Творческая работа

Процесс занятий физическими упражнениями направлен на совершенствование общественной (социальной) и биологической природы человека. В этом огромная значимость процесса физического воспитания школьников. В процессе выполнения физических упражнений не только укрепляется здоровье, но и развиваются физические качества (сила, ловкость, быстрота, координация движений), формируются разнообразные (в том числе и жизненно необходимые) двигательные умения и навыки, приобретаются полезные знания...
Раздел Физкультура
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1













ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

САМОХЛЕБ МАРГАРИТЫ МИХАЙЛОВНЫ

ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»













п. Тарасовский

2015г.




Содержание:



  1. Введение

  2. Основная часть. Теоретический раздел

  3. Основная часть. Практический раздел.

  4. Заключение.

  5. Используемая литература.






















Процесс физического воспитания школьников основывается на деятельностном и личностном подходах, в работе учителя ориентированных на реализацию целей и решение задач физического воспитания.

Деятельность человека понимается как специфическая форма общественного бытия, направленная на преобразование природы и социальной действительности.

Деятельность осуществляется субъектом (человеком) и включает в себя цель, средства, процесс преобразования, а также его результат.

Педагогическая деятельность в области физического воспитания школьников - специфическая форма деятельности учителя направленная на реализацию учителем физической культуры конструктивной, коммуникативной, организаторской и познавательной функции его профессиональной работы.

Процесс занятий физическими упражнениями направлен на совершенствование общественной (социальной) и биологической природы человека. В этом огромная значимость процесса физического воспитания школьников. В процессе выполнения физических упражнений не только укрепляется здоровье, но и развиваются физические качества (сила, ловкость, быстрота, координация движений), формируются разнообразные (в том числе и жизненно необходимые) двигательные умения и навыки, приобретаются полезные знания в области физической культуры и спорта, совершенствуются психические способности человека, формируются нравственные качества личности. В этих педагогических явлениях сущность деятельности учителя в области физического воспитания школьников, которая выражается специфическим предметом ее содержания, направлена на совершенствование биологической и психической природы человека в целом. Помимо овладения двигательными действиями и развития физических качеств учитель формирует у школьников мотивацию и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, культ здорового и красивого тела, осуществляет гармоничное развитие личности ученика.

Чтобы занятия физическими упражнениями приносили максимальную пользу, необходимо систематически контролировать состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся, то есть осуществлять педагогический контроль.

Этот контроль, наряду с врачебным, является необходимым компонентом системы физического воспитания школьников. Педагогический и индивидуальный контроль преследует цель оптимизации содержательного и процессуального обеспечения физического воспитания, которая реализуется через следующие задачи:

  1. Контроль за реализацией таких методических принципов физического воспитания, как доступность, индивидуализация, систематичность, прогрессивность нагрузки.

  2. Контроль за системой грамотного соотношения планируемого и реализуемого содержания занятий, форм организации, используемых методов, результатов обучения, воспитания, развития, реабилитации.

  3. Контроль за формированием мотивации занимающихся по отношению к физкультуре и здоровому образу жизнедеятельности.

В процессе занятий физическими упражнениями применяются различные методы контроля за состоянием организма занимающегося.

Педагогическое наблюдение. Отмечается, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку (изменение частоты дыхания, координации движений, цвета и выражение лица; повышение потливости и проч.). Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности детей школьного возраста можно по внешним признакам утомления. (Таблица 1)

Таблица 1

Стадии развития утомления

Внешние признаки

Стадии утомления

начальная

средняя

недопустимая

состояние кожи

небольшое покраснение

значительное покраснение

бледность, резкое покраснение или синюшность

потливость

незначительная

сильная

чрезмерная, всего тела

выражение лица

спокойное

напряженное

страдальческое

характер дыхания

учащенное, ровное

учащенное, иногда чередующееся с фиксированным глубоким выдохом

резко учащенное, поверхностное и аритмичное, одышка

осанка, походка, характер движения

осанка не изменена, походка бодрая

осанка неуверенная, мышцы расслаблены, походка неуверенная

осанка плохая, плечи опущены, походка не координированная

координация движений

четкое выполнение команд

неуверенные движения, нечеткое выполнение команд

дрожание конечностей, отставание в ходьбе от группы

Внимание

устойчивый интерес к занятиям

внимание снижено

рассеянное отсутствие интереса к занятиям

жалобы

нет

усталость, боль в мышцах, сердцебиение

головокружение, головная боль, шум в ушах, тошнота, слабость


Опрос. Дает возможность получить информацию от самих занимающихся- до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии (боли в мышцах, в области сердца, в правом подреберье, особенно при беге; головные боли, головокружение и проч.0, о настроении (желание или нежелание заниматься физическими упражнениями).

