• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»

«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»

Педагогические технологии школьного обучения и  воспитания, направленные на здоровьесбережение, представляют для нашей школы особый интерес. Работая по теме «Здоровьясберегающие паузы (ЗСП), как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы», коллективом СОШ №7  поставлена цель – достижение здоровья  учащихся естественным путем с учетом их  интересов, природосообразных  возможностей, соматического здоровья и желаний учащихся. Экстремальные климатогеографические услови...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Тема: «Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы»

Руководитель проекта:

Преподаватель физической культуры и спорта СОШ№7

Еремеева Людмила Николаевна.

Квалификационная категория - высшая.


«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 имени И.А.Кобеляцкого

п. Чульман Нерюнгринского района»







Конкурс : «Лауреат премии Международного детского фонда «Дети Саха-Азия»-2014


Проект: «Здоровьесберегающих паузы (ЗСП) как компонент


здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы»


Номинация: «Со спортом по жизни» - за вклад в развитие здорового образа жизни.




учитель физической культуры

Еремеева Людмила Николаевна

Квалификационная категория - высшая





2014год




Педагогические технологии школьного обучения и воспитания, направленные на здоровьесбережение, представляют для нашей школы особый интерес. Работая по теме «Здоровьясберегающие паузы (ЗСП), как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы», коллективом СОШ №7 поставлена цель - достижение здоровья учащихся естественным путем с учетом их интересов, природосообразных возможностей, соматического здоровья и желаний учащихся. Экстремальные климатогеографические условия для проживающих в Республики Саха (Якутия) детей создают дополнительные нагрузки на их растущий организм. Поэтому в данной сложной ситуации необходимы новые технологии сбережения здоровья детей. Альтернативной формой организации физического воспитания, как важнейшего средства сбережения здоровья учащихся стало применение и проведение различных по форме ЗСП. Даже небольшие изменения форм здоровьесбережения превращают их в действенную меру охраны и укрепления здоровья детей, формируют устойчивый интерес к самопознанию их эмоциональных и психических возможностей, реализуют индивидуально типологический подход к ним в процессе физического развития и совершенствования.

На первом этапе: выявлены интересы и ценностные ориентации учащихся, их отношение к здоровому образу жизни. ЗОЖ осуществляется расширением системы знаний и формированием у учащихся отношения ценностей к собственному здоровью.

На втором этапе: предполагаются активные действия учащихся по освоению специально разработанной программы, использование практических умений и навыков в ее реализации, воспитание самодисциплины, самостоятельности, включение в физкультурно-спортивную деятельность.

Третий этап: индивидуализация и совершенствование, которые отражают зрелость реализации долгосрочной жизненной программы с использованием ЗОЖ, процесс самоформирования и самокоррекции, а также передачу приобретенного опыта учениками своему ближнему окружению.

Далее предлагается технология проведения ЗС пауз. Внедрением данной технологии занимался коллектив учителей- предметников СОШ №7, а также творческая группа учащихся.

Всего в данном проекте принимали участие учащиеся с 1х по 11е классы, т.е.100% охвата, в период с 2009 по 2012года и данная работа имеет продолжение.

ЗСП - это пауза, сохраняющая психическое и эмоциональное здоровье учащихся, играющая роль в коррекции и сохранении физического здоровья, а так же восстановления работоспособности при однообразных или утомительных видах деятельности на уроках и внеурочной деятельности.

Содержание, характер, продолжительность и направленность ЗСП зависят от того, после какого вида деятельности и после, какого урока они выполняются, от возрастных особенностей, от рода заболеваний в конкретном классе.

Время проведения ЗСП определяет учитель, исходя из реакции класса - ослабление внимания, проявление беспокойства и разговоров, возбуждения или напротив вялости, снижение работоспособности. ЗСП должна быть радостной, увлекательной для учащихся, давать им мышечную разрядку от неподвижной позы и длительного, устойчивого внимания. При выполнении различных пауз обогащается эмоциональное состояние учащихся, они испытывают чувство радости и подъема от раскованности и свободы при выполнении различных по форме и видам ЗСП. Для восстановления работоспособности и внимания у учащихся, ЗСП в нашей школе проводятся на 20-й минуте 45 минутного урока.

