Методы наглядного обучения на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Дистель Раиса Зинуровна учитель физической культуры

Средняя общеобразовательная школа №18

Наглядная информация помогает педагогу управлять процессами овладения двигательными действиями. Лучшего эффекта можно добиться, если ученикам вначале предлагают для использования наиболее важные элементы двигательного действия с последующим дополнением их менее значимыми. Чтобы уточнить двигательное представление, можно перед выполнением движения дать задание ученикам самим воспроизвести на графической схеме заданные элементы. Полезно сочетать показ движения с его словесным обозначением, соблюдая правильную терминологию.

Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движений. Практическое познание, начинается с чувственной ступени - «живого созерцания». Живой образ изучаемых движений формируется с участием как внешних, так и внутренних рецепторов - воспринимающих органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. При этом показания различных органов чувств, дополняя друг друга, уточняют картину движений. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются на его основе двигательные умения и навыки, тем результативнее проявления физических и волевых качеств. Создавая чувствительные предпосылки освоения движений, приходится преодолевать известную методическую трудность. Чтобы по-настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо выполнить, но правильно выполнить движение невозможно, если не располагать предварительно существующими двигательными представлениями. Это противоречие решается в основном двумя путями. 1. Путем соблюдения рациональной последовательности обучения, благодаря чему двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям. 2. Путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, в частности демонстрации изучаемых действий и различного рода наглядных пособий, воссоздающих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом, а также имитационными и другими подводящими упражнениями. Наглядность - неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности. Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимы вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления.

По мере освоения двигательных актов различные органы чувств функционируют в более тесном взаимодействии, образуя единый «комплексный анализатор». Это способствует наиболее тонким и в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями. Взаимодействие различных анализаторов, особенно в условиях сложной двигательной деятельности, не всегда бывает положительным. Функции одних анализаторов могут в определенных ситуациях ослаблять другие рецепторные функции. Ускорить процесс их совершенствования помогают избирательно направленные взаимодействия на определенные афферентные системы, в частности на двигательный анализатор, которому в управлении движениями принадлежит особо ответственная роль. Можно обратить внимание на идею временного искусственного включения некоторых анализаторов, например зрительного, для того чтобы повысить требования к двигательному анализатору и тем ускорить совершенствование его функций. Но этот метод нельзя считать пригодным для всех случаев. Он не применяется обычно на первом этапе обучения новым движениям (этапе ознакомления). Следует учитывать специфику изучаемых действий, а также индивидуальные особенности занимающихся.

Существует ряд других методов избирательного воздействия на функции анализаторов. Использование светолидеров и звуколидеров, позволяющих направленно упражнять различные воспринимающие системы. В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неименными. Вначале наиболее важную роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В дальнейшем возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. На любом этапе обучения обязательным остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств. Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности. Главную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Но нельзя недооценивать опосредствованную наглядность. Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Особое значение имеет связь чувственного образа и образного слова. Слово, можно рассматривать как одно из важнейших средств обеспечения наглядности. Надо иметь в виду, что в процессе физического воспитания слово лишь тогда приобретет значение такого средства, когда находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся. Если же слово не связывается с представлениями, в частности с двигательными, оно «не звучит», не вызывает живого образа движений. Роль слова как фактора опосредствованной наглядности возрастает в процессе физического воспитания вместе с расширением двигательного опыта занимающихся. Чем он богаче, тем больше возможностей для создания нужных двигательных представлений с помощью образного слова.

Обучение двигательным действиям опирается на свойственную способность подражания, которая особенно развита у детей, поэтому ознакомление с движением проще начинать с показа его учителем. Показ всегда должен быть безупречным, поэтому к нему следует тщательно готовиться. Иногда упражнение может показать ученик. Это целесообразно в том случае, когда нужно подчеркнуть, что упражнение вполне доступно, а также когда важно объяснить сложные движения. Ученика к показу необходимо подготовить. Необходимо чтобы ученики не механически копировали показываемое, а осознанно, поэтому показ всегда сопровождается словом, способствующим творческому воспроизведению движений. Соотношение показа и слова определяется задачами урока, подготовленностью занимающихся и другими конкретными условиями.