Контроль осуществляется систематически на протяжении всего цикла занятий. При использовании методов врачебно- педагогического контроля для решения педагогических задач требуется врачебно- педагогический контроль, примером которого является анализ динамики пульса на занятии.

Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это важный объективный показатель влияние физических упражнений на сердечно- сосудистую систему. (Таблица 2)

Таблица 2

Средняя частота пульса в покое (уд/мин).


возраст (лет)

мальчики, юноши

девочки, девушки

7

86

87

8

83

85

9

80

83

10

76

79

11

75

79

12

73

76

13

73

76

14

73

74

15

72

75

16

70

75

17

68

73

18

62

70


Изменения пульса под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями происходит медленно, и их можно обнаружить только при длительном наблюдении.

Однако отрицательные сдвиги, вызванные перегрузкой, переутомлением, проявляются довольно скоро. Такие отрицательные сдвиги обнаруживаются по изменению ЧСС и дыхания с применением разных функциональных проб.

Измерение ЧСС производится во время и после занятия. это позволяет оценить реакцию организма на выполняемые физические упражнения. При легкой физической нагрузке пульс занимающихся достигает 100-120 уд/мин, при средней нагрузке- от 130-150 уд/мин, при большой нагрузке - свыше 150 уд/мин.

О приспособлении организма к нагрузкам (ходьба, бег, прыжки и др.) судят по восстановлению пульса. (Таблица 3)

Таблица 3

Оценка ЧСС при выполнении упражнений различного характера (уд/мин)


Вид упражнений

Оценка реакции

слабая

средняя

большая

на скорость

100-130

140-170

свыше 180

на силу

80- 90

100-120

свыше 130

на выносливость

130-140

150-170

свыше 180

О приспособлении организма к нагрузкам судят по восстановлению пульса. Коэффициент восстановления пульса (КВП), % определяется по следующей формуле:

КВП= 100 х ЧСС через 3 мин после нагрузки .

КВП менее 30% показывает хорошую реакцию восстановления организма после нагрузки и хорошее приспособление к ней.

Тестирование физической подготовленности. Позволяет с помощью контрольных упражнений (тестов) - стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий - определить уровень развития отдельных физических качеств, то есть уровень физической подготовленности занимающихся.

Наиболее часто используются следующие контрольные упражнения (тесты):

  • прыжок в длину с места с двух ног;

  • прыжки через скакалку за 1 мин;

  • метание набивного мяча (1-3кг) на дальность;

  • подтягивание из виса на перекладине;

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

  • наклоны вперед из положения сидя на полу;

  • 6-минутный бег;

  • бег на 30 и 60 м, челночный бег 3х10м, 4х10м;

  • бег на 2 и 3 км;

  • преодоление полосы препятствий и др.

Практическая часть выражена в следующем:


КЛАСС: 7 «Б»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧАЩЕГОСЯ:



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ (ЧСС)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13
















РОСТ: ВЕС: окружность грудной клетки:

ГТворческая работаРАФИК ДИНАМИКИ ПУЛЬСА

чсс

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа


Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работа

Творческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работаТворческая работапробы




2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ (ТРЕНД) ВОЗДЕЙСТВИЯ НАГРУЗКИ (ВВН)


ВВН=Тр.кон-Тр.нач.

Тр.нач= Р1+Р2+Р3/ 3


Р1- пульс в покое за 10 сек.,

Р2- пульс сразу после 30 приседаний, за 10сек.,

Р3- пульс через 1мин отдыха, за 10сек.


Тр. Кон.= Р11+Р12+Р13/ 3

Р11=Р1

Р12=Р2

Р13=Р3


Качественный показатель уровня физической работоспособности (ФРС) и степень утомления определяют исходя из величины ВВН (см. таблицу).