При проведении ЗСП ставятся задачи:

повышение эмоционального самочувствия учащихся, которое способствует успешному восприятию учебного материала;

снятие у учащихся утомляемости и отрицательного влияния на здоровье от длительной рабочей позы;

смена вида деятельности для учащихся с целью сохранения психического и физического здоровья (при условии системного и целенаправленного применения ЗСП).

В проекте по сохранению здоровья актуальными считаем следующие положения:

формирование у учащихся здорового образа жизни через проведение ЗСП;

формирование положительной мотивации к ведению здорового образа жизни.

При проведении ЗСП, которые способствуют сохранению психического и эмоционального здоровья, восстановлению работоспособности, учитывается настроение учащихся. Многообразие форм и методов, комфортность при выполнении ЗСП, возникающие при этом положительные эмоции приобретают роль побудителей к систематическим нагрузкам, позволяющим выйти учащимся на более высокие показатели, содействующие укреплению здоровья. Продолжительность проведения пауз 1-2 минуты, в зависимости от вида, выполняется стоя между рядами или сидя за партами в комфортной для учащихся позе.

С учетом обозначенных заболеваний, которые наиболее часто встречаются в нашей школе, разработаны различные формы и методы проведения ЗСП.

Музыка и звук - используются наиболее часто, так как музыка оказывает благотворное влияние на психическое и эмоциональное состояние, стимулирует мыслительную деятельность, повышает работоспособность, побуждает учащихся к физическим действиям. При использовании данной паузы повышается творческая, энергетическая и мозговая функции. Снимаются головные боли, вызванные стрессом и нервными расстройствами.

Массаж - при проведении ЗСП применяется точечный массаж, которому учащихся обучает школьная медицинская сестра. Разработанные комплексы точечного массажа используются при утомлении, для профилактики заболеваний органов дыхания, при головной боли и как антистрессовый массаж. Исследования доказали пользу массажа, он способствует снятию беспокойства, депрессии и эмоционального стресса, усиливает реакцию иммунной системы.

Релаксация - это система расслабляющих упражнений по контрасту с напряжением. Основные задачи - снять напряжение с нервной системы, успокоить, расслабить, то - есть научить учащихся саморегуляции, улучшить работоспособность - значит настроить учащихся на предстоящую работу.

Физкультурные минутки на уроках - являются одним из методов коррекции и стабилизации физического здоровья, а оно в свою очередь зависит от многих факторов, важнейшим из которых является психическое состояние учащихся. Длительное воздействие регулярных занятий физическими упражнениями оказывает положительное влияние на характер учащихся, улучшает их здоровье, повышает иммунитет к болезням, они становится более общительными. Оздоровительная физкультура направлена на расширение физиологических систем в соответствии с возрастом учащихся, а также на резервные возможности их организма, на формирование потребности в ежедневных, интересных физических упражнениях, на коррекцию и стабилизацию здоровья учащихся.

Одним из распространенных заболеваний у школьников СОШ №7 являются различные отклонения в работе зрительного анализатора (миопия). Предлагаемый комплекс ЗСП включает в себя упражнения, которые снимают утомление с глаз, предупреждают развитие близорукости и дальнозоркости, укрепляют глазодвигательные мышцы, активируют кровообращение.

Основным заболеванием опорно-двигательного аппарата, является нарушение осанки - это сколиозы, лордозы, кифозы. Активные физические упражнения улучшают снабжение мышц и костной ткани кровью, уменьшают количество соединительных жировых тканей, увеличивают количество мышечных волокон.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) физические упражнения активизируют тканевый обмен, благодаря чему улучшается питание тканей и органов, повышается общий тонус организма, улучшается кровообращение.

Для профилактики заболеваний системы дыхания в комплекс ЗСП включены упражнения, оказывающие обще тонизирующие воздействие, улучшающие функции всех органов, оказывающие активизирующее влияние на дыхание. В комплексе используются упражнения умеренной интенсивности. Для того чтобы не нарушить ритмичность дыхания, все упражнения скорректированы с выполнением движений на вдох и выдох.

