Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции по баскетболу для детей 10-14 лет

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Пионерская средняя школа им. М.А. Евсюковой»






ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

спортивной секции по баскетболу


программа рассчитана на детей 10-14 лет,

срок реализации 3 года



Учитель физической культуры

Исанбаева Юлия Викторовна









п. Пионерский, 2015 год

I. Пояснительная записка

Учебная программа спортивной секции по баскетболу составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 № 329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Устава краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Камчатский дворец детского творчества».

Баскетбол - спортивная командная игра. Систематические занятия баскетболом благоприятно влияют на укрепление здоровья и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).

С самого начала занятий данным видом спорта дети, а в данном случае студенты, начинают осознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм поведения, укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды.

Основополагающие принципы построения программы.

- комплексность (предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

- преемственность (определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высокого спортивного мастерства, чтобы обеспечить в дальнейшем многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности).

- вариативность - предусматривает, в зависимости от уровня физической подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

Максимальный численный состав группы определяется полезной площадью спортивного сооружения, общепринятыми санитарно-гигиеническими нормами и требованиями техники безопасности, однако не может превышать двукратного минимального количества обучающихся.

Количество обучающихся в группе 15 человек в возрасте 10-14 лет. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Годовой цикл обучения 216 часов.

Соревновательный период является необходимым условием подготовки обучающихся, помогающий скорректировать учебно-тренировочный процесс согласно результатов соревновательной деятельности.

Основными задачами соревновательного периода являются - повышение достигнутого уровня тренированности, совершенствование техники и тактики игры, проведение анализа игровых ситуаций и исправление тактических и технических ошибок.


Методы обучения

Используемые на занятиях методы обучения подразделяются на три группы:

- словесные: рассказ, объяснение, указание, беседа, разбор, анализ игровых действий и результатов;

- наглядные: показ спортивных упражнений и их элементов, демонстрация кино-видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных стендов, плакатов.

Так же к наглядным методам относятся методы ориентирования: линии разметки, переносные стойки, ориентиры на щите, зрительные и звуковые сигналы;

- практические: базируются на активной двигательной деятельности обучающихся, включают в себя обучение технике и тактике игры в баскетбол.


Формы организации учебного занятия


Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На учебных занятиях по баскетболу используются несколько форм организации занимающихся: фронтальная, поточная, проходная, форма круговой тренировки и индивидуальных занятий.

При фронтальной форме проведения занятия упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.

При поточной форме предполагается выполнение одного и того же задания одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну шеренгу.

При проходной форме выполняются упражнений при передвижении обучающихся одновременно, используя всю площадь спортивного зала.

Для групповой форме характерно распределение обучающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.

При применении формы круговой тренировки распределение учащихся по группам проходит в зависимости от их спортивной подготовки, разнонаправленные задания выполняются на специально отведенных участках (станциях) в определенной последовательности, смену станций производят через заданные интервалы времени с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами.

Форма применения индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником.

Выбор формы организации обучающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени поставленных решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятия, наличия в достаточном количестве спортивного инвентаря.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

- спортивный зал;

- баскетбольные мячи по количеству детей;

- баскетбольные щиты с кольцами;

- медицинбольные мячи;

- скакалки по количеству обучающихся;

- стойки;

- гимнастические палки;

- обручи;

- гимнастические маты;

- учебные, магнитные доски, магниты;

- иллюстративный материал.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Этап начальной подготовки: 1 год обучения. Данный этап включает в себя общефизическую подготовку, начальные навыки технической и тактической подготовки. Количество обучающихся в группе - 15 человек, в возрасте от 10 до 14 лет. Дети первого года обучения занимаются 4 часа в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут. Годовой цикл обучения 144 часа.

Учебно-тренировочный этап: 2 и 3 год обучения. Данный этап включает в себя более глубокое изучение тактико-технических действий с мячом и без мяча. Количество обучающихся в группе 2 года обучения - от 12 до 15 человек, 3 года обучения - от 10 до 12 человек в возрасте от 10 до 18 лет. Количество часов в неделю: 2 года обучения - 6 часов, 3 года обучения - 9 часов в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут. Годовой цикл 2 года обучения - 216 часов, 3 года обучения - 324 часа.

