Специальная физическая подготовка для волейболистов

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.



Каюмов Рафаиль Ильясович

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костанай»



ВВЕДЕНИЕ

Современный волейбол - это атлетическая игра, и требования, предъявляемые к волейболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. Волейболист сегодня это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Целью данной работы является анализ методики специальной физической подготовки волейболистов на первом этапе обучения.

Объектом исследования является тренировочный процесс на первом этапе обучения в возрасте (от 7 до 10 лет).

Задачи:

1. Прыжковая подготовка волейболистов на первом этапе обучения.

2. Скоростная подготовка.

3. Двигательно-координационные способности.

1. Прыжковая подготовка волейболистов на первом этапе обучения.

На этапе спортивной специализации важную роль имеет прыжковая подготовленность игроков. Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне. Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести квалифицированных волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках. В связи с вышеизложенным целью данной главы является оптимизация процесса прыжковой подготовки квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде.

Существует каталог прыжковых упражнений, укрепляющих мышцы-разгибатели тазобедренного, коленного и сгибатели голеностопного суставов и программа прыжковых тренировок.

Упражнения

1. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (угол между бедром и голенью перед прыжком - 130-140р).

2. Запрыгивание на тумбу высотой 80-100 см.

3. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.

4. Прыжки вверх ножницами (сильное сгибание и разгибание в голеностопных суставах).

5. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед - прыжок.

6. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава.

7. Бег с высоко поднятыми коленями (колено поднимается быстро и высоко).

8. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.).

9. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа).

10. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки как можно выше.

Программа прыжковой подготовки.

I этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. В каждой тренировке последовательно выполняются упражнения 2, 3, 4, 7. Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2-3 серии); отдых между сериями -1-2 мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Упражнения выполняются с набивными мячами (3-5 кг).

II этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно через день выполняются упражнения 1, 5, 8. Два раза в семидневном микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая выносливость. Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков в серии (4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 120 - 130 уд/мин. Интервал между упражнениями на прыгучесть - 2-3 мин, на прыжковую выносливость - 3-5 мин.

III этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно выполняются упражнения 6, 9, 10 в одной тренировке через день. Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии (3-4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений. Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков в серии (4-5 серий); во время отдыха между сериями - снижение пульса до уровня 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 4-5 мин. Прирост показателей прыгучести и прыжковой выносливости значителен в сравнении с этими же показателями, полученными в ходе исследования прыжковой подготовки в подготовительном периоде, до внедрения экспериментальной программы. Прыжковая подготовка квалифицированных волейболистов эффективна и рекомендуется для использования в командах мастеров по волейболу.

2. Скоростная подготовка волейболистов.

Волейболист на этапе специализации должен иметь хорошую скоростную подготовку. Это выражается в беговых качествах. Бег предъявляет к спортсмену высокие требования, он должен иметь отличную физическую подготовленность, быть сильным, быстрым, хорошо координированным. Спортсмен - волейболист должен бегать на средние дистанции, которые проводятся на расстояние от 800 до 2000м, на длинные дистанции - от 3000 до 10000м. Бег на эти дистанции характеризуется экономичностью и равномерностью движений, требует от бегуна высокого уровня общей выносливости, а также умения поддерживать нужную скорость на всей дистанции. На тренировках применяют спортсмены метод длительного марафонского бега. Скоростные качества и специальная выносливость совершенствуется посредством интенсивного переменного бега. Широкое распространение получили и такие дополнительные средства подготовки, как бег в гору, по песку, снегу, мягкому грунту. Тренировка в среднегорье также стала одним из важнейших средств подготовки как средневика, так и стайера.

Одной из важнейших задач в тренировке спортсмена является повышение уровня общей физической подготовленности. Особое внимание нужно обратить на развитие тех групп мышц, которые выполняют основную работу в беге на средние и длинные дистанции (сгибатели и разгибатели бедра и стопы, мышцы задней поверхности бедра, живота и спины), мышцы, которые обеспечивают мощное отталкивание, удерживание туловища наклонном положении и энергичную работу рук и плечевого пояса. При выборе упражнений надо также иметь виду необходимость приобретения гибкости, подвижности в тазобедренных суставах.

Имеются специальные упражнения для совершенствования техники бега. Бег в естественных условиях (кросс) -- в лесу, в парке, по полю, по проселочным дорогам -- не только превосходное оздоровительное средство, но и средство тренировки в беге на средние и длинные дистанции. Также это равномерный медленный бег на местности, чередование бега и ходьбы, а в старших классах -- кросс с переменной интенсивностью.

Развитие скоростных способностей следует начинать с чередования ходьбы и бега, затем переходить к медленному бегу на заданные расстояния, постепенно увеличивая дистанцию.

Наиболее простой метод подготовки: пробегание в равномерном темпе половины, 3/4, а затем всей дистанции. Скорость бега можно постепенно увеличивать, доводя ее до соревновательной. Другой метод подготовки -- повторное пробегание тех или иных отрезков дистанции.

В целом, скоростная подготовка волейболистов не менее важна, как и все остальные виды подготовки спортсменов на этапе специализации

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, что воспитание скоростно-силовых качеств целесообразно проводить в детском и подростковом возрасте.

В качестве наиболее эффективного средства воспитания скоростно-силовых качеств в процессе становления спортивного мастерства целесообразны специальные упражнения с отягощением.

Улучшению скоростно-силовых качеств способствует преимущественное использование игр и игровых упражнений, направленных на развитие физических качеств. Для развития скоростно-силовых качеств волейболистов используются различные прыжковые упражнения, упражнения с набивными мячами, различные беговые упражнения от 10 до 100 метров, элементы других видов спорта, особенно баскетбола, волейбола, мини-футбола. Качественная сторона развития скоростно-силовых качеств спортсменов зависит от рационального режима использования скоростно-силовых упражнений.