Все комплексы ЗСП (их более15) разработаны с учетом профилактики основных заболеваний и проводятся на различных этапах урока для всех возрастных групп школьников. Эффект достигается в том случае, если они выполняются в системе, с соблюдением всех рекомендаций, а самое главное с желанием и положительной мотивацией.


Работа по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся, началась с изучения анализа причин, вызывающих различные заболевания, затем был разработан и проведен мониторинг уровня здоровья учащихся. К основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания глаз и его придаточного аппарата, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные нарушения психики. За исследуемый период наблюдаем снижение уровня заболеваемости по отдельным видам заболеваний. (см.таб.№1)

Таблица№1

Заболевания

Количество детей %

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Миопия

7,7

7,6

7,3

Опорно-двигательный аппарат

8,1

7,9

7,1

Желудочно-кишечный тракт

4,5

4,1

3,9

Дыхательная система

3,8

3,5

3,0

Значительные изменения наблюдаются в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, здесь наиболее выражено снижение уровня заболеваемости с 8,1 % до 7,1 %, благодаря системе мер применяемых на всех уроках, соблюдения всех методические рекомендаций при проведении ЗСП. Профилактические меры миопии снимают утомление с глаз, предупреждают развитие близорукости и дальнозоркости, укрепляют глазодвигательные мышцы, активируют кровообращение.

таблица № 2

Год исследования

Группы здоровья %

первая

вторая

третья

2011-2012

21

52

27

2012-2013

21

50

29

2013-2014

21

46

33

К сожалению, дети, обучающиеся в нашей школе, не отличаются высоким уровнем здоровья. Анализ групп здоровья дает сведения о количестве здоровых детей (см.табл.№2).

К первой группе здоровья относятся дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющим функциональных отклонений, за три года количество учащихся, отнесенных к этой группе, не изменилось - оно осталось на уровне 21%.

Ко второй группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеют место некоторые функциональные и морфологические изменения.

В третью группу включены дети с разной степенью выраженности патологического процесса, при переходе детей из класса в класс увеличилось число детей с 3-й группой на 1%.

Физическое развитие является одним из критериев здоровья учащихся. Характеристикой здоровья служит определенное соотношение параметров физического развития, прежде всего это касается соотношения массы и длины тела.(см. табл.№3)

В цепочке 7-8-9-10- класс первые результаты показали, что с увеличением нагрузки и продолжительностью обучения возрастает дефицит массы тела.

На физическое развитие учащихся оказывают влияние постоянно протекающие процессы общего характера, региональные факторы, связанные с климатогеографическими, социальными и другими условиями. Эти факторы влияют на спад массы тела с показателями нормы. Но все острее встает проблема детей с лишней массой тела, это примерно 4% учащихся в нашей школе. Предполагаем, что расширенный двигательный режим будет способствовать нормализации массы тела в соответствии с нормой.

таблица №3

Год исследования

Масса тела в %

норма

дефицит

избыток

2011-2012

46,7%

50%

4,3%

2012-2013

51,9%

44%

4,1%

2013-2014

47,2%

49%

3,8%

Позитивная динамика, отражающая отношение учащихся к проведению ЗСП.

Проведя данную работу по здоровье сбережению, получили результаты, где практическую часть тестирования составили фактические измерения физической подготовленности и физического развития учащихся. (см.график№1)«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»

Исследование динамики физической подготовленности в течение трех лет свидетельствует, что расширенный двигательный режим позитивно влияет на показатели умственной работоспособности учащихся. Уровень физической подготовленности в %-м соотношении хорошо иллюстрирует график №1. Хороший уровень ФП вырос с 23% до 56%, хотя преобладает средний уровень физической подготовленности в период проведения данного проекта.





