных И.В. К вопросу об управлении психическим состоянием спортсменок в художественной гимнастике. - В кн.: СГИФК: Сборник трудов молодых ученых. - Смоленск, 1997. - С. 65-67.

33.Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в системе физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для студ. и слушат. РГАФК. РГАФК, 1998.

34.Силин В.И. Психологическая подготовка гимнастов: Методические рекомендации. - Л.: ГДОИФК, 1974. - 46 с.

35.Сиротин О.А., Карпов М.А. Современные технологии психологической подготовки юных спортсменов. / Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: Материалы XVI региональной научно-метод. конф. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2006. - С. 204-207.

36.Смоленцева В.Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: Учебно-методическое пособие. - Омск: СибГУФК, 2008. - 92 с.

37.Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учебное пособие. - СПб.: Центр карьеры, 1999. - 368 с.

38.Султанов Т.Н. Психологические особенности преодоления экстремальных ситуаций спортсменами различных специализаций: Автореф. дисс…. канд. псих. наук. - СПб, 2009. - 24 с.

39.Тарас А.Е. Психология спорта. Хрестоматия. - Минск: Харвест, 2005 - 351 с.

40.Татевосян О.В. Применение идеомоторных принципов Фенделькрайза и элементов моделирования успешного выполнения движений в художественной гимнастике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №3. - С. 38.





















ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

АНКЕТА


1.Город _________________ ___________________________обл. (край)

2.Спортивный разряд__________________________________________

3.Планируемый результат на соревнованиях:

а) в обязательной программе__________________ б.

б) в произвольной программе__________________ б.

в) общее место____________________

4. Действительный результат:

а) в обязательной программе__________________ б.

б) в произвольной программе__________________ б.

в) общее место____________________

5. Характеристика психологического состояния:

а) за сколько дней до соревнований наступили изменения в состоянии

(повышенная возбудимость, волнение и т.д.)_____________________

б) в последний день перед соревнованиями (нужное подчеркнуть):

- отсутствие возбуждения (как перед тренировкой)

- повышенное возбуждение (как обычно перед соревнованиями)

- чрезмерное возбуждение (выше, чем на других соревнованиях)

- состояние апатии

в) оцените свое состояние в дни соревнований:

- в I-й день соревнований__________________________________

- во II-ой день соревнований________________________________

- в III-й день соревнований_________________________________

г) повлияло ли ваше состояние на результаты выступления (нужное подчеркнуть):

- не повлияло

- способствовало

- помешало

6. Особенности подготовки к данным соревнованиям:

а) проводилась ли «прикидка» по всему многоборью (нет, да, сроки)__________

б) моделировались ли условия соревнований (нет, да, сколько раз)____________

- подходы на оценку_________________________________________________

- ограниченная разминка_____________________________________________

- отсутствие разминки_______________________________________________

- присутствие зрителей_______________________________________________

в) осуществлялась ли модель всего соревнования по времени и по порядку

прохождения видов многоборья (да, нет)_______________________________

г) повысило ли вашу готовность к соревнованиям названные мероприятия (да, нет):

- проведение прикидки (ок)____________________________________________

- моделирование условий соревнований__________________________________

- выполнение подходов на «оценку»_____________________________________

- ограниченная разминка_______________________________________________

- отсутствие разминки_________________________________________________

- присутствие зрителей________________________________________________

- применение модели всего соревнования_________________________________

7. Обучает ли Вас тренер простейшим, объективным методикам диагностики психического состояния (ЧСС, АД и др.)?

- да

- нет

8. Применяете ли Вы методы идеомоторной тренировки?

- да

- нет

9. На что направлено ваше внимание на этапе «до вызова» к выполнению упражнения:

- идеомоторное выполнение всего упражнения

- идеомоторное выполнение наиболее сложных элементов и соединений

- идеомоторное выполнение упражнения не применяется

10. Какими приемами вы пользуетесь на этапе «после вызова» судьи к выполнению соревновательного упражнения:

- приемы самоуспокоения

- приемы мобилизации

- другие приемы (перечислите какие)____________________________________

Приложение 2

Аутогенная тренировка (АТ)

Рекомендуется шесть классических циклов упражнений с соответствующими формулами самовнушений:

- упражнения для расслабления мышц туловища путем умственного сосредоточения на ощущении тяжести в теле и его отдельных частях («Моя правая рука тяжелая»);