Любое показываемое движение легче усваивается при эмоциональном настрое учащихся. Для повышения эмоциональности иногда вызывают у детей образы движения. Это удается, если обратиться к непосредственным наблюдениям явлений и предметов, похожих на разучиваемые движения. Детям известны движения и повадки многих зверей. Если надо подчеркнуть, например, легкость движения, то говорят детям: «Прыгайте, как зайчик; приземляйтесь мягко, как кошка». В данном случае можно использовать интегрированный урок. Однако образность не должна отвлекать внимание детей, а раскрывать существенные стороны осваиваемого двигательного действия.

Выслушав объяснения и увидев, как выполняется движение, учащиеся получают зрительный образ. Но он еще не создает полного представления, так как не связан с мышечно-двигательными ощущениями. Чтобы воспроизвести движения правильно, зрительный образ надо соединить мышечно-двигательными ощущениями собственных движений. Создать мышечно-двигательные ощущения помогает метод предметных ориентиров. Предметные ориентиры - подвешенные мячи, установленные флажки, мишени, кегли, щиты с разметкой, разграничительные линии, которые обозначают направление, амплитуду и траекторию движений, зону приложения усилий. Регуляторы направления и ограничители движения при умелом их применении облегчают освоение техники бега, прыжков, метания и других двигательных действий. Умело выбранный регулятор направления движения дает возможность учащимся еще во время упражнения почувствовать, правильно или неправильно выполнено движение. Например, один из элементов правильного бега - узкая и параллельная постановка стоп, без разворота носков наружу. Чтобы помочь, используют ограничитель движений - обозначают линиями (шнурами) узкий коридор. Ученик получает задание бежать вдоль коридора, не касаясь носками ограничивающих его линий. Не соблюдая указанного условия, ученик допускает ошибку в технике бега, что довольно легко может обнаружить сам. Показывая и объясняя технику бега с правильной, узкой постановкой стоп, учитель говорит, что стопы надо ставить на землю с носка, прямолинейно, не разворачивая стопы в стороны и так, чтобы не задевать лежащих на земле шнуров, обозначающих узкий коридор. Во время выполнения упражнений учащиеся, регулируют свои движения в пространстве в соответствии с указаниями учителя и предметами, являющимися регуляторами направления или ограничителями движений. В зависимости от того, какую сторону двигательного действия нужно сделать наглядной, изменяются приемы регуляторов направления и ограничителей движений. Например, если нужно дать наглядное представление о длине шага, которую следует соблюдать в беге или прыжках, то эту задачу решаю, разложив вырезанные из резинового коврика следы человека, глядя на размеченную дорожку, учащиеся видят, какой длины должны быть их шаги во время бега и легко приспосабливают свои шаги к разметке. Приемы наглядного восприятия, основанные на использовании регуляторов направления и ограничителей движений, имеют особенно важное значение на первых этапах освоения нового двигательного действия. Но дальнейшая целесообразность их применения обусловливается тем, что они вызывают у детей интерес, повышенную активность и дают радостные эмоции, так как напоминают им игры.

Чтобы научить учащихся во время ходьбы держать голову и туловище прямо, дается задание смотреть на отметку расположенную на стене чуть выше уровня глаз. Для обучению бегу с высоким подниманием бедра применяются расставленные в ряд невысокие барьеры (набивные мячи). При прыжках в длину с разбега, можно натянуть поперек ямы веревочку, это побуждает учащихся отталкиваться вверх-вперед. При разучивании отталкивания в прыжках в высоту с разбега важно правильно определить место толчка. Ориентиром может служить обозначенный круг или резиновый коврик. При прыжках в длину с места рисуются 3 круга, учащиеся стремятся прыгать в самый дальний круг. Хороший результат при метании достигается, когда учащиеся метают в видимую цель (квадрат на стене, в обруч). При метании на точность лучше использовать мишени: волейбольный мяч, обруч, кегли.

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

Используемая литература:

1. Б.М.Шиян «Теория и методика физического воспитания»,М-88 г.

2. О.Б. Василенко «Методы наглядного обучения», М -2007 г .

3. А.М. Дикунова «Управление пространственными параметрами двигательных действий

методами наглядной информации», М-2000 г.

3


© 2010-2022