Этапы обучения различаются ставящимися задачами и объёмом полученной информации и требованиями к качеству её усвоения. Запись в секцию баскетбола проводится по желанию детей, предоставлению медицинской справки и заявления от родителей. Состав группы зависит от степени подготовленности детей и их возраста. При необходимости могут формироваться разновозрастные группы. Распределение учебного времени по темам является примерным и может корректироваться педагогом в зависимости от уровня подготовленности детей.

Цель: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, создание условий для сплочения ребят в дружный коллектив.

Задачи:

  1. Обучать основам техники и тактики игры.

  2. Формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

  3. Укреплять здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию.

  4. Воспитывать волевые качества: целеустремлённость, решительность, выдержку, самообладание.

  5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

  6. Развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скоростные качества.

Способы проверки реализации данной программы:

  1. тематический

(осуществляется с помощью вопросов в конце изученной темы, а также с помощью тестовых заданий, билетов);

  1. текущий

(беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного);

  1. итоговый (контрольный)

(соревнования, выставки и т.д.);

  1. тестирование

(по правилам соревнований);

  1. задания по карточкам

(выполнение упражнений на практике);

  1. тесты по ОФП

(в начале года и в конце года);

  1. контрольные нормативы

(прилагаются к программе).

В результате реализации данной программы учащиеся овладевают:

  1. информационным компонентом

(знания об истории спортивной игры баскетбол; правила соревнований по баскетболу; умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий);

  1. операционным компонентом

(овладевают основами техники спортивной игры; тактики игры как в защите, так и нападении; приобретают соревновательный опыт, путём участия в соревнованиях);

  1. мотивационным компонентом

(повышают уровень разносторонней физической и функциональной подготовленности; развивают и совершенствуют специальную физическую подготовку).




Методическое обеспечение

1-го года обучения


Учебно-тематический план 1 года обучения


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

(инструктаж по Т.Б., знакомство с коллективом, культура общения, обсуждение программы 1 года обучения, знакомство с историей баскетбола)

2

-

2

2

Физическая подготовка

Тема № 1 Комплекс упражнений № 1 на грудной отдел.

Тема № 2 Комплекс упражнений № 2 на плечевой пояс и туловище.

Тема № 3 Комплекс упражнений № 3 для ног.

Тема №4 Комплекс упражнений № 4 для мышц стопы.

Тема № 5 Комплекс упражнений № 5 виды бега.

Тема № 6 Контрольное занятие. Приложение № 1

2

20

22

3

Техническая подготовка

Тема № 1 Ловля мяча на месте.

Тема № 2 Передача мяча.

Тема № 3 Броски мяча.

Тема № 4 Ведение мяча.

Тема № 5 Обманные движения (финты).

Тема № 6 Подбор мяча.

Тема № 7 Введение мяча в игру.

Тема № 8 Контрольное занятие. Приложение № 2

6

81

87

4

Тактическая подготовка

Тема № 1 Индивидуальные действия с мячом.

Индивидуальные действия без мяча.

Тема № 2 Групповые действия с мячом и без мяча.

Тема № 3 Контрольное занятие.

4

20

24

5

Итоговое занятие

Участие в соревнованиях по баскетболу

1

8

9

15 129 144

Содержание программы первого года обучения


  1. Вводное занятие - 2 ч.

Инструктаж по технике безопасности.

Знакомство с коллективом.

Обсуждение программы первого года обучения.

Культура общения.

Знакомство с историей баскетбола.


  1. Физическая подготовка - 22 ч. Тема № 1. Комплекс упражнений № 1на грудной отдел.

- сгибание и разгибание рук.

- движения кистями.

- круговые движения одной рукой.

- поочерёдное движение кистями.

Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 на плечевой пояс и туловище.

- движение плечами (вверх, вниз, вперёд, назад).

- наклоны туловища (вперёд, назад и в стороны).

Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для ног.

- попеременные махи ногами (вперёд, назад и в стороны).

- сгибание и разгибание ног в положении сидя.

- приседание и переход в стойку на коленях.

- вставание из положения, сидя, скрестив ноги.

- прыжки на месте на обеих ногах скрестно.

- прыжки на одной ноге с продвижением вперёд.

Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для мышц стопы.

- ходьба на носках с высоко поднятыми коленями.

- ходьба на пятках.

- ходьба на наружных и внутренних сторонах стопы.

Тема № 5 Комплекс упражнений № 5 виды бега.

- знакомство с видами бега.

- челночный бег.

- бег с ускорением.

- бег на 30 м на время.

- кросс без учёта времени.

Тема № 6 Контрольное занятие - «Физическая подготовка»

Термины: челночный бег, кросс.


  1. Техническая подготовка - 87 ч.

Тема № 1. Ловля мяча.

  1. Ловля мяча двумя руками на месте.

  2. Ловля мяча двумя руками в движении.

  3. Ловля мяча двумя руками в движении сбоку.

  4. Ловля мяча одной рукой на месте.

  5. Ловля мяча одной рукой в движении.

  6. Отработка ловли мяча разными способами.

Тема № 2. Передача мяча.

  1. Передача мяча двумя руками из-за головы.

  2. Передача мяча одной рукой (пр.) от плеча.

  3. Передача мяча одной рукой (лев.) от плеча.

  4. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.

  5. Передача мяча двумя руками сверху.

Тема № 3. Броски мяча.

  1. Бросок в кольцо двумя руками сверху.

  2. Бросок в кольцо двумя руками от груди.

  3. Бросок в кольцо двумя руками снизу.

  4. Бросок в кольцо двумя руками с отскоком от щита.

  5. Бросок в кольцо двумя руками с места.

  6. Бросок в кольцо двумя руками в движении.

  7. Бросок в кольцо одной рукой от плеча.

  8. Бросок в кольцо одной рукой с отскоком от щита.

  9. Бросок в кольцо одной рукой в движении.

Тема № 4. Ведение мяча.

  1. Ведение мяча с высоким отскоком.

  2. Ведение мяча с низким отскоком.

  3. Ведение мяча со зрительным контролем.

  4. Ведение мяча на месте.

  5. Ведение мяча по прямой.

  6. Ведение мяча по дугам.

  7. Ведение мяча по кругам.

Тема № 5. Обманные движения (финты).

  1. Выход для получения мяча.

  2. Выход для отвлечения мяча.

  3. Атака корзины.

  4. «Передай мяч и выходи».

  5. Внезапные рывки вперёд и в стороны после медленного бега.

  6. Отработка всех видов обманных движений.

Тема № 6. Подбор мяча.

  1. Подбор мяча (и имитация) после броска.

  2. Подбор мяча после броска по кольцу.

  3. Отработка всех видов подбора.

Тема № 7. Введение мяча в игру.

  1. Правила игры.

Тема № 8. Контрольное занятие - техническая подготовка.

Термины: финты, подбор, добивание мяча.


  1. Тактическая подготовка - 24 ч.

Тема № 1. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.

  1. Противодействие получению мяча.

  2. Противодействие выходу на свободное место.

  3. Противодействие розыгрышу мяча.

  4. Противодействие атаке корзины.

Тема № 2. Групповые действия с мячом и без мяча.

  1. Групповые тактические действия: взаимодействие двух, трёх и более игроков.

  2. Взаимодействие игроков в упражнениях в парах, тройках в игре баскетбол.

Тема № 3. Контрольное занятие - тактическая подготовка.

Термины: взаимодействие, отрыв от защитника, выход на свободное место.

5. Итоговое занятие - 9 ч.

Соревнования по баскетболу.

К концу I года обучения дети должны:

Знать: комплексы упражнений на грудной отдел, на плечевой пояс и туловище, для ног, для мышц стопы; термины: челночный бег, кросс, финты, подбор, добивание мяча, взаимодействие, отрыв от защитника, выход на свободное место; приёмы страховки и самостраховки; упрощённые правила игры в баскетбол; правила личной гигиены.

