«Индивидуальный подход к формированию здорового стиля жизни»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода





Статья «Индивидуальный подход к формированию здорового стиля жизни»






Подготовил: учитель физической культуры

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода

Барков Владислав Анатольевич







Г. Белгород, 2015г.

Физическая активность является одним из ведущих факторов стимуляции и активной жизни в значительной степени определяет состояние психического здоровья. Последнее описывается как системы, содержащей положительное отношение к себе и другим, личной рефлексии и потребности саморазвития. Мысленно здорового человека можно быть назвать личностью, в целом адаптированных к среде, без ущерба для здоровья физического, есть желание и возможность для творческого преобразования как окружающей среде и самого себя. [8]

Эффект режимов двигательных на психику человека могут быть очень разными, во многом зависит от типа личности и его установок на той или иной форме физической активности. Поэтому невозможно, чтобы изучить влияние физических упражнений на психическое здоровье без рассмотрения индивидуальных особенностей объекта воздействия. Нужно найти способы создания личность складывающуюся ситуацию, которая представляет собой целостную систему условий, механизм "Выполнить" личностного развития активной личности [5]. Доминирующим значением в этом случае есть игра и различные формы игровых упражнений [4], в которых вовлеченные в естественной среде жизни: искать условную победу, объединив силы с другими, развивать уверенность ценным качеством жизни и свойства , понять всю глубину успеха и неудачи. С игровых форм физической активности достигается особый эффект всех сферах личности, в том числе социализации индивида в коллективном (группы). Одним из наиболее популярных форм игровой деятельности в последние годы стал спортивно-развлекательные клубы, в основном боулинг клубы.

Цель исследования - изучение факторов воздействия средствами активной деятельности, преимущественно игровыми, на психическое здоровье занимающихся в спортивно-развлекательном клубе.

Гипотеза. Мы предположили, что поведение, стиль деятельности, связанные с условиями деятельности в клубе и посетителей во многом определяются индивидуальными особенностями лица, особенно в случаях так называемых психодинамических черт личности [2]. Здесь индивидуальные особенности мы связываем с понятием здорового образа жизни. Это в первую очередь система методов и действий, которые определяют некоторые характеристики человеческой деятельности. В нашем конкретном случае, мы имеем в виду систему (набор) методов, которые регулярно ссылается людей, чтобы сэкономить (и укрепление) физическое и психическое состояние здоровья. Дальнейшее использование таких методов вместе со временем становится настолько привычным, что превращается в необходимость. Таким образом, здоровый образ жизни является активное внедрение системы жизненных навыков и методов поведения для укрепления здоровья и оптимального социализации индивида в окружающих контактных групп.

Методы исследования. Для изучения психодинамических особенностей занимающихся в спортивно-развлекательном клубе было выполнено тестирование с помощью широко известного 16-факторного теста Кеттелла.

Цветовой тест Люшера позволяет выявить порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого, который в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных или эрготропных тенденций в рамках вегетативного баланса. Выбор цветового ряда испытуемым зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, связанных с конституциональным типом индивида, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией [6]. Данный тест использовался при диагностике психофункциональной работоспособности занимающихся до и после сеансов двигательной активности в клубе.

Таблица 1. Общие психовегетативные показатели индивидуальности (по критерию Mana-Whitney)

Статистические величины

Предпочтение основных цветов

КПВА

ПФР

Тревожность

1-й выбор

2-й выбор

разность

3

2

1

4

%

45,8

22,7

16,9

14,6

-

-

-

-

-

X

-

-

-

-

1,33

13,2

5,8

5,2

0,6

U

83,6

81,4

89,6

88,9

68,5

81,2

75,5

67,8

75,3

Таблица 2. Индивидуально-типовые проявления психовегетативных особенностей испытуемых (в количестве предпочтений и баллах)

Группы испытуемых

Предпочтение основных цветов

КПВА

ПФР

Тревожность

3

2

1

4

1-й выбор

2-й выбор

разность

1

2

3

4

33

25

44

20

21

22

28

32

19

24

19

27

29

18

16

22

1

2

3

4

1,62

1,09

1,23

0,79

12,50

7,78

5,81

8,73

7,53

6,84

6,72

6,45

7,66

6,43

6,23

6,54

0,13

-0,41

-0,49

0,09

Исследование проводилось на базе боулинг-клуба.