Динамика самочувствия (график №2)

«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»

На начальном этапе исследования видно, что в течение учебного дня, от урока к уроку шло ухудшение самочувствия (см. гр. №2). Постепенно уровень снижения самочувствия в процентном соотношении улучшается, что дает основание полагать правильность выбора ЗСП, а также принятие учащимися этой не простой работы. Мы видим в % соотношении рост улучшения самочувствия у учащихся с 45% в 2011г, до 83% в2014г

Динамика эмоционального состояния (график №3)«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»

В начале проведения эксперимента применение ЗСП на уроках у большинства учащихся вызывает раздражение (см гр. №3). В последующие годы происходит переоценка взгляда на проведение данных пауз, ровное восприятие преобладает над раздражением, хотя среди опрошенных старшеклассников количество учащихся испытывающих раздражение довольно высоко. В тоже время самочувствие у них после проведения ЗСП улучшается. Ровное восприятие ЗСП в 2011г составляет 59%, а в 2014г уже 84%.






Динамика настроения (график №4)


«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»

По мере проведения ЗСП идет улучшение настроения учащихся (см. гр. №4). В последние годы исследования только у 3х % периодически происходит снижение настроения, но это нельзя полностью относить только на проведение ЗСП. Настроение у данной категории учащихся может снижаться и по другим субъективным причинам. Динамика свидетельствует о росте настроения, в 2011г-44%, 2013-62%, 2014-81%.


Динамика эмоций (график №5)«Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьес-берегающих технологий в образовательном процессе школы»

Момент проведения ЗС пауз способствует улучшению настроения учащихся, что вызывает положительные эмоции (см.гр. №5). В нашем эксперименте положительные эмоции преобладают, даже нейтральные постепенно переходят в категорию положительных эмоций. Таким образом, применение ЗСП во время учебного процесса положительно влияет как на настроение, так и на эмоциональное состояние учащихся.

Начиная экспериментальную работу, предполагалось, что она будет своевременной программой профилактических мер в укреплении и сохранении здоровья учащихся, и станет одной из альтернативных форм здоровьесбережения, наряду с другими профилактическими мероприятиями, что это даст возможность повысить уровень психического и физического здоровья. Последние данные опроса учащихся нашей школы «Отношение к собственному здоровью» показывают:

85% учащихся считают, что вопросы здорового образа жизни совпадают с их интересами;

84% школьников говорят, что они могут нести ответственность за свое здоровье;

у 81% учащихся повысилась мотивация потребности в укреплении здоровья;

98% учащихся считают атмосферу на уроках положительной

89% полагают, что улучшился уровень общения между родителями - детьми - учителями.

В процессе работы по программе здоровьесбережение, основным результатом должно быть сохранение физического и психического здоровья учащихся.

Реализуя программу здоровьесбережения видно, что при создании соответствующих условий ученик сам может стать творцом своего физического и психического совершенства, а также телесного здоровья.

В течение трех лет экспериментальной работы по теме: «Здоровьесберегающие паузы (ЗСП), как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы» наблюдается тенденция улучшения физической работоспособности учащихся, а так же повышение уровня соматического и эмоционального здоровья. Результативность эксперимента проявляется в стойком повышении уровня психической сферы учащихся. У учащихся появилась целеустремленность, уверенность, оптимизм. Они стремимся к самовыражению, самосовершенствованию, у них образовалось умение организовывать себя на достижение поставленной цели. Они гораздо успешнее справляются с программным материалом, хорошо сдают контрольные нормативы.

Предварительные итоги позволяют полагать, что используемая технология здоровьесбережения обеспечивает сознательное выполнение учащимися действий, направленных на формирование и реализацию внутренней мотивации двигательной активности, на сохранение и укрепление здоровья.











Материалы, иллюстрирующие опыт работы по описанной технологии (фрагменты).

1.1. Комплекс физминуток с учетом основных заболеваний учащихся.

  1. На сохранение и коррекцию зрения
    Исходное положение - О.С. (основная стойка) или сидя. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде его необходимо многократно передвигать вправо, влево, вниз, вверх, неотрывно следя за ним глазами. (10-15 сек) Укрепляет глазные мышцы, тренируются и массируются хрусталики, улучшается кровообращение и питание глаз.

