• Преподавателю
  • Физкультура
  • Реферат по физической культуре на тему Формы и средства направленные на повышение интереса к занятиям физической культурой

Реферат по физической культуре на тему Формы и средства направленные на повышение интереса к занятиям физической культурой

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах. Утверждения, что интерес к урокам физической культуры снижается из года в год, звучат давно. Это тревожно, ведь в младшем школьном возрасте ребята с удовольствием бегут в спортивный зал, азартно включаются в игры, охотно решают поставленные перед ними  учебные задачи. Об...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение


Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах

Утверждения, что интерес к урокам физической культуры снижается из года в год, звучат давно. Это тревожно, ведь в младшем школьном возрасте ребята с удовольствием бегут в спортивный зал, азартно включаются в игры, охотно решают поставленные перед ними учебные задачи. Об этом стоит помнить и строить уроки таким образом, чтобы на скамейках от года к году не увеличивалось число желающих «отдохнуть».

Особого внимания заслуживает проблема снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности в старших классах, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни . Вследствие этого ухудшается здоровье подрастающего поколения .

Я считаю, существенное влияние на выявленную проблему может оказать изменение школьного физического воспитания на основе учета особенностей физического развития и типа телосложения; психических особенностей личности; уровня полового созревания и сенситивных периодов развития . Изучение состояния данной проблемы в теории и практике позволило мне выявить два основных противоречия в традиционной системе физического воспитания:

- с одной стороны широкий выбор организационных форм, методов и средств школьного физического воспитания, с другой - недостаточная разработанность эффективных систем контроля результатов учащихся, как следствия педагогического процесса;

  • обширный круг задач, стоящих перед физическим воспитанием с одной стороны и с другой - недостаточная разработанность методик и технологий, направленных на формирование мотивирующей среды к занятиям физической культурой.

Наличие противоречий позволило мне сформулировать проблему исследования: как повысить интерес к занятиям физической культурой учащихся ?


Недостаточная разработанность данной проблемы в теории и методике физического воспитания и ее большая практическая значимость определила тему моего исследования: «Формы и средства направленные на повышение интереса к учебному процессу ».


  • Цель моего исследования - обоснование комплекса форм и средств направленных на формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся общеобразовательных школ.

На основании проблемы и цели исследования мною была выдвинута следующая гипотеза.

  • Формирование интереса учащихся общеобразовательных школ к занятиям физической культурой будет эффективным, если применяются разнообразные формы и средства в процессе физического воспитания.

Достижение цели и проверка гипотезы мной реализуется в решении следующих задач.

  1. Изучить степень разработанности проблемы формирования интереса к занятиям физической культурой школьников в теории и практике.

  2. Исследовать эффективность применения разнообразных форм и средств физического воспитания направленных на формирование интереса к занятиям физической культурой.






1.Анализ проблемы по литературным источникам.

Многие специалисты считают выходом из создавшегося положения разработку принципиально нового подхода к общей «философии» использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки жизнеспособного, активного молодого поколения. По их мнению, необходимо переориентировать процесс физического воспитания так, чтобы он удовлетворял интересы каждого занимающегося, на основе учета его индивидуальных особенностей, на обязательном соответствии содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.

Исследователи считают непозволительным пренебрегать сохранением и развитием эмоциональной сферы учащегося, управлением его эмоциями. Формируя умение учащихся управлять своей эмоциональной сферой, необходимо придавать занятиям гуманистическую направленность.

Для создания стремления к физическому совершенству, по моему мнению необходимо в первую очередь снизить влияние отрицательных стереотипов поведения на основе интересов и потребностей учащихся. При этом педагогические воздействия носят яркий, впечатляющий характер, соответствующий внутреннему настрою школьников; цели деятельности им понятны и относительно доступны; содержание деятельности способствует устранению чувства собственной ограниченности, чему помогает адекватная самооценка и поощрение их усилий.


При анализе физического воспитания зарубежных стран я обратила внимание на образовательную, гуманистическую направленность задач школьной физической культуры зарубежных стран, её стремление воспитать интерес, сформировать потребности здорового образа жизни в подростковом периоде с сохранением его на всю жизнь. Этого пока недостаточно в нашей физической культуре.

