• Преподавателю
  • Физкультура
  • Влияние образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников. Проект собственной программы здоровья»

Влияние образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников. Проект собственной программы здоровья»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это-основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и акт...  
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (ЧИППКРО)





Проект: «Влияние образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников. Проект собственной программы здоровья».









Выполнила: Сабитова Гульнара Эдуардовна

МБОУ СОШ №86 «Учитель физической культуры»

Проверила: Михайлова Светлана Викторовна





г. Челябинск, 2015

Оглавление



Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это-основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Множество людей вспоминают о необходимости заботиться о своем здоровье только тогда, когда заболеют. Ну, а вылечившись, тут же забывают о разумной профилактике и ничего не предпринимают, чтобы не допустить заболевания в дальнейшем.

Недостаток движения, недостаток физической работы, физических упражнений - характерная черта нашего времени, болезнь века, как говорят многие. И действительно, механизация труда, развитие транспорта, рост материального благосостояния во всех жизненных сферах привели к тому, что большая часть населения страны с высоким уровнем культуры не получает должной дозы движений ни в количественном ни в качественном отношении.

Почти исключительно от нас самих зависит, будете ли вы наслаждаться здоровой, энергичной жизнью до старости, либо впадете в неряшливое, вялое существование и преждевременно разрушите свое здоровье, как это случается с большинством людей, живущих в странах с высоким жизненным уровнем.

Многие мужчины и женщины проходят по жизни, так и не узнав, что значит по настоящему быть в состоянии физической готовности. Им неведомы ни самочувствие по - настоящему здорового человека, ни радостное сознание того, что любая работа тебе по плечу и ничто не вызывает утомления. Тем не менее, сделав правильный подход и рассчитав усилия, все они могут обеспечить себе именно такую жизнь.

Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения 1985г. состояние здоровья несения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояние медицинской помощи, на 20%-состоянием окружающей среды,20%-наследственными факторами, и на 50%-образом жизни.



Что такое здоровье?

Здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Программа и организация здорового образа жизни должны определяться следующими основными посылками: - индивидуально-типологическим наследственными факторами; - объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами; - конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность; - личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.



Составляющие здорового образа жизни

1. Активная систематическая работа над собой устранение проблем со здоровьем включает в себя:

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- психофизиологическая регуляция;

- психосексуальную и половую культуру;

- рациональный режим жизни;

- отсутствие вредных привычек;

- валеологическое самообразование.

Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты.

2. Реализация оптимальной двигательной активности.

Один из обязательных факторов здорового образа жизни педагога - систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность» У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и педагогам.

3. Закаливание как тренировка механизмов приспособления организма к часто меняющимся условиям жизнедеятельности.

Закаливанию приписывают важную роль в предупреждении преждевременного старения, атеросклероза и даже раковых заболеваний.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям: гриппу, катару верхних дыхательных путей, пневмонии.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди буквально всех возрастов независимо от степени физического развития.

Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Оно заключает в себе психотренировку и культуру волевых усилий, помогающих устоять в серьезных испытаниях. Нельзя забывать еще об одном значении закаливания: в процессе выработки устойчивости организма к воздействию факторов внешней среды формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, воля к достижению поставленной цели, нормализуется состояние эмоциональной сферы

При действии факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определенным образом организованные и соподчиненные между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне. При самом незначительном изменении температуры окружающей среды в мозг поступают миллионы импульсов в секунду. Он начинает работать на более высоком уровне общего тонуса, становятся активнее его центры - и включается в работу весь организм.

Информация, поступающая от рецепторов, обрабатывается в центральной нервной системе и направляется к органам, мышцам, кровеносным сосудам, сердцу, легким, почкам, потовым железам, в которых возникают различные функциональные сдвиги, обеспечивая гомеостаз (постоянство внутренней среды), т.е. приспособление организма к данным условиям экологической среды.

Любая функциональная система нашего организма, в том числе и функциональная система терморегуляции, в высшей степени пластична и обладает значительным запасом прочности. Если человек сознательно приучает свой организм к действию на него разнообразных по силе и интенсивности факторов внешней среды, т.е. целенаправленно вырабатывает условные рефлексы (накапливает опыт поведения организма в условиях той или иной обстановки), это гарантирует защиту его от вредного влияния этих факторов среды.

