Дидактический материал по лёгкой атлетике

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический материал по легкой атлетике

Теоретические сведения:

Виды легкой атлетики в школьной программе, их значение для совершенствования физической подготовленности.


Навыки и умения


I.Бег на короткие дистанции


  1. Техника стартового разгона и бега с максимальной скоростью на дистанции

Выполняя первые шаги после старта, многие учащие­ся преждевременно выпрямляются. Учителю физической культуры следует помнить, что угол наклона туловища в стартовом разгоне зависит не только от техники выпол­нения бега со старта, но и от уровня развития скоростно-силовых качеств школьников. Поэтому при недостаточ­ной подготовленности учащихся преждевременное вып­рямление туловища не следует рассматривать как ошиб­ку в технике стартового разгона. В этих случаях большее внимание следует уделить специальным упражнениям, направленным на укрепление мышц, выполняющих на­грузку при стартовом разгоне.

Упражнение 1. Выбегание с низкого старта под «во­ротами», сделанными из веревочки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту в 1,5-2 м от линии стар­та. Если планку держит учитель, то он должен стоять за стартующим или сбоку от него.

Упражнение 2. Выбегание с низкого старта, преодоле­вая сопротивление партнера. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнер продолжает оказывать умеренное сопро­тивление, отбегая спиной назад.

Упражнение 3. Бег с низкого старта через расставленные на первых 'пяти-шести шагах набивные мячи (диамет­ром 15-20 см) с учетом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага. На первом шаге мяч не ставится.

Упражнение 4. Подскоки на месте 5-7 с. с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 5. Подскоки на двух ногах на месте (или с не­большим продвижением вперед) в «разножке» (со сменой положения ног) 5-7 с. с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 6. Прыжки на месте вперед-назад 5-7 с. с пе­реходом на бег по дистанции: а) из положения прыжок назад; б) из положения прыжок вперед.

Упражнение 7. Смена ног прыжками 5 с. из положения выпада вперед с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 8. Бег с высоким подниманием бедра на месте 5 с. с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 9. Семенящий бег на месте 5 с. с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 10. Бег с низкого старта 10-15 м с сохра­нением оптимального наклона туловища.

Методические указания к упражнениям 8, 9: движения на месте выполняются в быстром темпе.


Методическая последовательность

обучения технике бега по дистанции

Упражнение 1. Ходьба с высоким подниманием бедра. Руки на поясе или опущены вниз. Туловище прямо (не отклонять).

Упражнение 2. Бег с высоким подниманием бедра, сохраняя правильную осанку и выполняя различные ука­зания:

а) поднимать бедро выше;

б) быстрее опускать и ставить ногу;

в) чаще работать бедрами;

г) выше дер­жаться на стопе;

д) тверже ставить стопу.

Это упражнение можно выполнять стоя на месте в положении упора под разными углами или без упора, а также с небольшим продвижением вперед.

При выполнении упражнения с продвижением вперед следить, чтобы плечи не отклонялись назад и не напря­гались, для чего руки можно держать на поясе. Бедро поднимается до горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется.

Наиболее характерные и часто встречающиеся ошиб­ки при беге с высоким подниманием бедра следующие:

а) неполное разгибание опорной ноги в коленном суставе;

б) касание грунта пяткой во время опоры;

в) отведение таза назад с некоторым опусканием вниз;

г) разведение коленей в стороны (особенно в конце упражнения);

д) отклон туловища назад;

е) поднимание плеч и чрезмерная закрепощенность плечевого пояса.

Упражнение 3. Освоение прямолинейности движения,

постановки стоп без разворота носков: а) бег по кори­дору (узкой дорожке) шириной 20-30 см, сделанному из резиновой ленты, шнура или шпагата;

б) бег по прямой линии шириной 5 см (стопы ставятся по линии и параллельно ей); в) бег по гимнастическим ска­мейкам.