Результаты исследования и их обсуждение. Некоторые из личностных черт людей, занимающихся в спортивно-развлекательном клубе, характеризуют то, что А. Адлер называл стилем жизни [1]. Подразумевается уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Конкретная задача данного исследования заключалась в нахождении тех свойств интегральной индивидуальности, которые бы содержательно характеризовали тот или иной стиль жизни на основе проявлений определяющих его личностных свойств. В случае нахождения таких свойств можно считать, что соответствующий им стиль жизни непосредственно включен в симптомокомплекс "интегральная индивидуальность".

С помощью субтеста Люшера были рассчитаны коэффициенты психовегетативной активности (КПВА), раскрывающие общий уровень активации человека, психическая работоспособность (ПФР), тревожность. В табл. 1 приведены результаты диагностики взрослых мужчин (n = 96) с определением достоверности различий по критерию Mana-Whitney [3]. Значения Кпва указывают на преобладание эрготропного синдрома в рамках вегетативного баланса (Кпвa > 1) [2]. Очевидно, деятельность современного человека в таком урбанистическом мире, который характерен для мегаполиса (Москва и ее окрестности) требует наличия высокого уровня психовегетативной активности. У некоторых занимающихся наблюдалась повышенная тревожность, что тоже характерно для жителей мегаполиса. Достаточно высоко развит блок таких свойств, как самодисциплина, самоконтроль, уверенность в своих возможностях и определенная доминантность. Этот факт вполне объясним. Такая картина проявления личностных свойств индивидов, вероятно, определяется характером воздействия социального опыта, специфики деятельности, которую выполняют люди, находящиеся на относительно высоких ступенях социальной лестницы, в том числе и коллективной деятельности. Такая деятельность имеет место и в играх, которые применяются в спортивно-развлекательном клубе. Как свидетельствуют данные M. Vanek et al. [10], подобное сочетание психодинамических свойств типично и для спортсменов.

Наличие общих закономерностей не исключает значительных индивидуальных различий, которые могут быть определенным образом систематизированы. Испытуемые были распределены на следующие группы:

1) лица с высокими показателями психовегетативной активности и психофункциональной работоспособности, отсутствием выраженной тревожности;

2) лица с низкой психовегетативной активностью, невысокой психофункциональной работоспособностью, умеренной тревожностью;

3) лица с умеренной психовегетативной активностью, низкой психофункциональной работоспособностью и высоким уровнем тревожности;

4) лица с трофотропными тенденциями психовегетативной активности, умеренной психофункциональной работоспособностью и отсутствием выраженной тревожности.

Различия средних значений анализируемых показателей представлены в табл. 2.

Испытуемые группы 1 предпочитали «активный» цвет, они имеют высокий уровень Kпва, которая должна проявляться в высокой потенциальной энергии, ярких эмоциональных состояний, активности и метров интенсивный поток и психологических процессов. Низкая тревожность помогает избежать существенное бедствие в повседневной жизни. Согласно Каттел теста они обычно проявляются такие черты, как эмоциональная устойчивость, высокая волевого контроля, высокой эмоциональности, уверенности в себе, высокий самоконтроль. Это - группа "высокого уровня".

Субъекты в группе 2, большинство показатели Люшера Тест, как это было на среднем уровне: нет «вспышек» психофизиологического энергии, но нет чрезмерного замедления и серьезные тревоги. Низкая психовегетативная активность может быть связана со слабыми эмоциональными реакциями в экстремальных ситуациях. По тесту Кеттела они обычно проявляются следующие характеристики: эмоциональная неустойчивость, низкая Эмотивность, тревожности, изоляции, низкий вегето лабильность, низкая тревожность, зависимость от группы. Это - группа "неустойчивых".

Наиболее выраженное особенностью тестируемой группе 3 - высокий уровень тревожности. Это приводит к неадекватной реакции в экстремальных ситуациях и непредсказуемое поведение, особенно в ситуациях профессионального или бытового конфликта. По тесту Кеттела являются следующие личностные черты: низкий волевой контроль, тревога, высокая мотивация, высокая тревожность, мнительность. Это - группа "тревожных".