Зона нагрузки

ВВН

Степень утомления

Уровень ФРС

1

Меньше 1,0

Незначительное

Очень высокий

2

1,1-2

Малое

Высокий

3

2,1-4

Среднее

Средний

4

4,1-5

Большое

Удовлетворительный

5

5,1 и выше

Чрезмерное

Низкий



Используя данные антропометрических измерений, выполняют расчет и оценку индексов физического развития.


Весо- ростовой индекс: ВРИ=Вес(кг) /Рост(м)х100

По нему осуществляют оценку веса тела школьника. Например, его величина данного индекса менее 0,2-0,3 , то вес сниженный; если более 1,0-1,1 , то вес излишний.


Индекс пропорциональности

ИП=Окр. Талии (см)х100 /Окр. Груди(см)

Пропорциональность телосложения считают хорошей, если ИП не превышает 80 для мальчиков, 82 для девочек.

Ниже средних- при значениях этого показателя, равных 85(мальч.)и 87(дев)

Индекс стройности

ИС=Окр. Талии(см)х100/рост(см)

При значениях ИС, равных 45(мальч) и 40(дев),стройность считается хорошей; при ИС более 56(мальч) и более 48(дев) стройность является ниже средней.

Тип сложения определяют, вычислив его индекс:

ИТС=рост(см)-Окр.груди(см)-вес(кг)

Плотный, тяжелый тип сложения характерен для мальчиков, у которых ИТС менее 15, у девочек менее 20

Средний: 20(мальч) ,25(дев)

Легкий (астенический): 25(мальч) , 30(дев)


Измерения проводят так:


РОСТ: на гимнастической стенке по измерительной линейке





ВЕС: на напольных весах




Окружность грудной клетки: Измерение выполняются в положении стоя. Сантиметровую ленту накладывают на спину под нижние углы лопаток, пропускают ее под мышками и спереди соединяют примерно на таком же уровне. Результат фиксируют в паузе между вдохом и выдохом.

Окружность талии. Измеряется в паузе между вдохам и выдохом, мерную ленту накладывают на 3-4 см выше подвздошных гребней.

Окружность бедра. Измеряют в положении стоя, ноги на ширине плеч. Измерительную ленту накладывают вокруг бедра под ягодичной складкой.


Окружность голени. Измеряют в том же положении, сантиметровую ленту накладывают ниже колена в месте наибольшего развития икроножных мышц.










План- конспект открытого урока


ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ОРГАНИЗМ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА»


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 7 КЛАССА ТАРАСОВСКОЙ ШКОЛЫ №1

Ф.И.О. учителя: Самохлеб Маргарита Михайловна

№ урока с начала учебного года: 14

четверть: 1

дата проведения: 20.10.2005г.

Тип урока: Комбинированный

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомить учащихся с методикой определения функционального состояния сердечно- сосудистой системы (пульсометрия) в покое и после нагрузки.

  2. Определить показатели физического развития учащихся (антропометрия).

  3. Учить самооценке и самоанализу физической работоспособности.

  4. Развивать скоростно-силовые качества.


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ-25мин



Построение .Приветствие. Сообщение темы и задач урока. Девиз сегодняшнего урока «Учись быть здоровым».Раздать индивидуальные листы здоровья.

Ознакомить учащихся с методом индивидуальной пульсометрии (проба 1,2,3).Записать данные.

Указать на рисунок «Методы пульсометрии».

Размыкание на месте, дистанция 1-2 шага.

Комплекс ОРУ:

  1. И.п.- о.с., руки на пояс.1-наклон головы вперед;2-то же назад; 3-тоже вправо; 4- то же влево;5-8 круговое вращение головы влево (вправо).

  2. Рывки руками. И.п.- узк. ст. ноги врозь, пр. рука вверх, лев. Вниз.1-4 пружинящие рывки назад,5-8 из И.п. руки перед грудью, 2рывка- руки в стороны.

  3. Наклоны туловища. И.п.- узк.ст.ноги врозь, руки на пояс.1-н-н вправо; 2-3 -н-н вперед касаясь лев. и прав. ноги ; 4-н-н влево.