Несомненно, также большое значение имеет скоростно-силовая подготовка в процессе физического воспитания и спортивной тренировки детей школьного возраста для их разностороннего гармонического развития. В младшем школьном возрасте специальное воздействие физическими упражнениями с целью совершенствования какой-либо стороны двигательной функции дает наибольший эффект при условии предварительной разносторонней физической подготовки занимающихся. Уровень развития скоростно-силовых качеств спортсменов повышается тем успешней, чем выше у них уровень общей физической подготовленности.

У детей старшего школьного возраста проявление скоростно-силовых качеств зависит, в основном, от способности к реализации имеющихся скоростных и силовых возможностей в конкретном двигательном навыке, от способности к максимальному проявлению мышечной силы в небольшой промежуток времени. С возрастом совершенствуется нервно-мышечная координация движений, что обусловливает эффективное проявление скоростно-силовых качеств детей и подростков.

Основные методы воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов - метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения; метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения с отягощениями малого и среднего веса; метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц. Основной метод воспитания мышечной силы - метод повторного выполнения силового упражнения с небольшим и средним по весу отягощением.

3. Двигательно-координационные способности.

Основными факторами, обусловливающими уровень развития быстроты мышечной силы, скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей, специализирующихся в различных видах спорта, являются пол, возраст, особенности избранного вида спорта и методики тренировки. Путем своевременного и рационального применения средств и методов физического воспитания можно успешно влиять на развитие и полное проявление того или иного физического качества в наиболее благоприятные для этого периода возрастного развития условия.

Уровень скоростных и скоростно-силовых качеств у юных спортсменов превышает средний уровень развития этих качеств у детей, подростков и юношей, в двигательном режиме которых физические упражнения применяются только в объеме, предусмотренном программой по физической культуре для общеобразовательных школ, при этом он неодинаков у представителей различных видов спорта. Это можно объяснить специфическими требованиями к физической подготовленности занимающихся, предъявляемыми избранным видом спорта, объемом и характером тренировочных нагрузок, особенностями методики тренировки.

Для повышения скоростно-силовых возможностей целесообразно применять метод динамических усилий. Он характеризуется тем, что упражнения с небольшим отягощением (до 20% от максимального) выполняют в максимальном темпе или с предельной скоростью. Снижение темпа или скорости служит сигналом к прекращению выполнения задания. Начинать повторение следует по самочувствию. Критерием служит возможность выполнить задание с тем же максимальным темпом или скоростью. Работу с небольшими отягощениями -- до 20% иногда можно чередовать с упражнениями с большими отягощениями -- до 40%. Оптимальное сочетание таких упражнений выражается соотношением 5:1. для воспитания скоростно-силовых возможностей могут применяться такие упражнения, как прыжки на скамейку и со скамейки на обеих ногах и на каждой поочередно, прыжки через скамейку, через барьеры, прыжки в стороны, в присядку, «кенгуру», «звезда», многоскоки с ноги на ногу и на каждой в отдельности, бег в гору, бег с небольшим отягощением и т.д.
При разработке методики развития скоростной силы необходимо ориентироваться на совершенствование основных факторов, определяющих уровень этого качества, а также на особенности их реализации применительно к специфике разных видов спорта. Следует помнить, что основными факторами, определяющими уровень скоростной силы, являются внутримышечная координация, скорость сокращения двигательных единиц. Что касается поперечника мышц, то его роль определяется спецификой проявления скоростной силы в различных видах спорта.

Следует также учитывать, что уровень проявления скоростной силы теснейшим образом взаимосвязан со степенью освоенности движения. Чем выше техника движения, тем эффективнее межмышечная и внутримышечная координация, рациональнее динамические, пространственные и временные характеристики движения, поэтому только при хорошей технике движении спортсмен способен к полному проявлению скоростных возможностей мышц.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие двигательно-координационных способностей очень важный момент в специализации волейбола.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амалин М.Е. Тактика волейбола. - М.-М.: ФиС, 1962. -164с.

2. Ахметжанов Г.А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в игровом процессе: автореферат. дис. канд. пед. наук._-М., 1986.- 23 с.

3. Бабушкин В.Е. Специализация в спортивных играх.- Киев: Здоровье, 1991.-162 с.

4. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол.- М., 1991.- 87 с.

5. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе.- М., 1976.- 134 с.

6. Ивойлов А.В. Волейбол. -Минск, 1974.

7. Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 230 с.

8. Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов.- М.,1963.- 163 с.

9. Ивойлов А.В. , Герман К.Б., Ахмеров А.К. Волейбол. - М., 1972.- 34 с.

10. Клещев Ю.Н. , Тюлин З.А. Тактическая подготовка волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- 145 с.

11. Клещев.Ю.Н. Волейбол.- М, 2005.

12. Матюшонок М. Г., Турен Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск: Высшая школа, 1975. - 287с.

13. Степанова Е.С. Проблемы юношеского спорта. - М.: ФиС., 1958. - 262с.

14. Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание // Сборник научных трудов. - Свердловск, 1986. - 88с.

15. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972. - 174с.

16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Academia, 2002. - 450с.





СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Фамилия Имя Отчество (полностью) на каз/рус языках

Каюмовке Рафаиль Ильясович

Каюмов Рафаиль Ильясович

Должность

Учитель физической культуры

Организация

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костанай»

Адрес

Ул. Лермонтова 13А кв.41

Телефон раб., сотовый

8-705-66-88-920;

E-mail

[email protected]

Название статьи

Специальная физическая подготовка для волейболистов на первом этапе обучения

Фотография

Специальная физическая подготовка для волейболистов.



© 2010-2022