- упражнения для расширения кровеносных сосудов путем самовнушения ощущения тепла в теле и его отдельных частях («Моя правая рука теплая»);

- упражнения для регулирования деятельности сердца («Мое сердце спокойное»);

- упражнения для контроля за дыханием («Мое дыхание ровное и спокойное»);

- упражнения для регулирования деятельности внутренних органов путем самовнушения ощущения тепла в районе солнечного сплетения («Мое солнечное сплетение излучает тепло»);

- упражнения, связанные с деятельностью мозга путем самовнушения ощущения прохлады в области лба («Мой лоб приятно прохладен»).

Аутогенная тренировка, применяемая в спортивной практике, содержит 2 части - успокаивающую и мобилизующую.

Обучение успокаивающей части АТ


Упражнения успокаивающей части аутогенной тренировки делятся на несколько разделов.

1. Расслабление мышц. Занять положение лежа на спине (или другую позу), закрыть глаза, расслабится. Выждать 1-2 минуты и начинать произносить шепотом или про себя формулы аутогенной тренировки. В начале внушать чувство спокойствия: «Я совершенно спокоен». Произнося фразу, нужно стараться максимально успокоится. Формулы произносятся дважды.

Затем внушается расслабление мышц. Внутренним взором проверьте позу. Суетливая поспешность, нетерпение и ожидание немедленных результатов - главный враг расслабления. Не торопитесь. Внушения и самовнушения имеют скрытый период «проторения» к подсознанию. Формулы произносите медленно и спокойно, растягивая слова и фразы во времени. Внушайте расслабление тела в следующей форме и последовательности:

«Мышцы лица полностью расслабились»

«Мышцы шеи полностью расслабились»

«Мышцы рук полностью расслабились»

«Мышцы груди полностью расслабились»

«Мышцы живота полностью расслабились»

«Мышцы спины полностью расслабились»

«Мышцы бедер полностью расслабились»

«Мышцы голеней полностью расслабились»

«Мышцы стоп полностью расслабились»

Каждая формула повторяется несколько раз. На отработку этой части программы отводится 3-4 дня.

2. Успокоение внутренних органов. Поза прежняя. Внимание сосредоточить на том органе, которому адресовано внушение. Вначале - на левой половине груди. Одновременно произносится формула: «Мое сердце совсем успокоилось». Повторите несколько раз. Затем внушается успокоение дыхания: «Мое дыхание спокойное», «Мне дышится легко». Далее внушайте себе ощущение спокойствия в брюшной полости («Чувствую приятное спокойствие в брюшной полости») и распространение спокойствия на все участки тела («Успокаивается каждая частица тела», «Все мое тело наполнено приятным спокойствием»). Каждую формулу повторите несколько раз. На освоение этих упражнений также отводится 3-4 дня.

3. Успокоение нервной системы. Поза прежняя. Формулы самовнушения:

«Успокоился каждый нерв»

«Успокоилась каждая нервная клеточка»

«Успокоилась вся моя нервная система»

«Ничто меня не волнует»

«Ничто меня не беспокоит»

«Все шумы как будто удаляются от меня»

«Все окружающее для меня теряет свое значение»

«Я приятно отдыхаю»

Каждая формула повторяется несколько раз. На освоение - 3-5 дней.

4. Отработка способности расширять кровеносные сосуды и вызывать ощущение тепла. Начинают с правой руки (для левшей - с левой). Г.С. Беляев предложил следующее очень удачное построение формул: из каждой последующей исключается слово предыдущей.

«Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала теплой»

«Очень хочу, чтобы моя правая рука стала тепой»

«Хочу, чтобы моя правая рука стала теплой»

«Чтобы моя правая рука стала теплой»

«Моя правая рука стала теплой»

«Правая рука теплая»

«Рука теплая»

На освоение - 3 дня. Затем тренируется способность расширять кровеносные сосуды левой руки. Принцип построения формул такой же, как для правой («Я очень хочу, чтобы моя левая рука става теплой» и т.д.). Затем проводится следующее самовнушение:

«Приятное тепло заполняет всю левую руку»

«Приятное тепло переходит в левую половину грудной клетки»

«Сердцу приятно и тепло»

«Сердце нежится в тепле»

«Кровеносные сосуды сердечной мышцы расширились»

«Сердечная мышца обильно снабжается теплой кровью»

«Сердце быстро восстанавливается после тренировки»

«Возрастает сила сердечной мышцы».