Особую значимость на мой взгляд приобретают современные подходы к физическому воспитанию школьников, влияющие на проблему формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой:

• деятельностный подход развивающий мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре; формирующий систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности; обеспечивающий физическое совершенство личности;


• комплексный подход, объединяющий все формы урочных и внеурочных занятий физической культурой и спортом ;


• региональный подход, обуславливающий содержание образования с учетом климатогеографических, национальных, социально-демографических особенностей ;


• дифференцированный подход, решающий вопросы организации педагогического процесса по физической культуре посредством выделения классов, групп со специфической направленностью физкультурного обучения школьников и уровнем их физического состояния


• тренировочный и спортивно-видовые подходы, обладающие высоким уровнем мотивации в силу занятости определенным видом спорта .

По моему мнению, формирование личности каждого обучающегося, обладающей хорошим физическим здоровьем, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, главная задача физического воспитания.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование знаний по физической культуре и спорту, а также

умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями

2. Развитие двигательных умений и навыков, способности к рациональному выполнению физических упражнений.

3. Воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых

качеств, способствующих сознательной потребности в занятиях физической

культурой и спортом.

























2.Описание личного опыта решения проблемы.

Я хочу поделиться с вами решением данных задач, повышением интереса учащихся к уроку физической культуры, а также как можно сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. Возможно для кого-то из вас эти знания окажутся далеко не новыми .Не стану утверждать, что они являются истиной в последней инстанции, но я убеждена, что они работают. Я говорю об игровой направленности уроков физической культуры. Развитие современного общества подтверждает приоритетное значение интеллектуального развития человека. Игра - это процесс моделирования ре­альных жизненных условий. И смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения облегчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений. В игре, как и в жизни, вся деятельность, играющих, регулируется сознанием. И именно поэтому в игре совершенствуются все психофизиоло­гические механизмы, способствующие формированию их, целостной лично­сти. Игра может быть только моделью жизни, но никак не самой жизнью. И поэтому по отношению к реальной жизни она выполняет дидактическую роль. В жизни современного физического и психического развития растущего организма человека, игра занимает большое место, выполняя, роль естест­венного стимулятора обучения детей и подростков.

По моему мнению, подвижные игры незаменимо сохраняют наивысшую по­пулярность и в силу этого являются важнейшим методом формирования здо­рового образа жизни.

Это определяет необходимость целенаправленного обучения детей и подростков подвижными играми. Возникающая в результате такого обучения способность к самостоятельным действиям необходима не только в учебной, но и особенно в трудовой деятельности.

Во всех сферах физической культуры, будь то физическое воспитание, рекреация, реабилитация, подвижным играм придается важное значение и ,отводится только им принадлежащее место. Особая содержательность, эмоциональность и вместе с тем доступ­ность делают подвижные игры - основным средством физического воспитания детей и подростков.

Мой опыт использования подвижных игр однозначно свидетельствует об исключительной ценности этого средства физического воспитания. Его важ­нейшая особенность заключается в универсальном характере своего влияния, так как игровая деятельность предполагает необходимость обязательного функционирования 3-х основных компонентов: сенсорного, центрального и моторного.

В итоге такой интеграции совершенствуются не только физическая, но и эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы играющих.

Ценность игровой деятельности заключается в возможности одновре­менного воздействия на моторную и психическую сферу личности играющих. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость и пластичность регуляций функциональной деятельности.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координаци­онных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентиро­ванию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей). (Приложение 1).

На мой взгляд, особенно важна роль игр в развитии психических возможностей чело­века. Игровая деятельность активизирует поиск новых решений, стимулиру­ет стремление к коллективному действию, самореализации в творчестве. В игре дети не только узнают друг друга, но и учатся, как нужно бороться с препятствиями и побеждать.

