ГТО. Внедрение комплекса в образовательном учреждении

Данная разработка представляет собой подробную инструкцию по поэтапному внедрению комплекса ГТО в общеобразовательном учреждении. Особенность проекта заключается в доступности изложения и простоте исполнения. В связи с внедрением ВФСК ГТО возникает проблема самого процесса внедрения комплекса в образовательной организации. Каким образом этот процесс должен происходить? При каких условиях? Какие формы и методы лучше всего использовать во время внедренческой деятельности? Данная разработка,  чем и...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Номинация «Нам со спортом по пути»



Внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» в малокомплектной сельской школе








Автор:

Ибрагимова Рамиля Сабирзяновна

Учитель физической культуры

МБОУ Реченской ООШ

e-mail: [email protected]

телефон: 89276716614





Актуальность проекта

Не так давно на высшем политическом уровне было объявлено, что здоровье населения является одним из приоритетов государственной политики. Произошло это событие вследствие сложившейся демографической ситуации в стране. В конце прошлого века в странах бывшего СССР стало наблюдаться падение рождаемости и рост смертности. Данное демографическое явление получило название «Русский крест». Уменьшение численности населения, начавшееся в 90-е годы, продолжается, однако его темпы существенно снизились - с 700 тыс. человек ежегодно в период 2000-2005 годов до 213 тыс. человек в 2007 году (см. Приложение № 1).

Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. Следует отметить, что большой вклад в изменение демографической ситуации в стране вносит государство. Впервые за всю историю не только Российской Федерации, но и Советского Союза, государство берёт на себя обязательство по поводу формирования здорового образа жизни среди населения и активно выделяет на это средства.

Сегодня в соответствии с указом Президента РФ от 24.03.2014 № 172 вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Участниками процесса разработки комплекса были определены площадки, где апробируется внедрение ВФСК ГТО. Апробационный этап реализуется в период с сентября 2014 года по август 2015 года. В связи с этим возникает проблема самого процесса внедрения комплекса в образовательной организации. Каким образом этот процесс должен происходить? При каких условиях? Какие формы и методы лучше всего использовать во время внедренческой деятельности? Данный проект, чем и обуславливается его актуальность, направлен на решение возникающих трудностей.


Цели и задачи проекта

Главной целью проекта является разработка наиболее эффективного способа внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в малокомплектном общеобразовательном учреждении сельской местности. Исходя из этого, можно выделить задачи проекта:

  • Изучение нормативно-правовой базы ВФСК ГТО на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.

  • Изучение методических рекомендаций по внедрению комплекса в общеобразовательном учреждении.

  • Определение участников проекта.

  • Поэтапная разработка процесса внедрения комплекса ГТО.

  • Определение ресурсов, необходимых для реализации проекта.

  • Практическая апробация проекта на базе общеобразовательного учреждения.

  • Определение ограничений, особых условий и требований при реализации проекта.


Участники, реализующие данный проект.

Участниками проекта в первую очередь являются специалисты в области ГТО, или прошедшие специальное обучение люди. Поскольку речь идет о внедрении комплекса в малокомплектном образовательном учреждении сельской местности, то в качестве специалиста, с условием обязательного прохождения им обучения, может выступить учитель физической культуры. Обучающиеся школы являются непосредственными участниками проекта, так как именно им предстоит осваивать и сдавать нормативы, предусмотренные комплексом «Готов к труду и обороне». Данным проектом также предусмотрена работа с работниками образовательного учреждения и родителями (законными представителями) учащихся.

Концепция проекта

Процесс реализации внедренческой деятельности необходимо проводить в несколько этапов:

I этап включает информационную работу с работниками организации и представителями школьных объединений в рамках общешкольного собрания на тему внедрения ВФСК ГТО, определение состава школьной комиссии по внедрению и подготовке документации по всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО. Документация по внедрению ГТО содержит следующее:

  1. Состав школьной комиссии по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и план ее работы на учебный год (утвержденные приказом директора).

