Закаливание на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.


«Когда каждый человек

будет беречь, и ценить свое здоровье,

мечта о том, чтобы сто лет

стало обычным сроком

средней продолжительности

нашего существования на земле,

станет радостной действительностью ».

И.М. Саркизов - Серазини



К сожалению, еще не все люди сегодня сполна заботятся о своем здоровье и творческом долголетии.

Резкое уменьшение физических нагрузок, ослабление мускулатуры отрицательно влияют на сердце и другие органы и системы. Огромный ущерб наносят человеку так называемые простудные заболевания и грипп. С наступлением осени и холодных, дождливых дней начинается рост заболевших острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ). Трудно найти препараты универсального действия способные предотвратить заболевания гриппа и ОРЗ. Тем важнее роль гигиены и закаливания людей, в первую очередь контингента повышенного риска - детей, школьного и дошкольного возраста.

Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно - климатических условий (низкой и высокой температуры, влажности и движения воздуха, пониженного и повышенного атмосферного давления и др.)

Одним из важнейших факторов внешней среды, в которой живет человек, является ее температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Для этого его необходимо закаливать, тем более что климат в Казахстане чрезвычайно разнообразен и отвечает всем требованиям организма.





2.


«От всех болезней нам полезней

солнце, воздух и вода!»

Существуют традиционные и нетрадиционные виды закаливания. К традиционным методам закаливания относятся влажные обтирания, домашние ванны, купание в естественных водоемах, хождение босиком по холодному полу, грунту, асфальту, бетону, лыжные прогулки в облегченной одежде, занятия физическими упражнениями на открытом воздухе. Короче говоря, самые разнообразные солнечные, воздушные и водные процедуры с умеренной нагрузкой.


  1. Закаливание солнцем.

На тело человека действует прямая солнечная радиация, исходящая непосредственно от солнца, и рассеянная, отраженная от поверхности различных предметов.

Человек, лишенный солнечных лучей, не получает витамина D, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами. В результате возникают нарушение нормальной деятельности различных органов, уменьшается количество извести в костях, а значит и их механическая прочность, значительно замедляются сроки заживления ран, повышается склонность к простудным заболеваниям. Поэтому профилактика «солнечного голодания» является обязательным условием.


  1. Закаливание воздухом.

Воздух - среда обитания всего живого мира на Земле, бесценное богатство планеты.

Закаливание воздушными ваннами влияет на все функции организма, которые участвуют в налаживании теплового баланса, и в первую очередь на кровообращение, тканевое дыхание, эндокринную систему, систему неспецифического иммунитета и регулятор физиологических процессов - нервную систему. Таким образом, в процессе закаливания воздушными ваннами организм приобретает устойчивость к холоду, а самое главное - к резким контрастам внешних температур.

Воздушные ванны можно принимать не только на открытом воздухе, но и в помещении хорошо проветриваемом, и даже на сквозняках, при условии, что он воздействует на все тело, а не на отдельные участки.

При правильной методике проведения воздушных процедур, особенно в сочетании с солнечными, достигается высокая степень закаленности организма. Чем холоднее воздушная ванна, тем естественно, сильнее ее закаливающее воздействие на организм и тем оправданнее согревающие физические упражнения до и после процедуры.

3.

Учитывая важность вопроса, привлечения детей к здоровому образу жизни передо мной стояла цель: Оздоровление школьников с помощью закаливающих процедур.

Задачи: 1. Подобрать простые и доступные упражнения, способствующие закаливанию организма, на занятиях физической культурой.

2. Определить эффективность проводимых закаливающих процедур.

Педагогические наблюдения показали, что, как правило, те дети, которые занимались закаливанием, не только улучшили свое здоровье, но также у них повысилась работоспособность, и улучшилось настроение.

Закаливанием занимались дети 5-х классов посещающих основную группу. Для закаливания обязательны два условия: постепенность и систематичность. Как отмечалось ранее начинать закаливание необходимо с простейших способов, с последующим увеличением дозировки. Эффективность закаливания повышается в сочетании с физическими упражнениями, такими как: бег, ходьба, общая физическая подготовка, игры и т.д.Занятия проводились по школьной программе и строились в соответствии с принятой методикой физического воспитания.

В течение всего года дети пятых классов занимались в облегченной форме одежды. В занятия вводились упражнения на дыхании и на осанку (см. приложения). Существует много видов и форм закаливания. Я остановилась на традиционных методах закаливания:

1. Закаливание солнцем.