Глубина и разносторонность воздействия по моему мнению, делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в опре­деленной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высо­кую эффективность воспитания необходимых физических качеств. (Приложение 2)

Целеустремленная игровая активность сопровождается выраженным участием функциональных систем организма: дифференцированность игровой деятельности, протекающей внутри внешне ориентированной системы - " игровая идея - игровое про­странство -игровой снаряд - правила - игрок - партнер - соперник - судья -зритель"; важность качества сенсомоторных процессов в условиях избы­точной и одновременно дефицитной информации, прием и переработка кото­рой затруднены субъективными возможностями и объективными характери­стиками игровых предметов и умышленным противодействием соперника. Активную поддержку сенсорным информационным процессам оказывают системы дыхания и кровообращения. Многочисленность приемов техники и тактики, их двусторонняя взаимозависимость, сложная координационная структура и тесная зависи­мость результатов использования от прилагаемых психических и физических усилий; глубокий и разносторонний эффект влияния систематического применения игр на развитие растущего организма, укрепление здоровья и восстановление жизненной энергии; исключительная доступность и привлекательность игр, позво­ляющая использовать их при решении широкого круга задач воспитания, об­разования и оздоровления всех возрастных и социальных групп населения.

Эти особенности и стали причиной того, что в современном обществе игры образовали самостоятельную игровую культуру, характеризующую степень культурного развития, позволяющую обеспечит развитие творческо­го потенциала нации и всей общечеловеческой культуры в целом.

Среди множества функций, которые выполняют подвижные игры в системе физического воспитания, прежде всего, выделяется функция комму­никации между людьми и более того, между целыми поколениями. Игры представляют собой "входные врата" в физическую культуру и спорт для но­вого поколения.

Центральное место в моей методике обучения игровой деятельности занимает игровой метод. Объясняю это тем, что этот метод, будучи комплексным, представляет собой как бы несколько разновидностей методов обучения. Например, как гностические, мотивационные, организаци­онные, практические. Это позволяет мне использовать игровой метод при реше­нии чрезвычайно широкого круга задач.

Суть игрового метода заключается в системном использовании дидакти­чески преобразованных (или специально подобранных) игр при обучении иг­ровой деятельности. (Приложение 3)

Учебная игра является основным средством этого метода. В зависимости от обстоятельств она может быть представленная в виде подвижной (или имитационной) игры, упражнения игрового характера, различных вариантов изучаемой спортивной игры. Разнообразие игровых форм позволяет мне исполь­зовать этот метод на различных этапах обучения.

На мой взгляд, особая значимость этого метода состоит в том, что он принципиально отличается от метода упражнений. Если упражнения по заданному образцу отражают суть дедуктивного метода назначения, то самостоятельный поиск решения изучающими характеризует индуктивный метод. Это принципиаль­ное различие означает, что процесс обучения любой деятельности попросту невозможен без привлечения игрового метода. Индуктивный метод активи­зирует познавательную деятельность, обеспечивая усвоение необходимых знаний на всех трех уровнях - репродуктивном, конструктивном и творче­ском. Путь обучения через игру представляет собой наиболее адекватный ме­тод обучения детей младшего возраста, которые в силу своих психических особенностей не способны к длительному, изолированному от игры обуче­нию игровым элементам. Успешное использование мной игрового метода при обучении детей игровой деятельности является результатом продуманной системы применения раз­личных по своей трудности и направленности подвижных игр и упражнений игрового характера, с помощью которых решаю весь комплекс задач фи­зического развития и обучения.