  4. Махи ногами. И.п.- узк.ст. ноги врозь, руки в стороны. 1-скрестный мах правой влево ; 2-мах правой вправо;3-то же, что и 1; 4-и.п.

  5. Выпады. И.п.- о. ст., руки на пояс. 1-выпод лев. ногой вперед с поворотом туловища и рук влево; 2-и.п.; 3-4 то же др. ногой.

  6. Прыжки. И.п.- узк. ст. ноги врозь, пр. впереди, руки на пояс. 1-8 прыжки меняя пр. и лев. ноги в и.п. 9-16-из и.п. узкая стойка ноги врозь руки на поя, прыжки ноги скрестно, ноги врозь.

Ходьба в обход на лево; противоходом, темп умеренный . Бег 2 мин., с приседаниями на углах в/б площадки. Ходьба 30 сек в полуприседе, спиной вперед, без задания. Вдох через нос, выдох через рот. Темп средний. По сигналу остановка на месте. Замер чсс (проба №4). Запись в ИЛЗ.

Перестроение в колонну по два.

Эстафеты с набивными мячами.

  1. Ускорение до лиц. линии на противоположной стороне, оббежать кеглю, вернуться назад, отдать мяч следующему.

  2. Ускорение до середины зала, оставить Н/мяч , добежать до лицевой линии на противоположной стороне, оббежать кеглю, вернуться к н/мячу, взять его в руки, добежать до своей колонны ,отдать мяч следующему.

??? Как вы думаете для чего мы выполняем эти эстафеты. Ответ: РДК


РДК: поднимание ног на гимнастической стенке, 2х10раз

Прыжки ч/з скамейку 35/40р.

Замер ЧСС, запись в ИЛЗ.

Взять скакалки самостоятельно. Прыжки избранным видом (1мин 30сек)

Замер ЧСС, запись в ИЛЗ.



Основная часть-16 мин.

Игра: «МЯЧ КАПИТАНУ».

Класс делится на две команды, каждая образует круг. Каждый из капитанов команд становится в центр круга, в руках тен. мяч. Капитан поочередно выполняет передачу своим игрокам, а те возвращают ему мяч.

ПРАВИЛА: начинать игру по сигналу учителя; мяч должен попадать точно; если мяч упал, его поднимает тот, кто его уронил.

ЗАМЕР ЧСС учащимися (проба №7), запись в ИЛЗ.


Отдых в положении лежа на г/ коврике 1мин. Самостоятельно взять коврик; отдых только лежа на спине. Руки вверх; дыхание не задерживать.


ЗАМЕР ЧСС учащимися ( проба №8), запись в ИЛЗ.


Самостоятельный подход к указанным станциям 1-3 «ИЛЗ», измерения 4мин. \


Антропометрические измерения:


  1. станция- «РОСТОМЕР», замер длины тела (рост, см)

  2. «ВЕСЫ», замер веса тела (вес,кг)

  3. «ЛЕНТА». Замер окружности гр. клетки см. лентой.

ЗАПИСЬ данных В ИЛЗ.

ЗАМЕР ЧСС (проба №9), запись в ИЛЗ.

ПРОВЕСТИ замер 11,12, 13 пробы


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ- 4мин.

Построение в одну шеренгу, с листами здоровья. Выборочный контроль.

Д/З: Определить физическую работоспособность, рассчитать индексы « Индивидуального физического развития» по формулам.

Подведение итогов урока с использованием 13 проб ЧСС и графика пульсометрии (1мин).

Проверить «ИЛЗ», оценить лучших.

Объявить детям благодарность за урок.

Организованный уход из зала.








Литература:

  1. ж. «Физкультура в школе». 2002-2007;

  2. В. И. Ковалько. В помощь учителю физкультуры. Москва «ВАКО» 2005;

  3. Ю.А. Янсон. «Физическая культура в школе»;

  4. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры. / под ред. А.А. Гужаловского - М., 2003.;

  5. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона - М., 1997.

  6. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: /А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа._ Мн., 2003.;

  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания:- 2-е изд.. испр. и доп. - М., 2001.;

  8. Аттестация педагогических и руководящих работников муниципальных и государственных образовательных учреждений области. Сборник материалов. Ростов- на - Дону., 2004.


© 2010-2022