• Преподавателю
  • Физкультура
  • Доклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

Доклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье– это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается  разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией. По современным представлениям, достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта. «Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процес...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Доклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культуройДоклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

ГУ «Средняя школа №19 отдела образования акимата города Костаная»



Доклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой


Доклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой


Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой


Модель системы работы учителя физической культуры Кулак С.И.

Доклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой


Доклад на тему Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

г. Костанай, 2013 г.

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования

здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией. По современным представлениям, достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.

«Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства».

В практическом отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности - трудовой, военной, общественной. В единстве с другими видами воспитания физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

В настоящее время ведётся много разговоров о состоянии здоровья детей нашей страны, о необходимости улучшения физического воспитания школьников, о важности для них систематических занятий физической культурой. Катастрофически уменьшается число здоровых детей, их 1-4% от общего количества. На 30-50% увеличилось число детей с патологией эндокринной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой системы, с аллергией и злокачественными заболеваниями. В 2 раза увеличилось количество психосоматических расстройств. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. И сейчас, как никогда, наиважнейшей задачей школы стала концентрация усилий педагогического коллектива и родителей для формирования здорового образа жизни ребёнка.

Решение поставленной задачи возможно при активной деятельности самого ребёнка, так как заставить работать на себя свои собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума.

Исходя из этого, целями моей педагогической деятельности являются:

  • формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

  • пропаганда и поощрение здорового образа жизни;

  • создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.


Для решения поставленных целей я определила задачи:

Образовательные





Обучать жизненно-важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и способностей ребенка



Формировать специальные теоретические знания







Воспитательные




Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физической культурой

Формировать личностные качества школьников через воспитание патриотизма, чувства товарищества, взаимоуважения, честности,

ответственности за свои поступки











Оздоровительные





Формировать у детей установку на здоровый образ жизни:

оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных привычек

Укреплять

здоровье,

содействовать нормальному физическому

развитию

Развивать жизненно-важные физические качества: выносливость, силу, координацию

и др.








Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации - основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.

Рассмотрим подробнее компоненты мотивации к занятиям физической культурой (см.таблицы 1-3):


Компоненты мотивации к занятиям физической культурой


Таблица 1

Образовательный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на образовательный компонент

(что будет знать и уметь обучающийся)

1.

Физические упражнения, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Знать:

  • средства формирования правильной осанки;

  • средства формирования правильной стопы;

  • методы управления своим двигательным аппаратом.

Уметь:

  • выполнять упражнения, направленные на формирование правильной осанки и стопы; на развитие движений всех частей тела;

  • осуществлять контроль за соблюдением правильной осанки и постановки стопы при ходьбе

2.

Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей

Знать: координационные, скоростные и силовые способности и их значимость для жизнедеятельности организма.

Уметь:

  • различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц;

  • осуществлять контроль за состоянием гибкости, телосложения

3.

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

Знать:

  • значимость внимания, восприятия, ориентирования для овладения движениями и двигательными действиями;

  • теорию об основных системах организма, обеспечивающих здоровье и движение;

  • формирование способностей идеомоторного представления движений, аутотренинг.

Уметь:

  • переключать внимание;

  • ориентироваться во времени, пространстве, ситуации;

  • формировать двигательное мышление, воображение;

  • управлять напряжением и расслаблением мышц;

  • овладевать способами релаксации за счет дыхания и мышечного расслабления

4.

Закаливание

Знать: активные средства закаливания (солнце, воздух, вода).

Уметь: самостоятельно применять простейшие процедуры

5.

Массаж (самомассаж)

Знать:

  • движения производят по ходу тока крови;

  • нельзя массировать лимфоузлы.

Уметь: владеть простейшими приемами массажа

Решение образовательных задач я вижу в овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и способов физкультурной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Образовательный компонент помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни.

Таблица 2

Воспитательный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на воспитательный компонент

(что будет уметь обучающийся)

1.

Физические упражнения, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Уметь: держаться свободно, естественно, красиво; развивать организованность, дисциплинированность

2.

Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей

Уметь: преодолевать физические трудности; проявлять волевые качества; снижать эмоционально-психическую напряженность; своевременно находить и принимать обдуманные решения

3.

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

Уметь: утверждать нравственные нормы в различных ситуациях физкультурной деятельности; сосредотачивать внимание длительное время

4.