  2. Пальчиковая гимнастика.
    И.П.(исходное положение) - сидя, кисти в кулак, затем с напряжением их разгибать с разведением пальцев врозь.

  3. Дыхательная гимнастика.
    И.П. - стоя, стопы ног врозь, руки перед грудью, кисти сжать в кулак. На счет 1-4 глубокий медленный вдох, с напряжением руки в стороны, предплечье вниз до ощущения чувства тяжести. 5-6- выдох, опустить руки, ощутить чувство легкости и свободы.

  4. На снятие общего мышечного утомления.
    И.П. - ноги вместе, в коленях полусогнуты, руки опущены вдоль туловища. Поднять согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вниз. Медленно выполнить круговые движения рук перед грудью вперед, в стороны, назад, имитируя движения рук при плавании брасом. Выполнить 8-10 круговых движений в горизонтальной плоскости. Руки при движении не опускать. Все движения выполнять плавно, не спеша, с максимальным расслаблением мышц.

  5. На коррекцию осанки.
    И.П. - стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 - правую ногу вперед на носок, 2- полуприсед на двух ногах с поворотом коленей налево, слегка прогнувшись в пояснице; 3 - передавая тяжесть на левую ногу, правую вперед на носок; 4 - приставить правую ногу к левой на И.П.









1.2.Комплекс массажа при утомлении.

1. «Успокой уставшие глаза» - точечный массаж точек края бровей, расположенных ближе к носу.

2. «Успокой шею» - массаж точки в середине подбородка.

3. «Сними напряжение» - массаж точки под носом над верхней губой.

4. «Полечим плечи» - массаж внешней стороны мизинца.

5. «Улучшим настроение» - массаж точки у основания кисти.

6. «Снимем тяжесть с сердца» - массаж точки в центре ладони напротив среднего пальца.

7. «Повысим тонус» - массаж большого пальца ноги.

Комплекс массажа для профилактики заболеваний органов дыхания и слизистой оболочки.

1. Круговые надавливания пальцами точек возле крыльев носа;

2. Круговые надавливания точек у основания бровей;

3.Массаж точки на внешнем сгибе локтя.

4. Массаж точки у основания между большим и

указательным пальцами правой руки.

Массаж при головной боли.

1. Поглаживание шеи - головы - шеи;

2. Разминание шеи - головы - шеи;

3. Постукивание пальцами по шее, затылочной части головы и снова шеи.

1.3.Рекомендации по использованию факторов, способствующих позитивным изменениям в состоянии здоровья (фрагмент)

Для учащихся, имеющих заболевания органов зрения.

  • комплекс специальных упражнений на укрепление глазной мышцы;

  • комплекс упражнений на улучшение зрение;

  • изменение посадки в классе (не менее 1 раза в четверть):
    а/ 1четверть - 2 ряд, 1 парта,
    б/ 2 четверть - 1 ряд, 3 парта,
    в/ 3 четверть - 3 ряд, 2 парта,
    г/ 4 четверть - 2 ряд, 3 парта.

  • выполнение уроков дома при освещении справа;

  • применение конторки (начальное звено) во время 2,4,6, уроков по 15-20мин.

  • создание комфортного эмоционально - психологического климата на уроках;

  • ограничение нагрузки на уроках физкультуры (индивидуальная нагрузка, группа здоровья 3);

  • посещение занятий в группах лечебной физкультуры 2 раза в неделю;

  • контроль за правильным и регулярным диетическим питанием в школьной столовой после 3 или 4 урока;

  • употребление в пищу продуктов, содержащих витамин А, каротин.

  • соблюдение светового режима в школе и дома.


1.4. Звуковая гимнастика для стимулирования микроциркуляции (фрагмент).

  • Звук «В» стимулирует микроциркуляцию крови в области лица, гайморовых пазухах. Надо добиться ощущения вибрации в этой области, для тактильного ощущения вибрации держите ладонь на расстоянии 5-10 см. от губ. глаза закрыты)

  • Звук «З» стимулирует микроциркуляцию крови в области головы и шеи. Ладонь одной руки положите на шею спереди. Для маленьких детей упражнение можно назвать «комарик»: кисти рук поднести к плечам, и произнести звук «з», махать крылышками.

