Педагогический конкурс Спортивный звездопад

В Калининграде с регулярностью один раз в два года проводится необычный педагогический конкурс «Спортивный звездопад». В нем могут принять участие не только учителя физкультуры, но и педагоги дополнительного образования, и тренеры начальной подготовки. Мы посмотрели на него глазами педагога, желающего перенять опыт у участников конкурса.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва


Спортивный звездопад

Городской конкурс профессионального мастерства

В Калининграде с регулярностью один раз в два года проводится необычный педагогический конкурс «Спортивный звездопад». В нем могут принять участие не только учителя физкультуры, но и педагоги дополнительного образования, и тренеры начальной подготовки. Мы посмотрели на него глазами педагога, желающего перенять опыт у участников конкурса.

Конкурс проводится в четыре тура:

1. Самопрезентация «хобби-клуб». Каждый участник в течение 3 мин. должен рассказать о себе и своих увлечениях.

2. Защита образовательной концепции. В течение 7 мин. конкурсант должен раскрыть ведущую идею своей педагогической концепции, ее целесообразность, содержание, формы и методы реализации и результативность. Затем члены жюри задают ему вопросы в течение 3 мин.

3. Открытое занятие. Его основная цель - пробудить у детей интерес к своей образовательной концепции, создать атмосферу творческого единения педагога и учащихся. Тридцатиминутное занятие проводится с незнакомой аудиторией. Конкурсанты лишь указывают возраст (класс), на котором они бы хотели провести урок или тренировку, и количество детей.

4. Пресс-конференция. Каждый участник должен ответить на три вопроса членов жюри, касающиеся развития спортивного образования, педагогического мастерства, межличностных отношений и проведения досуга.

Наибольший интерес вызывает третий тур, в котором участники могут не только в полной мере проявить свой педагогический талант, но и посмотреть на выступления других участников - совершенно не хочется называть их соперниками! Наблюдая за конкурсантами, я поставил себя на место одного из них и попытался понять, что полезного можно почерпнуть из выступлений коллег.


Тренер против учителя

Многие педагоги выбрали тему «Акробатика» - видимо, потому, что третий тур конкурса проходил в гимнастическом зале. Было интересно сравнить выступления учителей физкультуры и тренеров. Тренеры, которые захотели участвовать в конкурсе, либо проводили ознакомительное занятие, в ходе которого показывали детям то, чем им предстоит заниматься, либо демонстрировали тренировку, направленную на развитие основных физических качеств.

Так, педагог по спортивной акробатике МОУ ДОД ДТДиМ Екатерина КАЛИНИНА выбрала первый вариант и познакомила третьеклассников со своим любимым видом спорта. Дети выполняли перекаты вперед и назад в группировке из различных исходных положений, стойки на лопатках и гимнастический мост, упражнялись в равновесии на одной ноге и прыжках с поворотом на 360º в правую и левую сторону, а в заключение разделились на пары и тройки и строили самые простые акробатические пирамиды.

Иначе построила свое акробатическое занятие Екатерина ТЁТОЧКИНА, учитель физкультуры МАОУ «Лицей № 17». Она начала урок для пятиклассников с необычного приветствия. Вместо привычного «Здрасть!» она каждого ученика поприветствовала разным способами: ударом по одной или двум ладоням, плечу или жестом. Затем дети взяли в руки разноцветные ленточки, после упражнений в ходьбе и беге выполнили разминку на степ-платформах под энергичную музыку и в конце провели игру «Салют». Учитель держит в руках две ракетки для настольного тенниса, накладки которых соответствуют цветам ленточек ребят. Она поднимает одну или две руки вверх или в стороны, показывая детям определенный цвет, а те, в свою очередь, копируют ее действия, поднимая вверх или в стороны ленточки соответствующего цвета, а в заключение поднимает обе руки вверх и поворачивает ракетки то одной, то другой стороной. Ученики делают своеобразный салют из ленточек.

Обучая школьников перекатам, Екатерина Ивановна использует следующий прием: одна группа детей выполняет упражнение, другая - смотрит и помогает исправить ошибки. Дети закрепляют технику выполнения упражнений в игровой форме, произвольно бегая по залу. По команде: «Улитки!» - они принимают положение приседа, а руки ставят ко лбу, разворачивая ладони наружу, изображая рожки улитки; по следующей команде: «Колобки!» - выполняют перекаты в группировке.