В каждом человеке природой заложены одни и те же механизмы терморегуляции, но далеко не у всех они действуют одинаково эффективно и рационально. Индивидуальные реакции на холод или тепло создаем мы сами. И очень часто, к сожалению, мы упускаем из виду тот очевидный факт, что и защитные силы организма, и его адаптационные возможности точно так же, как и тренировка мышц или улучшение памяти, поддаются и воспитанию, и тренировке

4. Оптимальный режим труда и отдыха.

Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы - с 8 до 20 часов.

Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочего дня, недели, года в соответствии с режимом работы образовательного учреждения.

Динамика работоспособности за день графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине дня снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течении дня. В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.

5. Поддержание эмоционального состояния на оптимальном уровне (использование методов снятия психоэмоционального напряжения).

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В процессе профессиональной деятельности педагог общается с учениками, родителями, коллегами. Профессиональное общение учителя характеризуется следующими факторами: протяженностью во времени; результаты совместной работы; эмоциональной насыщенностью, интенсивностью. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности..Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.



Мой образ жизни

Я, Сабитова Гульнара Эдуардовна, мне 46 лет, я замужем, имею троих детей, Эдуард- 24 года, Владислав- 21 год, Виктория-18 лет. У меня крепкая, спокойная, уравновешенная семья. Семья - это самое главное для меня. Поэтому для семьи и ради семьи я делаю всё. Мой образ жизни - это не только питание и занятия спортом. Здесь и культурное обогащение, и общение с людьми, нормальный сон, внешний вид, состояние жилья. Как я культурно обогащаюсь? Не могу сказать, что часто бываю в театре или читаю книгу. Если говорить о моем собственном образе жизни, особенностях питания, могу сказать, что я очень много работаю, иногда могу вообще забыть про еду. Я очень хорошо готовлю. В течение долгих лет, работая в детском саду, я придерживаюсь несложного для жизни распорядка и диеты. Это даже нельзя назвать диетой в полной мере. Для меня это образ жизни. В рационе моей семьи присутствуют мясо, рыба, консервированные продукты, яйца. Отдаю предпочтение овощам, фруктам, сокам, зерновым. Готовить пищу предпочитаю на пару - так в ней сохраняются витамины и другие полезные вещества, в том числе минералы. Пью чистую родниковую воду, натуральные соки, нарзан. Кофе, черный чай употребляю редко, делаю лишь исключение для некоторых видов зеленого прохладного чая. У меня нет вредных привычек. По поводу внешнего вида: одежду я выбираю сама, иногда советуюсь с дочерью. Состояние жилья - всё держиться на мне и моей дочери. Уборка дома, стирка, глажка белья, у меня есть дурная привычка - гладить всё, мусор выносит муж. Закупаем продукты с дочерью. Все счета оплачиваю я сама, а то у мужа будет нервный срыв. Очень любим своего домашнего питомца кота по имени - Сем. У моей семьи есть хобби. Мы любим машины и оружие. Все очень любим баню, и стараемся каждую неделю посещать.











Заключение

Физические упражнения приводят в действие естественные резервные силы человека. Ничто не в состоянии возместить нашей нервной системе то, чем одаривают ее активная работа мышц, оптимальные физические нагрузки. Занятия в спортивном зале, бассейне, на стадионе, спортивных площадках, катке, лесных дорожках закладывают основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы. Физическая культура, правильно организованные тренировочные занятия - это то надежное плечо, на которое можно и нужно опираться в любом возрасте. Физическая культура является мощным аккумулятором жизненных сил, она приносит бодрость и жизнерадостность, гордость за свои двигательные умения и возможности.



Список использованной литературы

  1. «Формула вечной молодости. Как сохранить здоровье на долгие годы». Перевод с английского - «ЗАО Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2004 г.

  2. Байер К. и др. Здоровый образ жизни. - м.: 1997 - 268с.

  3. Куценкр Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: 1992 - 223с.

  4. Энгельман И.М. Человек и здоровье. 1986 - 127с



© 2010-2022