  • Звук «Ж» стимулирует микроциркуляцию крови в области грудной клетки. Это упражнение эффективно при мокроте в бронхах. Ладони сложены на груди спереди и мягко надавливают на неё.

  • Звук «М» улучшает микроциркуляцию крови и обмен веществ в области грудной клетки, солнечного сплетения и диафрагмы. Произнося этот звук, ладонь положите на область солнечного сплетения.

1.5.Физические упражнения при заболевании гастрит (фрагмент)

  1. Стоя спиной к стене, руки поднять через стороны вверх.

Подняться на носки - глубокий вдох, посмотреть на руки, расслабиться,

Руки свободно опустить вниз, потряхивая кистями - выдох.

  1. Глубокий выпад правой ногой вперед, руки вверх, прогнуться в грудной

части позвоночника. Тоже с другой ноги.

3.Стойка ноги врозь, руки вверх. Наклон вперед, касаясь руками пола.

Выпрямляясь, прогнуться назад. Наклон вправо, затем влево.

4.Широкая стойка, ноги врозь, руки вверх. Круговое движение туловищем вправо на 4 счета, затем влево.










Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 имени И.А.Кобеляцкого

п. Чульман Нерюнгринского района»


Отзыв на работу по теме:

«Здоровьесберегающих паузы (ЗСП) как компонент

здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы»

учителя физической культуры Еремеевой Людмилы Николаевны

В проекте по здоровьесбережению разработанным под руководством Людмилы Николаевны и проводимом учителями предметниками СОШ №7, а также творческой группой учащихся, последовательно и глубоко раскрывается значимость здоровьесберегающих пауз (ЗСП) в процессе обучения. Сохранение здоровья обучающихся - приоритетное направление общеобразовательной школы №7, которая является Республиканской экспериментальной площадкой (приказ Министерства образования РС (Я) № 01-16/1076 от 20.04.2011 года).

Цель данного проекта, формирование культуры здоровья учащихся. Этого можно добиться, если ученик принимает ценности здоровьесбережения, если он заинтересован и мотивирован на сохранение своего здоровья.

Использование здоровьесберегающих пауз (ЗСП) в системе способствует снятию утомляемости на уроке, повышению работоспособности, комфортности, сохранению психического здоровья, которое является самым важным элементом сохранения здоровья.

Ценность работы Людмилы Николаевны в том, что она описывает виды здоровьесберегающих пауз, которые могут быть использованы в работе педагогов любой школы, так как носят доступный характер и имеют научное обоснование. Большое значение имеет разнообразие методов применяемых при проведении ЗСП. Персонализация информации, т.е. обращение к конкретному ученику, усиливает значимость данного проекта, делает его более удобным для восприятия. Информация ценностного характера в проекте преподносится с ярко выраженным личностным отношением, в доступной для понимания учащихся форме. Затрагиваются сокровенные чувства детей, с учетом уникальности представлений их о своем здоровье.

При создании оптимальных условий и системы в работе по данному проекту наблюдается положительная динамика в укреплении и сохранении здоровья обучающихся, успешно формируется устойчивая мотивация, направленная на сохранение и коррекцию эмоционального и физического здоровья.

Работа по здоровьесбережению в первую очередь вызывает заинтересованность у учащихся и родителей, которые вполне понимают и принимают значимость и ценность данного проекта и являются союзниками школы.

Данная работа представляет ценный опыт, как для педагогов физической культуры, так и учителей - предметников, потому что способствует укреплению психического и формированию соматического здоровья обучающихся, а данная категория работников является проводником проекта по здоровьесбережению.

Проект; «Здоровьесберегающие паузы (ЗСП) как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы» рекомендуется для обобщения и реализации в общеобразовательных учреждениях любого типа.

Директор СОШ №7 В.И.Чеснокова


© 2010-2022