Затем ребятам был предложен более сложный вариант игры. По команде: «В улитку превратись!» -ученики принимают позу улитки; по команде: «Превратись в теремок!» - сначала принимают положение упор присев, а затем, выпрямив ноги, - упор стоя; по команде: «Теремок, теремок, превратись в колобок!» - выполняют перекаты в группировке.

Как видно, учительница не только провела занятие, но и поделилась авторскими методическими приемами, которые можно использовать в работе.


Новое против старого

Некоторые педагоги, участвуя в подобных конкурсах, демонстрируют варианты использования различного оборудования на уроках: одни - собственные изобретения или новинки спортивной промышленности, другие находят новое применение вполне обычному инвентарю. Не стал исключением и этот конкурс.

В частности, Екатерина Тёточкина предложила детям выполнить ходьбу на необычных приспособлениях, которые очень похожи на перевернутые вверх дном пластмассовые ведра с привязанными ко дну веревочками.

Юлия СПИРИДОНОВА, учительница физкультуры МАОУ «Гимназия № 32», использовала разноцветные фишки, через которые дети выполняли бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад лицом и спиной вперед с промежуточным шагом между фишками и без него, затем прыжки через фишки на двух ногах правым и левым боком и лицом вперед с высоким подниманием коленей. Использование фишек позволяет научиться регулировать длину бегового шага и точно дозировать силу прыжка.

Александр АНАНЬЕВ, учитель физкультуры МАОУ «Лицей № 49», показал несколько упражнений с использованием обычного шеста. Он и его помощник взяли в руки шест и двигались с ним навстречу ученикам, которые в зависимости от высоты расположения над полом должны были либо перепрыгнуть через него, либо, отклонив туловище назад, пройти под ним.

Следующее задание было более сложным. Педагог взял в руки шест, дальний конец которого касался пола, и двигал им вперед и назад. Ребята по очереди выбегали навстречу и перепрыгивали через шест, после чего делали ускорение, чтобы он не задел их. Задача учителя - умело подыграть детям, так как скорость движения шеста и направление движения регулирует он сам. Затем учитель с помощником держали шест на уровне плеча, а дети подлезали под ним справа и слева, а выпрямляясь, имитировали боксерский удар.

Конечно, использование нового и яркого оборудования всегда привлекает внимание. Но как это можно использовать в работе, если школа подобным инвентарем не располагает? Изготовить самому? А есть ли для этого время и возможности?


Количество против качества

Обычно, участвуя в подобных конкурсах, педагоги стараются показать как можно больше своих находок: придуманных ими упражнений и игр, методических приемов. Юлия Спиридонова продемонстрировала урок, в котором четвероклассники выполняли различные упражнения с мячами, которые можно назвать своеобразной школой мяча. Сначала дети выполняли различные передачи в парах, стоя спиной и лицом друг к другу, а также из положений сидя и лежа. После этого каждый участник взял мяч, передал его учителю, та катала его по полу в диагональном направлении, а ученик старался догнать. Потом учитель не катила, а подбрасывала мяч вверх, а ученикам нужно было его поймать, не дав коснуться пола. Затем это же упражнение дети выполняли в парах с двумя мячами.

Александр Ананьев в ходе конкурса оказался в необычном положении. По непонятным причинам 10-й класс, на котором ему предстояло проводить открытое занятие по военно-спортивной подготовке, состоял из одних девушек. Но педагога это не смутило, и он не стал отходить от запланированного сценария. Девушки выполнили разминку в движении, большую часть которой составляли упражнения, имитирующие боксерские удары на месте, в ходьбе, на бегу и на приставных шагах правым и левым боком, в приседе и при выпрыгивании из приседа вверх.

Затем девушки разделились на пары и демонстрировали различные способы освобождения от захватов одной и двух рук, потом укрепляли связки лучезапястных суставов в передвижении в упоре лежа сзади лицом и спиной вперед, а также в упоре лежа (с удержанием ног партнером). В завершение этого блока - сгибание и разгибание рук в парах в положении стоя друг напротив друга, сцепив пальцы рук партнера.