Уметь: сохранять основную стойку игрока; быстро и ловко передвигаться по площадке; выполнять броски мяча с близкого расстояния; оказывать первую помощь при травме; пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности занятий; вести мяч правой, левой рукой и двумя попеременно; ловить мяч различными способами; контролировать мяч; взаимодействовать в команде.






Методическое обеспечение

2-го года обучения




Учебно - тематический 2 года обучения


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

(инструктаж по Т.Б., культура общения, обсуждение программы 2 года обучения)

2

-

2

2

Физическая подготовка

Тема № 1 Комплекс упражнений № 1 для рук и плечевого пояса (Приложение № 3)

Тема № 2 Комплекс упражнений № 2 для ног (Приложение № 4)

Тема № 3 Комплекс упражнений № 3 для шеи и туловища (Приложение № 5)

Тема №4 Комплекс упражнений № 4 для всех групп мышц (Приложение № 6)

Тема № 6 Беговые упражнения

Тема № 7 Контрольное занятие (Приложение № 7)

3

30

33

3

Техническая подготовка

Тема № 1 Техника передвижения.

Тема № 2 Техника владения мячом.

Тема № 3 Техника овладения мячом.

Тема № 4 Контрольное занятие (Приложение № 8)

10

112

122

4

Тактическая подготовка

Нападение

Тема № 1 Индивидуальные действия.

Тема № 2 Групповые действия.

Тема № 3 Командные действия.

Защита

Тема № 1 Индивидуальные действия.

Тема № 2 Групповые действия.

Тема № 3 Командные действия.

Тема №4 Контрольное занятие (Приложение № 9)

4

3

20

20

24

23

5

Итоговое занятие

Участие в соревнованиях по баскетболу

1

11

12

23 193 216

Содержание программы второго года обучения


  1. Вводное занятие - 2 ч.

Инструктаж по технике безопасности.

Обсуждение программы второго года обучения.

Культура общения.

2. Физическая подготовка - 33 ч. Тема № 1. Комплекс упражнений № 1 для рук и плечевого пояса

Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 для ног

Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для шеи и туловища

Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для всех групп мышц

Тема № 6 Беговые упражнения

Повторный бег.

Попеременный бег.

Рывки.

Ускорения.

Челночный бег.

Кросс без учёта времени.

Тема № 7 Контрольное занятие - тест Л. Ларсона

Термины: повторный бег, попеременный бег.

3. Техническая подготовка - 122 ч.

Тема № 1. Техника передвижения.

  1. Основная стойка баскетболиста;

  2. Бег с изменением направления и скорости;

  3. Передвижения приставными шагами;

  4. Остановки во время бега; повороты на месте;

  5. Сочетание передвижений, остановок, поворотов.

  6. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений;

  7. Прыжки толчком двух ног, одной ноги.

  8. Перемещения к стойке защитника вперёд, в стороны, назад;

  9. Передвижения в защитной стойке вперёд, назад, в стороны.

Тема № 2. Техника владения мячом.

  1. Ловля мяча двумя руками, одной рукой;

  2. Передачи мяча; броски мяча;

  3. Ведение мяча.

  4. Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

  5. Броски в кольцо: в прыжке с дальней и средней дистанции, одной рукой над головой (крюком) с места.

  6. Добивание мяча в кольцо.

Тема № 3. Техника овладения мячом.

  1. Вырывание мяча, выбивание мяча, перехват мяча.

  2. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и овладения мячом.

Тема № 4. Контрольное занятие - нормативы по технической подготовке.

Термины: финты, выпад, перехват, имитация, открывание.

4. Тактическая подготовка - 47 ч.

Тактика нападения.

Тема № 1. Индивидуальные действия.

1. Выход на свободное место с целью атаки противника и получения мяча.

2. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча.

3. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

4. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Тема № 2. Групповые действия.

  1. Взаимодействие двух игроков - «передай мяч - выходи».

  2. Взаимодействие трёх игроков - «треугольник».