  2. План работы по физическому воспитанию обучающихся на учебный год, включающий работу по комплексу ВФСК (ГТО) (утвержденный приказом директора).

  3. Общее количество учащихся I - XI классов по состоянию на 1 сентября со списками обучающихся.

  4. Количество допущенных к сдаче норм комплекса ГТО по классам (на основании допуска врача, утвержденного директором).

  5. Рабочая документация: журналы по фиксированию результатов сдачи нормативов (протоколы с результатами обучающихся (копии протоколов муниципальной рабочей группы), журналы регистрации результатов ВФСК (ГТО), решения школьной комиссии по итогам работы, иные организационные документы или подтверждающие сведения.

В состав школьной комиссии следует по возможности включать следующих представителей:

1. Руководитель образовательного учреждения.

2. Заместитель директора по учебной работе.

3. Специалист, или учитель физической культуры, прошедший специальную подготовку.

4. Медицинский работник образовательного учреждения, или фельдшер сельского медицинского пункта.

5. Заместитель директора по воспитательной работе.

6. Педагог-организатор.

7. Руководители школьных методических объединений.

8. Председатель первичной профсоюзной организации.

9. Председатель школьного родительского комитета.

10. Президент ученического совета.

Школьная комиссия ведет работу с поступающей и исходящей документацией по ВФСК ГТО, организует план работы по своему направлению на учебный год, совместно ведет работу при разработке плана по физическому воспитанию учащихся, контролирует списки учащихся, списки допущенных к сдаче нормативов ГТО, ведет журналы по фиксированию результатов сдачи нормативов (протоколы с результатами обучающихся (копии протоколов муниципальной рабочей группы), журналы регистрации результатов ВФСК (ГТО), принимает решения по итогам работы, иные организационные документы или подтверждающие сведения, занимается агитационно-пропагандистской работой и взаимодействует со средствами массовой информации и т.д.

II этап подразумевает начало агитационно-пропагандистской работы и взаимодействие со средствами массовой информации. Члены школьной комиссии выступают на педагогических советах, общешкольных родительских собраниях, единых уроках, классных часах на тему внедрения ВФСК ГТО. Организуются общешкольные стенды, содержащие нижеперечисленные материалы:

  • Нормативные документы (указ Президента РФ, постановление правительств РФ, РТ, муниципального образования, приказы управления образования, образовательной организации);

  • Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (содержание ступеней комплекса по классам, необходимые требования и условия прохождения ВФСК (ГТО);

  • материалы, отражающие ход сдачи нормативов и требований комплекса в классах и в целом по школе;

  • расписание работы спортивных секций, рекорды школы, разрядные нормы по видам спорта, таблицы оценки результатов соревнований, фотоматериалы (например, по туризму - маршруты и фотографии и т.п.).

Совместно с работником образовательного учреждения, отвечающего за информатизацию необходимо популяризовать комплекс ГТО на официальном сайте организации, в социальных сетях, создать отдельный сайт в интернет пространстве (см. Приложение № 4, № 5, № 6).

Совместно с работниками школы, учащимися, родителями, а также привлеченными людьми из числа населения проводить организованные акции под эгидой «Нам со спортом по пути!» не реже одного раза в месяц; на заместителей директора по воспитательной части, педагогов-организаторов, учителей физической культуры возложить ответственность за проведение общешкольных внеклассных мероприятий с целью активизации учащихся и популяризации комплекса ГТО не реже двух раз в месяц; классным руководителям предоставить организацию классных часов на тему актуальности ГТО и пропаганды здорового образа жизни не реже одного раза в месяц. Информацию о проведенных, предусмотренных программой, мероприятиях необходимо освещать в средствах массовой информации.

Следует отметить, что агитационно-пропагандистская работа должна проводиться на протяжении всего процесса внедрения ВФСК ГТО.