Упражнение 4. Бег прыжками с ноги на ногу. Это уп­ражнение способствует выработке широкого шага. Нога в момент отталкивания полностью выпрямляется во всех суставах, а другая, согнутая в коленном суставе, выно­сится вперед-вверх, туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах и работают так же, как во время бега.

Упражнение 5. Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м с переходом в бег по дистанции.

Упражнение 6. То же, но выполняя упражнение по прямой линии шириной 5 см.

Упражнение 7. Бег прыжками 10-15 м с переходом в бег по дистанции.

Упражнение 8. Бег в ровном, спокойном темпе, с по­становкой стопы на переднюю часть, с увеличением ско­рости по сигналу учителя.

Упражнение 9. Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.

Упражнение 10. Разучивание отталкивания ногой. Бег в медленном темпе: по сигналу - прыжок «в шаге» (отталкиваясь то левой, то правой ногой).

Упражнение 11. Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции.

Упражнение 12. Бег на время с хода (20, 30 м).


  1. Техника движения рук при беге

От характера работы рук в значительной степени за­висит темп передвижения и характер бега: энергичные движения рук способствуют увеличению скорости движе­ния ног, однако нужно постоянно следить за сохранением свободы движений и легкости бега.

Упражнение 1. В основной стойке или выставив одну ногу вперед, руки согнуты как при беге, беговые движе­ния руками. Контролировать положение плеч и движе­ние локтями назад. Обычно это упражнение выполняется напряженно: приподняты плечи, судорожно сжаты паль­цы. Команда расслабить мышцы рук и плечевого пояса в большинстве случаев не воспринимается учениками. Тогда учитель предлагает им выполнять упражнение, предельно напрягая мышцы плечевого пояса, и рук, а вслед за этим подает команду расслабить мышцы и про­должать движение свободно, без напряжения. Несколько раз по ходу движения учитель дает указания: «напря­женно», «расслабленно». Благодаря этому школьники улавливают и осознают разницу в состоянии мышц и об­учаются выполнять команду «Расслабленно!». Затем уп­ражнение повторяется в ходьбе, медленном и быстром бе­ге. Многократное выполнение упражнения приводит к об­разованию умения расслаблять мышцы.

Упражнение 2. Движение руками как при беге из ис­ходного положения, ноги на ширине плеч, туловище несколько наклонено вперед, руки согнуты в локтевых сус­тавах.

Упражнение 3. Беговые движения руками с посте­пенным выпрямлением туловища из И. п. - наклон впе­ред.

Упражнение 4. Беговые движения руками на месте в различном темпе.

Методические указания: упражнения 1 - 4 выполняются сериями по 10-15 с. не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к ненужным движениям головой, поднима­нию плеч, раскачиванию туловища.

Упражнение 5. Бег в медленном темпе, сохраняя не­обходимый угол сгибания рук и правильную осанку.

3. Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения школьников технике бега на короткие дистанции

Элементы техники

Основные ошибки

1. Выполнение команды: «На старт!»

1. Колени слегка разведены в сторону

2. Спина прогнута.

3. Спина согнута (круглая).

4. Голова опущена низко или высоко под­нята.

5. Руки разведены широко или узко.

6. Плечи сзади или излишне выведены впе­ред вертикальной плоскости стартовой ли­нии.

7. Углы наклона стартовых колодок не­удобны ученикам.

8. Ноги не упираются в стартовые колодки,

9. Руки согнуты в локтевых суставах.

2. Выполнение команды: «Внимание!»

1. Ступни не упираются в колодки

2. Таз поднят излишне высоко.

3. Ноги почти выпрямлены.

4. Плечи сзади или излишне выведены впе­ред вертикальной плоскости стартовой линии.

5. Перенос веса тела на ногу, стоящую сза­ди.

3. Старт и стартовый разгон

1. Неполное выпрямление ноги при отталкивании и при выполнении первого шага.

2. Забрасывание голени назад - вверх после отталкивания от колодок.

3. Первый шаг излишне широкий или чрез­мерно короткий.

4. Преждевременное принятие положения туловища, характерное для бега по дистан­ции (раннее выпрямление туловища).