В осеннее - весенний периоды, когда дети занимались на улице проводилось закаливание солнцем, в сочетании с закаливанием воздухом. Учитывая особенности нашего климата, где постоянно дует ветер можно с уверенностью сказать, что все дети получают на каждом занятии дополнительную закаливающую процедуру.

В сентябре, когда дети приходят после отдыха на занятия температура воздуха еще достаточно высокая (t = 24-26), поэтому лучшее время для солнечных ванн с 8.30 до 13.00 и с 11.00 до 14.00 поздней осенью. Продолжительность первой ванны всего 5-10 минут. Мальчики снимают футболки, а девочки занимаются в топиках, а так как загорать лучше всего в игре, наши школьники играют в любимые ими игры и осваивают Л/атлетику. Через два занятия время приема солнечных ванн увеличивается, но обязательно во время таких длительных ванн необходимо делать 10-15 минутные перерывы на отдых в тени. Солнце достаточно сильный закаливающий фактор, поэтому, принимая солнечные ванны, дети должны быть в кепках и головных уборах. Более подробно о приеме солнечных ванн осенью и весной можно увидеть в таблице.

4.

Таблица принятия солнечных ванн.


Температура

Осень

Весна

В первый день, мин.

К концу месяца, мин.

В первый день, мин.

К концу месяца, мин.

+25…+26

5-10

30

40-50

60

+22…+24

20-30

60

20-30

60

+19…+21

40-50

60

5-10

20-30

2.Закаливание воздухом.


Закаливание воздухом проводилось не только на улице во время лыжной и коньковой подготовки, но еще и в зале. На занятиях активно вводились в первую часть урока комплекс дыхательных упражнений для профилактики ОРЗ и ринита.

В особенно холодные дни, когда на улице заниматься, закаливающие процедуры проводились в спортивном зале. Для этого в одном из спортивных залов температура воздуха снижалась и если в начале месяца она составляет 25-27 градусов, то в конце мы снижали ее до 18 градусов и в то же самое время костюмы детей становятся все более облегченными. При приеме таких воздушных ванн дети ориентируются на свои ощущения, и при появлении неприятных ощущений дети надевают спортивные костюмы и продолжают заниматься в них.

Помимо специальных закаливающих ванн, благотворное влияние на организм детей оказывает длительное пребывание на свежем воздухе: катание на коньках и лыжах, игры на свежем воздухе, выполнение дыхательных упражнений (вначале и в конце урока), бег по снегу и другие физические упражнения. В начале занятий на улице учитель должен следить за одеждой детей. Но постепенно одежда детей в нашей школе облегчается и к концу зимнего сезона, ученики занимаются на улице в трико при температуре воздуха 12-14 градусов около 30 минут. В это время особенно нужно следить за детьми, так как дети способны заиграться и переохладиться.

Рекомендуемая таблица приема воздушных ванн в таблице.


Таблица приема воздушных ванн.


Температура

В первый день, мин

К концу месяца, мин

+25…+27

20-30

120

+22…+24

5-10

50

+19…+21

3-6

30

+18…

2-4

20


5..


3. Хождение босиком.


К закаливающим процедурам такого рода, нужно относиться очень осторожно. Если сразу дети испугаются закаливания, потом очень трудно убедить их начать заниматься снова. Поэтому я никого не заставляла и не принуждала бегать босиком. Самые смелые бегали босиком всего одну минуту на первом занятии, через несколько занятий все дети бегали босиком и время увеличилось до пяти минут. Кроме того, в конце занятия, во время выполнения дыхательных упражнений ребятам предлагалось разуться. Достигался эффект не только закаливания, но и выплеск излишней энергии через стопы во внешнюю среду.

Температурный режим при босохождении в помещении.

Температура

Бег босиком, мин

+25…+27

5-7

+22…+24

3-4

+19…+21

1-2




4. Полоскание горла водой.


Одним из домашних заданий, которые учитель задавал детям, является полоскание горла водой. Особенно это актуально в весеннее - осеннее время. Необходимо начинать полоскание горла теплой водой и постепенно снижать температуру воды до холодной. На моих занятиях полоскание горла проводилось проточной питьевой водой до, и после занятия. Обязательно обращаю внимание на то, чтобы дети именно полоскали горло, а не пили её.



6.

Благодаря данной методике было выявлено что дети, занимающиеся закаливанием, болели гораздо реже, и болезнь у них протекала легче. По таблице можно проследить, сколько детей заболело в классах, где проводилось закаливание и сколько в классах, где закаливание по данной методике не проводилось.