  3. Взаимодействие двух нападающих против одного защитника.

Тема № 3. Командные действия.

  1. Организация командных действий по принципу выхода на свободное место.

  2. Нападение с целью выбора свободного места.

  3. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.

Тактика защиты.

Тема № 1. Индивидуальные действия.

  1. Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.

  2. Противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч.

  3. Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

  4. Действия одного защитника против двух нападающих.

Тема № 2. Групповые действия.

  1. Взаимодействие двух игроков - подстраховка.

  2. Взаимодействие двух игроков - отступание.

Тема № 3. Командные действия.

  1. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.

  2. Личная система защиты.

  3. Позиционная защита, зонная защита.

Тема № 4. Контрольное занятие - задания.

Термины: взаимодействие, противодействие, зонная защита.

5. Итоговое занятие - 12 ч.

Соревнования по баскетболу.


К концу II года обучения дети должны:

Знать: технику броска мяча; разнообразные передачи мяча партнёру, находящемуся в более удобной позиции для броска; правила игры в баскетбол; термины: повторный бег, переменный бег, финты, выпад, перехват, имитация, открывание, взаимодействие, противодействие, зонная защита.

Уметь: сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча и быстрого возвращения в защиту; свободно ловить и передавать мяч различными способами и на разные расстояния как левой, так и правой рукой; выполнять броски с близкого и дальнего расстояния; вести мяч левой, правой рукой не смотря на него; применять элементы баскетбола в двусторонней учебной игре и в соревнованиях; готовиться к соревнованиям и участвовать в них; взаимодействовать в команде.

Иметь навыки: владения мячом; переключения к действиям; слаженного коллективного командного действия в нападении и в защите; взаимодействия в команде.







Методическое обеспечение

3 - го года обучения




Учебно - тематический 3 года обучения

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

(инструктаж по Т.Б., культура общения, обсуждение программы 3 года обучения)

3

-

3

2

Физическая подготовка

Тема № 1 Комплекс упражнений № 1 для развития силы (Приложение № 10)

Тема № 2 Комплекс упражнений № 2 для развития быстроты (Приложение № 11)

Тема № 3 Комплекс упражнений № 3 для развития гибкости (Приложение № 12)

Тема №4 Комплекс упражнений № 4 для развития ловкости (Приложение № 13)

Тема № 5 Комплекс упражнений № 5 для развития специальной выносливости (Приложение № 14)

Тема № 6 Беговые упражнения

Тема № 7 Контрольное занятие (Приложение № 15)

4

41

45

3

Техническая подготовка

Тема № 1 Техника передвижения.

Тема № 2 Техника владения мячом.

Тема № 3 Техника овладения мячом.

Тема № 4 Контрольное занятие (Приложение № 16)

13

134

147

4

Тактическая подготовка

Нападение

Тема № 1 Индивидуальные действия.

Тема № 2 Групповые действия.

Тема № 3 Командные действия.

Защита

Тема № 1 Индивидуальные действия.

Тема № 2 Групповые действия.

Тема № 3 Командные действия.

Тема №4 Контрольное занятие (Приложение № 17)

5

4

48

48

55

50

5

Теоретическая подготовка

8

1

9

6

Итоговое занятие

Участие в соревнованиях по баскетболу

2

13

15

39 285 324

Содержание программы третьего года обучения


  1. Вводное занятие - 3 ч.

Инструктаж по технике безопасности.

Обсуждение программы третьего года обучения.

Культура общения.

Физическая подготовка - 45 ч. Тема № 1. Комплекс упражнений № 1 для развития силы

Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 для развития быстроты

Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для развития гибкости

Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для развития ловкости

Тема № 5. Комплекс упражнений № 5 для развития специальной выносливости

Тема № 6 Беговые упражнения

Повторный бег.

Попеременный бег.

Многоскоки.

Рывки.

Ускорения.

Челночный бег.

Бег спиной вперёд, скрестный бег.

Бег 30 м с ведением мяча.

Кросс без учёта времени. Эстафеты (встречная, круговая).