III этап направлен на организацию тренировочных тестирований по сдаче нормативов комплекса. Основная работа возлагается на специалиста, или учителя физической культуры, прошедшего специальную подготовку. Положением о всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» предусмотрены виды испытаний (тесты) и нормативные требования. Выделяют обязательные испытания в соответствии со ступенями и испытания по выбору. К обязательным испытаниям относят следующее:

  • испытания (тесты) на развитие быстроты;

  • испытания (тесты) на определение развития скоростных возможностей;

  • испытания (тесты) на определение развития выносливости;

  • испытания (тесты) на определение скоростно-силовых возможностей;

  • испытания (тесты) на определение развития силы и силовой выносливости;

  • испытания (тесты) на развитие гибкости.

Испытания по выбору включают:

  • испытания (тесты) на развитие координационных способностей;

  • испытания (тесты) на овладение прикладным навыком.

Комплекс предусматривает три уровня трудности (золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия Комплекса ГТО).

Задача учителя физической культуры заключается в физической подготовке учащихся к сдаче нормативов, проведении тренировочных испытаний (тестов), и, следовательно, заключении о готовности того или иного учащегося к сдаче нормативов на муниципальной базовой площадке.

На данном этапе внедрения комплекса необходимо разработать календарно-тематический график по сдаче нормативов. Разработать его вполне возможно на основе календаря, предложенного в рекомендациях по организации работы ВФСК ГТО. В зависимости от имеющейся учебно-материальной базы площадок, их расположения, целесообразно разделить прием нормативов ВФСК (ГТО) у обучающихся на три условных сессии: осеннюю (сентябрь-октябрь), зимнюю (февраль - март), весеннюю (апрель-май) (см. Приложение № 2).

Согласно разработанному календарно-тематическому графику необходимо вести подготовку учащихся к многоборью. Не стоит также забывать о рекомендациях к недельному двигательному режиму обучающихся (см. Приложение № 3).

Примерные сроки и этапы реализации проекта

На реализацию данного проекта предусматривается 12 месяцев: с августа по август.

I этап - информационно-подготовительный. Сроки - август перед началом учебного года.

II этап - агитационно-пропагандистский. Сроки - сентябрь - август.

III этап - организационно-тренировочный. Сроки - сентябрь - август.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации проекта

В перечень необходимых ресурсов для эффективной реализации проекта входит следующее:

  • Нормативно-правовая база (в электронном и печатном виде).

  • Специалисты или сотрудники, прошедшие специальное обучение по внедрению ГТО.

  • Обучающиеся образовательного учреждения, работники, родители и люди из числа населения.

  • Современные информационные технологии.

  • Инвентарь, необходимый для реализации спортивной части ВФСК ГТО.

  • Интернет-ресурсы.


Практическая апробация проекта

В настоящее время данный проект апробируется на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Реченской основной общеобразовательной школы Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. Первый этап проекта прошел успешно: была проведена информационно-подготовительная работа с работниками образовательного учреждения, представителями школьных объединений, создана школьная комиссия по внедрению ВФСК ГТО, подготовлена необходимая документация. С начала учебного года реализуется второй и третий этапы проекта: проводится агитационно-пропагандистская работа и организация тренировочных тестирований по сдаче нормативов. По имеющимся на сегодняшний день результатам, можно с уверенностью сказать, что внедрение комплекса проходит успешно. Учащиеся школы заинтересованы в успешном прохождении сдачи нормативов, а также получении золотого, серебренного и бронзового знаков отличия (см. Приложение № 7).

Ограничения, особые условия и требования при реализации проекта

В соответствии с положением о ВФСК ГТО к выполнению нормативов допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра.

На первом этапе внедрения комплекса к сдаче нормативов допускаются обучающиеся основной группы здоровья по физической культуре.

Необходимым условием является организация безопасных условий и техника безопасности при организации мероприятий ВФСК ГТО. Осуществляется она в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации образовательного процесса по физической культуре и спорту.

Основные требования по ОТ и ТБ включают следующее: Наличие документации:

  • акты испытаний спортивного оборудования;

  • акты-разрешения на эксплуатацию спортивных объектов школы (спортзалы, спортплощадки и др.);

  • паспорта спортивных объектов школы;

  • инструкции для обучающихся по видам деятельности и разделам программы;

  • журналы регистрации прохождения инструктажей обучающимися.