Количественное соотношение заболеваемости детей в период 2003-2004 учебного года в 5 и в 6 классах.

Класс

Общее кол-во детей

Кол-во заболевших детей

В начале года

В середине года

В конце года

5

60

16

24

5

6

60

25

41

34

Из таблицы видно, что дети пятых классов, которые занимались закаливанием, болели мало в конце года. Самый же пик заболеваемости пришелся на середину года, когда целые классы болели гриппом, Но из таблицы также видно, что дети данных классов были достаточно закалены, чтобы не заболеть гриппом как в других классах. Дети же шестых классов в котором закаливание не проводилось специально болели чаще в течении года. И даже когда пик заболеваемости гриппом прошел, количество болеющих детей в этих классах снизилось несущественно.





7.

Для более полного отражения вреда, который наносится часто болеющим детям, предоставляется таблица, в которой отображено еще и количество дней пропущенных по болезням ОРЗ, гриппа и ангины.

Таблица пропущенных, по болезни, дней.

Класс

Кол-во пропущенных дней в течении уч. года

Сентябрь- ноябрь

Декабрь- февраль

Март-май

5

224

168

20

6

350

574

408

Среднее

+ 126

+ 406

+388

Приведенная таблица наглядно показывает, что дети не занимающиеся закаливанием очень много учебных дней пропускают по болезни, а дети принявшие участие в закаливании болеют не 10-14 дней, а всего 2-4 дня. Для сравнения ниже приведены диаграммы пропущенных дней.







Приложение

Упражнения на дыхание №1.

1 Воздушный шар. (3-4 раза)

Вдох - живот выпятить вперед.

Выдох -живот втянуть


  1. Паровоз. (3-4 раза)

Вдох через нос без напряжения

Выдох - сделать удлиненный произносить фу-фу-фу

3.Насос. (3-4 раза)

Вдох через нос без напряжения

Пауза

Выдох - длинный без напряжения.

4.Задержка дыхания. (3-4 раза)

Во время полуприседа вдох, руки к груди улыбнуться

Задержать дыхание на 6 счетов

Резкий выдох руки вперед

5.Перемещение. (3-4 раза)

Вдох через левую ноздрю

Выдох через правую ноздрю

То же наоборот

6.Барабан. (3-4 раза)

Вдох ртом

Пауза

Выдох через нос с одновременным постукиванием подушечками пальцев по крыльям носа




Упражнения на дыхание №2.


1. И.п. сидя - руки на коленях. Руки в стороны - вдох, нажимая ладонями на нижние ребра и наклоняясь вперед - удлиненный выдох (3-5 раз)

2. И.п. прежнее. Выпрямиться, приподнимая голову - вдох, удлиненный выдох через рот с произнесением звука «ж-ж-ж» (3-5 раз)

3. И.п. -О.с. полное дыхание: при вдохе сначала выпячивается живот, затем расширяется грудная клетка, при удлиненном выдохе сначала втягивается живот, затем опускается грудная клетка. (3-5 раз).

4. И.п.- руки за голову. Прогнуться вдох, опустить руки расслабиться - удлиненный выдох (3-5 раз).

5. И.п. ноги врозь при наклоне туловища вперед сделать короткий и энергичный вдох через нос, быстро выпрямиться - выдох и снова наклониться вдох. (3-5 раз)

6. И.п.О.с.

Вдох через нос, руки к груди

Выдох в несколько приемов (3-5 раз)






Министерство образования

науки Республики Казахстан


Закаливание

на уроках физической культуры.




Разработал учитель ФК

Молокова И.О.



г. Павлодар






В своей работе автор рассматривает вопрос воздействия человека на свое собственное здоровье - одну из животрепещущих проблем современного общества. Известно, что в настоящее время уровень здоровья детей и школьников Павлодарского Прииртышья катастрофически снизился. Забота о здоровье подрастающего поколения все больше перекладывается на плечи педагогических работников - учителей, воспитателей. В этой связи представленная работа приобретает весьма актуальный характер.

Считаем, что рецензируемая работа может быть рекомендована к применению в практике школьных и дошкольных учреждений.





Рецензенты:

К.п.н., доцент кафедры ТМФВ и НВП ПГПИ Лебедева В.И.

Ст. Преподаватель кафедры ТМФВ и НВП ПГПИ БронскийЕ.В.

© 2010-2022