Тема № 7 Контрольное занятие - тест «Индекс физической подготовленности К. Зухоры».

Термины: многоскоки, скрестный бег.

3. Техническая подготовка - 147 ч.

Тема № 1. Техника передвижения.

  1. Повороты в движении;

  2. Сочетание способов передвижения;

  3. Совершенствование передвижений, остановок, поворотов на быстроту выполнения;

  4. Сочетание способов передвижения с изученными техническими приёмами.

  5. Сочетание способов передвижения с изученными техническими приёмами игры в защите.

Тема № 2. Техника владения мячом.

  1. Ловля двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди;

  2. Передача одной рукой мяча от плеча, сверху, снизу, на различные расстояния с места и в движении, из-за спины;

  3. Броски мяча одной рукой сверху в движении, штрафной бросок;

  4. Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения;

  5. Обводка противника с изменением высоты отскока и скорости;

  6. .Броски мяча двумя руками снизу в движении, одной рукой сверху в прыжке;

  7. Бросок одной рукой над головой (крюком) после ведения, после ловли в движении;

  8. Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.

Тема № 3. Техника овладения мячом.

  1. Выбивание, вырывание, перехват мяча;

  2. Накрывание мяча при броске с места;

  3. Овладение мячом, отскочившим от кольца;

  4. Выбивание мяча при ведении;

  5. Перехват мяча при ведении.

Тема № 4. Контрольное занятие - нормативы по технической подготовке.

Термины: обводка, овладение, накрывание, подбор.

4. Тактическая подготовка - 105 ч.

Тактика нападения.

Тема № 1. Индивидуальные действия.

1. Выход на свободное место с целью атаки противника и получения мяча.

2. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полёта мяча.

3. Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

4. Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

5. Выбор места на площадке с целью адекватного взаимодействия с партнёром по команде.

6. Финты с мячом на ведение, на передачу, на бросок с последующим ведением, передачей, броском.

7. Действия одного защитника против двух нападающих в системе быстрого прорыва.

8. Применение изученных приёмов в сочетании с финтами без мяча и с мячом.

9. Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.

Тема № 2. Групповые действия.

1. Взаимодействие двух игроков - «передай мяч - выходи».

2. Взаимодействие трёх игроков - «треугольник».

3. Взаимодействие двух нападающих против одного защитника.

4. Взаимодействие двух игроков с заслонами (внутренним и наружным).

5. Взаимодействие двух игроков - переключение.

6. Взаимодействие двух нападающих против трёх защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмёрка, на ведение, пересечение.

Тема № 3. Командные действия.

  1. Организация командных действий по принципу выхода на свободное место.

  2. Нападение с целью выбора свободного места.

  3. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.

  4. Нападение быстрым прорывом.

  5. Расстановка при штрафном броске, при спорном мяче.

  6. Позиционное нападение с применением заслонов.

  7. Организация командных действий против применения быстрого прорыва.

Тактика защиты.

Тема № 1. Индивидуальные действия.

  1. Броски мяча одной рукой сверху в движении, штрафной бросок;

  2. Учебная игра. Противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч.

  3. Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

  4. Действия одного защитника против двух нападающих.

  5. Выбор места для овладения мячом при передачах и ведении.

  6. Противодействие при бросках мяча в кольцо.

  7. Отступание при заслонах.

Тема № 2. Групповые действия.

  1. Взаимодействие двух игроков - подстраховка.

  2. Взаимодействие двух игроков - отступание.

  3. Взаимодействие двух игроков - проскальзывание.

  4. Взаимодействие двух игроков - переключение.

Тема № 3. Командные действия.

  1. Переключения от действий в нападении к действиям в защите.

  2. Личная система защиты.

  3. Позиционная защита, зонная защита.

  4. Плотная личная система защиты.

  5. Тактические действия: борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч от щита, «треугольник» отскока.

Тема № 4. Контрольное занятие - задания.

Термины: заслоны, отступание, переключение, позиционная защита.

5. Теоретическая подготовка - 9 ч.


  • Беседа о содержании игры.