Отметим, что должна быть разработана инструкция по проведению мероприятий по ГТО (на основе инструкции по организации спортивно-массовых мероприятий).

Одним из важных условий является свободной доступ к первоисточникам через интернет пространство.

Заключение.

Особенность данного проекта заключается в доступности изложения, адекватной ресурсоемкости реализации проекта, содержании информации об апробации и результатах. Данный проект прост в понимании и исполнении, не требует больших затрат. Проект вполне адаптирован для малокомплектных сельских школ.

При соблюдении всех этапов проекта, эффективность процесса внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» гарантирована.

Список литературы

  1. Письмо МО и Н РТ от 27.08.2014г. №16796/14 "О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в Республике Татарстан».

  2. План мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) в Республике Татарстан, утвержденный Президентом РТ.

  3. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014г. № 540 «Об утверждении Положения Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)

  4. Приказ МО и Н РТ от 10.07.2014г. № 3907/14 «Об апробации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) в образовательных организациях Республики Татарстан».

  5. Приказ Минспорта РФ от 08.07.2014г. №575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)».

  6. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2014 №1165-р об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО).

  7. Рекомендации по организации работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) в образовательных организациях Республики Татарстан.

  8. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе» от 24.03.2014г. №172.

  9. Ключевые направления модернизации здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. spruce.ru

  10. gto.anonii.ru/informatsiya-o-konkurse

  11. gto-normy.ru

Приложение № 1.

ГТО. Внедрение комплекса в образовательном учреждении




Приложение № 2.


Примерный календарь сдачи нормативов ВФСК (ГТО)

Нормативы

дата

1.

Челночный бег 3х10 м

сентябрь-октябрь

2.

Бег на 30, 60, 100 м

сентябрь-октябрь

3.

Бег на 1; 1,5; 2; 3 км

сентябрь-октябрь

4.

Смешанное передвижение

сентябрь-октябрь

5.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

сентябрь-октябрь

6.

Прыжок в длину с разбега

сентябрь-октябрь

7.

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

февраль-март

8.

Подтягивание из виса на высокой перекладине

февраль-март

9.

Рывок гири

февраль-март

10.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

февраль-март

11.

Поднимание туловища из положения лежа на спине

февраль-март

12.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу или гимнастической скамье

апрель-май

13.

Метание теннисного мяча в цель

апрель-май

14.

Метание спортивного снаряда на дальность

апрель-май

15.

Плавание на 10, 15, 25, 50 м

сентябрь

16.

Бег на лыжах на 1, 2, 3, 5 км

февраль-март

17.

Кросс по пересеченной местности на 1, 2, 3, 5 км

апрель-май

18.

Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия

февраль - март

19.

Туристский поход с проверкой туристских навыков

апрель-май

Приложение № 3.

3. Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 14 часов)

п/п

Виды двигательной активности

Временной объем в неделю, мин.

1.

Утренняя гимнастика

Не менее 140

2.

Обязательные учебные занятия в образовательных организациях

135

3.

Виды двигательной активности в процессе учебного дня (динамические паузы, физкультминутки и т. д.)

120

4.

Организованные занятия в спортивных секциях

и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжам, полиатлону, гимнастике, спортивным играм, фитнесу, единоборствам, туризму, в группах общей физической подготовки, участие в соревнованиях

Не менее 270

5.

Самостоятельные занятия физической культурой

(с участием родителей), в том числе подвижными

и спортивными играми, другими видами двигательной активности

Не менее 180

В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов






























Приложение № 4.


ГТО. Внедрение комплекса в образовательном учреждении










Приложение № 5.


ГТО. Внедрение комплекса в образовательном учреждении



Приложение № 6.


ГТО. Внедрение комплекса в образовательном учреждении







ПГТО. Внедрение комплекса в образовательном учреждении

риложение № 7.


© 2010-2022