II. Метание малого мяча

1. Метание мяча на дальность с 3 - 4 бросковых шагов.

Упражнение 1. И. п. - встать левым боком в направлении броска. Вы­прямленная правая рука отведена назад на уровне плеча. Вес тела на правой согнутой ноге. Левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии примерно 2,5-3 стон от правой. Левая рука перед грудью.

Выполнить окрестный вынос ноги перед левой, после чего нога возвращается в и. п. Длина этого шага 1-2 стопы.

И. п. - встать левым боком к направлению метания, держа правую согнутую ногу скрестно перед левой (над опорой).

Упражнение 2. Выполнить легкий прыжок с левой но­ги на правую, во время которого левая нога выводится вперед без опускания (постановки) на опору.

Упражнение 3. То же, но с постановкой левой ноги на опору.

И. п. - встать левым боком к направлению броска. Вес тела на правой согнутой ноге. Левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 3 стоп от правой.

Упражнение 4. То же, но с выполнением броска мяча.

И. п. - встать левым боком к направлению броска. Вес тела на правой согнутой ноге. Туловище слегка на­клонено назад, выпрямленная правая рука отведена назад на уровне плеча. Левая нога выпрямлена и слегка при­поднята над грунтом (15-20 см).

Упражнение 1. Выполнить активную постановку левой ноги на опору. В момент касания опоры быстро вынести правую ногу вперед (т. е. выполнить окрестный шаг) и по­ставить левую ногу в положение шага для броска.

Упражнение 2. То же, но с поворотом туловища в на­правлении броска и со взятием мяча «на себя».

Упражнение 3. То же, но с выполнением броска мяча.

Методические указания

При выполнении окрестного шага у школьников встре­чаются следующие ошибки: с шагом правой ногой они наклоняют плечи влево, с поста­новкой правой ноги наклоня­ют туловище влево.

Устранению этих недостат­ков помогает многократное выполнение окрестного шага. При этом обучающегося надо удерживать за правую вы­прямленную руку. Учитель направляет его движения и напоминает ему о правильном положении туловища и о том, что ноги должны «убегать» вперед.

2. Метание мяча в горизонтальную цель шириной 1х1 м с расстояния 8 м.

Упражнение 1. И. п. - стоя ноги врозь (на ширине плеч), мяч в полусогнутой руке над плечом, выше головы на 15-20 см, локоть направлен вперед.

Метание малого мяча в цель, расположенную на рас­стоянии 5-6 м.

Бросок выполняется за счет руки с акцентом на хлест­кое движение кисти, не опуская локоть вниз и не отводя его в сторону.

Упражнение 2. И. п. - то же, что и в упражнении 1. После предварительного замаха (отведение руки с мя­чом назад с небольшим отклоном туловища назад и сги­банием ног в коленном суставе) метание мяча в цель, расположенную на расстоянии 6 м.

Акцентировать внимание на начало броска с разгибания ног и туловища и хлесткое движение кисти в заключи­тельный момент броска.

Упражнение 3. И. п. - стоя лицом в направлении мета­ния, левая нога впереди, мяч в правой полусогнутой руке над плечом чуть выше головы, туловище отклонено назад, вес тела на слегка согнутой правой ноге. Метание мяча в цель, расположенную на расстояние 7 м.

Метание мяча выполняется за счет активного разгиба­ния правой ноги, последующего включения в бросок вышерасположенных звеньев тела и хлесткого движения кистью.

Упражнение 4. И. п.-стоя левым боком в направле­нии метания, выпрямленная правая рука с мячом отведе­на назад на уровне плеча, вес тела на правой полусогнутой ноге, туловище слегка наклонено вправо. Метание мяча в цель, расположенную на расстоянии 8 м.

Бросок выполняется за счет вращательно-разгибательного движения правой ноги с последующим подключением туловища и метающей руки.

Упражнение . Броски мяча на точность попадания в цель и на оценку. Оценки: «5»-3 попадания; «4»-2 попадания; «З»- 1 попадание.

© 2010-2022