  • Беседа о правилах соревнований по баскетболу (жесты судей).

  • Беседа о применении в игре передач.

  • Беседа о целесообразном использовании технических приёмов в игре.

  • Беседа о гигиенических требованиях.

  • Беседа о травмах и их разновидностях.

  • Беседа о первой помощи при ушибах, вывихах, переломах, растяжениях.

  • Беседа о баскетбольных терминах.

6. Итоговое занятие - 15 ч.

Соревнования по баскетболу.

К концу III года обучения дети должны:

Знать: технику броска мяча в кольцо; характеристику современных форм построения занятий по баскетболу; приёмы игры; термины: многоскоки, скрестный бег, обводка, овладение, накрывание, подбор, заслоны, отступание, переключение, позиционная защита; правила соревнований (жесты судей); технические и тактические приёмы игры; разновидности обманных движений (финтов); способы передвижений.

Уметь: контролировать вращение мяча; придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо; быстро выполнять бросок и определять направление броска; в нападении - уметь правильно «открываться», в защите - уметь правильно «закрывать» защитника; выполнять броски из различных исходных положений; осуществлять контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений; определять уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства; судить учебную игру; правильно отдыхать.

Иметь навыки: быстро, а иногда и мгновенно принимать решения в процессе спортивной борьбы; регулирования эмоционального состояния перед игрой и во время игры; концентрации внимания при выполнении задания; броска мяча партнёру в совершенстве без подготовительных движений.

Приёмы и методы, используемые при проведении занятий второго и третьего года обучения.

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, учебная лекция.

Наглядные: показ, наблюдения, демонстрация, экскурсия.

Практические: упражнения на закрепление - стойка, ловля, передача, ведение, отбор и т.д.

Индивидуальная работа.

Формы подведения итогов по разделам.

Раздел № 2

Форма подведения итогов - тест.

Раздел № 3

Форма подведения итогов - нормативы.

Раздел № 4

Форма подведения итогов - задания.

Дидактический материал.

Учебники, тесты, ключи к тестам, наглядные пособия.

Техническое оснащение.

Спортивный зал, баскетбольные кольца, мячи, вспомогательный инвентарь.

Список используемой литературы


для педагога:


  1. Алабин В.Г. «Исследование средств и методов начальной подготовки детей и подростков». - М., 1996.

  2. «Баскетбол: примерная программа» - М.: Советский спорт, 2006.

  3. «Баскетбол: Учебник для учителей физической культуры». - М.: Просвещение, 1997.

  4. «Баскетбол: Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ». - М. «Школьная пресса», 2004.

  5. Бахрах И.Н. «Прогнозирование морфологических показателей у детей и подростков». - Смоленск, 2004.

  6. Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх». - М.: ФиС, 2002.

  7. Вайцеховский С.М. «Книга тренера». - М.: ФиС, 1998.

  8. Губа В.П. «Индивидуальные особенности юных спортсменов». - Смоленск, 1997.

  9. Дудин Н.П. «Бросковые движения в баскетболе». Учебное пособие. - Смоленск, 2003.

  10. Колос В.М. «Баскетбол: теория, практика». - Минск: Полымя, 2005.

  11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКи ПРО, 2002.

  12. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования». - М.: «Школьная пресса», 2008.

  13. Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». - М.: ФиС, 2006.

для обучающихся:


  1. «Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных граждан». - М.: Астрель Аст, 2005.

  2. Давыдова М.А. «Подвижные игры». - М.: Вако, 2007.

  3. Листова О.И. «Веселые физкультминутки». - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

  4. Малов В.И. «Я познаю спорт». - М.: Астрель. Аст, 1999.

  5. Мейер Д.Т. «Баскетбол - навыки и упражнения». - М.: Астрель. Аст, 2006.

  6. «Советы по гигиене». - М.: СпортАкадемПресс, 2003.

  7. Уточкин А.Ю. «Мой баскетбол». - М.: СпортАкадемПресс, 2003.

  8. «Юность и баскетбол» - Волгоград: Учитель - Аст, 2006.


© 2010-2022