Закаливание

Уметь: положительно влиять на психоэмоциональную сферу школьника

5.

Массаж (самомассаж)

Уметь: оказывать тонизирующее влияние на центральную нервную систему

Убеждена, что воспитательный компонент физического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых обучающимися как в учебной, так и физкультурно-спортивной деятельности.
























Таблица 3

Оздоровительный компонент физического воспитания

Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на оздоровительный компонент

1.

Физические упражнения, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Приобретение обучающимися стойких структурных основ осанки: предотвращение дефектов осанки; укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника; укрепление мышц стопы; двигательного аппарата; регулирование аппарата; регулирование роста костей, мышц, связок

2.

Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей

Развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата; предупреждение и устранение изменений мышечной напряженности; совершенствование функций вестибулярного аппарата; сопротивление утомляемости при разнообразных видах двигательной деятельности

3.

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

Развитие уравновешенности, подвижности нервной системы, нервных процессов возбуждения и торможения

4.

Закаливание

Повышение защитных сил организма обучающихся к воздействию неблагоприятных факторов; улучшение обмена веществ; укрепление иммунной системы организма

5.

Массаж (самомассаж)

Повышение подвижности связочного аппарата, улучшение циркуляции крови и лимфы, обменных процессов, профилактика заболеваний

Оздоровительную направленность средств физического воспитания можно реализовать через укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, раскрытие резервных возможностей человека.

Применение рассмотренных компонентов в процессе физического воспитания, прежде всего, нацелено на развитие психических и познавательных, а затем и физических способностей.

В своей работе опираюсь на труды основоположника научной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафта, педагогов-новаторов: Б.П.Никитина и Л.А.Никитину, В.И.Ляха; С.И.Петухова.

Для успешного обучения физической культуре во взаимоотношениях с детьми руководствуюсь принципами гуманистической педагогики:


  • каждый ребёнок - это личность;

  • каждый ребёнок - это индивидуальность;

  • каждый ребёнок имеет право на ошибку.


Придерживаясь этих принципов, формирую у обучающихся всех возрастов различные спортивные и личностные качества, которые отражены в таблице 4:


Таблица 4

Спортивные и личностные качества воспитанника



Возрастные группы




Спортивные качества



Личностные качества







Младшие школьники


  • интерес к спорту, формирование спортивного коллектива


  • чувство товарищества

  • честность

  • бережливость

  • трудолюбие





Подростки

9-12 лет


  • ведение здорового образа жизни

  • развитие выносливости, силы и координации


  • толерантность

  • уважение к чужому мнению

  • интерес к людям

  • инициативность








Подростки 13-16 лет



  • владение стратегией, тактикой и техникой игры


  • устойчивая потребность в здоровом образе жизни


  • гражданственность, патриотизм

  • способность к самосовершенствованию

  • мобильность

  • коммуникабельность

  • надежность

  • ответственность

  • креативность

  • умение противостоять негативным воздействиям социальной среды

  • подготовка к службе в армии

На каждом этапе развития школьников воспитываю не только вышеперечисленные качества, но и развиваю навыки ведения здорового образа жизни, привлекая школьников к занятиям физической культурой. Чтобы эта работа была более эффективной, создана определенная система физического воспитания. Она состоит из трех структурных блоков:

  1. Организационные формы.

  2. Методы физического воспитания.

  3. Взаимодействие школы с физкультурно-оздоровительными организациями города.







Система физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья обучающихся

Организационные формы

Учебные занятия

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы

Внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия



    • гимнастика до занятий

    • физкультпаузы и физкультминутки на уроках

    • подвижные игры на переменах

    • динамические паузы

    • уроки физической культуры

    • секции ОФП

    • спортивные секции


    • школьные соревнования

    • соревнования по видам спорта

    • спортивные праздники

    • Дни здоровья



Методы физического воспитания

Тренировки

Соревнования

Контроль, самоконтроль

Теория

Упражнения

Закаливание

Игры


Взаимодействие школы с физкультурно-оздоровительными организациями города




Городской центр ЗОЖ

Школьная психолого-педагогическая служба






Бассейны города

Спортивные комплексы города

Стадионы города

  • Городские учреждения дополнительного образования

    Спортивные секции в школе:

    • баскетбол

    • волейбол

    • гандбол







Спортивно-оздоровительные клубы


В основе данной системы физического воспитания лежит следующее:

  • оценка результатов тестов по типологическим шкалам;

  • оценка успеваемости по всему комплексу показателей физического развития и двигательной подготовленности (с учетом соответствия результата возрастно-половому типологическому нормативу и годичной динамики результатов);

  • типологически адекватный режим тренировки «Навстречу природе» (принцип природосообразности);

  • регулярное информирование учеников и их родителей о результатах тестирования и оценки физического состояния.