Эта часть программы отрабатывается 3-5 дней.

После освоения этих упражнений можно перейти к отработке способности расширять кровеносные сосуды ног. Формулы составляются аналогично предыдущим («Я очень хочу, чтобы мои ноги стали теплыми» и т.д.). На это отводится еще 3-5 дней, после чего переходят к самовнушению чувства тепла во всем теле:

«Я очень хочу, чтобы все мое тело стало теплым»

«Хочу, чтобы все мое тело стало теплым»

«Чтобы все мое тело стало теплым»

«Мое тело стало теплым»

«Тело теплое»

Таков перечень успокаивающей части аутогенной тренировки. На их освоение уходит около месяца.

Обучение мобилизующей части аутогенной тренировки

К изучению мобилизующей части аутогенной тренировки можно переходить только после того, как будет хорошо освоена её успокаивающая часть. Утром лучше отработать мобилизующую часть, а вечером перед сном - успокаивающую. А.Т. Филатов рекомендует такую последовательность занятий:

1. Вызывание чувства прохлады. Займите исходное положение, для начала лучше лежа. Расслабьте мышцы. Теперь переходите к самовнушению чувства прохлады. Начинайте с отработки чувства прохлады лба. Сосредоточьте внимание на коже лба, чувствительность её при этом возрастает. Представьте себе, что вы ощущаете легкое дуновение ветерка, кожу лба и лица приятно холодит. Внушайте себе:

«Мой лоб приятно прохладен»

«Приятная прохлада переходит на кожу лица»

«Приятная прохлада переходит на кожу шеи»

«Приятная прохлада переходит на кожу груди»

«Приятная прохлада переходит на кожу спины»

«Ощущаю приятную прохладу кожи живота»

«Приятная прохлада переходит на ноги»

«Все мое тело стало прохладным»

Каждая фраза произносится несколько раз. На отработку этих упражнений целесообразно отвести не менее 3 дней. Для закрепления навыков нужно перед каждой тренировкой и перед выполнением каждого упражнения вызывать у себя чувство прохлады, анализировать свои ощущения, искать пути усиления эффекта.

2. Отработка чувства легкости. Сначала на правой руке:

«Я хочу, чтобы моя правая рука стала легкой»

«Хочу, чтобы моя правая рука стала легкой» и т.д.

Формулы ощущения легкости построены так, что из каждой последующей исключается следующее слово предыдущей (как при внушении ощущения тепла). Для их освоения отводится 3-5 дней. Затем отрабатывается ощущение легкости в левой руке (3-5 дней), в ногах (3-5 дней), во всем теле (3-5 дней). Формулы самовнушения, порядок их составления такой же как описано выше. Для закрепления навыков рекомендуется по утрам после самовнушения чувства прохлады во всем теле, внушать себе ощущение легкости в отдельных частях тела (по мере освоения навыка - в правой руке, в левой руке, ногах и во всем теле).

3. Активирование организма путем самовнушения чувства озноба, прохлады, бодрости, прилива сил. Чувство бодрости, прилива сил сопровождается учащением дыхания, ощущением легкости, прохлады. Рекомендуются следующие формулы самовнушений:

«Чувствую себя как после прохладного душа»

«Все мышцы становятся легкими и послушными»

«В мышцах возникает легкая дрожь»

«Озноб усиливается»

«Чувствую легкость и прохладу в области лба и затылка»

«Холодеют ладони и стопы»

«Дыхание глубокое, учащенное»

«По спине «побежали мурашки»»

«Кожа стала «гусиной»»

«Озноб все сильнее»

«Мышцы стали легкими, упругими, сильными»

«Чувствую прилив бодрости»

«Я приятно возбужден»

«Я весь, как сжатая пружина, готовая мгновенно распрямится»

«Я готов действовать»

«Открываю глаза. Смотрю напряженно, внимательно»

«Встать. Резко встаю»

На освоение этой части отводится 5-7 дней. В последующем, чтобы навык не терялся, нужно перед каждой тренировкой, пред каждым упражнением отрабатывать мобилизующую часть аутогенной тренировки, добиваться, чтобы самовнушения были отработанны до автоматизма.



© 2010-2022