Экспериментальная группа 4 характеризуются низким уровнем активности Психовегетативные (ПВА <1), что свидетельствует о тенденции к трофотропным реакциям, поиски мира, покоя. Тем не менее, психофизиологическое производительность не падает ниже среднего уровня. Беспокойство не наблюдается и даже в небольшой степени. Согласно Кеттела теста они обычно проявляются такие черты, как эмоциональная устойчивость, высокийсамоконтроль, низкая мотивации, низкая вегетативной лабильности, низкая тревожность, прямолинейность поведения. Это - группа "устойчивых".

Направление и объем физической активности участвуют в спортивно-развлекательном клубе - ценность индивидуума, складывающаяся под влиянием генетической программы развития личности и окружающей среды. Основная часть посетителей спорт клуба являются представители так называемого среднего класса, которые характеризуются определенными параметрами поведения и деятельности, типичной эмоционально-волевых черт личности.

В соответствии с социальной целью просьбе программы является поддержание позитивного физического и психического здоровья людей путем оптимизации эмоционального состояния; воспитание культуры собственного тела; сознательно электронной отношение к своему здоровью; т.е. формирование наиболее важных социальных навыков, которые способствуют успешной социальной адаптации и профилактики , вредных привычек. Мы хотели убедиться, что привычка здорового образа жизни возникла , не из-за формальных условий следовать определенным правилам, но из-за глубоких внутренних мотивов. Известно, что источником веры является яркий эмоциональный опыт. Поэтому методологические инструменты, используемые в организации деятельности клуба, чтобы эффективно влияют на эмоциональную сферу заинтересованных

Индивидуальные особенности участвующих требует границ отбора натяжения влияние двигательной активности, что отражается в продолжительности упражнений, значение нагрузки, осуществлять время и характер игры. Хорошо известно, что привлекательной для современных людей нетрадиционные двигательные деятельности. Но в то же время они должны быть доступными, потому, что , большинство участвующих не имеют достаточного спортивного опыта. В связи с этим, такие игры, как боулинг и бильярд, вполне адекватной формой физической активности людей клуба. Они хорошо дополняют специализированные программы, силовых тренировок, танцевальной аэробики, дыхательных упражнений и элементов психической саморегуляции.

Как используется в ходе педагогического эксперимента, игровые и оздоровительные программы различаются в зависимости от аксессуаров в конкретной индивидуальноц группе образца:

Работа с типом "высокого уровня" предлагает такие инструменты, как изменение видов игр в одном классе, формирование мотивации, чтобы выиграть в любой игре, использование элементов психической подготовки, формирование фокус на достижении успеха в жизни [9 ], использование активации дыхательных упражнений;

- Работа с типом "неустойчивым" рекомендуется выполнение некоторых, но не принципиальных, социальных ролей в команде (например, вице-капитан), предложил двигательные осуществления полномочий характер, требующие терпения и выносливости, методы саморегуляции их состояние, элементы упражнения психофизической, связанные с использованием внутреннего монолога во время тренировки [7], релаксационные и дыхательные упражнения, используемые в повседневной жизни;

Работа с типом "тревожных" элементов, рекомендованных психофизической тренировки, в том числе самоформирования в процессе двигательной активности [7], элементов психической подготовки, связанной с обновлением своих возможностей [9], саморегулирование означает формирование готовности к преодолению различных барьеров;

- Работа с типом "устойчивые" рекомендуется осуществление идеомоторных упражнений, в основном связанные с элементами игры в боулинг и бильярд, участвовать в различных конкурсах и играх, проводимых в тяжелой конкурентной форме, упражнения, направленные на создание осознанных оценок состояние его собственного тела, понимание себя и определения их социального пространства в виде «Я в группе". [7]Приведенные здесь коррекции не исключали обобщенной реализации всех элементов программы.

Список литературы

1. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Roual, 1997. - 288 c.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. /Пер. с англ.; под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982.

3. Кадырбаева Д.В., Палий В.И., Ямпольский Л.Г. Методика исследования личностных особенностей спортсменов младшего школьного возраста: Метод. реком. - М.: ВНИИФК, 1985. - 25 с.

4. Костюков В.В. Организационно-технологические аспекты оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с. 7-11.

5. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 195 с.

6. Люшер М. Цветовой тест Люшера. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 192 с.

7. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 160 с.

8. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье школьника. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 224 с.

9. Унесталь Л.-Э. Повышение спортивных показателей с помощью внутренней психической тренировки // Зарубежные научные исследования психологии спорта. Воспитание в спорте. - М.: ВНИИФК, 1986, № 3, c. 20-43.


© 2010-2022