В старших классах , где программа по физической культуре предусматривает раздельное обучение юношей и девушек. Я активно пропагандирую занятия ритмической гимнастикой. (Приложение 4). У старшеклассниц, не занимающихся физической культурой, интенсивно формируются мышцы таза, увеличивается вес и снижается прирост физических качеств, поэтому на уроках необходимо способствовать сохранению имеющейся у них физической подготовленности и воспитывать мотивацию к занятиям физической культурой, конечно же личным примером. Девушки гораздо активнее и с большим энтузиазмом выполняют комплекс гимнастики, если он выполняется совместно с учителем.
Существует огромное количество видов ритмической гимнастики. Каждый из них находит множество своих поклонников. Поэтому при выборе вида физической деятельности, главное, на что следует обратить внимание в первую очередь, чтобы детям нравилось заниматься, и чтобы они могли заниматься этими упражнениями в повседневной жизни. Это необходимо учитывать, так как важную роль в тренировках играет мотивация. Для каждого человека важно развитие основных физических качеств: силы, выносливости и гибкости. Этим трём направлениям физической активности необходимо уделить хотя бы минимум внимания.
Частота занятий определяется различными факторами, но главное, что она не может быть рассмотрена без учёта выбранного режима тренировок, продолжительности и интенсивности занятий. Кроме того, первостепенными факторами для определения частоты занятий являются: наличие временных ресурсов, наличие двигательного навыка, уровень и сроки поставленной цели, а так же уровень физической подготовки учащихся и состояние их здоровья.
Продолжительность занятий обычно меняется в зависимости от изменения интенсивности. Они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Если интенсивность занятия повышается, то продолжительность уменьшается. После повышения интенсивности начинают увеличивать продолжительность до определенной границы, установленной в зависимости от перечисленных выше факторов, потом интенсивность снова повышают, а время занятия уменьшают. оборудования.
Интенсивность занятий - наиболее важное условие. Правильно выбранная интенсивность может возбудить интерес к продолжению занятий ритмической гимнастикой , что будет стопроцентной гарантией того, что ребята добьются желаемых результатов. Ошибка в выборе интенсивности является главной причиной прекращения тренировок. Если интенсивность слишком мала, то тренировки обычно прекращаются по причине отсутствия результата, интереса к занятиям. Кто же захочет тратить свои силы не получая за это ни какой компенсации в виде повышения уровня физической формы и улучшения состояния здоровья. Когда же интенсивность слишком велика и организм не успевает приспособиться к темпам повышения нагрузки, включается биологический закон адаптации "приближения - отторжения". Если организм чувствует вред, наносимый слишком большой нагрузкой, если уровень нагрузки превышает адаптационные способности организма, то он включает подсознательные механизмы защиты. Поэтому интенсивность тренировки должна быть подобрана таким образом, чтобы в конце тренировки дети чувствовали переполняющую их радость от совершённой физической работы и от выполненного долга перед своим организмом, удовлетворив его "животные потребности" в движении.

Выводы.
Не теряйте времени даром, помогите детям полюбить физическую культуру! Молодость - это пик внутренних сил организма, это максимум выносливости. С каждым прожитым годом силы убывают. Заинтересованность учителя, высокая эмоциональность и динамичность уроков физической культуры в конечном итоге приводят к сокращению числа желающих отсидеться на скамейке. Только крепкие, хорошо сформированные, накаченные мышцы способны активно и плодотворно работать, обеспечивать стабильное функциональное состояние организма. Физическое воспитание я начинаю, прежде всего, с себя. Ведь уважительное отношение к своему здоровью необходимо воспитывать с самого раннего детства и только личным примером.



















РЕФЕРАТ

на тему

«Формы и средства направленные на повышение интереса к занятиям физической культурой»



Выполнила:

учитель физической культуры

Черкасская Светлана Николаевна

МОУ «СОШ № 13» с. Надежда

Шпаковского района Ставропольского края.



22 декабря 2009года.



Список используемой литературы:


1.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М: аст. астрель2002


2.Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-

методическое пособие/ Б.И.Мишин. - М.: ООО «Издательство АСТ»,

2003.


3.Знаменский, Б.Т. Здоровье и окружающая среда/ Б.Т. Знаменский. - М.:

Просвещение, 1992.


4.Барышева, Н.В., Минияров, В.М., Неклюдова, М.Г. Основы физической

культуры школьника. Учебное пособие для учителей физической

культуры/ Н.В.Барышева, В.М. Минияров , М.Г. Неклюдова. - Самара:

Учитель, 1994.


5.Подвижные игры. Оздоровительно спортивные технологии и методика обучения: Учебно-методическое пособие, Ставрополь 2000


6.Ресурсы сети Интернет

© 2010-2022