После этого девушки прыгали через скакалку, по свистку вставали парами и принимали следующее положение: правая рука вперед, левую согнуть, кистью коснуться уха. В этом положении нужно правой рукой коснуться левой кисти партнера, стараясь не дать это сделать другому. Затем то же задание старшеклассницы выполняли, сменив положение рук.

Александр Викторович в ходе занятия заметил, что у девушек не получается хороший удар из-за слабых мышц плеча. Для их укрепления он предложил им выполнить упражнение с набивным мячом в кругу правой и левой рукой, а затем в положении седа, ноги врозь. Учитель встал в центр круга и по очереди передавал мяч от одной ученицы к другой, а те возвращали ему его? Естественно, что более сильной девушке учитель делал более сильную передачу.

Совершенно иной подход к конкурсному занятию использовал Вячеслав ДОБРОХОТОВ, учитель физкультуры МАОУ СОШ № 25 с УИОП. Он провел вводное занятие по легкой атлетике, в ходе которого шестиклассники изучали специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад и семенящий бег. Все эти упражнения известны каждому учителю физкультуры, однако Вячеслав Николаевич построил свое занятие так, что каждый ученик в результате смог выполнить его правильно. Педагог детально объяснял детям технику движений ног, рук и туловища, помогал им исправлять ошибки и устранять причины их возникновения.


Разминка против заминки

Естественно, каждый участник начал свое занятие с разминки. Без этого не обходится ни один урок, ни одна тренировка. Жаль, что содержанием разминочных упражнений никто не удивил. Стоит ли 10, а то и 15 минут конкурсного урока занимать внимание коллег и жюри на обычные, хоть и необходимые вещи? Может, конкурс разминок проводить отдельным туром или предоставить возможность учителям размять детей непосредственно перед выступлением в холле или другом спортивном зале?

Заключительные части занятий были более разнообразными. Педагоги предлагали игры на внимание, интерпретации подвижной игры «Совушка», в которой отрабатывались ранее изученные упражнения.

Екатерина Тёточкина дала задание сделать аппликацию на воздушных шариках - изобразить настроение: если урок понравился - дети клеили улыбающуюся физиономию, если нет - грустную; однако таких не оказалось.

Александр Ананьев предложил старшеклассникам попрактиковаться в необычном задании: снаряжении магазина для автомата патронами. Ребята по очереди вставляли в магазин по два патрона и передавали его следующему. С помощью такого необычного задания была решена главная задача заключительной части - восстановление организма после проделанной работы.


Свои против чужих

Сами конкурсанты в перерывах между выступлениями обсуждали, насколько правильно в подобных конкурсах проводить уроки с «чужими» детьми. С одной стороны, хорошему педагогу не составит труда провести добротный урок в любом классе и спортивном зале; с другой стороны, учителя физкультуры здесь имеют некоторое преимущество перед тренерами, к которым на тренировки приходят только дети, желающие заниматься и уже имеющие первое представление об этом виде спорта.

Вячеслав Доброхотов обозначил еще одну проблему, связанную с проведением уроков с детьми из другой школы. Хорошо, если в школе, из которой приходили дети на конкурс, уроки физкультуры проводятся на высоком уровне и постоянно. Бывало и такое - правда, не в этот раз, - что учителю приходилось проводить урок с ребятами, у которых несколько лет не было уроков физкультуры, и они не знают элементарных вещей. Конечно, талантливый учитель справится с данной ситуацией, но сможет ли показать все задуманное, чтобы поделиться опытом? И будет ли это справедливо оценено жюри?

Есть и другая проблема. Хорошо, если в школе уроки физкультуры проводятся на высоком уровне. А если нет? Представляете, дети побывали на хорошем уроке, некоторые даже успели влюбиться в учителя, а потом возвращаются в родную школу. Поначалу они испытывают разочарование. И хорошо, если оно пройдет, а не перерастет в ненависть к физической культуре.

Организаторам конкурсов стоит задуматься: с кем лучше проводить уроки конкурсантам? Конечно, со «своими» детьми: они могут дать хорошо отрепетированный урок, а с «чужими» - нет. А почему бы не предложить им и то и другое и не дать оценку по сумме двух проведенных уроков? Неплохая идея - проводить уроки друг с другом или со студентами педагогических вузов. Для последних это было бы еще и полезным опытом.

© 2010-2022