Появится ли у детей уважение к предмету, разовьется ли в детском сознании потребность заботиться о своём физическом здоровье, станет ли для них физическая культура частью их личности, зависит от работы учителя на уроке.

В связи с этим выдвигаются следующие требования к современному уроку физической культуры:

  • внедрение диагностики и комплексного контроля за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся;

  • включение в урок теоретической части и домашнего задания;

  • учет уровня мотивации обучающихся при определении содержания урока (особенно в старших классах);

  • создание здорового психологического климата на уроках за счет учета индивидуальности учащихся.

В результате сложились основные направления в работе, главным из которых является формирование физического здоровья каждого ученика через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников.

Современный школьник систематически недополучает необходимый объём моторики. Существуют определённые гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников (по А. Г. Сухареву), таблица 5.

Таблица 5


Возрастные группы

Локомоции (тыс.шагов)

Величина энергозатрат (ккал/сут.)

Продолжительность двигательной активности (ч.)

Младшая

(мальчики и девочки)

15-20

2500-3000

3,0-3,6

Средняя (мальчики и девочки)

20-25

3000-4000

3,6-4,8

Старшая:

юноши


25-30


3500-4300


4,8-5,8

девушки

25-30

3000-4000

3,6-4,8

Государственные программы физического воспитания чётко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций. В физическом воспитании учащихся следую принципу: движение навстречу природе, иными словами - принципу природосообразности. Это означает, что дети на уроках получают такие задания, выполнение которых становится для них приятным и интересным благодаря совпадению с биологической ориентацией организма. Так, например, для детей астено-торакального телосложения предлагаю задания, требующие выносливости: длительный бег, другие не очень интенсивные, но продолжительные упражнения. Для детей дигестивного телосложения, напротив, интересны задания, связанные с проявлением силы, так как в этом они чувствуют своё превосходство или хотя бы равенство с остальными учениками. Для детей мышечного телосложения естественны движения скоростно-силового характера.

Именно эти типы двигательных заданий должны занимать большую часть времени урока, отведённого на развитие двигательных качеств.

Принцип «движение навстречу природе» полностью оправдывает себя. Результаты во всех двигательных тестах выросли примерно в два раза. Кроме того, у всех учащихся, независимо от их телосложения и режима нагрузки, значительно выросла выносливость.

Не вызывает сомнений, что результативность системы проявляется в стойком повышении уровня физического здоровья учащихся всех классов, у таких учеников появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, формируется умение организовывать себя на достижение поставленной цели.

В течение последних лет для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках физической культуры теоретические сообщения. Теоретическим сведениям уделяю 2-3 минуты и в течение каждого занятия: это могут быть краткие сообщения из истории спортивных игр, о возникновении новых видов спорта, о спортивной жизни страны и мира.

Использование системы в работе дает возможность получить результаты и во внеурочной деятельности. Завоевав авторитет детей, привив им любовь и интерес к занятиям физической культурой, развив у них такие необходимые качества, как скорость принятия решения, выносливость, морально-волевые качества, подготовил почву для занятий по футболу (мальчики 3-4 кл.) и волейболу (девушки 6-11 кл.)

Улучшать физическую подготовленность учащихся, создавать потребность в здоровом образе жизни, развивать личностные и спортивные качества подростков - основа взаимосвязи урочных и внеурочных форм занятий, домашних заданий, активного участия учащихся в спортивно-массовых мероприятиях школы, города, области. В результате этого взаимодействия укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов.

Своей главной задачей считаю не только научить обучающихся правильно двигаться, выполнять набор упражнений, но и понимать, как законы природы преломляются в его собственном теле, определяют его здоровье и работоспособность и как средствами физической культуры можно в течение всей жизни поддерживать организм в наилучшей форме.

Основная идея моей работы сводится к утверждению валеологических принципов в школьной жизни, к руководству всей системой поддержки и укрепления здоровья обучающихся.



© 2010-2022